игры по развитию мелкой моторики
методическая разработка
Комплекс авторских игр направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук с изпользованием нетрадиционного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskie_igry_po_razvitiyu_motoriki_paltsev_ruk.docx | 28.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Практический материал:
Дидактическая игра «Пчелы и соты»
(с фундуком, решетками для раковины)
Дидактическая задача:
1. Самомассаж кистей и пальцев рук с помощью ореха – фундук
2. Развитие мелкой моторики пальцев рук, умения выполнять мелкие движения с предметами, брать их щепотью
3. Закрепление ориентирования в пространстве, количественных представлений, геометрические фигуры, прямые, ломаные линии.
4. Интонационное выделение ударного звука в слове
5. Сенсорное развитие детей: называние цвета, оттенки одного цвета, цвета радуги.
6. Развитие психических процессов. Воспитание усидчивости.
Материал:
пластмассовая решетка для кухни, фундук, цветные шнурки, атласные ленты
Руководство: (Применение по усмотрению педагога)
- Самомассаж кистей и пальцев рук с помощью ореха – фундук
«Я катаю мой орех,
Чтобы был круглее всех»
(катание в ладонях орехапо кругу)
- Указательный и средний пальцы ходят по сотам на ударные слоги
«Пальцы как пчелы летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем до весны
Чтобы не снились голодные сны»
- Выкладывание в соты орехов в виде узора «Поможем пчелке разложить мед в соты. Выложи по ореху в каждую ячейку. Клади орехи только правой рукой», «Угости белку: положи орешки в верхний ряд, посчитай, сколько всего? В нижний ряд положи на 2 орешка меньше, сколько посчитай.»Левой рукой положить орехи в соты, правой – убрать.
-Вплетение разноцветных атласных лент, шнурков в соты в виде коврика, радуги, дорожки, прямые и ломаные линии, геометрические фигуры; завязывание узлов и бантиков для пчелки
- Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом»
«Жу-жу-жу – жужжит пчела, -я лечу издалека
Зу-зу-зу – комар пищит, укусить скорей спешит.
Уф-уф-уф – как паровоз,шмельпыхтит. – Пыльцу привез!
Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу, я любого разбужу».
Игра «Мы тесто месили» (с фасолью)
Дидактическая задача:
1. Самомассаж пальцев рук с помощью фасоли
2.Интонационное выделение ударного звука в слове (стихотворное сопровождение игры).
3. Вычленение первого звука в слове и выкладывание соответствующей буквы.
4. Развитие воображения, мышления, снятие эмоционального напряжения
Материал:
Контейнер, заполненный фасолью
Руководство:
(Применение по усмотрению педагога)
- педагог предлагает детям замесить тесто (дети опускают руки в контейнер, наполненный фасолью, сжимают и разжимают кулачки, произнося стихотворный текст, интонационно выделяя ударный звук в слове)
«Мы тесто месили, мы тесто месили,
Нас тщательно все промешать попросили
Но сколько не месим и сколько не мнем
Комочки опять и опять достаем»
«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут, будут из печи,
Булочки и калачи.»
- педагог далее может предложить выложить букву, фигуру животного или любой другой образ из фасоли (в зависимости от темы недели) или произносит слово и предлагает вычленить первый звук в слове, выложить букву.
Дидактическая игра «Колобок» (с прищепками)
Дидактическая задача:
1.Развивать двигательную активность и гибкость сгибательных и разгибательных мышц пальцев, кистей рук, умение брать мелкие предметы щепотью.
2. Закреплять пространственные представления (вверху –внизу; справа- слева; между)
3. Формировать правильное звукопроизношение, интонационное и изолированное выделение звука в слове
4. Накопление слов, обозначающих предмет или действия предметов.
Материал: круги из желтого картона – колобок, прищепки
Руководство:
Игровая ситуация:
- «Давайте поможем колобку превратиться в солнышко. Сначала прикрепим прищепку сверху, потом -снизу, справа –слева, теперь –между ними. Вот наш колобок превратился в солнышко»
- «Наше солнце любит, когда его хвалят. Будем говорить ему комплименты, четко называя первый звук в слове. Скажите, какое солнышко?( теплое –«т», круглое – «к», лучистое – «л»,золотое –«з», доброе –«д»)
- «Назовите слова со звуком «с» и добавьте солнцу лучик» - дети вспоминают слово на звук «с», прикрепляют прищепку, проговаривая слово с упором на звук(насос, снег, маска…)
-«Назовите предметы желтого цвета, интонационно выделяя первый звук в слове»
- Педагог загадывает загадку (по теме недели), ребенок отгадывает и прикрепляет прищепку к солнцу
-Игру можно сопровождать стихами о солнце с четким проговариванием слов:
«Вышло солнце из-за тучи,
И нагрело снег скрипучий
Снег задумался чуть –чуть
И ручьи пустились в путь»
«Солнышко, солнышко, золотое донышко!
Гори ,гори ясно, чтобы не погасло
Побежал в саду ручей, прилетело сто грачей,
А сугробы тают, тают, а цветочки подрастают!
Дидактическая игра «Мамина помощница»
(с прищепками)
Дидактическая задача:
1. Развивать мелкую моторику пальцев рук, фонематический слух
2. Обогатить и активизировать предметный словарь детей по теме «одежда»: женская, мужская, детская; верхняя, домашняя, праздничная, повседневная одежда
3. Закреплять умение определять количество слогов в слове, дифференцировать слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов.
4. Закреплять знание цветов
Материал: картонный набор предметов одежды, прищепки, панно.
Руководство:
- «Помоги маме развесить белье.
Выбирай одежду, где в произнесении слова есть звук
«с» - сарафан, сумка; «ш» - шорты, штаны, шляпа
«ф» - футболка, кофта; «б» - блузка, юбка, брюки
«п» - пальто, перчатки, платье
- «Помоги маме разложить одежду: в первый шкаф положить одежду, название которой состоит из 1 слога ( шарф), во второй – из 2 слогов (шап - ка), а третий –из 3(са-ра - фан).
- Повесить одежду только красного (синего, зеленого) цвета
«Мамам дружно помогаем, сами в тазике стираем
И рубашки и носочки, для сына и для дочки
Через двор растянем ловко для одежды три веревки,
Светит солнышко –ромашка, скоро высохнет рубашка»
- Выбрать и развесить только женскую (мужскую, детскую) одежду; одежду для дома, для праздника; летнюю.
Дидактическая игра «Времена года»
(с прищепками)
Дидактическая задача:
1.Упражнять в закреплении характерных признаков времен года.
2. Развивать мелкую моторику.
3. Закреплять количественные представления
Материал: плоскостная фигура дерева из ДВП, бельевые прищепки, карточки с изображением характерных признаков времен года, цифры от 1 до 9
Руководство:
-«Наступила весна. Наряди яблоню» Ребенку предлагается из набора картинок выбрать те, которые соответствуют определенному времени года и прикрепить их с помощью прищепок на дерево ( вначале игры дети сами могут выбрать время года)
- «Повесь на яблоню столько яблок, какую цифру я покажу (или - на одно больше, меньше)»
- педагог загадывает загадки о временах года, ребенок наряжает дерево в соответствии с отгадкой
«Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает?» (весна)
«Утром мы во двор идем, листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят, летят, летят, летят (осень)
«Солнце печет, липа цветет.
Рожь поспевает, когда это бывает?» (лето)
«Снег на полях, лед на водах. Вьюга гуляет, когда это бывает?» (зима)
-Берем бельевую прищепку и пощипываем ею подушечки пальцев рук, приговаривая :
«Сильно кусает котенок-глупыш
Он думает это не палец ,а мышь. (смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе : «Кыш!».
Игра – драматизация «Сочини сказку» (с прищепками)
Дидактическая задача:
1.Развитие коммуникативной функции речи, интонационной выразительности
2. Развитие умения выполнять мелкие движения с предметами
3. Закреплять сенсорные эталоны
4. Развитие психических процессов: воображения, памяти, мышления.
Материал:
Плоскостные фигуры животных, птиц, морских обитателей, декорации из ДВП и картона, разноцветные прищепки.
Руководство: (по усмотрению педагога)
- «Сочиним сказку про солнышко и тучку. Вспомните, как сказку начать, какие слова в сказке»
- «Придумайте необычную сказку про медведя, зайца и ворону»
Дети инсценируют сказку, дополняя образы героев и декорации прищепками
- «Я начну сказку, а вы продолжите. Жил – был краб. Захотел он погулять. Вынырнул он из воды и увидел солнышко. – Привет! –сказал осьминог –Давай играть!...»
Далее педагог предлагает детям продолжить сказку. Помогает с помощью наводящих вопросов.
Игра – драматизация по сказке «Яблоко» В. Сутеева
(с прищепками)
Дидактическая задача:
1. Учить последовательно пересказывать сказку. Выразительно вести диалог между героями.
2.Формировать двигательную активность и гибкость сгибательных и разгибательных мышц пальцев, кистей рук, развивать умения выполнять мелкие движения с предметами.
3. Развивать воображение, память, мышление.
Материал:
Плоскостные фигуры зайца, ежа, медведя, дерева из ДВП; ворона. яблоко, солнце, полянка из картона, разноцветные прищепки
Руководство:
- «Покажем зрителям сказку «Яблоко».
Сказка детям уже знакома. Роли можно распределить заранее. Педагог руководит с помощью наводящих вопросов. Дети начинают инсценировать сказку, создавая полянку, яблоню с яблоком, солнце и тучки, а затем и героев сказки, дополняя образы с помощью прищепок.
Дидактическая игра «Золушка»
Дидактическая задача:
1.Развитие мелкой моторики пальцев рук детей.
2. Развитие связной речи.
3. Развитие психических процессов ( воображения, памяти, мышления).
Материал: горох, фасоль белая, красная, две одинаковые емкости
Руководство:
Насыпаем в емкость горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошинки по одной в другую емкость. (сначала одной, затем обеими руками одновременно). Стихи подбираются другие.
Смешиваем фасоль белую и красную. Ребенок разбирает фасоль по цвету на две емкости.
Дидактические игры с пробками от пластиковых бутылок
Дидактическая задача:
1.Снятие напряжения, усталости, расслабление мышц спины, плечевого пояса.
2.Развитие мелкой моторики, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, творческих способностей.
Материал:
Набор крышек от пластиковых бутылок разного цвета, контейнеры, модули, емкости.
Руководство:
-Две пробки от пластиковых бутылок кладем резьбой вверх - это лыжи. Указательный и средний палец встают в них, как ноги. Двигаемся на лыжах, делая по шагу на каждый слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы. ( то же можно проделать и руками).
- «Сухой аквариум» (2-7 лет) – набор цветных крышек, собранных в пластмассовом тазике. Можно предложить ребенку в любое время, когда у него плохое настроение или он слишком возбужден. Главная ценность пособия в том, что ребенок не боится что-то сломать, потерять.
Варианты:
- купание рук в «Сухом бассейне», погружение рук по локоть, шуршание крышками.
- крышки рассыпаны по полу, столу. Предлагаются разные задания: разложить по цвету, пересчитать, сложить поровну.
- рассыпать крышки по полу, собрать, снова рассыпать.
- «Чьи бусы длиннее», «Три змейки», «Паровозик с вагончиками», «Дорожки», «Мостики». Цветовые варианты любые.
- строим пирамиды, башенки, арки, ворота, город будущего. Выясняем, что выше, чья постройка ниже?
- «Наполни бутылку» можно играть одному, можно группой, в виде эстафеты.
Дети заполняют бутылки крышками определенного цвета. Могут предлагаться разные по величине бутылки, определяется зависимость вмещающегося количества крышек от величины бутылки.
- Игра «Цветное домино»-(2-6 лет)- берутся белые и черные крышки. Верх каждой заклеивается цветной самоклейкой по секторам. Малыши 2-3 лет на начальном этапе освоения игры работают с двуцветными крышками, выстраивая цепочки в двух направлениях. Дети старшего возраста берут четырехцветные крышки, составляя узоры, соблюдая принцип домино.
- Игра «Накорми птенца» - потребуются четыре модуля и множество крышек.
Детям предлагается накормить птичку, а зернышко должно быть такого же цвета, что и птичка. Дети старшего возраста производят метание из положения сидя на ковре- модуль на расстоянии длины ног.
Дидактические игры со спичками, пуговицами, счетными палочками
Дидактическая задача:
1.Развитие мелкой моторики пальцев рук детей.
2. Развитие психических процессов (воображения, памяти, мышления).
Материал: плоские пуговицы, спички, счетные палочки, бельевой шнур.
Руководство:
-Строим из спичек, пуговиц, счетных палочек- домики, узоры. Выкладываем контур предмета.
-Берем веревку, завязываем 12 узлов. Ребенок перебирая руками веревку от узла к узелку, называет месяцы по порядку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития мелкой моторики
1."Строим забор". Детям предлагается игровая ситуация: на даче поспели яблоки (груши), чтобы их не сорвали раньше времени, нужно построить забор; узор забора первоначально задаёт логопед, ребёнок его ...
Авторские дидактические игры для развития мелкой моторики рук: "Чудо-дерево", Мастер конструирования букв", " Фасоль". Дидактические пособия для автоматизации, дифференциации звуков "Спиралька", "Подарочек"
*Цель пособия: Развитие устной речи, лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи. Развитие произвольного внимания, слуховой и зрительной памяти, словесно – логического мышления....
Упражнения и игры для развития мелкой моторики пальцев рук
Упражнения и игры для развития мелкой моторики пальцев рук...
Презентация по теме:" Игра для развития мелкой моторики рук "Грибок""
Еще сто лет назад такие выдающиеся педагоги, как, например, Ю.Д. Фаусек знали, что развитие детской речи зависит в большей мере от физиологических причин. Речевой центр находится в связи с центром вер...
Игра для развития мелкой моторики рук «Рыбка»
Пальчиковые игры — это общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей.Я предлагаю вашему вниманию игру «Рыбка».Цель: развитие мелкой моторики рук на основе пальчиковой игры.Задачи:1...
Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нетрадиционного оборудования»
Значение игр для развития мелкой моторики в жизни ребенка-дошкольника, практический материал для использования родителями, воспитателями, логопедами....
Игры для развития мелкой моторики пальцев рук с использованием нестандартного оборудоваия
Презентация "Игры для развития мелкой моторики пальцев рук с использованием нестандартного оборудования"...
- Мне нравится (1)