МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ ЧАСТИ С (ЭССЕ) В РАМКАХ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
статья

Степанова Татьяна Александровна

Статья является обобщением педагогического опыта одновременного преподавания английского и русского языка  в общеобразовательной школе. Представлена авторская точка зрения на подготовку учеников к написанию самой сложной части экзамена – письменного развернутого сообщения (эссе) в сравнении с сочинением-рассуждением на русском языке, даны конкретные примеры использования межпредметных связей.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

«МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ

К НАПИСАНИЮ ЧАСТИ С (ЭССЕ) В РАМКАХ

ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

Степанова Татьяна Александровна, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №33»,  учитель английского языка, Алтайский край, г. Бийск

Аннотация

Статья является обобщением педагогического опыта одновременного преподавания английского и русского языка  в общеобразовательной школе. Представлена авторская точка зрения на подготовку учеников к написанию самой сложной части экзамена – письменного развернутого сообщения (эссе) в сравнении с сочинением-рассуждением на русском языке, даны конкретные примеры использования межпредметных связей.  

В свете введения новых ФГОС остро встал вопрос подготовки учеников к сдаче ЕГЭ по английскому языку. Ни для кого не секрет, что по статистике написание части С в рамках ЕГЭ по русскому языку является самым сложным заданием. Поскольку по образованию являюсь учителем русского языка с дополнительной специальность «Английский язык» и в настоящее время работаю в школе по обеим специальностям, хочу поделиться некоторыми мыслями  подготовки детей к написанию эссе на английском языке  с опорой  на знания, сформированные на уроках русского языка и литературы.

Проведенный анализ заданий демонстрационных версий ЕГЭ по русскому и английскому языкам 2013 года показал, что задание на английском языке несколько проще, однако в целом отличия незначительны.  Сравните:

ЕГЭ по русскому языку:

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ЕГЭ по английскому языку:

Прокомментируйте следующее утверждение (Comment on the following statement).

Некоторые люди думают, что экстремальные виды спорта формируют характер (Some people think that extreme sports help to build character).

Какова Ваше мнение по вопросу (What is your opinion?) Вы согласны с утверждением? ( Do you agree with this statement?)

Напишите 200-250 слов (Write 200–250 words).

Используйте следующий план (Use the following plan):

  • напишите  введение (утверждение проблемы) ( make an introduction (state the problem))
  • выразите свое мнение  и приведите 2-3 аргумента, подтверждающих Ваше мнение (express your personal opinion and give 2–3 reasons for your opinion)
  • выразите противоположную точку зрения и приведите 1-2 аргумента, подтверждающих это мнение (express an opposing opinion and give 1–2 reasons for this opposing opinion)
  • объясните, почему Вы не согласны с противоположной точкой зрения (explain why you don’t agree with the opposing opinion)
  • напишите заключение, подтверждающее Вашу позицию (make a conclusion  restating your position)

С одной стороны, в тексте задания ЕГЭ по английскому языку проблема уже сформулирована, что несколько облегчает задачу учащегося, поскольку на экзамене по русскому языку ее еще предстоит определить, опираясь на исходный текст (кроме того, необходимо еще и определить позицию автора по вопросу). С другой стороны, объем сочинения на английском языке – 200-250 слов (не менее 180), в то время как объем  сочинения на русском «всего» 150 слов. Но ведь писать эссе на иностранном языке гораздо сложнее! В остальном задания идентичны (однако в русском варианте дается важное, на мой взгляд, уточнение, откуда брать примеры-аргументы: «опираясь на читательский опыт или жизненные наблюдения»).

Вся осложняется еще и тем, что нужно не просто написать сочинение, но написать его в соответствии с  достаточно строгими критериями.

Отразить позицию автора, прокомментировать проблему, привести примеры-аргументы (в том числе из литературных источников), правильно оформить в речевом плане (не нарушив композиции, в том числе абзацного членения текста, подобрав точные и выразительные слова), не допустить орфографических, пунктуационных, речевых, языковых, этических, фактических ошибок – необходимо ученику 11 класса при написании части С экзамена по русскому языку (максимальное количество баллов - 23).

При написании эссе на английском языке выпускнику необходимо: решить коммуникативную задачу (правильно понять исходную фразу и  написать сочинение именно по предложенной теме), в то же время высказывание должно быть логичным, верно выстроенным в композиционном плане (разделенным на абзацы), без лексических, грамматических, орфографических и пунктуационным ошибок (максимальное количество баллов - 14) .

Критерии в первом случае проработаны более детально, поэтому, на мой взгляд, учителю иностранного языка просто необходимо знать о тонкостях подготовки детей к выпускному экзамену по русскому языку.

Поскольку к успешной сдаче ЕГЭ необходимо начинать готовиться с начальной школы, то и обращать внимание на построение английского текста, на его лексическую, композиционную (в том числе на трехчастность струткутры сочинения-рассуждения (эссе): тезис – аргументация – вывод; соответствие количества микротем абзацному членению текста),  орфографическую и пунктуационную оформленность необходимо уже с малых лет: сначала на примере простых текстов, потом все более и более усложняя задание.

Нельзя забывать и о том, что получившееся сочинение также должно обладать признаками текста, такими как: связность, цельность, законченности мысли и коммуникативность. Всему этому учат на уроках русского языка, особо уделяя внимание в 9 и 11 классах.

Учителю английского необходимо напоминать ученикам об этом, ведь для них уже само по себе задание написать текст на иностранном языке кажется сложным. Если снять психологический барьер, все время проводя параллели с русским языком, указывая на унифицированные законы построения текста, результат будет отличным!

Так, например, существует ряд клише для написания эссе, которые используют учителя на уроках русского и английского языков, даже не подозревая о том, что делают примерно одну и ту же работу:

В тексте говорится о…

Начну с …

Я согласен / не согласен…

В заключении…

Кроме умений восприятия исходного текста и построения текста вторичного учащиеся в 11 классе хорошо должны ориентироваться в целом ряде проблем: проблемах экологии, молодежи, спорта, здоровья,  образования и т.д. Используя навыки, приобретенные детьми на уроках родного языка и литературы, можно, на мой взгляд, «улучшить качество» сочинения на английском языке. Приведу два примера, используя в качестве источника анализа материала книгу С.А. Юневой  «Открывая мир с английским языком» [5] и примеры эссе с сайтов [1] и [4].

Рассматривая проблему денег в эссе на английском языке, можно не только говорить о богатстве и бедности, но и  проблеме роскоши, разъедающей душу человека. Вспомнить слова Августина Блаженного, христианского писателя, философа, богослова, одного из отцов церкви: «Вы ослеплены золотом, сверкающим в доме богатых; вы, конечно, видите, что они имеют, но вы не видите, чего им недостает». В качестве другого примера привести рассказ А. П. Чехова «Анна на шее», показывающий, как добрая, очаровательная девушка, выйдя замуж за старика и окунувшись в роскошь, изменилась, стала черствой, сухой, забыла о некогда любимых братьях и отце. На таких примерах можно ярко показать, как жажда золота иссушает сердца: люди замыкаются для сострадания, не внемлют голосу дружбы, разрывают даже кровные узы[4].

Говоря же об экологии, нелишним будет, на мой взгляд, привести примеры  известных экологических катастроф (аварии на Чернобыльской АЭС), призвать к охране природных заповедников родной страны (озера Байкал) , сделать вывод о том, что спасти природу, оставить потомкам цветущую планету, а не выжженную землю – задача каждого из нас, чтобы наши дети, читая рассказы И .С. Тургенева «Записки охотника», не спрашивали, на какой планете происходит действие. От этого сочинение не только не проиграет, но и будет смотреться более выигрышно [1].

Подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ за какой-то короткий промежуток времени невозможно (год или два), но реально, обучая планомерно, систематически, опираясь на межпредметные связи.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Аргументы к сочинению. Проблемы экологии  // http://5-ege.ru/argumenty-k-sochineniyu/
  2. Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку

// http://fipi.ru/

  1. Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по английскому языку // http://fipi.ru/
  2. Проблема роскоши, разъедающей душу человека // http://капканы-егэ.рф/index.php/dlya-uchenikov/ege-po-russkomu-yaziku/sochineniya-po-russkomu-yazyku/183-problema-roskoshi-raz-edayushchej-dushu-cheloveka
  3. Юнева, С.А. Открывая мир с английским языком. 150 эссе для ЕГЭ. Готовимся к ЕГЭ. – М.: «Интеллект-Центр», 2011 – 88 с. // http://www.alleng.ru/d/engl/engl404.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комментарии к написанию части С единого государственного экзамена учителей русского языка и литературы Глущенко Н.В. и Майоршиной Е.Б.

Задание части С предназначено для проверки не только знаний, умений и навыков по русскому языку, но и сформированности общей культуры обучающихся.Что учитывается при проверке сочинения?Что необходимо ...

«Обучение технологии написания личного письма в формате ГИА по английскому языку»

Целью данного урока является обучение написанию личного письма через коммуникативно обусловленные ситуации по теме «Мир вокруг нас». В ходе урока учитель решает обучающие и развивающие задачи:·...

Методическая разработка по теме : "Межпредметные связи как средство формирования культуроведческой компетенции учащихся на уроках литературы , русског языка и во внеурочной деятельности.""

Интеграция предметов- это не просто соединение их частей и элементов, это взаимопроникновение, объединение на  основе общего подхода. Стремление к эффективности  учебного процесса  заст...

Проектная деятельность на уроках английского языка с использованием межпредметных связей Тема проекта: «Муай Тай в моей жизни» Руководитель: учитель анг. языка МБОУ СОШ № 2 г. Моздок РСО-А Иванова Ольга Александровна Исполнитель проекта: ученик 6Б класса

ПАСПОРТ ПРОЕКТАПроектная деятельность на уроках английского языка с использованием межпредметных связейТема проекта: «Муай Тай в моей жизни»Руководитель: учитель анг. языка МБОУ СОШ № 2 г. Моздок РСО-...

“Подводные камни” при чтении текста на английском языке (первое задание в устной части раздела “Говорение” нового формата по английскому языку)

Данная статья посвящена объяснению всех тонкостей, которые следует учесть будущим выпускникам и их педагогам, готовящимся к сдаче ЕГЭ по английскому языку (устная часть экзамена). В ней я также расска...

Образец написания задания 40 (эссе) для ЕГЭ по английскому языку

Задание 40 на ЕГЭ по английскому является заданием повышенного уровня сложности и официально носит название “развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения (ваше мнение)”. Да...

Алгоритм написания эссе в ЕГЭ по английскому языку.

Алгоритм написания эссе в ЕГЭ по английскому языку....