Необычное начало и окончание урока английского языка
статья

Степанова Татьяна Александровна

Данная статья посвящена таким организационным этапам урока, как его начало и окончание. Эти этапы достаточно формальны, но от того, как урок начнется, зависит успех или неуспех занятия. Системно-деятельностный подход требует того, чтобы во время урока не только учитель, но и дети были активны. Поэтому немаловажным является психологический настрой на занятие. В данной статье представлен материал, накопленный в методике, по интересной и эффективной организации начала и окончания урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neobychnoe_nachalo_i_statya_2014.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

«НЕОБЫЧНОЕ НАЧАЛО И ОКОНЧАНИЕ

УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Степанова Татьяна Александровна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№33»

учитель английского языка

г. Бийск, Алтайский край

Аннотация

Данная статья посвящена таким организационным этапам урока, как его начало и окончание. Эти этапы достаточно формальны, но от того, как урок начнется, зависит успех или неуспех занятия. Системно-деятельностный подход требует того, чтобы во время урока не только учитель, но и дети были активны. Поэтому немаловажным является психологический настрой на занятие. В данной статье представлен материал, накопленный в методике, по интересной и эффективной организации начала и окончания урока.

В современное время в условиях постоянно меняющейся системы образования довольно трудно ориентироваться молодому специалисту. Существует огромное количество методов и средств обучения, которыми не вооружили в высшем учебном заведении. На помощь могут прийти Интернет и, конечно, заботливые коллеги, подсказать, направить по верному пути.

Так, существуют такие методы и технологии, как:

  1. развивающее обучение, решение учебных задач;
  2. образование в глобальном информационном сообществе (ТОГИС);
  3. технология уровневой дифференциации;
  4. модульное обучение;
  5. система интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала;
  6. интерактивные формы обучения;
  7. теория решения изобретательных задач (ТРИЗ);
  8. метод проектов;
  9. технология развития критического мышления через чтение и письмо;
  10. технология мастерских;
  11. игровые технологии;
  12. здоровьесберегающие технологии.

И это далеко не полный перечень. Сегодня учитель должен не только знать свой предмет на высоком уровне, но и хорошо разбираться в психологии детей и подростков и методике преподавания своего предмета. Современные условия диктуют жесткие правила игры: никакой стабильности при максимуме вложенных усилий  (учитывая также тот факт, что ЕГЭ по иностранному языку может войти в перечень обязательных экзаменов).

Необходимо не только сформировать систему твердых знаний, умений и навыков, поскольку именно это проверяется экспертами на ЕГЭ и ГИА, но и научить детей учиться в соответствии с новым ФГОС, формируя универсальные учебные действия. В такой ситуации современный урок иностранного языка должен претерпеть ряд изменений в сравнении с традиционным.

Поскольку начало и окончание урока являются, на мой взгляд, не менее значимыми частями урока, чем все остальные его этапы, остановимся именно на них.  

Н.И. Попова предлагает сравнить начало урока в различных типах его организации [2]

Таблица 1

Начало урока в различных типах организации урока

Традиционное начало

Нетрадиционное начало

Необычное начало урока

  1. Предварительная организация класса (проверка рабочего места, организация внимания)
  2. Мобилизирующее начало урока (исходная мотивация)
  3. Актуализация знаний учащихся.
  1. Рифмованное начало урока.
  2. Начало урока с элементами театрализации
  3. С эпиграфа к уроку.
  4. С пословицы, поговорки, относящейся к теме урока.
  5. Постановка учебной задачи, проблемного вопроса, проблемной ситуации.
  1. Психологическая установка на урок.
  2. Создание мотивации урока: включение элементов новизны, необычности, занимательности, противоречивости, личной значимости, творческого мышления, сообразительности, инициирование фантазий.
  3. Эмоциональное вхождение в урок: поделись улыбкою своею, музыка в подарок, цвет и настроение, моменты радости и т.д.
  4. Введение в тему урока.

Одним из вариантов необычного начала урока, кроме всего прочего, отвечающий требованиям здоровьесбережения, является игра, найденная мною в книге К. Фопеля «Как научить детей сотрудничать»[3]: 

«Доброе утро!» Цели: используемый в игре микрофон поможет вам начать занятия нетрадиционным, особым, образом, укрепляющим чувство собственного достоинства детей и единство класса. Каждый ребенок получает возможность поприветствовать своих одноклассников и рассказать, что его в этот день радует, что он хочет сделать, какое у него настроение. Это чрезвычайно эффективный ритуал, он пробуждает у детей интерес, стимулирует их готовность прислушиваться друг к другу и, самое главное, дарит им возможность почувствовать себя в центре всеобщего внимания. Материалы: Любой микрофон (старый, игрушечный или самостоятельно сделанный).

Инструкция: сядьте, пожалуйста, образуя круг. Сегодня я принесла вам микрофон. Каждый из вас по очереди сможет что-то сказать в этот микрофон, а остальным надо будет его спокойно выслушать. Тот, кто держит микрофон, может сказать всем нам: "Доброе утро!" и сообщить, чему он сегодня радуется. Он может рассказать нам также, какое у него сегодня с утра настроение, и как прошло начало дня у него дома. Может случиться, что некоторые из детей не захотят ничего говорить. Не настаивайте. Когда Вы будете проводить этот ритуал впервые, начните говорить в микрофон сами, а затем передайте его кому-нибудь из детей.

Неоспоримый факт, что начало урока – это его сильная позиция, но нельзя забывать и об окончании. Необходимо не только дать домашнее задание, объяснить его, но и подвести итог, выяснить достоинства и недостатки проведенного занятия. Что касается окончания урока, то информации по данному этапу достаточно немного. По аналогии с таблицей 1 можно сказать, что  нетрадиционное окончание урока должно быть не менее эмоциональным, чем его начало (можно послушать музыку, песню на иностранном языке, поиграть в игру, которая обобщит и систематизирует знания, полученные на уроке).

Кажется интересной идея проведения рефлексии по окончании урока путем письменного ответа на вопросы: «Как бы вы оценили занятие? Что бы порекомендовали учителю/ученикам?» (отзыв о занятии, в котором дети могут указать плюсы и минусы, высказать свои пожелания на будущее – выполнить упражнение «плюс-минус-интересно). В младших классах можно попросить показать свое настроение в конце урока (отношение к нему), используя карточки-мордашки (смайлики, обозначающие настроение ребенка) [А. Гин; Эдвард де Боно]

  Немного отвлекаясь от темы, заявленной в заглавии, отмечу, что все этапы урока одинаково важны, поэтому оригинально, на мой взгляд, привлечь к этому детей, как предлагает один из представителей ТРИЗ: назначить ответственных за тот или иной этап (раздать роли детям). Особенную актуальность это приобретает в рамках системно-деятельностного подхода: так, например, типовыми ролями могут быть:
- Фома Неверующий (ученик, не верящий учителю) – связник (ищущий связь между нынешним уроком и предыдущими) - спонсор знаний (сильный ученик, помогающий слабым)- почемучка (постояннол задающий вопросы) - адвокат (отстаивающий права детей при выставлении отметки и т.д.) - подводящий черту (подводящий итог уроку)- хранитель времени (следящий за временем выполнения того или иного задания) [1].

Работать в современной школе непросто: к учителю предъявляются достаточно жесткие требования: система образования меняется, трудности остаются, однако, во все времена в эту профессию шли креативные, неравнодушные, деятельные, замечательные люди. К большому сожалению, мы часто не имеем времени на то, чтобы освоить новый метод или прием, тогда на помощь приходят коллеги, общение с которыми на семинарах, конференциях, в Интернет-сообществах идет нам на пользу. Надеюсь, что и данная статья найдет своего адресата.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Гин А. Приемы педагогической техники

// http://www.trizminsk.org/e/23109.htm#0304

  1. Попова Н.И. Нестандартное начало урока //http://festival.1september.ru/articles/623472
  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - Практиче-ское пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 2. –  М: Генезис 1998 — 160 с.: ил.

// http://www.pedlib.ru/Books/1/0393/1_0393-5.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Необычный урок английского языка в зоопарке,,.

Цель урока: -Вызвать или поддержать у детей интерес к изучению английского языка; -Воспитать теплое и уважительное отношение к природе   и животным; -Организовать среду , способствую...

Методическая разработка интегрированного урока английского языка в 7 классе "Необычный континент"

Интеграция в учебном процессе помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всём её разнообразии. Интегрированные уроки интенсифицируют учебный процес...

План-конспект интегрированного урока английского языка и математики "Необычное путешествие" в 5 классе

План-конспект интегрированного урока английского языка и математики в 5 классе. Учебник "Английский в фокусе" 5 класс. Цель урока: обобщить теоретические и практические знания, полученные на урок...

План урока английского языка в 5 классе по теме "Хорошее начало дня" УМК "Английский язык" Ю.А.Комарова.

Технологическая карта урока английского языкапо теме: "Хорошее начало дня".в 5 классе по УМК «Английский язык»авторы: Ю.А.Комарова, И.В.Ларионова, К.Гренджер...

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по теме «Мой самый необычный праздник»

Данный материал представляет собой разработку урока английского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС....

Организация начала и окончания урока в стихах

Начало урока... Каким оно должно быть? Конечно,  увлекательным, провоцирующим к исследованию, изучению нового материала, формирующим познавательный интерес...Как же этого добиться? А давайте попр...

Конспект урока английского языка по теме «Необычный дом» в рамках реализации ФГОС нового поколения

Данный материал представляет собой конспект урока английского языка по УМК Starlight 5 по теме "Необычный дом". Тип данного урока -урок-обобщение. На данном уроке реализуются задачи ФГОС второго покол...