Необычное начало и окончание урока английского языка
статья
Данная статья посвящена таким организационным этапам урока, как его начало и окончание. Эти этапы достаточно формальны, но от того, как урок начнется, зависит успех или неуспех занятия. Системно-деятельностный подход требует того, чтобы во время урока не только учитель, но и дети были активны. Поэтому немаловажным является психологический настрой на занятие. В данной статье представлен материал, накопленный в методике, по интересной и эффективной организации начала и окончания урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neobychnoe_nachalo_i_statya_2014.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«НЕОБЫЧНОЕ НАЧАЛО И ОКОНЧАНИЕ
УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»
Степанова Татьяна Александровна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№33»
учитель английского языка
г. Бийск, Алтайский край
Аннотация
Данная статья посвящена таким организационным этапам урока, как его начало и окончание. Эти этапы достаточно формальны, но от того, как урок начнется, зависит успех или неуспех занятия. Системно-деятельностный подход требует того, чтобы во время урока не только учитель, но и дети были активны. Поэтому немаловажным является психологический настрой на занятие. В данной статье представлен материал, накопленный в методике, по интересной и эффективной организации начала и окончания урока.
В современное время в условиях постоянно меняющейся системы образования довольно трудно ориентироваться молодому специалисту. Существует огромное количество методов и средств обучения, которыми не вооружили в высшем учебном заведении. На помощь могут прийти Интернет и, конечно, заботливые коллеги, подсказать, направить по верному пути.
Так, существуют такие методы и технологии, как:
- развивающее обучение, решение учебных задач;
- образование в глобальном информационном сообществе (ТОГИС);
- технология уровневой дифференциации;
- модульное обучение;
- система интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала;
- интерактивные формы обучения;
- теория решения изобретательных задач (ТРИЗ);
- метод проектов;
- технология развития критического мышления через чтение и письмо;
- технология мастерских;
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
И это далеко не полный перечень. Сегодня учитель должен не только знать свой предмет на высоком уровне, но и хорошо разбираться в психологии детей и подростков и методике преподавания своего предмета. Современные условия диктуют жесткие правила игры: никакой стабильности при максимуме вложенных усилий (учитывая также тот факт, что ЕГЭ по иностранному языку может войти в перечень обязательных экзаменов).
Необходимо не только сформировать систему твердых знаний, умений и навыков, поскольку именно это проверяется экспертами на ЕГЭ и ГИА, но и научить детей учиться в соответствии с новым ФГОС, формируя универсальные учебные действия. В такой ситуации современный урок иностранного языка должен претерпеть ряд изменений в сравнении с традиционным.
Поскольку начало и окончание урока являются, на мой взгляд, не менее значимыми частями урока, чем все остальные его этапы, остановимся именно на них.
Н.И. Попова предлагает сравнить начало урока в различных типах его организации [2]
Таблица 1
Начало урока в различных типах организации урока
Традиционное начало | Нетрадиционное начало | Необычное начало урока |
|
|
|
Одним из вариантов необычного начала урока, кроме всего прочего, отвечающий требованиям здоровьесбережения, является игра, найденная мною в книге К. Фопеля «Как научить детей сотрудничать»[3]:
«Доброе утро!» Цели: используемый в игре микрофон поможет вам начать занятия нетрадиционным, особым, образом, укрепляющим чувство собственного достоинства детей и единство класса. Каждый ребенок получает возможность поприветствовать своих одноклассников и рассказать, что его в этот день радует, что он хочет сделать, какое у него настроение. Это чрезвычайно эффективный ритуал, он пробуждает у детей интерес, стимулирует их готовность прислушиваться друг к другу и, самое главное, дарит им возможность почувствовать себя в центре всеобщего внимания. Материалы: Любой микрофон (старый, игрушечный или самостоятельно сделанный).
Инструкция: сядьте, пожалуйста, образуя круг. Сегодня я принесла вам микрофон. Каждый из вас по очереди сможет что-то сказать в этот микрофон, а остальным надо будет его спокойно выслушать. Тот, кто держит микрофон, может сказать всем нам: "Доброе утро!" и сообщить, чему он сегодня радуется. Он может рассказать нам также, какое у него сегодня с утра настроение, и как прошло начало дня у него дома. Может случиться, что некоторые из детей не захотят ничего говорить. Не настаивайте. Когда Вы будете проводить этот ритуал впервые, начните говорить в микрофон сами, а затем передайте его кому-нибудь из детей.
Неоспоримый факт, что начало урока – это его сильная позиция, но нельзя забывать и об окончании. Необходимо не только дать домашнее задание, объяснить его, но и подвести итог, выяснить достоинства и недостатки проведенного занятия. Что касается окончания урока, то информации по данному этапу достаточно немного. По аналогии с таблицей 1 можно сказать, что нетрадиционное окончание урока должно быть не менее эмоциональным, чем его начало (можно послушать музыку, песню на иностранном языке, поиграть в игру, которая обобщит и систематизирует знания, полученные на уроке).
Кажется интересной идея проведения рефлексии по окончании урока путем письменного ответа на вопросы: «Как бы вы оценили занятие? Что бы порекомендовали учителю/ученикам?» (отзыв о занятии, в котором дети могут указать плюсы и минусы, высказать свои пожелания на будущее – выполнить упражнение «плюс-минус-интересно). В младших классах можно попросить показать свое настроение в конце урока (отношение к нему), используя карточки-мордашки (смайлики, обозначающие настроение ребенка) [А. Гин; Эдвард де Боно]
Немного отвлекаясь от темы, заявленной в заглавии, отмечу, что все этапы урока одинаково важны, поэтому оригинально, на мой взгляд, привлечь к этому детей, как предлагает один из представителей ТРИЗ: назначить ответственных за тот или иной этап (раздать роли детям). Особенную актуальность это приобретает в рамках системно-деятельностного подхода: так, например, типовыми ролями могут быть:
- Фома Неверующий (ученик, не верящий учителю) – связник (ищущий связь между нынешним уроком и предыдущими) - спонсор знаний (сильный ученик, помогающий слабым)- почемучка (постояннол задающий вопросы) - адвокат (отстаивающий права детей при выставлении отметки и т.д.) - подводящий черту (подводящий итог уроку)- хранитель времени (следящий за временем выполнения того или иного задания) [1].
Работать в современной школе непросто: к учителю предъявляются достаточно жесткие требования: система образования меняется, трудности остаются, однако, во все времена в эту профессию шли креативные, неравнодушные, деятельные, замечательные люди. К большому сожалению, мы часто не имеем времени на то, чтобы освоить новый метод или прием, тогда на помощь приходят коллеги, общение с которыми на семинарах, конференциях, в Интернет-сообществах идет нам на пользу. Надеюсь, что и данная статья найдет своего адресата.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
- Гин А. Приемы педагогической техники
// http://www.trizminsk.org/e/23109.htm#0304
- Попова Н.И. Нестандартное начало урока //http://festival.1september.ru/articles/623472
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - Практиче-ское пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 2. – М: Генезис 1998 — 160 с.: ил.
// http://www.pedlib.ru/Books/1/0393/1_0393-5.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Необычный урок английского языка в зоопарке,,.
Цель урока: -Вызвать или поддержать у детей интерес к изучению английского языка; -Воспитать теплое и уважительное отношение к природе и животным; -Организовать среду , способствую...
Методическая разработка интегрированного урока английского языка в 7 классе "Необычный континент"
Интеграция в учебном процессе помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всём её разнообразии. Интегрированные уроки интенсифицируют учебный процес...
План-конспект интегрированного урока английского языка и математики "Необычное путешествие" в 5 классе
План-конспект интегрированного урока английского языка и математики в 5 классе. Учебник "Английский в фокусе" 5 класс. Цель урока: обобщить теоретические и практические знания, полученные на урок...
План урока английского языка в 5 классе по теме "Хорошее начало дня" УМК "Английский язык" Ю.А.Комарова.
Технологическая карта урока английского языкапо теме: "Хорошее начало дня".в 5 классе по УМК «Английский язык»авторы: Ю.А.Комарова, И.В.Ларионова, К.Гренджер...
Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по теме «Мой самый необычный праздник»
Данный материал представляет собой разработку урока английского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС....
Организация начала и окончания урока в стихах
Начало урока... Каким оно должно быть? Конечно, увлекательным, провоцирующим к исследованию, изучению нового материала, формирующим познавательный интерес...Как же этого добиться? А давайте попр...
Конспект урока английского языка по теме «Необычный дом» в рамках реализации ФГОС нового поколения
Данный материал представляет собой конспект урока английского языка по УМК Starlight 5 по теме "Необычный дом". Тип данного урока -урок-обобщение. На данном уроке реализуются задачи ФГОС второго покол...