Выступление «Развитие духовно-нравственной сферы детей через православие»
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gonyaeva_-_vystuplenie_po_duhovno-nravstvennomu_vospitaniyu_doshkolnikov.docx | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
+
Выступление «Развитие духовно-нравственной сферы детей через православие»
Подготовила: музыкальный руководитель
МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30
города Железногорска Курской области –
Гоняева Елена Ивановна
Не забывайте рода своего, прошлого своего,
изучайте своих дедов и прадедов, работайте
над закреплением их памяти.
П. А. Флоренский
В современных условиях модернизации образовательного
процесса в связи с реализацией ФГОС ДО качественное обучение не может
быть успешным без усиленного внимания к творческому развитию
воспитанников, поэтому необходимым направлением в воспитательно – образовательном процессе считаю музыкально-творческое развитие детей, организуя воспитательно-образовательный процесс таким образом, чтобы сформировать у
воспитанников азы музыкального образования, помочь им развить свои
таланты в песенном и танцевальном искусстве, здорового образа жизни.
Принципами моей работы является применение оптимальных средств раскрытия творческого потенциала дошкольников, создание наиболее
благоприятных условий для формирования у воспитанников отношения к
музыке, как к одному из главных путей в достижении успеха в жизни. При
организации воспитательно-образовательного процесса планирую свою
работу с учетом гигиенических требований и нормативов, целей и задач,
определенных ФГОС ДО, среди которых ведущее место занимают вопросы,
связанные с творческим развитием детей. Один из главных принципов моей
работы: построение образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок
становится активным в выборе содержания своего образования.
Эффективность в работе с детьми я достигаю, применяя принцип
сотрудничества ДОУ и семьи. Совместные мероприятия (дети, родители,
педагоги) способствуют установлению доверительных отношений с
родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса. Ещё один из принципов моей работы - это интеграция. Так, например, изучая музыкальное произведение, я знакомлю детей с картинами известных художников, расширяю их представления о природе, воспитываю у них гуманное отношение к живому, побуждаю к эстетическим переживаниям, связанных с природой, решаю задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учу детей отражать впечатления о природе в музыкальной деятельности. Интегративный подход дает возможность развить в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу личности ребенка. Поддерживаю инициативу детей в различных видах деятельности.
Приоритетное направление в моей работе - развитие духовно-нравственной сферы детей через православие. Считаю, что православная вера в душе ребёнка – самая надежная опора в жизни, поскольку заключает в себе правила самой высокой нравственности. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.
Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре и быть духовно развитой личностью.
Актуальность моего опыта заключается в том, что общество и государство нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности. Наше прошлое – это фундамент стабильной жизни в настоящем и залог развития в будущем. »
Проанализировав уровень развития детей, я обнаружила, что у них недостаточно знаний об истории своего народа, его традициях. Поэтому стала более углубленно изучать проблему приобщения детей к русской народной культуре через фольклорные праздники.
Моей целью является воспитание духовно - нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях православия и народного фольклора.
Для достижения цели определила следующие задачи:
- создать условия для приобщения детей к русской народной культуре;
- развивать духовно- нравственную личность с активной жизненной позицией, закладывать основы толерантности у детей дошкольного возраста, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- приобщать детей к народным традициям; воспитывать любовь к Родине и русскому народу, поддерживать интерес к его истории и культуре;
-формировать устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора;
- охранять и укреплять духовное и психофизическое здоровье детей, обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребенка. »
В основе моей работы лежат современные программы и технологии, базирующиеся на личностно-ориентированном подходе к ребенку: примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, программы «Ладушки» И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева , «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева, дополнительно обращаюсь к отечественным традициям и православной педагогике, темам актуальным в современном обществе, обеспечивающим духовно-нравственное развитие личности ребёнка.
Опираясь на методические рекомендации по данной теме, я разработала системный подход к проведению календарных праздников в ДОУ, составила план мероприятий по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре, провела анкетирование родителей, разработала сценарии праздников и развлечений «Осенние посиделки», «Масленица», «Зимние святки», «Весна - красна», «Пасха в гости к нам пришла», «Яблочный Спас»/, творческо-информационные проекты «Календарно-обрядовые праздники в детском саду» и «Широкая Масленица»[1], создала соответствующую предметно-развивающую среду, составила картотеку народных игр, собрала фонотеку народных мелодий.
Для решения поставленных задач была создана соответствующая предметно-развивающая среда. Вместе с воспитателями в детском саду создан мини-музей «Русской избы», где дети получают возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы быта, изделия старины. Все предметы народного быта собраны с помощью родителей, которые не остаются равнодушными к воспитанию своих детей. В группах появились народные календари и буклеты. Уголки музыкально-театрализованной деятельности пополнились русскими народными музыкальными инструментами, различными видами театров по русским народным сказкам, народными костюмами. Долгожданными гостями на православных праздниках являются воспитанники Воскресной школы. В их исполнении дети знакомятся с православными песнопениями, театрализованными мини-представлениями.
Православные праздники, являющиеся результатом сотрудничества и сотворчества всех участников образовательного процесса (воспитанников, их родителей и сотрудников МДОУ) и социальных партнёров, дарят малышам доброту окружающего мира и учат самих дарить радость своим близким и друзьям. »
Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры в соответствии с ФГОС ДО.
Процесс приобщения к духовно-нравственной культуре средствами музыкального искусства очень сложен, предполагает сознательное и гибкое применение. Я гармонично сочетаю в своём опыте работе богатый музыкальный материал, различные методы, мониторинг музыкального развития и организацию самостоятельной музыкальной деятельности в повседневной жизни детей. Стараюсь соответствовать основополагающим закономерностям, принципам, подходам современной педагогики, психологии и методики преподавания, использую в своей работе современные педтехнологии: ИКТ, проектную деятельность, здоровьесберегающие технологии и др. »
В своей работе использую все виды музыкального фольклора: народная песня, народные игры, народная хореография и народные музыкальные инструменты, а также широко использую загадки, пословицы, прибаутки,
поговорки. В них, как и в других формах народного творчества заключен практический опыт народа, его миропонимание и всевозможные знания.
При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяю подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведения соответствуют содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для детей. »
Тесный контакт с семьями воспитанников является одним из основных условий реализации задач духовно – нравственного воспитания. Для приобщения родителей к решению вопросов инновационной деятельности я применяю различные формы взаимодействия с ними:
- анкетирование ;
- информационные стенды, папки-передвижки, фотовыставки;
- родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, семинары-практикумы, презентации, открытые просмотры ООД, совместное создание развивающей среды.
- совместные праздники и развлечения.
В результате моей деятельности у детей появился интерес к возрождению народных традиций, желание самим участвовать в них. Наблюдения за детьми показали, что у детей через русские народные праздники формируется гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной семье, родному дому, краю, Родине, навыки культурного поведения, умение радоваться своим успехам, успехам сверстников. В результате комплексной работы происходит формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка.
Список использованной литературы:
1. Гладких Л.П. Основы православной культуры: науч.- метод. Пособие для педагогов детских садов; Курск. гос. ун – т. Курск, 2008.
2.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие.- 2-е изд., перераб. И доп.- СПб: Детство-Пресс, 2008.
3. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы» / Под. Ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание личности учащегося через проектные технологии
Духовно-нравственное воспитание личности учащегося через проектные технологии...
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
«Преемственность в формировании духовно-нравственного образования и воспитания через различные формы и методы работы на уроках и внеклассной деятельности младших и старших школьников»
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России здорового гражданского общества, динамическое развитие страны зависит от усили...
«Духовно-нравственное формирование личности подростка через УУД на уроках обществознания».(8 класс)
В очень сложный жизненный период подростка, период признания или непризнания, поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» – система внутренне согласованных пре...
Проект «Организация внеурочной деятельности для детей-инвалидов, учащихся с ограниченными возможностями здоровья средствами духовно- нравственного воспитания: «Мы дети твои, Земля!»
Состав рабочей группы по проекту: Руководитель рабочей группы Кобзарь Т.В.. Члены рабочей группы воспитатели ГПД: Колычева Е.А., Тарасова В.В., Чернецова С.К.., Захарова М.Ю.; Педагог – библиоте...
Формирование духовно – нравственных ценностей у учащихся через изучение истории Нижегородского края. 2017 г.
Из опыта работы...
Обобщение опыта работы воспитателя по теме самообразования: «Развитие духовно-нравственной культуры воспитанников интерната через декоративно-прикладное творчество».
В современных условиях образования внеклассная и внешкольная работа приобретает важное значение, т. к. представляет возможности для углубления знаний по истории, культуре, народной педагогике, для при...