"Архитектура Востока"
методическая разработка (5 класс)

 Культура Средней Азии. Сказочные образы Востока.)

1)Архитектура

2) Мавзолей

3) Мечеть

4)Медресе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

                        «Архитектура Востока»

Класс:   5

Тема урока:   Архитектура Востока

Цель : знакомство с архитектурой как жанром изобразительного искусства.

Задачи:

Образовательные: сформировать у детей представление о культуре Средней Азии; познакомить с архитектурой Востока; сформировать у школьников навыки сравнения, умения выделять главное; формировать эмоционально-ценностное отношение  к архитектуре стран Востока.

Развивающие: расширить кругозор учащихся за счет введение новых терминов и понятий; развивать навыки сотрудничества и взаимопомощи; развивать эмоциональное и эстетическое воображение, воображение и память.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к архитектурным строениям; воспитывать умение работать в группе; способствовать развитию любознательности и наблюдательности детей, как при рассмотрении иллюстраций, рисунков, так и в повседневной жизни.

Планируемые результаты:

Предметные: расширяют свои представления о красоте города- Самарканда; усвоят суть понятий « мечеть», «мавзолей», «медресе» , «айван» , «михраб» «минарет»;  смогут познакомиться с архитектурой Востока, ее декором.

Метапредметные: воспитание бережного отношения к архитектурным строениям; умение эстетически подходить к изображению архитектуры; развитие фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти.

Необходимое техническое оборудование: компьютер с колонками и выходом в интернет, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку «Образ художественной культуры Средней Азии».

Зрительный ряд: видеофрагмент «Образ художественной культуры Средней Азии»

Оборудование для учащихся:  ватман, цветная бумага, клей, ножницы.

Оборудование : вырезанные силуэты зданий, ватман, прикрепленный к доске, где будет создаваться монтаж города.

Технологическая карта

Этапы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Методические

рекомендации

Формирование УУД

1

Организационный момент

Цель: создать условия для эмоционального настроя учащихся

Дети проверяют готовность к уроку.

Приветствие

( «Здравствуйте ребята!)

- Давайте с вами проверим, готовы ли вы к уроку.

У вас на столах должны лежать: ватман, цветная бумага, клей, ножницы.

1 мин.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

Актуализация знаний учащихся.

Цель: создать условия для сотрудничества и целеполагания.

Сказочные образы востока

Предполагаемый ответ: Архитектура Востока

- Какой раздел мы начали изучать?

Что бы определить тему урока, над которой мы будем сегодня работать, я предлагаю посмотреть видео.

- Как вы думаете, как называется тема сегодняшнего урока?

Правильно!

Куда бы, мы  не путешествовали, всюду мы видели неповторимые для каждого уголка образы природы и  архитектуры.


- Сегодня мы продолжим наше путешествие и познакомимся с художественной культурой Средней Азии.

2 мин.

Демонстра-ция видео-фрагмент

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

3

Изучение материала.

Цель: создать условия для усвоения детьми понятия архитектура , познакомить их с разнообразием архитектуры Востока.

Физминутка.

Медресе – религиозный университет с мечетью, библиотекой и комнатами для занятий учеников

Арка, фасад, купол, минареты.

- Над аркой центрального портала изображение львов, которые бросаются на белых антилоп.

-Это изображение выполнено в технике мозаики.

-В декоре преобладают белые, голубые, желтые и синие цвета. Они созвучны цвету песков и синеве неба.

-Фасад украшен россыпью звезд, образующий строгий геометрический узор.

- Все они украшены мозаикой и имеют минареты.

Мавзолей- монументальное надгробное сооружение.

Выполняют физминутку.

Беседа с демонстрацией слайдов:

Слайд 1.

Архитектурные памятники Центральной Азии отличаются особой самобытностью и богатством декоративной отделки. Шедевром Архитектурного искусства Центральной Азии по праву считается историко-архитектурный комплекс на площади Региста в Самарканде.

Слайд 2.

Почти 600 лет назад Самарканд был столицей могущественной империи.

Сейчас на площади Регистан стоят 3 дворца – 3 медресе Медресе Шир-Дор, медресе Тили-Кари т.е.(вместе), медресе Улукбека , в которых жили и учились муллы. Там размещалась библиотека, мечеть и кельи для учащихся.

Слайд 3.

Итак, первое архитектурное сооружение Востока, с которым мы познакомимся – медресе.

Кто хочет прочить, что же такое медресе?

(Читают с экрана.)

Слайд 4.

Перед вами медресе Шир-Дор.

Посмотрите на фотографию и скажите, из каких элементов состоит это сооружение?

Слайд 5.

Посмотрите, пожалуйста, на картинку, что вы видите? Кто изображен над аркой?

В какой технике выполнено это изображение? Правильно!  В Средней Азии старинные мечети и дворцы украшались мозаикой из кирпичей, покрытых глазурью белого, синего, желтого и голубого цвета.

У всех предметов простые формы, но поверхность покрывают сложные орнаменты. Листья, цветы и лепестки, ромбы, звезды, надписи.  Узоры переплетаются и образуют запутанные узлы. Узоры, сложенные из мозаики, покрывают стены величественных строений как изнутри, так и снаружи. Огромные купола, украшенные причудливыми геометрическими узорами, символизируют небесный свод.

Какие цвета преобладают в декоре?

Слайд 6

Самое древнее медресе на площади это медресе Улукбека .

Слайд 7.

Посмотрите, пожалуйста, на картинку, что вы видите? Как вы думаете, что изображено  над аркой?

Слайд 8.

Третье медресе Тиля Кари сияет золотом, поражает богатством и роскошью декора. Все три медресе образуют прекрасный архитектурный ансамбль.

Слайд 9.

Посмотрите на этот орнамент. Что вы видите общего и в чем различия?

Что мы можем сказать об этих 3 медресе? Что вы заметили общего у всех 3 медресе?

Слайд 10.

Стремясь утвердить свое могущество, правители Востока строили величественные мавзолеи.

Слайд 11.

Перед вами еще один памятник Самарканда – мавзолей Гур-Эмир. В этой постройке мы видим те же архитектурные формы,  что и на площади Регистан.

Слайд 12

Мавзолей Исмаила Самани .

Самое старое здание города. Датой его постройки считается 905 год до н.э. Здание по праву считается одним из самых красивых и элегантных зданий Средней Азии.

Слайд 13

Мавзолей Бугрибы

По обе стороны портала стоят высокие, стройные башни- минареты, с которых служители храмов созывают верующих.

Слайд 14

Мечеть-(араб. «масджид»)- это мусульманский храм, место поклонения.

Минареты – высокие стройные башни, с которых служители храма созывали верующих.

Слайд 15

Мечеть Кул Шариф

Г. Казань

Слайд 16

Архитектурное исполнение мечети может быть весьма различным, но существуют два обязательных элемента: михраб (направление на Меккугород в западной Саудовской Аравии, около 100 км от Красного моря. Является центром паломничества для мусульман) и минарет (высокая башня, находящаяся рядом с мечетью).

Слайд 17

Минаре́т  — башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву.

Ствол минарета к верху суживается и заканчивается карнизом, подобным гнезду аиста.

Вся поверхность минарета украшена сложным, причудливым орнаментом.

В декоре преобладают  белые, голубые, желтые, синие тона, созвучные цвету раскаленных песков, синеве неба, голубизне арыков.

Слайд 18

Михраб – священная арка или ниша в стене мечети, указывающая направление  на Мекку

Медресе, минареты, мавзолеи, мечети – живая память о мастерах, о народном таланте, духовном богатстве народа Средней Азии.

Физкультминутка

7 мин.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: моделирование, логические решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: Общеучебные: самостоятельное выделение формулирование познавательной цели;

Логические: формулирование проблемы.

4

Закрепление

Цель: создать условия для развития интереса учащихся  к миру животных, к изображению их в разных видах искусств.

Самостоятельная работа учащихся.

Дети отвечают:

1) Архитектура

2) Мавзолей

3) Мечеть

4)Медресе 5)Минареты

6)Мозайка

7) Купол

Ребята внимательно слушают.


Основные элементы здания: портал, купол, минареты.

Белые, голубые, желтые и синие цвета.

А сейчас, чтобы закрепить знания я предлагаю вам решить кроссворд.

Кроссворд:

1) Совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека.

2) Монументальное надгробное сооружение.

3) Это мусульманский храм, место поклонения.

4) Религиозная школа или университет, одновременно – мечеть.

5) Башни при мечети, с которых призывают верующих на молитву.

6) Разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий, в которой изображения набираются из разноцветных камней.

7) Крыша в форме полушария- это…

Вы все молодцы, правильно ответили на все вопросы!

Ну а сейчас давайте разобьемся на группы, в каждой группе должно быть по 4 человека.

Объяснение работы:

Сегодня на уроке мы будем создавать образы построек среднеазиатского города в техники аппликации.

Чтобы выполнить построение любого изображения, необходимо заготовить необходимые детали.

Давайте посмотрим, какие детали нам понадобятся.

Какие же элементы здания должны присутствовать у вас в работе?

Какие цвета вы будете использовать?

Ход работы:

  1. Сначала выполняем саму мечеть (мавзолей, медресе). Берем лист бумаги, складываем пополам и вырезаем сначала купол, а затем переходим к самому зданию.
  2. На сгибе вырезаем портал, края сгибаем еще пополам и вырезаем окна.
  3. Переходим к минарету. Берем следующий лист ,складываем пополам и вырезаем .
  4. Выполняем декор здания
  5. Составляем композицию
  6. Приклеиваем детали архитектурного сооружения на подготовленный фон.

Если останется время, можно дополнить  изделие дополнительными деталями.

- Прежде чем вы приступите к работе, вспомним правила  техники безопасности с ножницами.

Правила обращения с ножницами:

1. Ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены.

2. Хранить ножницы в определенном месте (коробке или подставе).

3. При пользовании ножниц, нельзя отвлекаться, быть максимально внимательным и дисциплинированным

4. При работе внимательно следи за направлением реза.

5. Не держи ножницы лезвиями вверх.

6. Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями.

7. Не режь ножницами на ходу.

8. Не подходи к товарищу во время работы.

9. Передавать их следует кольцами вперёд, держась за сомкнутые лезвия.

10. Нельзя бегать с ножницами.

11. Лучше всего оберегать ножницы от падения на пол. Это может привести к повреждениям некоторых деталей и увеличению риска травмы.

Правила обращения с клеем:

1. Клей выдавливать маленькими порциями.

2. Пользоваться салфеткой и кисточкой.

3. При попадании в глаза или на одежду смыть большим количеством воды.

Молодцы! Ну а теперь приступайте к работе. Во время работы договаривайтесь ,кто какую деталь готовит , помогайте друг другу , советуйтесь! Желаю вам успешно выполнить работу.

30 мин.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные : Самоопределение

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: Общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

5

Итоги

Молодцы вам удалось показать основные элементы здания. Нарушений в композиции нет, работы получились выразительные. Выставка и обсуждение работ.

Выставление оценок, при этом учитывается самооценка учащихся. Если учитель не согласен, объясняет и анализирует почему.

3 мин

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: Самоопределение

6

Рефлексия.

Цель: получить обратную связь.

Ответы детей.

Ответы детей.

Таким образом, мы посвятили наш урок архитектуре Востока.

-Вам понравилось на сегодняшнем уроке?

-Что вы сегодня узнали нового?

-Чему научились?

-Что показалось вам интересным в сегодняшнем уроке? Что было необычного, сложного?

Посмотрите на выставку наших рисунков.

-Довольны ли вы своей работой?

-Что вам удалось в работе, какие трудности вы встретили?

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Архитектура. Виды архитектуры.

Презентация для уроков изобразительного искусства....

«Архитектура. Стили архитектуры»

Проект по ИЗО включает в себя 2 теоретических занятия и 4 недели, в форме дальтон – урока,  один раз в неделю, каждую среду. В ходе работы учащиеся ведут дневник проекта, что позволяет контролиро...

Материал для уроков в 9 классе по теме: "Архитектура современного города. Органическая архитектура"

Материал подготовлен для учителя. Ознакомление учащихся с органической архитектурой современного города, с проектами архитекторов по созданию экологически чистых построек, городов и их связь с окружаю...

Архитектура Востока 8 класс

В презентации показаны отличительные особенности восточной архитектуры....