"Архитектура Востока"
методическая разработка (5 класс)
Культура Средней Азии. Сказочные образы Востока.)
1)Архитектура
2) Мавзолей
3) Мечеть
4)Медресе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
«Архитектура Востока»
Класс: 5
Тема урока: Архитектура Востока
Цель : знакомство с архитектурой как жанром изобразительного искусства.
Задачи:
Образовательные: сформировать у детей представление о культуре Средней Азии; познакомить с архитектурой Востока; сформировать у школьников навыки сравнения, умения выделять главное; формировать эмоционально-ценностное отношение к архитектуре стран Востока.
Развивающие: расширить кругозор учащихся за счет введение новых терминов и понятий; развивать навыки сотрудничества и взаимопомощи; развивать эмоциональное и эстетическое воображение, воображение и память.
Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к архитектурным строениям; воспитывать умение работать в группе; способствовать развитию любознательности и наблюдательности детей, как при рассмотрении иллюстраций, рисунков, так и в повседневной жизни.
Планируемые результаты:
Предметные: расширяют свои представления о красоте города- Самарканда; усвоят суть понятий « мечеть», «мавзолей», «медресе» , «айван» , «михраб» «минарет»; смогут познакомиться с архитектурой Востока, ее декором.
Метапредметные: воспитание бережного отношения к архитектурным строениям; умение эстетически подходить к изображению архитектуры; развитие фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти.
Необходимое техническое оборудование: компьютер с колонками и выходом в интернет, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку «Образ художественной культуры Средней Азии».
Зрительный ряд: видеофрагмент «Образ художественной культуры Средней Азии»
Оборудование для учащихся: ватман, цветная бумага, клей, ножницы.
Оборудование : вырезанные силуэты зданий, ватман, прикрепленный к доске, где будет создаваться монтаж города.
Технологическая карта
№ | Этапы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Методические рекомендации | Формирование УУД |
1 | Организационный момент Цель: создать условия для эмоционального настроя учащихся | Дети проверяют готовность к уроку. | Приветствие ( «Здравствуйте ребята!) - Давайте с вами проверим, готовы ли вы к уроку. У вас на столах должны лежать: ватман, цветная бумага, клей, ножницы. | 1 мин. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 | Актуализация знаний учащихся. Цель: создать условия для сотрудничества и целеполагания. | Сказочные образы востока Предполагаемый ответ: Архитектура Востока | - Какой раздел мы начали изучать? Что бы определить тему урока, над которой мы будем сегодня работать, я предлагаю посмотреть видео. - Как вы думаете, как называется тема сегодняшнего урока? Правильно! Куда бы, мы не путешествовали, всюду мы видели неповторимые для каждого уголка образы природы и архитектуры.
| 2 мин. Демонстра-ция видео-фрагмент | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
3 | Изучение материала. Цель: создать условия для усвоения детьми понятия архитектура , познакомить их с разнообразием архитектуры Востока. Физминутка. | Медресе – религиозный университет с мечетью, библиотекой и комнатами для занятий учеников Арка, фасад, купол, минареты. - Над аркой центрального портала изображение львов, которые бросаются на белых антилоп. -Это изображение выполнено в технике мозаики. -В декоре преобладают белые, голубые, желтые и синие цвета. Они созвучны цвету песков и синеве неба. -Фасад украшен россыпью звезд, образующий строгий геометрический узор. - Все они украшены мозаикой и имеют минареты. Мавзолей- монументальное надгробное сооружение. Выполняют физминутку. | Беседа с демонстрацией слайдов: Слайд 1. Архитектурные памятники Центральной Азии отличаются особой самобытностью и богатством декоративной отделки. Шедевром Архитектурного искусства Центральной Азии по праву считается историко-архитектурный комплекс на площади Региста в Самарканде. Слайд 2. Почти 600 лет назад Самарканд был столицей могущественной империи. Сейчас на площади Регистан стоят 3 дворца – 3 медресе Медресе Шир-Дор, медресе Тили-Кари т.е.(вместе), медресе Улукбека , в которых жили и учились муллы. Там размещалась библиотека, мечеть и кельи для учащихся. Слайд 3. Итак, первое архитектурное сооружение Востока, с которым мы познакомимся – медресе. Кто хочет прочить, что же такое медресе? (Читают с экрана.) Слайд 4. Перед вами медресе Шир-Дор. Посмотрите на фотографию и скажите, из каких элементов состоит это сооружение? Слайд 5. Посмотрите, пожалуйста, на картинку, что вы видите? Кто изображен над аркой? В какой технике выполнено это изображение? Правильно! В Средней Азии старинные мечети и дворцы украшались мозаикой из кирпичей, покрытых глазурью белого, синего, желтого и голубого цвета. У всех предметов простые формы, но поверхность покрывают сложные орнаменты. Листья, цветы и лепестки, ромбы, звезды, надписи. Узоры переплетаются и образуют запутанные узлы. Узоры, сложенные из мозаики, покрывают стены величественных строений как изнутри, так и снаружи. Огромные купола, украшенные причудливыми геометрическими узорами, символизируют небесный свод. Какие цвета преобладают в декоре? Слайд 6 Самое древнее медресе на площади это медресе Улукбека . Слайд 7. Посмотрите, пожалуйста, на картинку, что вы видите? Как вы думаете, что изображено над аркой? Слайд 8. Третье медресе Тиля Кари сияет золотом, поражает богатством и роскошью декора. Все три медресе образуют прекрасный архитектурный ансамбль. Слайд 9. Посмотрите на этот орнамент. Что вы видите общего и в чем различия? Что мы можем сказать об этих 3 медресе? Что вы заметили общего у всех 3 медресе? Слайд 10. Стремясь утвердить свое могущество, правители Востока строили величественные мавзолеи. Слайд 11. Перед вами еще один памятник Самарканда – мавзолей Гур-Эмир. В этой постройке мы видим те же архитектурные формы, что и на площади Регистан. Слайд 12 Мавзолей Исмаила Самани . Самое старое здание города. Датой его постройки считается 905 год до н.э. Здание по праву считается одним из самых красивых и элегантных зданий Средней Азии. Слайд 13 Мавзолей Бугрибы По обе стороны портала стоят высокие, стройные башни- минареты, с которых служители храмов созывают верующих. Слайд 14 Мечеть-(араб. «масджид»)- это мусульманский храм, место поклонения. Минареты – высокие стройные башни, с которых служители храма созывали верующих. Слайд 15 Мечеть Кул Шариф Г. Казань Слайд 16 Архитектурное исполнение мечети может быть весьма различным, но существуют два обязательных элемента: михраб (направление на Меккугород в западной Саудовской Аравии, около 100 км от Красного моря. Является центром паломничества для мусульман) и минарет (высокая башня, находящаяся рядом с мечетью). Слайд 17 Минаре́т — башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Ствол минарета к верху суживается и заканчивается карнизом, подобным гнезду аиста. Вся поверхность минарета украшена сложным, причудливым орнаментом. В декоре преобладают белые, голубые, желтые, синие тона, созвучные цвету раскаленных песков, синеве неба, голубизне арыков. Слайд 18 Михраб – священная арка или ниша в стене мечети, указывающая направление на Мекку Медресе, минареты, мавзолеи, мечети – живая память о мастерах, о народном таланте, духовном богатстве народа Средней Азии. Физкультминутка | 7 мин. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: моделирование, логические решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: Общеучебные: самостоятельное выделение формулирование познавательной цели; Логические: формулирование проблемы. |
4 | Закрепление Цель: создать условия для развития интереса учащихся к миру животных, к изображению их в разных видах искусств. Самостоятельная работа учащихся. | Дети отвечают: 1) Архитектура 2) Мавзолей 3) Мечеть 4)Медресе 5)Минареты 6)Мозайка 7) Купол Ребята внимательно слушают.
Белые, голубые, желтые и синие цвета. | А сейчас, чтобы закрепить знания я предлагаю вам решить кроссворд. Кроссворд: 1) Совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека. 2) Монументальное надгробное сооружение. 3) Это мусульманский храм, место поклонения. 4) Религиозная школа или университет, одновременно – мечеть. 5) Башни при мечети, с которых призывают верующих на молитву. 6) Разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий, в которой изображения набираются из разноцветных камней. 7) Крыша в форме полушария- это… Вы все молодцы, правильно ответили на все вопросы! Ну а сейчас давайте разобьемся на группы, в каждой группе должно быть по 4 человека. Объяснение работы: Сегодня на уроке мы будем создавать образы построек среднеазиатского города в техники аппликации. Чтобы выполнить построение любого изображения, необходимо заготовить необходимые детали. Давайте посмотрим, какие детали нам понадобятся. Какие же элементы здания должны присутствовать у вас в работе? Какие цвета вы будете использовать? Ход работы:
Если останется время, можно дополнить изделие дополнительными деталями. - Прежде чем вы приступите к работе, вспомним правила техники безопасности с ножницами. Правила обращения с ножницами: 1. Ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены. 2. Хранить ножницы в определенном месте (коробке или подставе). 3. При пользовании ножниц, нельзя отвлекаться, быть максимально внимательным и дисциплинированным 4. При работе внимательно следи за направлением реза. 5. Не держи ножницы лезвиями вверх. 6. Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями. 7. Не режь ножницами на ходу. 8. Не подходи к товарищу во время работы. 9. Передавать их следует кольцами вперёд, держась за сомкнутые лезвия. 10. Нельзя бегать с ножницами. 11. Лучше всего оберегать ножницы от падения на пол. Это может привести к повреждениям некоторых деталей и увеличению риска травмы. Правила обращения с клеем: 1. Клей выдавливать маленькими порциями. 2. Пользоваться салфеткой и кисточкой. 3. При попадании в глаза или на одежду смыть большим количеством воды. Молодцы! Ну а теперь приступайте к работе. Во время работы договаривайтесь ,кто какую деталь готовит , помогайте друг другу , советуйтесь! Желаю вам успешно выполнить работу. | 30 мин. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные : Самоопределение Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: Общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; |
5 | Итоги | Молодцы вам удалось показать основные элементы здания. Нарушений в композиции нет, работы получились выразительные. Выставка и обсуждение работ. Выставление оценок, при этом учитывается самооценка учащихся. Если учитель не согласен, объясняет и анализирует почему. | 3 мин | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: Самоопределение | |
6 | Рефлексия. Цель: получить обратную связь. | Ответы детей. Ответы детей. | Таким образом, мы посвятили наш урок архитектуре Востока. -Вам понравилось на сегодняшнем уроке? -Что вы сегодня узнали нового? -Чему научились? -Что показалось вам интересным в сегодняшнем уроке? Что было необычного, сложного? Посмотрите на выставку наших рисунков. -Довольны ли вы своей работой? -Что вам удалось в работе, какие трудности вы встретили? | 2 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Архитектура. Виды архитектуры.
Презентация для уроков изобразительного искусства....
«Архитектура. Стили архитектуры»
Проект по ИЗО включает в себя 2 теоретических занятия и 4 недели, в форме дальтон – урока, один раз в неделю, каждую среду. В ходе работы учащиеся ведут дневник проекта, что позволяет контролиро...
Материал для уроков в 9 классе по теме: "Архитектура современного города. Органическая архитектура"
Материал подготовлен для учителя. Ознакомление учащихся с органической архитектурой современного города, с проектами архитекторов по созданию экологически чистых построек, городов и их связь с окружаю...
План-конспект урока • «Введение в искусство архитектуры. Архитектура и её функции в жизни людей»
...
Истоки архитектуры. Первоэлементы архитектуры.
Урок ИЗО в 8 классе...
Архитектура Востока 8 класс
В презентации показаны отличительные особенности восточной архитектуры....