Эссе по теме «Школа без отстающих: мои управленческие стратегии»
материал

Доценко Ольга Ивановна

Эссе  по теме «Школа без отстающих: мои управленческие стратегии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_dlya_konkursa.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

по теме «Школа без отстающих: мои управленческие стратегии».

Именно свободный выбор создаёт личность.

Быть — значит выбирать себя.

Альбер Камю

Начиная новый учебный год или готовясь к новому проекту, мы задумываемся над тем, к какому результату предстоит прийти и что взять с собой из уже сделанного. Как увидеть цели «дальние» и не пропустить «близкие»? Задали вопрос детям и получили уверенный ответ: «Возьмите лупу и подзорную трубу!». Прислушаемся к совету детей…

Наша школа - школа с хорошей историей.

  Сельская малочисленная школа - это уникальное педагогическое явление. Почему? Может, следует этому возразить? А достижениями школы  являются: успешное участие во всероссийском конкурсе «Лучшие школы России», победы и получение грантов в два миллиона  в конкурсе школ, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках нацпроекта «Образование» в 2006 и 2008 году, участие в пилотном  проекте по развитию демократической школы через управляющий совет, экспериментальная работа в течение 6 лет  по апробации 12-летнего образования, диплом первой степени и грант в сумме два миллиона рублей в конкурсе «Школа- лидер Воронежской области».

Направления инновационной деятельности учреждения:

1. Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

2.Создание и распространение инновационных образовательных моделей, способствующих эффективной реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

3.Создание разноуровневой образовательной среды, обеспечивающей формирование у обучающихся компетенций в области моделирования и конструирования на основе информационно-коммуникационных и 3D-технологий.

4. Проект по апробации электронной формы учета успеваемости и посещаемости в общеобразовательных организациях.  

  Получены продукты инновационной деятельности:

- Образовательная модель « Открытая  информационная школа»,

-модель внеурочной деятельности « Шире круг»,  

-модель государственного общественного управления «Диалог».  

-Реализация образовательных программ на основе дистанционного обучения (потребитель).  

-целевая программа «Профессионал»

В МКОУ Охрозаводская СОШ создано 100% покрытие системой беспроводного доступа к сети Интернет  WiFi, что дает возможность использовать телекоммуникации в образовательном процессе. 78% педагогов активно участвуют в телекоммуникационных проектах, олимпиадах, фестивалях и конкурсах. Наличие выхода в сеть Интернет позволяет осуществлять дистанционное обучение, организовывать разнообразную учебную и творческую деятельность.

Фонд библиотечно-информационного центра  укомплектован научно-популярной, справочной, педагогической и методической литературой, периодическими изданиями, а также учебниками и учебными пособиями, аудио-, видеоматериалами.

Наши образовательные программы предоставляют широкую возможность выбора: формы получения образования, уровня изучения предмета, спектр учебных предметов, курсов для расширения предметной области,  профиля в старшей школе, объединений внеурочной деятельности, как  в стенах школы, так и  в учреждениях дополнительного образования округа и т.д. Мы предприняли попытку смоделировать деятельностную (развивающую) образовательную среду, которая побуждала бы всех субъектов образовательных отношений к ВЫБОРУ посредством ДЕЙСТВИЯ.

Это иллюзия, что в школе главное - хороший монолог учителя. В  начале ХХI столетия школа утратила свои лидерские позиции как источник информации. Образовывает не столько учитель, сколько окружающая среда. Поэтому с точки зрения возраста ребенка эти среды должны быть разными.

Мы принимаем в школу всех детей. Даем возможность учиться всем в одинаковой степени, но для каждого ученика учеба принимает свой индивидуальный оттенок.

Ни одна вышестоящая структура не сможет заставить учиться, если нет внутренней мотивации.

ФГОС - это немного другое:

-это  достижение личностных результатов.

- это метапредметный  результат

-это индивидуальность

-это портрет выпускника( портфолио)

ФГОС-ЭТО ВЫБОР, а ИНТЕРЕС ПОВЕНЧАННЫЙ С КАЧЕСТВОМ, ПРИВЕДЕТ К УСПЕХУ!

В то же время у нас существует ряд факторов, определяющих планирование дальнейшего развития  учреждения.

К числу таких факторов в частности относятся:

-    недостаточное количество специалистов для ведения дополнительных учебных предметов,   модулей, курсов внеурочной деятельности;

- увеличение перегрузок  вследствие увеличения количества часов внеурочной деятельности, перегруженность первой половины дня   и недостаточная занятость второй половины дня;

- ограничение спектра услуг дополнительного образования  затрудняет работу по выявлению и развитию одарённости детей;

 - несоответствие системы оценки качества образования.

За последние годы школа значительно расширила свои  образовательные возможности,    но для  25 % уч-ся школы организован подвоз школьным автобусом.

 Все это на фоне социальных проблем социума:

- нестабильная работа на Журавском охровом заводе - градообразующем предприятии вынуждает 20% родителей искать работу за пределами района.

С другой стороны, к нам приезжают семьи из других регионов с ещё более низким социальным статусом и слабым образовательным уровнем.

Мы убеждены, что данная модель сегодня востребована школой, родителями, общественностью и временем.

Таким образом, «близкие» цели достаточно успешно реализованы коллективом учреждения, но следует отметить, что в высокой результативности образовательного процесса в большей степени заинтересована администрация (в основном управленческая команда – инициатор различных форм обмена опытом и т.д.). При логично выстроенной образовательной системе школе всё же не удаётся решить ряд проблем, создать так называемую «школу без отстающих». С учетом целевой аудитории мы задаём себе следующие проблемные вопросы:

Педагоги. КАК? сформировать позитивное отношение к решению актуальных задач, направленных на повышение качества образования, эффективное внедрение  современных технологий обучения и воспитания?

Обучающиеся. ПОЧЕМУ? при наличии широкого поля возможностей и предложений в образовательной среде учреждения отдельные обучающиеся предпочитают заниматься внеурочной деятельностью в других организациях?

Родители. ПОЧЕМУ? отдельные родители не соглашаются с новой структурой учебного плана в части, где надо выбирать курсы по выбору, считая, что целесообразнее использовать эти часы на русский язык и математику для сдачи ГИА?

Таким образом, мы понимаем, что деятельностная (развивающая) образовательная среда учреждения, выстроенная в соответствии с требованиями ФГОС, предоставляющая широкий спектр выбора, порой ставит в тупик и ребенка, и родителей, и педагогов. Проблема? Проблема! Многообразие предложений, представленное лишь извне, еще не гарантирует обучающемуся реализацию принципа индивидуализации, а часто остаётся для него лишь потенциальной возможностью. И здесь очень важно, чтобы возможности ребенка совпали с его интересом, чтобы образовательная среда помогла ребенку овладеть культурой выбора, стала конкретным ресурсом самообразования, самореализации, достижения образовательных результатов.

Отсюда цель, которую ставит перед собой педагогический коллектив МКОУ Охрозаводская СОШ: создать модель «Построение  открытого образовательного пространства в условиях Школы полного дня, ориентированного на предоставление каждому школьнику равных возможностей для творчества и самореализации и индивидуального выбора»

Лего-Образование, где обучающийся-конструктор сам формирует индивидуальную образовательную программу (ИОП) и решает, когда, где и чему учиться, выбирая классы, курсы или онлайн-сервисы по своему усмотрению, т.е. индивидуализировать деятельность ребенка через осознанный образовательный уровень.

Для этого мы предлагаем:

 -объединение учебной и внеурочной сфер деятельности ребёнка в условиях образовательного сообщества, формирование единого, функционального комплекса образовательных  процессов.

-создание нормативно-правовой базы и совершенствование управления;

-формирование педагогической системы, объединяющей учебный      процесс, дополнительное образование и внеурочную  деятельность, общение в рамках учреждения.

-развитие инновационных технологий, менеджмента образовательной деятельности, системы оценки качества образования,

- поиск возможностей ресурсного обеспечения обновления образования

                Планируемые нововведения.

В качестве механизма организации управления школой, работающей в режиме полного дня,  рассматривается:

- создание управленческо-педагогической команды учреждения, разработка нормативно-правовой базы;  

-Создание системы мотивации для участников управленческо-педагогической команды.  

-Организация тьюторского сопровождения индивидуальной траектории развития обучающихся в режиме полного дня.

Обеспечить новое качество образования возможно  за счет наполнения процесса образования новой информацией и  введения новых технологий:

-технологии сопровождения учебно-исследовательской деятельности уч-ся;

-технологии  проектирования;

- технологии «Радуга успеха» в воспитательных и социальных проектах (проект «Годового круга традиций и праздников»),

-формирование  исследовательской компетентности учащихся за счет интеграции основного и дополнительного образования на всех этапах обучения;

-Проект «Лаборатория исследователей» для реализации в 9 классе (предполагает работу учащегося с тьютором над выбранной темой в рамках предметных лабораторий), но с введением элективного курса с 7 класса «Научно исследовательская деятельность»

- индивидуальную образовательную программу, в т.ч. через использование средств информационных и коммуникационных технологий;

- событийную и образовательную среду других организаций образования, спорта, культуры, интернет-сервисов (педагогический состав, выбор предметов, выбор образовательных ресурсов и т.д.);

- качественно новую систему оценивания результатов деятельности;

- разнообразные площадки для представления личностных, предметных, метапредметных результатов;

- систему поощрения, где будут учитываться как учебные, так и внеучебные достижения (участие в значимых для учреждения и социума мероприятиях, социальных практиках и т.п.).

Главное при этом, чтобы каждый педагог был смотивирован на необходимость своего профессионального непрерывного развития, работал на качественно новый образовательный результат.

 Оценка качества образования должна носить комплексный характер, быть прозрачной, открытой, объективной,  оперативной и накопительной.

 Сегодня  школа выходит далеко  за свои  пределы, поэтому ответ на вызов динамичной эпохи очевиден: многообразие сегодня – это норма жизни. Только оно обеспечит индивидуализацию образования.

Основными результатами от реализации проекта можно считать:

 - создание нормативно-правовой базы новой модели оценки качества образования;(модульное оценивание)

- внедрение инновационной модели мониторинга качества образования, совершенствование внутришкольной системы управления качеством образования;

- наличие инновационной деятельности в ОУ;  

- развитие профессионализма педагогических кадров.

Для информационного обеспечения достижений индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, документально продемонстрировать спектр его способностей, интересов и склонностей, возникает необходимость  создания  электронного портфолио достижений.

Варианты:

 (для 1-8) мы предлагаем «Портфолио выходного дня» (организация и поддержка со стороны школы и семьи  семейных  выходных дней с посещением спортивных мероприятий, выставочных программ, экскурсии и т.д.)

(для 9-11) Реализацию инновационного проекта «От «Портфолио» к «Абитур-классу»: формирование исследовательской компетентности за счет интеграции основного и дополнительного образования в современной школе», обеспечивающего создание в школе условий для расширения спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий «одаренных детей».

Индивидуальный маршрут подготовки к итоговой аттестации и  выбора дальнейшего профессионального образования и жизненной траектории;

(проект включает в себя план участия в предметных олимпиадах, определение пакета выпускных экзаменов и работу по профильным предметам.)

Оценка качества мастерства педагога – это один из главных критериев работы школы. Если инновационные подходы к оценке деятельности педагога и качества образования не превращаются в   норму, то они погибают.

Это требует внесение необходимых изменений в действующую нормативно-правовую базу о порядке установления компенсационных и стимулирующих выплат педагогам. Все это позволит осуществить    переход на управление качеством образования в условиях эффективного контракта.

Успешная реализация проекта заключает в себе пользу тройного действия:

   Для учителей:

-  стремление к профессиональному  росту  

-активное участие в пропаганде своего мастерства

-представление к поощрениям.

   Для ученика:

- обеспечивается  индивидуальное развитие личности, улучшение здоровья учащихся, снижение процента правонарушений среди подростков;

   Для общества и школы:

- семья обретает спокойствие за ребёнка, так как на время рабочего дня родителей он находится под контролем педагогов и руководителей  объединений, таким образом, ребёнок защищён от влияния улицы и антисоциальных элементов;

- возрастание роли школы в социуме.

- повышение имиджа школы.

Определяем для себя возможные риски при реализации проекта и профилактические меры по их предупреждению и уверенно идём вперёд по пути перспективного развития…

-не все дети охвачены режимом полного дня

-снижается рейтинг предметов второй половины дня.

-недостаточный уровень финансирования.

-  невостребованность исследований в рамках социума

-Общественная пассивность, недопонимание важности оценки качества.

Результатом создания такой модели должен стать привлекательный для всех участников образовательного процесса имидж школы, в основе которого такие понятия, как престиж, компетентность, творчество, игра, открытость, развитие и качество образования.

Поскольку Стандарты второго поколения предъявляют новые требования к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ, акцентируют внимание на формировании и развитии умения учиться, вектор развития образовательного учреждения должен быть направлен на изменение не только содержания образования, педагогических технологий, но и способов оценки образовательных результатов обучающихся.

Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса.

К основным задачам системы оценки качества образования относятся:

  • Оценка уровня образовательных достижений обучающихся образовательных учреждений для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующую ступень обучения.
  • Оценка качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования (федеральных и международных).
  • Формирование системы измерителей для различных пользователей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели системы оценки качества образования.

Как показывает социологический опрос социума школы, большинство  родителей осведомлены об изменениях, которые происходят в образовании и в конкретной школе. Но оценка качества  школы трактуется по-разному родителями. Родители старшей ступени, как правило,   сравнивают результаты итоговой аттестации. А родители младшей ступени и основной школы результаты видят в итоговых отметках. Зачастую мероприятия и процедуры контроля и оценки качества образования воспринимаются родителями и даже педагогами, как изолированные, не объединенные общей логикой и целостным подходом.  

  При создании системы оценки качества образования, наряду с оценкой знаний школьников, следует включить весь комплекс показателей, начиная от организации питания и досуга обучающихся до учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Важно также оценивать степень доступности образовательных услуг с учетом реальных потребностей и возможностей школьников; учитывать влияние школы на здоровье детей и их социализацию; говорить о системе дополнительного образования, о наличии в ней ресурсов, направленных на решение вопросов сопровождения и поддержки развития детей разных категорий; анализировать отсроченные или косвенные эффекты деятельности образовательных учреждений и системы образования в целом.

Проблемы:

  • необходимость разработки и внедрения технологий, методик подготовки и проведения процедур контроля и оценки качества образования и отсутствием на практике необходимого научно-методического обеспечения для объективного и надежного сбора информации;
  • необходимостью определения единых подходов к формированию системы оценки качества образования.

Активная реализация права выбора обучающимися, родителями (законными представителями) и педагогами в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, стремление к достижению планируемых результатов освоения образовательных программ в соответствии с ФГОС, обязывают нас пересмотреть систему оценки качества школьного образования (СОКГО). Как оценить курсы по выбору, индивидуальный проект? Как замерить личностные и метапредметные результаты обучающихся?

Проведенный проблемный анализ позволил выявить конкретную локальную проблему: необходимость разработки единой системы комплексной оценки образовательных результатов обучающихся в соответствии с ФГОС.

Оценка должна быть ориентирована не только на определение уровня усвоения предметных результатов, но и глубины и объема их индивидуальных достижений, готовности их использования, овладения специальными и универсальными способами деятельности (УУД), степени и характера личных усилий обучающихся.

Традиционная система оценивания не дает полноценной возможности для  формирования  у  обучающегося оценочной  самостоятельности, затрудняет   индивидуализацию    обучения (учителю    трудно зафиксировать  и  положительно  оценить  реальные  достижения  каждого конкретного  ребенка  в  сравнении  с  предыдущими  результатами   его обучения), является малоинформативной (в силу своей  формализованности  и скрытости  критериев  по  отметке часто нельзя судить о действительном уровне  знаний  и,  что  самое  главное,  нельзя   определить   вектор дальнейших  усилий - что именно надо улучшить,  над чем поработать,  в какой степени это вообще возможно для данного ребенка). Отметка часто имеет травмирующий характер (полностью сосредоточенная в руках  учителя,  "отметочная"  система  нередко  оказывается   орудием манипуляции и психологического давления,  которое направлено,  с одной стороны,  непосредственно на ребенка,  с другой стороны, на родителей).

Таким образом, актуальной является разработка системы комплексной оценки планируемых результатов освоения обучающимися основных образовательных программ, которая позволила бы:

  • сделать систему оценивания открытой, доступной и объективной для всех участников образовательных отношений;
  • осуществлять педагогу и ребенку совместный выбор критериальности оценки учебных и внеучебных достижений обучающихся, в том числе в рамках сетевого взаимодействия;
  • развивать оценочную самостоятельность обучающихся с целью повышения мотивации обучения;
  • повысить качество образовательного результата.

В процессе реализации проекта будет разработана новая система комплексной оценки образовательных результатов обучающихся в соответствии с ФГОС, которая позволит увидеть уровень развития каждого ребенка, его индивидуальный прогресс, повысить качество образования.

Внутришкольная система оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ будет включать в себя входную, текущую, тематическую, промежуточную и итоговую оценку личностных, метапредметных и предметных результатов, а также оценку уровня воспитанности и социализации обучающихся с применением традиционных и современных методов, форм и средств оценивания (формирующее, рейтинговое оценивание) и психолого-педагогической диагностики, выбор которых за педагогом.

Планируется использование следующих методов, форм и средств оценивания и психолого-педагогической диагностики: тестирование (метод тестов), проективные методы, опрос (анкетирование, интервью, беседа), психолого-педагогическое наблюдение (включенное и узкоспециальное) и эксперимент, стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, портфолио, паспорт достижений планируемых результатов освоения основных образовательных программ, педагогическое проектирование (моделирование), анализ педагогической деятельности, самоанализ, самооценка, самоконтроль и др.

Следует отметить следующее:

Объектом оценки личностных результатов будет служить сформированность личностных универсальных учебных действий, следующих компонентов: когнитивного, ценностного, эмоционального и деятельностного (поведенческого).

Целью деятельности в рамках реализации инновационного проекта является: создание комплексной системы контроля и оценки индивидуальных образовательных результатов обучающихся через внедрение формирующей оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) освоения обучающимися основных образовательных программ.

Задачи:

  1. Разработка нормативной базы, обеспечивающей систему комплексной оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ.
  2. Апробация средств оценки и контроля качества образования в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения.
  3. Реализация индивидуализации образования через построение индивидуальных образовательных программ, в том числе на основе сетевого взаимодействия, предоставляющего участникам образовательных отношений право выбора.
  4. Наработка и обобщение положительного опыта по использованию системы комплексной оценки планируемых результатов освоения основных образовательных программ с целью его диссеминации на муниципальном и региональном уровнях.

5. Создание единой  системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающую определение факторов и своевременное   выявление изменений, влияющих на качество образования в ОУ;

6. Повышение объективности контроля и оценки образовательных достижений обучающихся;

7. Определение результативности образовательного процесса, эффективности учебных программ, их соответствие нормам и требованиям стандартов, оценить реализацию инноваций в ОУ;

Составляющие качества образования следующие:

  •  уровень достижений учащихся в образовательном процессе;
  •  уровень мастерства учителей;
  •  качество условий организации образовательного процесса;
  •  качество управления системой образования в ОУ;
  •  общественный рейтинг ОУ и его востребованность.

Каждая из выделенных составляющих имеет свои конкретные мониторинговые показатели.

Проект представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, объединенных единым замыслом, целью и задачами, достижением ожидаемых результатов. Контроль реализации проекта осуществляется координационным советом, куда входят все участники образовательных отношений.

  • Оценка метапредметных результатов будет осуществляться в ходе выполнения обучающимися комплексных работ на межпредметной основе, а также индивидуальных итоговых проектов.
  • При оценке предметных результатов объектом оценки будут являться действия, выполняемые обучающимися с предметным содержанием. Однако основную ценность будут представлять не предметные знания сами по себе, а умение использовать их при решении практических, в том числе нестандартных задач.

Предполагается фиксировать личностные, метапредметные и предметные результаты в паспорте личностных, метапредметных и предметных результатов обучающегося и хранить в портфолио ученика.

Планируемые эффекты от реализации проекта

  • Объективная оценка качества образовательного результата каждого ребенка.
  • Повышение мотивации, успешности обучающегося.
  • Индивидуализация образования через построение индивидуальной образовательной программы обучающегося, в том числе в режиме сетевого взаимодействия.
  • Удовлетворенность всех участников образовательных отношений качеством образования.
  • Снижение  перегрузки ребенка;
  • Перенесение акцента в образовательном процессе на воспитание позволит добиться более высоких результатов в обучении и  минимизировать влияние негативных факторов на ребенка.
  • Повысится удовлетворенность условиями, процессом, результатами образовательной деятельности в  школе всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов.
  •  Появление положительного опыта в проведении мониторинга качества образования;
  • появление новых средств измерения;
  •  Повышенный запрос педагогов на курсовую подготовку;
  •  Информированность населения о деятельности школы.

Но стремительное развитие выявило и комплекс противоречии:

-между стремлением к новому уровню качества образования и невозможностью обеспечить по настоящему современные условия, отвечающие требованиям ФГОС, акцент на обновление, на умение улавливать современные требования позволяет создать в школе атмосферу творческого поиска, но не позволяет решить глубинные проблемы, связанные с техническим состоянием здания;

-между логикой формирования культурно-образовательной среды школы и возможностями социума

-между накопленным опытом внедрения инноваций и невозможностью полностью самостоятельно управлять развитием учреждения

Цели и задачи проекта ориентированы в том числе и на разрешение этих противоречий и создания основы для перехода учреждения на новый уровень развития, отвечающий современным требованиям и это:

 инновационность, открытость, социальное партнерство, эффективный менеджемент и как результат создание школы без отстающих!

Перспективы

Стабильно работающая школа, имеющая программу развития, учитывающая свои возможности и бережно относящаяся к своим традициям и накопленному опыту, способна развиваться и в дальнейшем. Школа может и должна стать островком надежности и успеха при постоянном внимании к ней тех, кто в силу возможностей и желания станет ей другом и наставником.

ПРИГЛАШАЕМ В НАШУ ШКОЛУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

эссе на тему Преподавание химии в школе

Вот уже 4 года я работаю учителем химии в МОУ СОШ №14 г.Тайшета Иркутской области, учитель  II  квалификационной категории. Это мои ученики и мои коллеги, без которых я не представля...

эссе на тему:" Преподавание химии в школе"

Собственная концепция преподавания предмета химии в современной школе...

Эссе на тему: "Новой школе - современный учитель"

Выступление на конкурсе "Педагогический дебют-2013"...

Школа наставничества как организационно - управленческая форма работы с семьми, попавшими в трудные жизненные условия

Школа наставничества как организационно - управленческая форма работы с семьми, попавшими в трудные жизненные условия Управление современной школой невозможно без деятельного участия в нем родите...

Сертификат об участии в онлайн-трансляции «Международная летняя школа для учителей. Школа без отстающих: благие намерения или реальные возможности?»

Сертификат об участии в онлайн-трансляции «Международная летняя школа для учителей. Школа без отстающих: благие намерения или реальные возможности?»...