эссе на тему Преподавание химии в школе
методическая разработка по теме

 

Вот уже 4 года я работаю учителем химии в МОУ СОШ №14 г.Тайшета Иркутской области, учитель  II  квалификационной категории. Это мои ученики и мои коллеги, без которых я не представляю свою педагогическую деятельность. В детстве я мечтала быть врачом, но судьба распорядилась совсем по иному: я стала педагогом. Быть может, сыграл тот факт, что моя бабушка всю свою жизнь отдавала частицы своего сердца школе, своим ученикам, причем самым трудным и обездоленным. Бабушка всю жизнь работала в коррекционной вспомогательной школе, Отличник народного образования.

 Я нисколько не жалею о том, что свою жизнь связала не с медициной, а со школой. Учитель, как и врач, тоже лекарь. Лекарь детской души. 

 За годы работы я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз, уходя домой, думаешь, а что будет завтра, как сделать так, чтобы твой урок запомнился? Удивить, рассмешить или, может быть, напугать? Увы, сегодня химия для многих – предмет не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверена, что только, вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке.

 Учителю необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть даже на самую «химическую» проблему под углом зрения общей культуры. Считаю себя скорее педагогом, чем предметником. Думаю, что нельзя «уходить с головой» в щелочи и кислоты. Химия должна помочь ребятам в реальной жизни.

 Как не просто учителю сегодня разобраться в выборе программы, учебника, методического пособия. В результате долгих раздумий, детальном анализе многообразия учебников химии,  я остановилась на программе и учебниках О.С. Габриеляна, хотя меня не все в них устраивает. Особенно труден для учеников перенасыщенный учебный материал 8 класса.

 Все начинается с урока. Как его построить, чтобы можно было реализовать все его учебно-воспитательные функции? Для творчески работающего учителя самый главный судья и даже ученик – он сам. Педагог должен не только знать свой предмет, но и ориентироваться в околопредметных сферах, тогда он сможет дать те универсальные знания, которые не затеряются в потоке мелких фактов, деталей. Какие наиболее важные, приоритетные подходы к процессу обучения я ставлю во главу своей системы работы? Это -

 1. Формирование содержания материала в большие модули и блоки, что позволяет осуществить индивидуализацию процесса обучения. А это целиком зависит от умения учителя увидеть перспективу интересов ребенка, создать атмосферу сотрудничества учителя и ученика.

 2. Дифференцированный подход – необходимое условие каждого урока. Задание должно быть достаточно легким, чтобы не отпугнуть ученика, не вызвать в нем страх, но одновременно и достаточно сложным, чтобы воспитать в ученике культуру труда. Главное, чтобы труд был результативным.

 3. Подходя к отбору и содержанию урока, к логике его построения, можно выделить два главных принципа обучения – дедуктивность (сначала рассматриваются более общие вопросы, затем – частные) и цикличность изучения материала с постоянным его усложнением. Очень важно научить ученика видеть общее в частном, рассуждать, делать умозаключения, выводы. Я стараюсь конструировать задания таким образом, чтобы при их выполнении ученику требовалось высказывать свои суждения, подтвердить или опровергнуть выдвигаемую гипотезу, сделать умозаключения на основании фактов или теорий.

 4. Все дети разные, поэтому на уроках я использую личностно-ориентированный подход в обучении, который проявляется через такие аспекты, как: 

  • Использование в работе взаимо- и самоконтроля;
  • Организация индивидуальной работы с отдельными учащимися на фоне самостоятельно работающего класса или групп;
  • Индивидуализация домашнего задания;
  • Использование проектных технологий;
  • Формирование индивидуальных маршрутов обучения как сильных, так и слабых учащихся;

 Личностно-ориентированное обучение способствует динамике качества знаний, учебных умений и навыков учащихся. Я никогда не отказываю ученику в попытке продемонстрировать свои знания по предмету, поэтому в школьной олимпиаде может участвовать любой желающий.

 5. Использование групповой работы, которая помогает формированию коммуникативных навыков общения, общего достижения решения проблемы. В такой работе учитывается не только вклад каждого ученика в общее дело, но и происходит взаимообучение, что очень важно. Однако, организуя работу в группах, учителю надо следить сразу за всеми учениками, оказать помощь тем, кто в ней особенно нуждается. 

6. Чтобы добиться высокого результата в обучении, а этого хочет каждый учитель, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-коммуникационные технологии.

На протяжении четырех лет моей работы в школе для меня актуален вопрос: как учить детей? Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению химии? Свои уроки я планирую таким образом, чтобы они способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения.

 Учитель должен преподносить содержание предмета учащимся не как готовое задание, а как систему познавательных задач, решая которые, учащиеся самостоятельно формулируют теоретические положения. Я использую различные формы познавательных заданий: вопросы, упражнения, расчетные и экспериментальные задачи, дидактические игры, алгоритмические предписания, химические диктанты, тесты разного типа, поисковую сеть Интернет, виртуальный эксперимент, создание учащимися компьютерных презентаций, web-сайтов.

 На мой взгляд, наиболее приемлемая для реализации таких задач форма урока – беседа с элементами проблемно-поискового подхода, переходящая в дискуссию. Вопросы, на которые учащимся предстоит ответить в ходе урока, формулирую таким образом, чтобы они позволяли создавать ситуации неожиданности, конфликта, предположения, опровержения. Уверена в том, что каждый ответ ученика ценен тем, что это результат рожденной его собственной мысли. Нет беды в том, что ответ на какой-либо вопрос не найден сразу. Нерешенная задача будет постоянно побуждать к поиску решения, создавать дополнительную мотивацию к познанию.

 Проблемно-поисковый подход удачно реализуется при проведении химического эксперимента. Одно дело просто провести химическую реакцию, совсем другое – провести химическое исследование. Много времени в учебных курсах отвожу на проведение практических и лабораторных работ. Убеждена, что, только, дав возможность ученику попробовать себя в роли исследователя, экспериментатора, можно добиться усвоения учебного материала. Теория без практики ничто, поэтому групповой и индивидуальный исследовательский эксперимент - частый гость на моих уроках.

 Изучение химии в нашей школе начинается с 8 класса. Но в этом году планируется введение пропедевтического курса «Вещество» в 7 классе по моей авторской программе. Она направлена на освоение базового комплекса опорных знаний по химии, соответствующих возрастным особенностям учащихся, на приобретение навыков исследовательской работы при проведении химического эксперимента.

 В программе 51% времени отведено на проведение лабораторных опытов и практических работ. Считаю это очень удачным, так как на изучение правил техники безопасности на уроках химии в 8 классе отведено мало времени. Здесь же происходит детальное обучение правилам и приемам работы в химической лаборатории. С появлением в школе компьютерных классов и обучающих программ по химии появилась возможность в проведении уроков с использованием электронного учебника. 

Известное высказывание «Учитель всегда учится» характерно для педагогов нашей  школы. Нет учителя в школе, кто бы  не приобщался к непрерывному совершенствованию. Большинство, в том числе и я, используют информационные и коммуникационные технологии. Я училась и учусь использовать ИКТ с удовольствием.  

Сегодня учитель перестал быть единственным источником знаний школьника. На второе место среди источников информации вышли компьютер и Интернет. Поэтому резко возросла роль компьютера и Интернет в школе. Создание тандема учитель + компьютер делает учебный процесс более привлекательным. Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легко усвояемым.

 Компьютер оказывает помощь учителю и в систематизации дидактического материала, экономит время на оформление документации, позволяет делать это в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Невозможно без компьютера и в оформлении учебного кабинета. 

Уроки с использованием электронных учебников, презентаций, электронных тестов, виртуального эксперимента, ресурсов Интернет представляют собой сплав новых информационных технологий с традиционными педагогическими. Учащиеся при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые навыки, умения, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске. Ученики вовлекаются в процесс самообучения. Использование компьютерных программ на уроке по химии позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно: смоделировать химический процесс, провести опасную реакцию, увидеть динамическую модель работы химического завода или аппарата, поучаствовать в дистанционной дискуссии, поработать с отдельными атомами и молекулами, проверить свои знания независимым «экспертом» - компьютером.

На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую следующие формы работы:

  • урок-презентация;
  • виртуальный эксперимент;
  • урок-исследование;
  • электронная лабораторная работа;
  • электронная викторина;
  • электронное тестирование;
  • организация индивидуального обучения.

 Постараюсь кратко описать эти уроки, так как они действительно новы и необычны, но интересны .

 Урок-презентация:

 Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видео фильмами, объединенными вместе при помощи программы PowerPoint. К поиску материалов привлекаю учеников. В ходе урока такая презентация может демонстрироваться как с помощью мультимедиапроектора, так и на отдельных компьютерах.

 Виртуальный эксперимент:

 Ученики, работая с CD «Виртуальная химия», моделируют процессы и явления, изменяя параметры, влияющие на поведение объекта. Работа происходит в индивидуальном режиме.

 Урок-исследование:

 Это форма урока, при которой активная роль принадлежит учащимся. Основная цель такого урока: формирование навыков поиска информации в Интернет, ее анализа, структурирования, поведения итогов.

 Электронная лабораторная работа:

 Эта форма урока предполагает самостоятельную, возможно коллективную работу учащихся по организации эмпирических наблюдений, научному анализу результатов и оформлению их в лабораторном электронном журнале. 

Электронная викторина.

 Организация соревновательной деятельности учащихся во время урока и во внеучебное время средствами компьютерных технологий. Такая форма позволяет мотивировать детей на получение расширенных знаний по предмету. Коммуникация учащихся осуществляется, как правило, посредством компьютерных технологий.  

Электронное тестирование:

 Это самоанализ и самооценка ученика. Для электронного тестирования учеников я использую готовые электронные тесты и создаю свои в программе «Конструктор тестов».

 Организация индивидуального обучения:

 Это комплекс доступных электронных материалов по школьной программе, которыми можно воспользоваться в медиатеке школы. Очень удачно реализуется в процессе индивидуальных домашних заданий.

  Что же стало результатом использования современных образовательных технологий? Уверена, учитель в одиночку овладеть ими не сможет. Необходимо творческое сообщество учителей единомышленников, каким и является коллектив нашей средней школы.

В течение 2 лет я являюсь руководителем школьного методического объединения учителей химии и биологии. Свою задачу всегда вижу в пропаганде современных педагогических технологий, постоянно провожу открытые уроки с использованием информационных технологий.

 Для педагога необходимо создание грамотно выстроенной дидактической системы. Одной из форм построения такой системы является создание УМК по предмету. Учебно-методический комплект включает в себя традиционный учебник, электронный учебник, методическое пособие, дидактические материалы. Использование компьютерных технологий позволяет педагогу создать свое портфолио, как составную часть информационного пространства школы. Каждый творчески работающий учитель понимает, что не существует универсальных образовательных ресурсов, и лучше, чем «свое», созданное самостоятельно под свой стиль работы, ему не найти. А еще лучше – созданное не просто одним учителем, а в сотворчестве с учениками и коллегами, ведь процесс учения и познания наиболее плодотворен именно через продуктивную деятельность. 

Я думаю, что учитель не должен замыкаться в себе. Это творческая личность, для которой важна оценка его труда, отношение к нему окружающих. Творчество всегда предполагает профессионализм. Не считаю зазорным участвовать в профессиональных конкурсах. Любой конкурс – это начало, точка отсчета, своеобразный способ «перевернуть» свою жизнь, подвергнуть достигнутое беспристрастному анализу коллег. Настоящий учитель не возгордится, а пойдет по пути самосовершенствования. Каждое утро просыпаясь  с хорошим настроением, с добрым намерением отправиться на работу в родную школу, снова открыть двери кабинета химии и сказать: «Доброе утро, ребята! Начинаем наш урок!»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о преподавании химии в школе

Выступление на методическом объединении...

эссе на тему:" Преподавание химии в школе"

Собственная концепция преподавания предмета химии в современной школе...

Доклад "ЭОР в преподавании химии в школе"

Материал содержит презентацию и доклад на тему "Электронные образоваельные ресурсы в преподавании химии в школе". В презентации наглядно представлены схемы,классификации, а также фотографии использова...

Методика дифференцированного преподавания химии в школе.

Данная тема отражает актуальную проблему в современном образовательном процессе.В настоящее время осуществляется переход на развивающее образование, где одним из основных показателей является ра...

Современные подходы к преподаванию химии в школе

Главными педагогическими целями познаний являются:повышение качества знанийобеспечение дифференцированного подхода в образовательном процессеобеспечение условий для адаптации детей в современном инфор...

Проблемы преподавания химии в школах

В статье рассматриваются актуальные проблемы преподавания химии, с которыми сталкиваются учителя района.Помимо перечисления трудностей, предлагаются способы их решения....

Презентация Проблемы преподавания химии в школах

Презентация к статье "Проблемы преподавания химии в школах Хивского раойона"...