Влияние социальной среды на одаренность.
статья
Работая с детьми педагог видит класс целиком и каждого ребенка в отдельности. Каждый ученик индивидуален, неповторим, имеет свои сильные и слабые стороны. Педагог в своей работе должен максимально помочь каждому ученику раскрыться, проявить себя.
Когда дети мотивированны и сами хотят получить результат работа идет гладко и легко, но чаще ситуация обратная. Из всего класса выделяются дети которые мешают вести учебный процесс, не вписываются в общую картину. Не всегда это ребята с низким уровнем обученности и воспитанности, возможно такое поведение – отличительная черта одаренного ребенка.
Есть личности, не раскрывшие свой талант. По последним зарубежным данным, примерно пятая часть детей в школьном возрасте может быть отнесена к одаренным детям, но всего лишь 3-5% реализуют себя впоследствии как одаренные. Раскрытие природных данных каждого ведет к обогащению всего общества. Все это подчеркивает социальную значимость проблемы одаренных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_sotsialnoy_sredy_na_odarennost.docx | 34.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние социальной среды на одаренность.
Юрченко Н.А.
Одинцово 2019г.
Оглавление
Раздел 1. Взаимодействие среды и человека. 4
Раздел 2. Изучение влияния социальных взаимодействий на развитие мышления детей 6
Раздел 3. Воздействие среды на одаренных детей. 9
Введение.
Работая с детьми педагог видит класс целиком и каждого ребенка в отдельности. Каждый ученик индивидуален, неповторим, имеет свои сильные и слабые стороны. Педагог в своей работе должен максимально помочь каждому ученику раскрыться, проявить себя.
Когда дети мотивированны и сами хотят получить результат работа идет гладко и легко, но чаще ситуация обратная. Из всего класса выделяются дети которые мешают вести учебный процесс, не вписываются в общую картину. Не всегда это ребята с низким уровнем обученности и воспитанности, возможно такое поведение – отличительная черта одаренного ребенка.
Есть личности, не раскрывшие свой талант. По последним зарубежным данным, примерно пятая часть детей в школьном возрасте может быть отнесена к одаренным детям, но всего лишь 3-5% реализуют себя впоследствии как одаренные. Раскрытие природных данных каждого ведет к обогащению всего общества. Все это подчеркивает социальную значимость проблемы одаренных детей.
Раздел 1. Взаимодействие среды и человека.
Раскрытие же сущностных характеристик личности в первую очередь предполагает изучение социальной среды, так как вне такой среды нет личности вообще.
Анализ понятия «среда» позволил выделить такие концептуальные компоненты: общественные отношения, пространственно-временное тело бытия человека, целостный мир, средство самоопределения человека, пространство поведения человека, сфера, производная от социальных процессов, средство самовыражения человека, набор раздражителей.
В анализе взаимодействия человека и среды выделяется несколько подходов. Один из них представлен сторонниками рефлекторной теории, которые понимали взаимодействие человека с окружающей средой как приспособление или уравновешивание организма со средой путем образования нервных связей, которые дифференцируются, сохраняются, угасают или повторно возбуждаются в ответ на раздражение внешнего мира.
Этот подход был хронологически первым. Его сменили взгляды на процесс взаимодействия человека со средой как на энергетический взаимообмен. В воздействиях среды Е. А. Аркин, к примеру, выделяет ряд факторов (физических, химических, социальных, гигиенических и др.), которые формируют силы личности, дают ей направление развития. В рамках этого направления человек продолжает приспосабливаться к воздействиям внешней среды, хотя появляется идея противодействия со стороны субъекта, то есть ему начинают приписывать определенную, ограниченную с аккумулированной им энергией активность.
Следующий шаг был сделан сторонниками культурно-исторической теории. Среда понимается как экологически значимые для организма стимулы. Человек сам порождает свою среду – объективный, не зависимый от сознания мир труда и культуры. Среда как набор раздражителей, выполняющих функцию детерминант поведения, бывает трех видов: 1) абиотическая; 2) экологически валидная и 3) социокультурная.
Ключевыми вопросами учения о среде Л. С. Выготского выступали следующие три аспекта: 1) роль среды; 2) своеобразие человеческой среды; 3) ее изменчивость и относительность для ребенка. Среда определяет развитие ребенка как общественного существа. Она является всепроникающей и динамичной. Среда не может быть проанализирована без «анализа тех конкретных отношений, в которые вступает ребенок со средой». Единицей, посредством которой осуществляется взаимодействие ребенка со средой, выступает «переживание». Через «переживание» и оказывается влияние среды на ребенка. Само же развитие ребенка под влиянием среды, когда происходит приспособленческая форма поведения, которая преобладает на ранних этапах развития ребенка, постепенно становится более сложным, опосредованным благодаря выработке у ребенка умения пользоваться предметами окружающего мира как орудиями или знаками. Таким образом, развитие высших психических процессов, как и личностное развитие ребенка, происходит под влиянием и при активном взаимодействии с социальными условиями (средой).
Влияние среды на когнитивное развитие стало предметом исследования Ж. Пиаже и его последователей. Поскольку акцент в этих работах делается на развитие индивида, то социальный мир может быть построен только на фундаменте, образованном активностью индивида и его развитием. Когнитивное развитие под влиянием среды происходит в результате «когнитивного конфликта» или «социокогнитивного конфликта». Последнее трактуется как обсуждение проблемы ровесниками, взгляды которых на нее различны. Причем, влияние среды на развитие интеллекта ребенка является прогрессивным процессом: проходя определенную последовательность стадий в определенном порядке, оно не может привести к возврату к более ранней стадии развития. Еще одной особенностью рассматриваемой теории является упоминание о полезности социального взаимодействия только между сверстниками. Взаимодействие должно быть равным, иначе ребенок принимает на веру информацию взрослого без когнитивного воспроизведения, которое является жизненно важным. «Критическое отношение рождается из дискуссии, а дискуссия возможна только между равными»
Раздел 2. Изучение влияния социальных взаимодействий
на развитие мышления детей
Проводимые исследования дают экспериментальное подтверждение положения об эффективности взаимодействий между парами сверстников в процессе решения задач. В этих исследованиях было доказано, что при условии правильно организованной работы по взаимодействию и координации различных точек зрения партнеров, совместно решающих задачи, удается разрешить имеющиеся несоответствия между различным уровнем развития детей, что особенно актуально в связи с особенностями одаренных детей и их отличиями от остальных учащихся.
Источником развития ребенка выступает взаимодействие ребенка и взрослого, а форма этого взаимодействия выводится из рефлексивно-содержательного анализа, который направлен на трансляцию образцов, схем, установок и др. Каждый человек мотивирован целью превосходства и овладения средой. Стремление к превосходству коренится в эволюционном процессе постоянного приспособления к окружающему. «Если бы это стремление не было врожденным для организма, ни одна форма жизни не могла бы сохраниться. Цель овладения средой более совершенным образом, которую можно назвать стремлением к совершенствованию, характеризует также развитие человека». Интерес представляют и исследования, посвященные изучению факторов семейной социализации ребенка в его мотивационно-личностном развитии, причем набор этих факторов достаточно широк. Это и соотношение возрастов, и общее количество детей в семье, и их пол, и близость по возрасту к брату, сестре, и позиция родителей, и отсутствие отца, матери, кто в семье может заменить недостающего родителя, и, наконец, воспитательные установки родителей. Выявлена зависимость между развитием ребенка и уровнем социальной среды, и зависимость эта увеличивается с возрастом.
Проанализированные исследования позволили сформулировать следующие положения: взаимодействие человека с окружающей средой обусловлено двумя встречными тенденциями, а именно изменениями внешней среды под влиянием деятельности человека и изменениями самого человека под влиянием среды, что находит отражение в особенностях психики.
Тип развития ребенка складывается в соответствии с образом жизни, который предоставляет среда: социально-экономические условия семьи, уровень и особенности социокультурного развития среды жизнедеятельности, предоставляющие возможности развития. Однако путь личностного развития каждого человека строго индивидуален и зависит от многих факторов. Вообще вопрос о роли среды в процессе социализации является одним из ключевых в психологии одаренности. При этом разработчики программ обучения и развития одаренных детей имеют в виду следующие положения. Согласно приводимым данным, проблемы социализации относятся к числу наиболее трудноразрешимых для одаренных детей. Большинство одаренных детей имеет негативную Я-концепцию. Поэтому в ряде программ предусмотрен акцент на социальное окружение с повышенным вниманием к семейной среде. Признавая, что макросреда (общественная, «широкая») оказывает серьезное влияние на развитие одаренных детей, специалисты тем не менее уверены, что именно семья как компонент микросреды обеспечивает конкретизацию этого влияния, выступает тем условием, которое организует усвоение норм и требований общества, доносит до ребенка задачи, выдвигаемые общественной средой, и реализует их. Так, согласно Д. Б. Эльконину, «из внешне однородной среды каждый индивид активно избирает одни и отвергает другие ее элементы, в результате чего внутри общей среды для каждого человека складывается индивидуальная, личная среда». Та часть социального окружения человека, с которой он активно взаимодействует, – микросреда, или непосредственное взаимодействие, выступающая в виде конкретных условий жизни человека и того близкого круга людей, с которыми он поддерживает контакты, непосредственно воздействующие на личность.
Другие исследователи экспериментально доказали, что экономический и образовательный уровень микросреды определяет уровень интеллектуального развития ребенка. Целый ряд исследователей подтвердил, что для когнитивного развития детей значимыми оказываются такие формальные характеристики среды, как ее размер и порядковый номер рождения ребенка. Что касается размера семьи, то здесь наблюдается эффект снижения уровня интеллектуального развития детей с увеличением их числа. Эффект же очередности рождения проявляется в том, что с повышением порядкового номера рождения снижаются интеллектуальные показатели, за исключением последнего ребенка. Оба эффекта надежно воспроизводятся независимо от национальной, культурной, географической принадлежности детей, их возраста, типа местности. А предполагаемые причины следует искать во внутрисемейной среде или, конкретнее, в интеллектуальной среде семьи.
Имеются данные о влиянии семьи на гендерную социализацию. Причем в литературе приводятся факты как положительного, так и отрицательного свойства. Речь идет, в частности, о барьерах, которые создают институты социализации, в том числе семья и школа, на пути реализации одаренности женщин.
Известны и другие примеры негативного влияния среды на развитие одаренных детей. В частности, в результате исследования 113 высокоодаренных младших школьников, проведенного в Чикаго L. Leaverton, S. Herzog, было установлено, что их самооценка ниже, чем у трети сверстников, а социальная уверенность – чем у четверти. Причины отрицательного самовосприятия, по мнению исследователей, следует искать в психодинамике их отношений с родителями, которые предъявляли к детям слишком высокие стандарты, соответствовать которым оказалось непосильным для одаренных детей. Общеизвестны и примеры негативного воздействия на одаренных детей эмоционального климата в школе, неприятия их учителями и окружающими как следствия их «особенности».
В других исследованиях было обнаружено негативное влияние взаимодействия детей и родителей на развитие интереса и способностей детей. Объяснение заключалось в социальном окружении и принадлежности к определенному классу. Выяснилось, что английские матери в рабочих семьях не стимулировали познавательное развитие их одаренных детей в отличие от семей среднего класса. В негритянских семьях поведенческие модели, характеризующие ребенка как одаренного, воспринимались негативными, не принимались и подавлялись наказанием. Как следствие, доля одаренных детей в семьях среднего и высшего классов оказалась гораздо выше.
Раздел 3. Воздействие среды на одаренных детей.
Оценивая роль среды с точки зрения ее воздействия на одаренных детей, следует признать, что она способствует процессу их психического (познавательного и личностного) развития. При этом важно отметить, что под развитием понимается, согласно точке зрения отечественной психологии, сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке. Общими характеристиками развития являются: необратимость, прогресс/регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения. Социальное взаимодействие может быть представлено не только как поддерживающее и помогающее, но и как противодействующее, тормозящее и замедляющее процесс обучения и развития. Тем не менее помощь и противодействие являются двумя взаимосвязанными типами социального взаимодействия, по-разному меняющими направление процесса познавательного и личностного развития одаренного ребенка, закономерности этого процесса, его структуру и результаты, но их взаимодействие и составляет суть процесса развития. Соответственно они должны быть осмыслены и транслированы в программы для одаренных детей с позиции поиска их конструктивных возможностей в плане развития. При этом не следует забывать, что эти программы не должны строиться на апологетике социального начала в одаренном ребенке либо основываться на отдельно взятом аспекте развития. Необходим учет всех особенностей целостной биосоциальной природы человека и взаимовлияния этих уровней друг на друга.
Наиболее распространены две стратегии:
- адаптация к среде
- организация среды, ее воспроизведение.
Первая стратегия предусматривает, что бремя приспособления полностью ложится на одаренного ребенка, оно не разделяется его микросредой. В основе второй стратегии лежит активность одаренного ребенка, направленная на создание, построение системы новых отношений, соответствующих сфер его жизнедеятельности и выявление условий, путей, возможностей дальнейшего развития. То есть усиливается активная роль одаренного ребенка за счет вхождения в число активно воздействующих на общую ситуацию развития новых групп людей. Расширяется разнообразие самодеятельного проявления одаренного ребенка на разных уровнях, в разных формах и видах представленного. Учет фактора развивающей среды позволяет разрешить многие проблемы одаренных детей, поскольку именно развивающая среда способствует развитию позитивной Я-концепции, концепции творческого конформизма для разрешения конфликта между сохранением независимости и подчинением групповым интересам, уменьшению влияния негативных общественных стереотипов, подавлению поступков, рождающих негативную реакцию окружающих, снятию блокировки творческой энергии одаренного ребенка, оформлению адекватных представлений о себе, мире, поиску своего места в обществе, стимулированию позитивного умственного развития и даже открытию одаренным ребенком своей одаренности.
Отношение ребенка к среде – важнейший аспект его развития. Социальная среда – вот истинный рычаг воспитательного процесса, а учителю принадлежит «роль управляющего этим рычагом. Но прежде надо: 1) организовать эту социальную среду с точки зрения более сложной, разнообразной и гибкой организации ее элементов как входящих в единое целое, не непримиримых; 2) создать ситуацию социального развития, которая способствовала бы решению поставленных перед учащимся задач. Условие – трехсторонняя активность ученика, учителя и заключенной между ними социальной среды». Содержание этой работы определяется решением следующих задач: разработать и апробировать систему мер, направленных на улучшение социальной среды одаренных детей (климата в семье, школе, условий обучения, отношений со сверстниками и т. п.); развить творческие умственные параметры интеллекта наряду с его рассудочным уровнем; повысить компетентность ребенка в любой области деятельности; обеспечить оптимизацию процесса социализации детей и преодоления возможных трудностей в их социальной адаптации; способствовать развитию адекватной Я-концепции и самоуважения, плодотворного отношения к учебе, к себе и своему окружению; сформировать и развить социальные навыки и способность понимания других людей и чуткого отношения к ним; помочь овладеть умениями и навыками в решении возникающих у ребенка проблем.
Важный аспект создания развивающей среды – помощь педагогам в освоении знаний об особенностях одаренных детей, имеющихся различиях внутри этой группы детей, о роли социального окружения, видах и типах социальных сред, влиянии особенности личности на развитие одаренности, видах и типах одаренности, диссинхронии в ее развитии, возрастной динамике показателей одаренности, методах идентификации одаренности, программах обучения и развития одаренных детей и особенностях развивающего обучения, методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса. Психолог может провести работу с педагогом по развитию психодиагностической функции. Эта работа предполагает решение следующих вопросов: идентификация одаренности, диагностика уровня развития образовательной среды и ее эффективности, типа отношений «педагог – одаренный ребенок», скрытой одаренности, выявление внутренних психологических преград в развитии способностей и личности одаренного ребенка, уровня личностного развития одаренного ребенка и динамики личностного роста, проявление потребности в персонализации и т. д.
В качестве надежного инструмента для школьного психолога выступает разработанная нами карта-профиль одаренного ребенка. Ее заполнение в определенной мере должно помочь практическому психологу и учителю оценить уровень интеллектуального, творческого и двигательного развития ребенка на основе комплексного исследования, включающего применение разнообразных тестов, использование оценочных шкал, заполняемых учителями, сведениями от родителей, данными наблюдений и бесед.
Работа психолога обязательно предполагает помощь педагогам в их контактах с родителями.
Заключение
Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать следующие выводы: социально-экономические условия влияют на развитие одаренности, т.к. они определяют уровень жизни человека; чем более экономически развито общество, тем более благоприятны возможности для развития человека.
Очень важным условие развития одаренности является семья, а именно:
- структура и эмоциональный климат семьи,
- стили детско-родительских отношений,
- отношение родителей к детской одаренности.
Важным аспектом является отношения родителей к детской одаренности. Очевидно, что этот фактор – один из основных, влияющих на реализацию возможностей ребенка.
Типы отношений:
- отрицательное,
- игнорирующее,
- положительное,
- гиперсоциализация.
Развитие детской одаренности – совместная и слаженная работа родителей, психологов и педагогов.
Создание PC – необходимое условие полноценного интеллектуального и личностного развития одаренного ребенка, так как, с одной стороны, позволяет разрешить наиболее типичные и ярко выраженные проблемы одаренных детей, прежде всего, социоадаптационные (коммуникативная некомпетентность, затрудненность процесса социализации и социальной адаптации, неадекватная Я-концепция и самоуважение, негативное отношение к себе и своему окружению, несформированность социальных навыков и способностей, неумение решать проблемы и др.). С другой стороны, ее создание способствует максимальному развитию и выражению воплощенной в одаренном ребенке уникальности, неповторимости, индивидуальности.
Используемая литература
- Баграмянц М. Л. - Журнал: Философия и общество. Выпуск №1(38)/2005 – (https://www.socionauki.ru/journal/articles/126730/)
- Р. Р. Шаяхметова, Р. М. Тухватуллин «Факторы влияющие на здоровье одаренных детей и роль социальной среды»
- Блинова В.Л., Блинова Л.Ф. «Детская одаренность»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние социальной среды на развитие и обучение ребенка.
Статья о влиянии общества и семьи на становление личности....
Портрет персонажа как отражение влияния на его облик социальной среды.
Начиная анализ портретных характеристик героев следует обратиться к определению, которое дает литературовед В.Г.Хализев: «Портрет персонажа – это...
Влияние воспитательной среды на ценностные ориентации и социальную активность мальчиков
Специфика работы объединений «Юный конструктор» и «Лего студия» состоит в том, что у меня занимаются только мальчики. У мальчишек отчетливо выражена склонность к преобразующей и конструктивной деятель...
"Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека"
Формированиемотивации на здоровый образ жизни....
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Изучение физического воспитания детей школьного возраста на основе развития совместной деятельности различных социальных институтов (семьи, школы, сверстников) в процессе формирования рациональной физ...
Доклад: «Влияние социальных сетей на социализацию детей. Влияние социальных сетей на виртуальное общение детей».
Выявить и изучить особенности влияния социальных сетей на формирование личности и интернет-зависимости у подростков...
Влияние комфортной среды на развитие социальной инициативы в детском общественном объединении
В статье представлены проекты детской социальной инициативы, которые формируют и укрепляют комфортную среду в объединении. Указаны принципы для формирования крепкого объединения...