ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по физкультуре
Изучение физического воспитания детей школьного возраста на основе развития совместной деятельности различных социальных институтов (семьи, школы, сверстников) в процессе формирования рациональной физической активности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 376.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ
НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Условия жизнедеятельности детей и молодежи (обучение в школе, проживание в семье, организация досуга) и их воздействие на уровень физической активности предполагает изменение показателей здоровья и культурного развития школьников. Обобщенные показатели, характеризующие уровень физической активности учащихся, полученные в результате массового опроса, являются следствием целого ряда объективных и субъективных факторов. В первую очередь - это социально-экономические условия, условия обучения в школе и проживания в семье.
Целью настоящего исследования является совершенствование физического воспитания детей школьного возраста на основе развития совместной деятельности различных социальных институтов (семьи, школы, сверстников) в процессе формирования рациональной физической активности. На первом этапе исследования решалась следующая задача - изучить влияние семьи, школы, сверстников на образ жизни, уровень физической активности и отношение к физической культуре детей школьного возраста.
Решающее значение имеет влияние ближайшего социального окружения на развивающуюся личность ребенка, становление, закрепление и стимулирование физкультурно-спортивных потребностей детей, воспитание интереса к двигательной деятельности в целях укрепления здоровья. Поэтому важно, в какой степени родители и учителя сами осознают социальные функции физической культуры, современные понимания здорового образа жизни.
Положительным моментом является активное отношение родителей к своему здоровью, личный пример в отношении физической активности. В этом плане, трудности социализации возникают в случае, если ребенок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей (например: курение, алкоголь). Очевидно, что социальное окружение оказывает значительное влияние на формирование различных видов деятельности. Установлено, что физическая активность родителей, учителей, друзей может влиять как на повышение, так и на снижение уровня физической активности учащихся.
Соотношение частоты занятий физическими упражнениями ближайшего социального кружения с данным показателем у детей школьного возраста позволил выявить особенности этого влияния (табл. 1, 2).
Таблица 1.
Влияние физической активности социального окружения на уровень физической активности школьников (мальчики, %)
Показатели | Частота занятий школьниками | |||
4 и более раз в неделю | 1-3 раза в неделю | 1 и менее раз в месяц | Не занимаются | |
Отец | ||||
Каждую неделю | 23,6 | 18,6 | 13,9 | 13,3 |
Редко | 23,8 | 25,0 | 17,9 | 17,1 |
Не занимается | 32,9 | 32,6 | 40,5 | 30,5 |
Не знают, не имеют | 13,8 | 23,8 | 27,8 | 39,1 |
Мать | ||||
Каждую неделю | 11,0 | 11,4 | 5,2 | 5,7 |
Редко | 21,2 | 22,2 | 13,3 | 15,2 |
Не занимается | 50,5 | 51,8 | 63,6 | 47,6 |
Не знают, не имеют | 17,2 | 14,6 | 17,9 | 31,4 |
Старший брат | ||||
Каждую неделю | 19,2 | 14,0 | 12,1 | 14,3 |
Редко | 8,1 | 8,3 | 7,5 | 6,7 |
Не занимается | 9,8 | 10,3 | 15,0 | 9,5 |
Не знают, не имеют | 63,0 | 67,5 | 65,3 | 71,5 |
Старшая сестра | ||||
Каждую неделю | 8,8 | 6,4 | 6,9 | 1,9 |
Редко | 8,1 | 6,1 | 5,8 | 5,7 |
Не занимается | 12,6 | 12,8 | 16,8 | 17,1 |
Не знают, не имеют | 70,5 | 74,7 | 70,5 | 75,3 |
Лучший друг (подруга) | ||||
Каждую неделю | 52,5 | 42,5 | 30,1 | 30,5 |
Редко | 17,5 | 19,1 | 17,3 | 14,3 |
Не занимается | 8,1 | 8,5 | 18,5 | 9,5 |
Не знают, не имеют | 22,0 | 29,9 | 33,1 | 45,7 |
Классный руководитель | ||||
Каждую неделю | 11,6 | 8,8 | 11,6 | 7,7 |
Редко | 5,3 | 3,9 | 1,2 | 6,7 |
Не занимается | 14,6 | 12,6 | 15,0 | 15,4 |
Не знают, не имеют | 68,4 | 74,6 | 72,2 | 70,2 |
Таблица 2
Влияние физической активности социального окружения
на уровень физической активности школьников (девочки, %)
Показатели | Частота занятий школьниками | |||
4 и более раз в неделю | 1-3 раза в неделю | 1 и менее раз в месяц | Не занимаются | |
Отец | ||||
Каждую неделю | 24,0 | 19,4 | 16,6 | 13,9 |
Редко | 22,8 | 24,1 | 22,1 | 12,0 |
Не занимается | 31,0 | 30,8 | 36,1 | 47,7 |
Не знают, не имеют | 14,2 | 25,7 | 15,1 | 26,4 |
Мать | ||||
Каждую неделю | 16,4 | 14,6 | 10,9 | 8,3 |
Редко | 29,1 | 26,7 | 24,2 | 14,3 |
Не занимается | 43,1 | 46,5 | 51,3 | 64,1 |
Не знают, не имеют | 11,3 | 12,2 | 13,5 | 13,4 |
Старший брат | ||||
Каждую неделю | 19,4 | 14,0 | 12,1 | 14,3 |
Редко | 5,1 | 8,1 | 6,7 | 9,2 |
Не занимается | 11,0 | 8,3 | 8,3 | 9,7 |
Не знают, не имеют | 64,5 | 67,6 | 70,1 | 66,9 |
Старшая сестра | ||||
Каждую неделю | 11,2 | 8,9 | 6,4 | 4,1 |
Редко | 8,1 | 9,7 | 7,6 | 3,2 |
Не занимается | 11,3 | 9,3 | 13,1 | 16,1 |
Не знают, не имеют | 69,5 | 72,2 | 72,9 | 76,5 |
Лучший друг (подруга) | ||||
Каждую неделю | 50,4 | 36,8 | 21,6 | 19,4 |
Редко | 15,7 | 23,9 | 25,4 | 13,8 |
Не занимается | 10,2 | 11,4 | 19,5 | 26,3 |
Не знают, не имеют | 23,8 | 28,0 | 33,5 | 40,5 |
Классный руководитель | ||||
Каждую неделю | 10,7 | 10,7 | 10,9 | 7,4 |
Редко | 5,0 | 3,9 | 2,9 | 1,8 |
Не занимается | 13,0 | 9,1 | 12,6 | 18,9 |
Не знают, не имеют | 71,3 | 76,3 | 73,6 | 71,9 |
Среди мальчиков, занимающихся 4 и более раз в неделю 53% отметили, что их лучший друг занимается каждую неделю, 24 % - отец, 11 % - мать, 12 % - классный руководитель. В группе тех школьников, кто не занимается физическими упражнениями, указывают на то, что такая же физическая активность - у лучшего друга, 10 %, у отца - 31 %, у матери - 48 %, у классного руководителя - 15 %. В группе девочек, занимающихся 4 и более раз в неделю, 50% отметили, что их лучшая подруга занимается каждую неделю, 24 % - отец, 10 % - мать, 11 % - классный руководитель. Среди тех школьниц, кто не занимается физическими упражнениями, указывают на то, что такая же физическая активность - у лучшей подруги, 10 %, у отца - 31 %, у матери - 48 %, у классного руководителя - 15 %.
В ходе исследования была изучена взаимосвязь между уровнем физической активности учащихся и социальной поддержкой, осуществляемой учителями, одноклассниками, родителями. Представляет значительный интерес тот факт, что школьники, имеющие более высокий уровень физической активности отмечают, что чаще, по сравнению с остальными группами респондентов, получают помощь от своего ближайшего социального окружения (табл. 3).
Таблица 3
Взаимосвязь физической активности школьников и социальной поддержки (%)
Показатели | Частота занятий школьниками | |||
4 и более раз в неделю | 1-3 раза в неделю | 1 и менее раз в месяц | Не занимаются | |
МАЛЬЧИКИ | ||||
Помощь учителей | ||||
Всегда | 19,9 | 14,4 | 12,1 | 15,2 |
Часто | 38,6 | 44,4 | 44,5 | 32,4 |
Редко | 28,3 | 27,0 | 32,4 | 34,3 |
Никогда | 13,2 | 14,2 | 11,0 | 18,1 |
Помощь одноклассников | ||||
Всегда | 20,4 | 12,3 | 10,4 | 13,3 |
Часто | 31,5 | 28,9 | 25,4 | 24,8 |
Редко | 25,8 | 35,3 | 31,2 | 28,4 |
Никогда | 22,3 | 23,5 | 33,0 | 37,1 |
Помощь родителей | ||||
Всегда | 71,3 | 67,9 | 56,1 | 51,9 |
Часто | 16,0 | 18,1 | 23,1 | 15,2 |
Редко | 7,7 | 9,9 | 10,4 | 11,4 |
Никогда | 5,1 | 4,1 | 10,4 | 11,5 |
ДЕВОЧКИ | ||||
Помощь учителей | ||||
Всегда | 26,4 | 16,8 | 13,1 | 15,7 |
Часто | 41,4 | 44,3 | 41,8 | 34,6 |
Редко | 20,9 | 26,2 | 29,5 | 31,3 |
Никогда | 11,3 | 12,7 | 15,7 | 14,4 |
Помощь одноклассников | ||||
Всегда | 21,4 | 15,3 | 16,6 | 17,5 |
Часто | 27,9 | 31,5 | 34,2 | 24,0 |
Редко | 27,9 | 30,2 | 25,7 | 30,4 |
Никогда | 22,8 | 23,0 | 23,5 | 28,1 |
Помощь родителей | ||||
Всегда | 68,4 | 63,2 | 53,9 | 60,4 |
Часто | 16,3 | 17,6 | 19,5 | 10,1 |
Редко | 9,5 | 12,0 | 15,7 | 18,4 |
Никогда | 5,9 | 7,2 | 10,9 | 11,0 |
Мальчики, занимающиеся 4 и более раз в неделю указывают, что всегда ощущают помощь: 71 % - от родителей, 20 % - от учителей, 20 % - от одноклассников; не занимающиеся физическими упражнениями - 51 %, 15 %, 13 %, соответственно. Девочки, имеющие высокий уровень физической активности считают, что постоянно получают помощь: 68% - от родителей, 26 % - от учителей, 21 % - от одноклассников; не занимающиеся физическими упражнениями - 60 %, 16 %, 17 %, соответственно.
Наблюдаются определенные различия в характере общения школьников, имеющих различный уровень физической активности (табл. 4).
Таблица 4.
Взаимосвязь физической активности и общения со сверстниками (%)
Показатели | Частота занятий школьниками | |||
4 и более раз в неделю | 1-3 раза в неделю | 1 и менее раз в месяц | Не занимаются | |
МАЛЬЧИКИ | ||||
Ощущение одиночества | ||||
Очень часто | 5,6 | 5,0 | 9,8 | 9,5 |
Достаточно часто | 6,5 | 7,7 | 5,8 | 8,6 |
Иногда | 46,5 | 46,9 | 53,8 | 44,8 |
Редко | 41,4 | 40,4 | 30,6 | 37,1 |
Приобретение новых друзей | ||||
Очень легко | 14,4 | 8,9 | 10,4 | 12,4 |
Легко | 57,1 | 56,6 | 45,1 | 44,8 |
Тяжело | 25,5 | 29,1 | 36,4 | 31,4 |
Конечно, нет | 3,0 | 5,4 | 5,4 | 11,4 |
Досуг с друзьями (в неделю) | ||||
4 – 4 дней | 45,9 | 32,9 | 28,9 | 26,7 |
2 – 3 дня | 33,4 | 57,9 | 34,7 | 36,2 |
1 день и реже | 19,6 | 26,9 | 34,1 | 33,3 |
Друзей нет | 1,0 | 2,1 | 2,3 | 3,8 |
ДЕВОЧКИ | ||||
Ощущение одиночества | ||||
Очень часто | 12,4 | 10,4 | 11,9 | 11,5 |
Достаточно часто | 5,9 | 7,2 | 6,2 | 9,2 |
Иногда | 52,4 | 58,1 | 64,4 | 52,5 |
Редко | 29,3 | 24,2 | 17,6 | 26,3 |
Приобретение новых друзей | ||||
Очень легко | 21,9 | 14,6 | 11,7 | 13,4 |
Легко | 54,1 | 57,1 | 58,6 | 58,5 |
Тяжело | 20,6 | 25,1 | 26,7 | 22,1 |
Конечно, нет | 3,4 | 3,1 | 3,1 | 6,0 |
Досуг с друзьями (в неделю) | ||||
4 – 4 дней | 40,9 | 30,0 | 33,3 | 39,6 |
2 – 3 дня | 32,7 | 37,6 | 33,0 | 23,0 |
1 день и реже | 23,7 | 30,2 | 32,3 | 33,2 |
Друзей нет | 2,6 | 2,1 | 1,4 | 4,1 |
Среди мальчиков, занимающихся 4 и более раз в неделю 88% отметили, что ощущают одиночество редко, 72 % легко приобретают новых друзей, 79 % более 2 дней в неделю проводят досуг с друзьями. В группе учащихся, которые не занимаются физическими упражнениями, получены следующие значения данных показателей - 82 %, 57 %, 63 %, соответственно. В группе девочек, занимающихся 4 и более раз в неделю 82% считают, что ощущают одиночество редко, 76 % легко приобретают новых друзей, 74 % более 2 дней в неделю проводят досуг с друзьями. Среди тех школьниц, которые не занимаются физическими упражнениями, установлены следующие значения данных показателей - 79%, 72%, 63%, соответственно.
Очевидно, что одним из важнейших условий психического и физического здоровья учащихся является рациональная социализация, а также выработка навыков адаптации к изменяющимся условиям социальной среды. В этой связи важно отметить, что пропаганда здорового стиля жизни должна исходить не столько от медицинских работников, сколько от педагогов и воспитателей, специалистов в сфере физической культуры.
Проведенный опрос, направленный на изучение процесса, результатов и факторов, обуславливающих формирование физической активности позволил установить некоторые особенности, определяющие характер социализации детей школьного возраста в условиях физкультурного образования. На основании установления прямой зависимости физической подготовленности от уровня физической активности, выявлена взаимосвязь данных характеристик с обучением в школе, отражающим процессы социализации школьников (табл. 5).
Таблица 5.
Взаимосвязь физической подготовленности и обучения
в школе (%)
Показатели | Физическая подготовленность | |||
Превосходная | Хорошая | Средняя | Плохая | |
МАЛЬЧИКИ | ||||
Учебная нагрузка | ||||
Очень тяжелая | 35,1 | 27,7 | 21,8 | 18,2 |
Тяжелая | 56,8 | 62,1 | 65,5 | 59,1 |
Немного тяжеловата | 6,1 | 9,7 | 11,3 | 16,7 |
Легкая | 2,0 | 0,6 | 1,4 | 6,1 |
Школьная успеваемость | ||||
Отличная | 12,8 | 8,2 | 6,8 | 6,0 |
Хорошая | 47,3 | 51,9 | 42,6 | 51,5 |
Удовлетворительная | 36,5 | 35,1 | 43,3 | 27,3 |
Плохая | 3,3 | 4,8 | 7,4 | 15,1 |
Отношение к школе | ||||
Очень нравится | 23,0 | 16,8 | 14,4 | 15,2 |
Нравится | 48,0 | 56,9 | 53,0 | 48,5 |
Не очень нравится | 22,3 | 22,5 | 28,3 | 31,8 |
Совсем не нравится | 6,8 | 3,7 | 4,2 | 4,5 |
ДЕВОЧКИ | ||||
Учебная нагрузка | ||||
Очень тяжелая | 41,7 | 33,2 | 25,3 | 23,04 |
Тяжелая | 49,2 | 60,3 | 63,4 | 59,0 |
Немного тяжеловата | 6,8 | 6,0 | 10,2 | 16,5 |
Легкая | 1,5 | 0,5 | 1,1 | 1,4 |
Школьная успеваемость | ||||
Отличная | 18,1 | 12,8 | 7,9 | 9,3 |
Хорошая | 52,3 | 60,4 | 51,7 | 49,6 |
Удовлетворительная | 29,5 | 23,6 | 36,2 | 37,1 |
Плохая | 0,1 | 3,2 | 4,2 | 9,3 |
Отношение к школе | ||||
Очень нравится | 28,8 | 24,6 | 16,4 | 13,7 |
Нравится | 48,5 | 51,0 | 49,4 | 44,6 |
Не очень нравится | 17,4 | 21,5 | 29,4 | 33,1 |
Совсем не нравится | 5,3 | 3,0 | 4,7 | 8,6 |
В группе мальчиков, считающих свою физическую подготовленность превосходной, 35 % указали на то, что для них учебная нагрузка очень тяжелая, в тоже время в группе респондентов с плохой подготовленностью таких учащихся оказалось 18%. Среди девочек, считающих свою физическую подготовленность превосходной, получены следующие значения показателей: 41 % и 23 %, соответственно.
По самооценке школьной успеваемости, установлено, что в группе мальчиков с превосходной физической подготовленностью отличной свою успеваемость считают 13 %, в группе с плохой подготовленностью таких учащихся оказалось 6 %. Среди девочек, считающих свою физическую подготовленность превосходной, получены следующие значения показателей: 18 % и 9 %, соответственно. Следует обратить внимание на тот факт, что отношение к школе - более позитивное у учащихся с превосходной физической подготовленностью: мальчики - 23 % и 15 %, соответственно; девочки - 19 % и 14 %, соответственно.
Интерес к уроку физической культуры имеет взаимозависимость с приобщенностью школьников к регулярным занятиям физическими упражнениями (табл. 6). В группе школьников, занимающихся физическими упражнениями 4 и более раз в неделю, 39 % отмечают, что уроки физической культуры им очень нравятся, среди не занимающихся - 27 % респондентов. Среди девочек, занимающихся 4 и более раз в неделю, предмет физической культуры очень нравится 36% и 20 %, среди не занимающихся.
Таблица 6.
Взаимосвязь между интересом к уроку физической культуры и уровнем физической активности школьников (%)
Показатели | Частота занятий | |||
4 и более раз в неделю | 1 – 3 раза в неделю | 1 и менее раз в месяц | Не занимаются | |
МАЛЬЧИКИ | ||||
Уроки очень нравятся | 38,7 | 28,2 | 20,3 | 26,7 |
В целом нравятся | 30,4 | 37,6 | 31,2 | 25,7 |
В целом не нравятся | 23,0 | 30,4 | 38,7 | 33,4 |
Уроки очень не нравятся | 7,9 | 3,7 | 9,8 | 14,3 |
ДЕВОЧКИ | ||||
Уроки очень нравятся | 35,3 | 25,0 | 14,7 | 20,3 |
В целом нравятся | 27,8 | 28,4 | 24,5 | 22,6 |
В целом не нравятся | 25,4 | 38,2 | 48,5 | 42,9 |
Уроки очень не нравятся | 11,4 | 8,3 | 12,4 | 14,3 |
Среди педагогических факторов наиболее значимой является взаимосвязь отношения к школе с показателями, характеризующими физическую культуру и физическую активность: физкультурно-спортивные знания, физическая подготовленность, спортивная активность, игровая активность, активный досуг (табл. 7, 8).
Таблица 7.
Взаимосвязь отношения к школе с показателями физической культуры и активности (мальчики, %)
Показатели | Отношение к школе | |||
Очень нравится | Нравится | Не очень нравится | Не нравится | |
Физкультурно-спортивные знания | ||||
Знают много | 39,6 | 27,4 | 11,0 | 17,4 |
Знают достаточно | 48,7 | 50,4 | 54,6 | 44,3 |
Знают мало | 10,3 | 19,0 | 23,2 | 24,2 |
Ничего не знают | 1,4 | 3,2 | 11,2 | 14,1 |
Физическая подготовленность | ||||
Превосходная | 18,1 | 11,7 | 12,0 | 20,8 |
Хорошая | 50,9 | 53,4 | 46,4 | 43,8 |
Средняя | 28,3 | 32,2 | 37,7 | 32,3 |
Плохая | 2,7 | 2,6 | 3,8 | 3,1 |
Спортивные достижения | ||||
Отличные | 15,7 | 11,3 | 13,9 | 25,0 |
Хорошие | 55,2 | 53,9 | 47,5 | 36,5 |
Средние | 25,3 | 31,0 | 32,2 | 32,3 |
Плохие | 3,7 | 3,8 | 6,3 | 6,3 |
Спортивная активность | ||||
Каждый день | 14,4 | 12,3 | 16,0 | 25,0 |
Каждую неделю | 34,9 | 34,4 | 29,9 | 28,1 |
Реже раза в неделю | 6,4 | 7,5 | 8,2 | 5,2 |
Не занимаются | 44,3 | 45,8 | 45,9 | 41,7 |
Игровая активность | ||||
Каждый день | 20,5 | 15,0 | 18,5 | 14,6 |
Каждую неделю | 37,9 | 37,5 | 33,3 | 26,0 |
Реже раза в неделю | 27,7 | 29,7 | 31,5 | 36,5 |
Не занимаются | 13,9 | 17,8 | 16,7 | 22,9 |
Активный досуг | ||||
Каждый день | 12,8 | 9,2 | 9,5 | 15,6 |
Каждую неделю | 28,9 | 27,6 | 26,1 | 19,8 |
Реже раза в неделю | 39,3 | 39,7 | 39,9 | 30,2 |
Не занимаются | 19,0 | 23,5 | 24,5 | 34,4 |
Таблица 8
Взаимосвязь отношения к школе с показателями физической культуры и активности (девочки, %)
Показатели | Отношение к школе | |||
Очень нравится | Нравится | Не очень нравится | Не нравится | |
Физкультурно-спортивные знания | ||||
Знают много | 29,5 | 17,8 | 8,0 | 6,3 |
Знают достаточно | 58,2 | 51,2 | 46,5 | 48,4 |
Знают мало | 10,5 | 27,3 | 35,0 | 30,2 |
Ничего не знают | 1,8 | 3,7 | 10,5 | 15,1 |
Физическая подготовленность | ||||
Превосходная | 8,3 | 5,7 | 4,0 | 7,4 |
Хорошая | 51,9 | 44,3 | 36,4 | 30,5 |
Средняя | 35,7 | 44,4 | 51,6 | 49,5 |
Плохая | 4,1 | 5,6 | 8,0 | 12,6 |
Спортивные достижения | ||||
Отличные | 6,5 | 6,9 | 5,6 | 6,3 |
Хорошие | 56,6 | 45,8 | 43,7 | 33,7 |
Средние | 32,9 | 41,3 | 43,5 | 44,2 |
Плохие | 3,9 | 5,9 | 7,2 | 15,8 |
Спортивная активность | ||||
Каждый день | 7,0 | 6,5 | 4,7 | 7,4 |
Каждую неделю | 22,0 | 19,4 | 16,4 | 12,6 |
Реже раза в неделю | 8,5 | 6,3 | 5,9 | 3,2 |
Не занимаются | 62,5 | 67,5 | 72,9 | 76,8 |
Игровая активность | ||||
Каждый день | 12,0 | 8,0 | 7,2 | 12,6 |
Каждую неделю | 35,7 | 30,7 | 24,3 | 18,9 |
Реже раза в неделю | 35,1 | 39,1 | 40,7 | 34,7 |
Не занимаются | 17,2 | 22,2 | 27,8 | 33,1 |
Активный досуг | ||||
Каждый день | 12,6 | 9,5 | 9,1 | 9,5 |
Каждую неделю | 33,1 | 26,7 | 22,0 | 20,0 |
Реже раза в неделю | 37,5 | 42,9 | 40,9 | 35,8 |
Не занимаются | 16,8 | 20,8 | 28,0 | 34,7 |
В группе мальчиков, которым школа очень нравится, 40% считают, что в области физической культуры знают много, 1% - ничего не знают. Среди тех мальчиков, кому школа не нравится, получены следующие значения показателей: 17% и 14%, соответственно. В группе девочек, которые отмечают, что школа им очень нравится, 30% считают, что в области физической культуры знают много и 2% - ничего не знают. Среди девочек, которым школа не нравится, установлены следующие значения показателей: 6% и 15%, соответственно.
Отношение к школе практически не влияет на физическую подготовленность учащихся: среди тех, кому школа очень нравится, считают, что их физическая подготовленность превосходная - 18% мальчиков и 8% девочек. Среди тех, кому школа не нравится, физическая подготовленность превосходная у 23% мальчиков и 7% девочек. Спортивные достижения также практически не связаны с отношением к школе, как и физическая подготовленность: в группе респондентов, которым школа нравится, отличные спортивные достижения имеют 25% мальчиков и 6% девочек.
Сохраняется установленная тенденция и в проявлении спортивной активности школьников: 14% мальчиков и 7% девочек занимаются в спортивной секции каждый день и отмечают, что школа им очень нравится; 25% мальчиков и 7% девочек занимаются каждый день и относятся к школе негативно. Игровая активность школьников и ее взаимосвязь с отношением к школе выражена следующим образом: 21 % мальчиков и 12 % девочек, которым школа очень нравится, занимаются самостоятельно спортивными играми каждый день; 15 % мальчиков и 13 % девочек, которые относятся к школе негативно, не занимаются игровой активностью. Свой досуг активно проводят на свежем воздухе каждый день 13 % мальчиков и 13 % девочек, которым школа очень нравится, 16 % мальчиков и 10 % девочек. которые к школе относятся негативно.
Среди социальных факторов наибольший интерес для рассматриваемой проблемы имеет взаимосвязь обеспеченности семьи школьника с показателями, характеризующими физическую культуру и физическую активность: физкультурно-спортивные знания, физическая подготовленность, спортивные достижения, спортивная активность, игровая активность, активный досуг (табл. 9, 10).
Таблица 9.
Взаимосвязь обеспеченности семьи с показателями физической культурой и активности школьников (мальчики, %)
Показатели | Обеспеченность семьи | |||
Очень хорошая | Достаточная | Средняя | Не достаточная | |
Физкультурно-спортивные знания | ||||
Знают много | 38,3 | 24,5 | 10,2 | 6,3 |
Знают достаточно | 43,0 | 58,6 | 59,9 | 56,0 |
Знают мало | 17,5 | 12,2 | 20,1 | 22,0 |
Ничего не знают | 1,2 | 4,7 | 9,8 | 15,7 |
Физическая подготовленность | ||||
Превосходная | 24,7 | 12,9 | 11,1 | 6,9 |
Хорошая | 52,5 | 56,6 | 45,2 | 34,4 |
Средняя | 21,6 | 28,8 | 39,8 | 48,1 |
Плохая | 1,2 | 1,7 | 3,9 | 10,6 |
Спортивные достижения | ||||
Отличные | 20,8 | 13,4 | 11,3 | 9,4 |
Хорошие | 58,4 | 56,5 | 45,8 | 5,6 |
Средние | 18,4 | 27,2 | 37,3 | 1,3 |
Плохие | 2,4 | 3,0 | 5,5 | 13,8 |
Спортивная активность | ||||
Каждый день | 16,1 | 14,8 | 12,0 | 15,1 |
Каждую неделю | 37,6 | 34,2 | 31,4 | 26,4 |
Реже раза в неделю | 5,1 | 8,7 | 6,8 | 5,0 |
Не занимаются | 41,2 | 42,3 | 49,8 | 53,5 |
Игровая активность | ||||
Каждый день | 18,4 | 17,6 | 15,5 | 13,8 |
Каждую неделю | 32,5 | 37,1 | 35,5 | 36,3 |
Реже раза в неделю | 29,0 | 29,4 | 32,4 | 27,5 |
Не занимаются | 20,0 | 15,9 | 16,5 | 22,5 |
Активный досуг | ||||
Каждый день | 16,5 | 9,8 | 9,1 | 6,3 |
Каждую неделю | 32,9 | 29,5 | 23,1 | 20,0 |
Реже раза в неделю | 27,1 | 41,4 | 40,7 | 38,1 |
Не занимаются | 23,5 | 19,3 | 26,9 | 35, |
Таблица 10
Взаимосвязь обеспеченности семьи с показателями физической культуры и активности школьников (девочки, %)
Показатели | Обеспеченность семьи | |||
Очень хорошая | Достаточная | Средняя | Не достаточная | |
Физкультурно-спортивные знания | ||||
Знают много | 26,1 | 19,6 | 6,2 | 5,4 |
Знают достаточно | 52,5 | 53,7 | 49,0 | 44,2 |
Знают мало | 19,4 | 21,9 | 35,9 | 31,7 |
Ничего не знают | 1,0 | 4,8 | 8,9 | 18,7 |
Физическая подготовленность | ||||
Превосходная | 17,1 | 6,3 | 3,6 | 2,7 |
Хорошая | 51,3 | 51,2 | 35,4 | 28,1 |
Средняя | 29,5 | 38,6 | 53,6 | 54,3 |
Плохая | 2,1 | 4,0 | 7,4 | 14,8 |
Спортивные достижения | ||||
Отличные | 18,7 | 5,8 | 4,7 | 5,1 |
Хорошие | 52,3 | 52,5 | 42,4 | 34,4 |
Средние | 25,9 | 37,7 | 45,1 | 47,3 |
Плохие | 3,1 | 4,0 | 7,8 | 13,3 |
Спортивная активность | ||||
Каждый день | 9,3 | 6,1 | 5,3 | 6,6 |
Каждую неделю | 21,8 | 22,0 | 16,1 | 12,5 |
Реже раза в неделю | 13,0 | 6,8 | 4,9 | 5,5 |
Не занимаются | 56,0 | 65,2 | 73,8 | 75,4 |
Игровая активность | ||||
Каждый день | 12,4 | 9,9 | 5,7 | 10,9 |
Каждую неделю | 28,5 | 30,7 | 30,0 | 25,0 |
Реже раза в неделю | 35,8 | 38,9 | 39,0 | 37,5 |
Не занимаются | 23,3 | 20,6 | 25,3 | 26,6 |
Активный досуг | ||||
Каждый день | 12,9 | 10,2 | 10,5 | 5,9 |
Каждую неделю | 33,7 | 29,6 | 23,7 | 17,2 |
Реже раза в неделю | 34,2 | 41,2 | 41,5 | 43,4 |
Не занимаются | 19,2 | 19,0 | 24,1 | 33,6 |
В группе мальчиков, определяющих обеспеченность своей семьи как очень хорошую, 38 % считают, что в области физической культуры знают много, 1 % респондентов ничего не знают. Среди мальчиков, у которых обеспеченность семьи недостаточная, получены следующие значения показателей: 6 % и 16 %, соответственно. В группе девочек, считающих обеспеченность своей семьи вполне достаточной, 26 % знают много в области физической культуры, 1 % - ничего не знают. Среди девочек, которые оценивают обеспеченность своей семьи как не достаточную, получены следующие значения показателей: 5 % и 19 %, соответственно.
Обеспеченность семьи оказывает существенное влияние на физическую подготовленность: среди тех, чьи семьи обеспечены очень хорошо, 25 % мальчиков и 17 % девочек считают, что их физическая подготовленность превосходная; в группе тех, чьи семьи обеспечены недостаточно, 7 % мальчиков и 3 % девочек высоко оценивают свою физическую подготовленность. Спортивные достижения, также как и физическая подготовленность, в определенной степени связаны с обеспеченностью семьи: среди тех, у кого обеспеченность очень хорошая, свои спортивные достижения считают отличными 21 % мальчиков и 19 % девочек; среди тех, у кого обеспеченность семьи не достаточная, отличные спортивные достижения имеют 9 % мальчиков и 5 % девочек.
Тенденции взаимосвязи между анализируемой социальной характеристикой и проявлением спортивной активности школьников не наблюдается: 16 % мальчиков и 19 % девочек считают, что их семья обеспечена очень хорошо и занимаются в спортивных секциях каждый день; 15 % мальчиков и 7 % девочек, имеющих недостаточную обеспеченность семьи, занимаются каждый день. Игровая активность и ее взаимосвязь с обеспеченностью семьи школьников выражена следующим образом: 18 % мальчиков и 12 % девочек, у которых семья обеспечена очень хорошо, самостоятельно занимаются спортивными играми каждый день; 14 % мальчиков и 11 % девочек, у которых обеспеченность семьи недостаточна, самостоятельно занимаются спортивными играми каждый день. Свой досуг активно проводят на свежем воздухе каждый день 17% мальчиков и 13% девочек, среди тех респондентов, у которых обеспеченность семьи очень хорошая; 6% мальчиков и 6% девочек, в группе учащихся, у которых обеспеченность семьи недостаточная.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Программа взаимодействия семьи со школой основывается на принципах построения личностно-ориентированного подхода, сочетания социальной инфраструктуры и педагогической системы. Основными функциями социально-педагогической деятельности являются: образовательная (целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей); диагностическая (установление “социального диагноза”); организаторская (влияние досуга на социальную адаптацию и ориентацию); прогностическая (проектирование социального развития микросоциума); коммуникативная (обеспечение учебных и личностных контактов.
Уровень физической активности сверстников оказывает наиболее существенное действие по сравнению с другими на приобщенность школьников к занятиям физическими упражнениями, как среди мальчиков, так и среди девочек. Выявлено, что школьная успеваемость выше у учащихся с более высоким уровнем физической подготовленности. Изучена взаимосвязь обеспеченности семьи, отношения учащихся к школе с отдельными показателями, характеризующими физическую активность и культуру личности школьника, среди которых выделены физкультурно-спортивные знания и спортивные достижения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние классических и народных произведений на нравственное и патриотическое воспитание детей школьного возраста
Одна из важнейших задач музыкального образования - это воспитание души ребенка средствами искусства, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти осно...
Физкультминутка как средство профилактики нарушения осанки у детей школьного возраста и влияние правильной осанки на физическую и умственную работоспособность школьника.
Причины нарушений осанки у детей школьного возраста. Упражнения для исправления осанки....
Выступление на методическом совете учителей физической культуры по теме: «Физическое воспитание детей школьного возраста в семье».
В данном выступлении говорится о роли и значении семьи в физическом воспитании детей школьного возраста....
Физическое воспитание детей школьного возраста
В статье рассматривается физическое воспитание детей школьного возраста.Какие есть здесь задачи,средства и методы, и их решения....
Трансляция опыта в сборнике на тему формирование познавательной активности у детей школьного возраста, с ограниченными возможностями здоровья в условиях с требованиям ФГОС (пункт 3.5)
Трансляция опыта в сборнике на тему формирование познавательной активности у детей школьного возраста, с ограниченными возможностями здоровья в условиях с...
Статья по теме физическое воспитание детей школьного возраста
Физическое воспитание – неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически здорового моло...
Влияние физической культуры на детей школьного возраста
Влияние физической культуры на детей школьного возраста...