Программа внеурочной деятельноси "Разговор о правильном питании" для 5 класса
рабочая программа (5 класс)
Программа внеурочной деятельноси "Разговор о правильном питании" для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_5_klass_razgovor_o_pravilnom_pitanii.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №7»
приказ от 30.08.2019г. №419
Рабочая программа
Внеурочной деятельности социального направления, кружка
«Разговор о правильном питании»
(5 класс)
Разработчик программы:
Зуева Любовь Михайловна
2019 – 2020 учебный год
г. Нижневартовск
2019 г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питания» построена на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования. Авторы программы М.М. Безруких, Т.А. Филлипова, А.Г. Макеева, М., издательство «Нестле. Правильное питание»», 2013 год.
Программа относится к социальному направлению внеурочной деятельности и реализуется через кружок «Разговор о правильном питании». Программа направлена на формирование культуры здоровья, осознание важности образования и воспитания правильного питания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов сохранения собственного здоровья, здоровья близких, как важнейшее национальное достояние России.
Отличительные особенности данной программы: Программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме школы правильного питания. Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов собственного здоровья. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению их субъективной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя».
Содержание работы структурировано в виде 6 разделов-модулей:
- «Здоровье - это здорово»
- «Продукты разные нужны, продукты разные важны»
- «Режим питания»
- «Энергия пищи»
- «Где и как мы едим»
- «Ты – покупатель»
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Актуальность и новизна программы в том, что она дополняет и раскрывает содержание отдельных тем предметных областей «Биология», в ходе её изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на формирование готовности соблюдать их, учатся осмысливать причинно-следственные связи формирования навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.
Цель программы внеурочной деятельности: формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Задачи программы внеурочной деятельности:
- Формировать и развивать представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формировать готовность заботиться и укреплять собственное здоровье;
- Формировать у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
- Научить освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;
- Формировать представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека:
- информировать детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем;
- расширять знания об истории и традициях своего народа;
- формировать чувства уважения к культуре своего народа и культуре традициям других народов.
- Развивать творческие способности и кругозор у детей и подростков, их интересы и познавательную деятельность;
- Развивать коммуникативные навыки у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы; Просвещать родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Возврат детей, участвующих в реализации данной программы: 10 - 11 лет.
Срок реализации программы: Программа реализуется 1 год через кружок «Разговор о правильном питании». Проводится в 5классе в объеме 34 часа в год (1 час в неделю).
Формы занятий:
- ролевая игра,
- ситуационная игра,
- образно-ролевые игры,
- проектная деятельность,
- дискуссия,
- конкурсы,
- обсуждение.
Режим занятий: вторая половина дня
Основные принципы реализации программы:
- Важнейший из принципов здоровьесберегающих технологий «Не навреди!» - одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов.
- Принцип сознательности - нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности способствует применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы здоровьесберегающих технологий педагогики оздоровления.
- Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в школе обеспечивают принцип систематичности. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучают учащихся постоянно соблюдать оздоровительный режим.
- Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие.
- Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
- Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе. У младших школьников зрительные анализаторы быстрее и эффективнее воспринимают информацию, чем слуховые.
- Принцип активности - предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества. Соблюдение принципа активности в педагогической практике позволяет организовать занятия таким образом, чтобы не вредить здоровью детей.
- Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника в процессе обучения.
- Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
- Принцип связи теории с практикой - призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности:
- проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
- овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
- готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до остальных участников практической деятельности: оформлять свою мысль в устной речи;
- слушать и понимать речь других;
- читать и пересказывать текст;
- совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
- учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование умений:
- описывать признаки предметов и узнавать по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- определять последовательность действий.
Формы проведения итогов реализации программы внеурочной деятельности: практические работы, проекты, выставки, проведение тестирования.
Учебный план
№пп | Разделы программы | Количество часов на 1 год |
1 | «Здоровье - это здорово» | 5 |
2 | «Продукты разные нужны, продукты разные важны» | 6 |
3. | «Режим питания» | 3 |
4 | «Энергия пищи» | 4 |
5 | «Где и как мы едим» | 8 |
6 | «Ты – покупатель» | 8 |
Всего часов | 34 |
Календарно-тематический план для 5 класса
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Всего часов | Дата проведения | В том числе | |||
Теория | Практика | Реализация ЭОР | |||||
План | Факт | ||||||
Тема 1. Здоровье - это здорово | 5 | ||||||
1 | Здоровье-это здорово | 1 | 1 неделя | + | |||
2 | Правила ЗОЖ | 1 | 2 неделя | + | |||
3 | Я и мое здоровье | 1 | 3 неделя | + | |||
4 | Мой образ жизни | 1 | 4 неделя | + | |||
5. | Конкурс плакатов « Мы за ЗОЖ» | 1 | 5 неделя | + | |||
Тема 2. «Продукты разные нужны, продукты разные важны» | 6 | ||||||
6 | Белки | 1 | 6 неделя | + | + | ||
7 | Жиры | 1 | 7 неделя | + | + | ||
8 | Углеводы | 1 | 8 неделя | + | + | ||
9 | Витамины | 1 | 9 неделя | + | + | ||
10 | Минеральные вещества | 1 | 10 неделя | + | + | ||
11 | Рацион питания | 1 | 11 неделя | + | + | ||
Тема3. «Режим питания» | 3 | ||||||
12 | Понятие режима питания | 1 | 12 неделя | + | |||
13 | Мой режим питания | 1 | 13 неделя | + | |||
14 | Игра «Составляем режим питания» | 1 | 14 неделя | + | |||
Тема 4. «Энергия пищи» | 4 | ||||||
15 | Энергия пищи | 1 | 15 неделя | + | + | ||
16 | Калорийность пищи | 1 | 16 неделя | + | |||
17 | Исследовательская работа «Вкусная математика» | 1 | 17 неделя | + | |||
18 | Влияние калорийности пищи на телосложение | 1 | 18 неделя | + | |||
Тема5. «Где и как мы едим» | 8 | ||||||
19 | Где и как мы едим | 1 | 19 неделя | + | + | ||
20 | Мини - проект «Мы не дружим с сухомяткой» | 1 | 20 неделя | + | |||
21 | Путешествие и поход | 1 | 21 неделя | + | + | ||
22 | Собираем рюкзак | 1 | 22 неделя | + | + | ||
23 | Что такое перекусы, их влияние на здоровье | 1 | 23 неделя | + | |||
24 | Поговорим о фаст-фудах | 1 | 24 неделя | + | |||
25 | Правила поведения в кафе. | 1 | 25 неделя | + | + | ||
26 | Ролевая игра «Кафе» | 1 | 26 неделя | + | + | ||
Тема 6. «Ты- покупатель» | 8 | ||||||
27 | Где можно сделать покупку | 1 | 27 неделя | + | + | ||
28 | Права и обязанности покупателя | 1 | 28 неделя | + | |||
29 | Читаем информацию на упаковке продукта. | 1 | 29 неделя | + | |||
30 | Ты покупатель. | 1 | 30 неделя | + | + | ||
31 | Сложные ситуации при покупке товара | 1 | 31 неделя | + | + | ||
32 | Срок хранения продуктов. Упаковка продуктов. | 1 | 32 неделя | + | |||
33 | Мини-проект «Правильное питания и здоровье человека» | 1 | 33 неделя | + | |||
34 | Составление формулы правильного питания. | 1 | 34 неделя | + |
Методическая литература:
- Аленов М. Энциклопедия живописи. М., 2004.
- Безруких М. М.,ФилипповаТ.А.,Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.-М.: Олма-Пресс,2011.
- Безруких, Т. А. Филиппова .Формула правильного питания: Рабочая тетрадь/ - М.: Олма Медиа Групп, 2014.;
- Безруких, Т. А. Филиппова .Формула правильного питания: Блокнот /- М.: Олма Медиа Групп, 2014;
- Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология./ М., 2002. 414 с.
- Климович Ю.П. Учимся правильно питаться. Для учителей, работающих по программе «Разговор о правильном питании»/- Волгоград: Учитель, 2007.
- Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. 30 уроков здоровья: Методическое пособие/ - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
- Похлебкин В. В. История важнейших пищевых продуктов./- М., 2000. 350 с.
- Похлебкин В. В. Из истории русской кулинарной культуры./-М., 2004.
- Похлебкин В. В. Тайны хорошей кухни./- М., 2001. 330 с.
- Похлебкин В. В. Кулинарный словарь./- М., 2000. 500 с.
- Симоненко А. Основы потребительской культуры. Пособие для учителей./- М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности для 1-4 классов " Корригирующая гимнастика"
Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательног...
Авторская программа. Внеурочная деятельность "Мастерская доброты". 3 класс
Программа внеурочной деятельности продолжает занятия учащихся начальной школы по предметам "Крупицы доброты" (1 класс) и "Дорогой добра" (2 класс). Нагрузка - 1 час в неделю. программа разработана в с...
Программа внеурочной деятельности "Создаём игры", 5 класс
Программа «Создаём игры» разработана на основе авторской программы « Создаём игры вместе» Чепасова П.А. для организации внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности . в рамках ФГО...
Программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов общекультурного направления «Декоративное творчество»
Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс общекультурного направления. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овл...
Программа внеурочной деятельности "Инфознайка" 2 - 3 класс
Программа "Инфознайка" рассчитана на детей младшего школьного школьного возраста, то есть для учащихся 2 - 3 классов. Занятия проводятся по группам, по 1 часу в неделю. Занятия проводятся в нетрадицио...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс и 6 класс
Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная геометрия» лежит максимально...
Методика развития скоростно-силовых качеств учащихся кадетских классов при реализации программы внеурочной деятельности «Камандарм» (5- 9 классы)
Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств....