«ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»
материал

Наумова Валентина Алексеевна

Доклад на Педсовете "Мотивация учебной деятельности - основное условие успешного обучения школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_doklad_na_pedsoveteoffice_word_10.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Глуховская школа интернат г. Ногинск Московской области

Доклад на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»

Выступление на Педагогическом совете

                   МБОУ ГШИ №2

                        Дата : 25.03.2017 г.

                              Учитель Наумова В.А.

«ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»

Как справедливо отметил немецкий педагог А. Дистервег: «Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их». Следовательно,  ученик включается в любую деятельность, когда это нужно именно ему, когда у него имеется определенный мотив для ее выполнения.

        В ходе своей  педагогической деятельности мною было замечено, что современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предмету изучения, который ими изначально считается несложным и предметом второго плана, такой как география.  Неоднократно возникал вопрос: «Как повысить уровень мотивации школьников в изучении географии и улучшить отношение детей к предмету и к учебной деятельности?»       География как учебный предмет имеет богатые возможности для мотивации познавательной деятельности школьников, так как раскрывает в своем содержании необычайно красочную и разнообразную географическую картину мира, включающую природу планеты Земля, ее население и хозяйственную деятельность человека в разных уголках планеты. Само содержание школьной географии, его тесная связь с жизнью, с современными событиями уже служат мотивацией учебной деятельности школьников. Сегодня мы живём в мире инновационных технологий, имеем большие возможности познавать мир вокруг нас, с помощью путешествий, туризма – открытые границы, интересующей литературы, имеем возможность прикоснуться к историко-географическим архивным документам прошлого. Всё это также способствует к большему привлечению интереса к предмету у учащихся.

Изучение путей и средств мотивации учебной деятельности на уроках географии, как и на уроках любых других предметов, является одной из актуальных проблем современной методической науки.

Мотивация учащихся на уроках географии происходит поэтапно. 

1 этап. Возникновение мотивации. 
2 этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации. 
3 этап. Завершение мотивации.

Свои уроки я всегда начинаю с чего-нибудь интересного, свежей информации, изменениях произошедших в мире, создаю эмоциональный настрой.В своей педагогической деятельности я стремлюсь подавать учащимся фактический материал, отвечающий стандартам общеобразовательного минимума, в красочном обрамлении из легенд, описаний, увлекательных историй. Применяю художественную литературу на уроках географии в целях создания положительной мотивации у школьников к изучению предмета.

Использование отрывков литературных произведений позволяет реализовать межпредметные связи географии и словесности, что способствует достижению такихметапредметных результатов обучения, как формирование умений работать с разными источниками географической информации.

Привлекательным материалом в содержании школьной географии являются и исторические факты. Использование принципа историзма — важный фактор формирования мотивов в учебном процессе.

Таким образом, само содержание школьной географии, ее интеграционный потенциал с другими дисциплинами служат хорошей мотивационной базой учения школьников.

  Я стараюсь каждый свой урок провести нестандартно. Нестандартные уроки – один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при такойорганизации деятельности учащихся происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, передачи этого опыта другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками, сотрудничество с ними.

При изучении географии я своим ученикам предлагаю  разнообразные творческие задания, которые развивают творческую активность. Это ребусы,  головоломки, кроссворды. Убеждаешься, что,  если детям предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. У них появляется стремление самим составлять такие задания, а затем их выполнять.

Повышать учебную  мотивацию, активизировать познавательную деятельность, углублять свои знания по предмету, дополнительно тренироваться в их творческом применении позволяют и занятия во внеурочное время. Разнообразие внеурочной деятельности школьника, реализуется в следующих формах – экскурсии, олимпиады, соревнования,. Очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.

Проводимые мною уроки с использованием ИКТ позволяют включить учеников в активную познавательную и практическую деятельность без перегрузки, значительно повышают у школьников интерес к предмету и к процессу учения. У учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках. Мотивацией может служить даже необычное название урока, как бы его девиз, который позволяет создать особый психологический климат, выйти за рамки отдельных тем учебника и решить познавательную задачу. Например, тема урока: «Океан, твой час настал!».

Проблемные задания, проблемные ситуации на уроке вызывают, как правило, большой интерес и служат мотивацией познавательной деятельности школьников.

На успех учебной деятельности большое влияние оказывает и форма организации работы учащихся на уроке. Особую роль в развитии мотивов играют коллективные формы. При такой организации в работу включаются даже самые слабые учащиеся.

Определенную роль в мотивации играет оценка учебной деятельности школьников. Я применяю нестандартные, интересные для учащихся способы контроля над результатами обучения: разнообразные по форме и содержанию работы на контурной карте, различного содержания тексты, терминологический диктант, взаимопроверка номенклатуры географических названий, сигнальный опрос, применение компьютерных технологий, которые сразу сообщают ученику результат контроля, например программа Votum-web. Немаловажную роль играет и своевременное выставление отметок в электронный дневник – зная отрицательный результат, ребенок самостоятельно, либо связавшись с учителем, может исправить положение уже на следующем уроке.

Особое внимание я обращаю на разъяснение школьникам практического значения географических знаний, их роли в повседневной жизни каждого человека и в хозяйственной деятельности всего населения. Например, знания о землетрясениях и цунами – в какой части мира или своей страны возможны, по какой причине они возникают и как необходимо себя вести при данных природных катаклизмах; или на какую форму земной поверхности лучше приземлиться гостям-инопланетянам – именно так я начала свой урок в 5 классе на тему: «Рельеф земной поверхности»

География – это интересно и полезно! Таким позитивным девизом можно начинать любой урок и настраивать школьников на учебный процесс. Если ты сам любишь географию, то непременно заинтересуешь ею и других. География, это тот предмет, который всегда с тобой! Любой учитель, в том числе и я, постоянно находится в поиске новых технологий и методов обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит, помогают повышать мотивацию к предмету географии. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации на уроках математики с применением технологии полного усвоения знаний

Статья раскрывает сущность технологии "полного усвоения знаний" применительно к конкретным условиям в обучении математике...

• интегрированный урок по теме «Формирование учебной мотивации на уроках истории и обществознания»

Путь воспитания мотивации через учебную деятельность является очень эффективным и недостаточно используется в школе. Многочисленные психологические исследования показали, что характер мотивации можно ...

Формирование учебной мотивации на уроках истории и обществознания

Путь воспитания мотивации через учебную деятельность является очень эффективным и недостаточно используется в школе. Многочисленные психологические исследования показали, что характер мотивации можно ...

Приемы формирования учебной мотивации на уроке иностранного языка (на примере заданий УМК "FORWARD" для начальной школы)

В данной статье представлена классификация способов формирования положительной учебной мотивации на уроке английского языка в начальной школе на примере приемов УМК "FORWARD" для 3 и 4 класса. Материа...

«Особенности формирования учебной мотивации на уроках биологии». Из опыта работы учителя биологии М.Н.Фурса (ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петербург).

Жизнь не стоит на месте, многое в ней меняется, но ценность знаний, твоя компетентность  в выбранной области деятельности, умение развиваться и обучаться  - даст возможность самореализации, ...

«Особенности формирования учебной мотивации на уроках географии».

Из опыта учителя географии. Практические работы для учащихся 6 класса...

«Мотивация как компонент учебной деятельности. Методы формирования учебной мотивации на уроках физики»

В данной работе рассматривается такой важный компонент учебной деятельности как мотивация. Рассматриваются общие способы повышение мотивации учащихся, в том числе на уроках физики....