Программа "Развитие и формирование познавательной деятельности".
методическая разработка
Программа содержит практический материал на данную тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya.docx | 31.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
по развитию интеллектуальных способностей детей
«Развитие и формирование познавательной деятельности».
Составитель:
Воспитатель:Темперанская Г.Г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
- Краткая аннотация………………………………………………….........2
- Постановка проблемы (актуальность).................................................3-4
- Цели и задачи……………………………………………………………….5
- Принципы реализации программы...........................................................6
- Целевая группа.........................................................................................7
- Ожидаемые итоговые результаты программы…………………………...8
- Содержание программы…………………………...................................9
- Основные направления реализации программы.................................10
- Система программных мероприятий....................................................11
- Оценка эффективности реализации программы………………………..12
- Критерии эффективности реализации программы..............................13
- Список используемой литературы……………………………………14
Краткая аннотация программы
В основе концепции программы "Развитие и формирование познавательной деятельности" лежит педагогическая коррекция умственного развития несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Для них процесс социализации часто затруднен из-за ограниченности социальных контактов ( пребывание с ограниченным кругом людей, часто с асоциальным поведением), отсутствует возможность получить необходимые знания.
Данная программа построена с учетом личностных, возрастных особенностей и умственного развития ребенка, представляет собой комплекс организационных, методических и воспитательных мероприятий, направленных на решение основных задач в области познавательного развития подростка. Комплексный подход к изучению умственного развития подростка дает возможность определить динамику их индивидуального развития, выявить отдельные недостатки развития, их взаимосвязь и взаимовлияние.
Программа предполагает анализ умственного развития детей на момент поступления ребенка в стационарное отделение и выработку коррекционных мер, направленных на устранение недостатков интеллектуального уровня и развитие умственной деятельности подростков 12-17лет.
Актуальность программы.
В Конвенции о правах ребенка сказано, что «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах, не может оставаться в таком окружении имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемых государством» и, кроме того, « имеет право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития».
Воспитанниками стационарного отделения социальной реабилитации несовершеннолетних становятся дети в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшиеся в социально-опасном положении и/или иной трудной жизненной ситуации. Для этих ребят, в большинстве случаев вследствие грубой социально-педагогической запущенности, психологической и социальной депривации, характерна общая черта – у многих упущены сензитивные периоды для социального и индивидуального развития, овладения умениями и навыками, значимыми для жизни, у всех воспитанников данного возраста констатируется выраженная социальная и педагогическая запущенность.
У большинства детей наблюдается низкий уровень познавательной активности. Круг интересов сужен, не простирается дальше непосредственного окружающего. Побуждение к получению новых знаний снижено. Некоторые не уверены в себе, от ребенка можно услышать: «Я это не умею», «У меня это не получится». Они пассивны, их трудно увлечь какой – либо деятельностью. У некоторых, напротив, наблюдается избыточная активность, импульсивность и повышенная возбудимость. Все дети не умеют работать самостоятельно, необходим постоянный организующий и обучающий контроль.
В ходе первичной педагогической диагностики у воспитанников дошкольного возраста наблюдается низкий уровень развития познавательных психических процессов (восприятие, память, внимание, мышления, воображения). Дети не собраны, легко отвлекаются. Также у детей наблюдается: слабое речевое развитие, недостаточный словарный запас, неразвитость мелкой моторики, неправильное формирование способов игровой и учебной деятельности, неумение контролировать свое поведение, низкий уровень развития самоконтроля и самооценки (у детей возникают затруднения, когда необходимо выполнить работу по заданному образцу и выдержать заданные требования).
Перед нашим коллективом социально - реабилитационного центра ставится задача сформировать систему навыков и умений, обеспечивающих ребенку эффективную социализацию. Одним из направлений этого процесса и является развитие и формирование познавательной деятельности несовершеннолетних.
Цель: развитие познавательных способностей воспитанников на основе системы развивающих занятий, которая позволит более успешно овладевать школьными предметами.
Задачи:
- развитие интеллектуальных способностей воспитанников, коррекция познавательных процессов;
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, делать несложные выводы;
- развитие памяти, внимания, кругозора;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- развитие познавательной активности;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность сверстников;
- привлечение к работе специалистов Центра для реализации данной программы.
Принципы реализации программы.
- Принцип уважительного и доброжелательного отношения к воспитанникам и их потребностям.
- Каждый подросток принимается таким , какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность.
- Не допускаются упреки и порицания за неуспех.
- Принцип доступности.
- Принцип наглядности.
- Принцип диалогизации.
- Принцип систематичности и последовательности.
- Принцип интегративности (рациональное сочетание разных видов деятельности).
Целевая группа: воспитанники стационарного отделения, находящиеся
в трудной жизненной ситуации, в возрасте 12 - 17 лет,
в количестве 8 -10 человек.
Режим проведения занятий.
- Занятия проводятся в индивидуальном и групповом варианте.
- Групповые занятия проводятся 1 раз в неделю.
- Индивидуальные занятия с каждым воспитанником проводятся 2 раза в неделю.
- Длительность занятий варьируется от 15 минут до 30 минут.
- Занятия проводятся как в разновозрастной группе, так и в одновозрастных группах.
Индивидуальная форма работы используется с целью индивидуального подхода к ребенку, выявления уровня умственного развития, установления эмоционально - положительного контакта воспитателя и несовершеннолетнего, а также с целью диагностики результативности работы.
групповые формы работы позволяют активизировать зону ближайшего развития ребенка, позволяют ему соотнести свой уровень с уровнем группы. Групповое взаимодействие способствует сплочению и развитию взаимопомощи подростков.
Срок реализации программы 1 год.
Ожидаемые результаты освоения программы.
В результате обучения по данной программе воспитанники должны научиться:
- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- увеличить скорость и гибкость мышления;
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- сравнивать предметы, понятия;
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- развивать свою память;
- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
- уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
- самостоятельно выполнить задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
находить несколько способов решения задач; - работать в группе.
Содержание программы.
Программа "Развитие и формирование познавательной деятельности" отличается особенным содержанием, она построена на материале школьных программ. Это позволяет оценить не только уровень развития различных операций, но и предпочтения учащихся в работе с предметами одного из трех циклов: общественно - гуманитарного, естественно - научного и физико - математического. Такой анализ дает возможность одновременно решать профилактические, консультативные и профориентационные задачи. Одной из основной частью программы является школьный тест умственного развития (ШТУР).
ШТУР предназначен для диагностики умственного развития подростков. Тест состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий.
Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности подростков и позволяют судить о том, насколько адекватно используют несовершеннолетние в своей активной и пассивной речи научно - культурные и общественно - политические термины и понятия.
Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый - логические классификации, пятый - логические обобщения, шестой - нахождение правила построения числового ряда.
Диагностику по данному тесту можно проводить как индивидуально, так и группой. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограниченно и является вполне достаточно для всех подростков.
В задания теста включены понятия, подлежащие обязательному усвоению в учебных предметах трех циклов: математического, гуманитарного и естественнонаучного. Помимо этого,. определяется осведомленность в некоторых понятиях общественно - политического и научно - культурного содержания.
Анализ результатов данной программы дает возможность с разных сторон оценивать умственное развитие как отдельного воспитанника , так и группы подростков. На основании замеченных недостатков в умственном развитии можно составить конкретную схему коррекционной работы по их устранению.
Основные направления работы.
Развитие логического мышления:
- классификация;
- обобщения;
- исключение;
- аналогии.
Расширение кругозора.
Задачи:
- формирование миропонимания;
- повышение познавательной активности;
- обогащение словарного запаса.
Развитие мнестических способностей.
- логической памяти;
- памяти по модальностям ( слуховой, зрительной, кинестетической).
Развитие свойств внимания.
- объем;
- распределение;
- концентрация.
Оценка эффективности реализации программы
Содержательный контроль и оценка результатов воспитанников предусматривает выявление индивидуальной и групповой динамики качества усвоения данной программы . Поэтому показателем эффективности занятий по программе также является наличие динамики в развитии познавательных способностей у подростков.
Оценка эффективности Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев:
- поведение воспитанников на занятиях: живость, активность, заинтересованность, внимательность;
- повышение уровня познавательной активности;
- повышение уровня сформированности межличностных отношений;
- повышение уровня умственного развития;
- повышение уровня развития памяти;
- улучшение свойств внимания.
Механизм оценки результативности реализации программы.
Отслеживание результатов реализации Программы осуществляется с помощью следующих методов:
- наблюдение;
- анкетирование;
- тестирование;
- анализ творческих работ;
- беседы;
- экспертные суждения педагога;
- самооценочные суждения воспитанника;
- непосредственное участие воспитанников в социально - значимых мероприятиях.
Система программных мероприятий.
№ | Содержание работы | Сроки |
1 | Диагностика умственного развития воспитанников: -первичная ( для определения умственного развития); -вторичная ( по результатам коррекционной работы). | В течение года (по мере поступления) |
2 | Тема: "Что такое логогрифы". Цель: развитие мышления. Тема: "Игры со словами". Цель: развитие логики. Тема : "Посмотри и запомни". Цель: развитие памяти. Тема: "Развиваем наблюдательность , внимательность". Цель: развитие наблюдательности, внимательности. Тема: "Интеллектуальный турнир". Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, памяти. Тема: "Решай, отгадывай, смекай!". Цель: развитие мышления, памяти, внимания. | Январь |
3 | Тема:"Кто больше". Цель: развитие логического мышления. Тема: "Играем со словами". Цель: развитие логического мышления. Тема: "Тренировка точности запоминания." Цель: развитие памяти. Тема: "Пословицы". Цель: развитие внимания. Тема: "Брейн - ринг". Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, памяти. Тема: "Звездный час". Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, логического мышления. | Февраль |
4 | Тема: "Решение задач - шуток". Цель: развитие логического мышления. Тема: "Составь слово". Цель: развитие логического мышления. Тема: "Квадраты, кружки, треугольники". Цель: развитие памяти. Тема: "Запретные слова". Цель: развитие внимания. Тема: "На лесной опушке". Цель: расширение кругозора, активизация словаря, развитие памяти, внимания, мышления. Тема: "Русские народные сказки"( викторина). Цель: выявление уровня знаний, развитие памяти, внимания, мышления. | Март |
5 | Тема: "Классификация предметов". Цель: развитие логического мышления. Тема: "Устанавливаем связи". Цель: развитие логического мышления. Тема: " Будь внимателен". Цель: развитие внимания. Тема: " пересказываем по кругу". Цель: развитие памяти. Тема: " Я и мои друзья". Цель: развитие мышления, умения анализировать, выявлять сходства. Тема: " Птицы" ( викторина). Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления. | Апрель |
6 | Тема: " Найди общий признак". Цель: развитие логического мышления. Тема: " Аналогии". Цель: развитие логического мышления. Тема: " Играем со словами и буквами". Цель: развитие памяти. Тема: " Кто самый внимательный". Цель: развитие внимания. Тема: " Звери"( викторина). Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления. Тема: " В мире познавательной фразеологии". Цель: развитие памяти, внимания, активизация словаря, повышение уровня владения родным языком. | Май |
7 | Тема: " Немного о безопасности". Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления. Тема: " Правила дорожного движения". Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на дорогах, о знаках; развитие памяти, внимания, мышления. Тема: " Что мы знаем о природе". Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления. Тема: " Земноводные и пресмыкающиеся" ( викторина). Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления. | Июнь |
8 | Тема: " В мире спорта" ( викторина). Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления. Тема: " По грибы, по ягоды". Цель: расширение кругозора, активация словаря, развитие памяти, внимания, мышления. Тема: " Животноводство". Цель: расширение кругозора, активация словаря, развитие памяти, внимания, мышления. Тема: " Путешествие по детским книгам". Цель: развитие памяти, внимания, мышления, речи. | Июль |
9 | Тема: " Птицы, насекомые, растения". Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления. Тема: " Ты подумай и ответь". Цель: развитие логического мышления, памяти, внимания. Тема: " Насекомые, паукообразные, ракообразные". Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления. Тема: " Путешествие по произведениям А.С.Пушкина". Цель: развитие памяти, внимания, мышления, речи. | Август |
10 | Тема: " Загадки для ребяток". Цель: развитие логического мышления. Тема: " Головоломки". Цель: развитие логического мышления. Тема: "Слова и числа". Цель: развитие памяти. Тема: " Исправляем ошибки". Цель: развитие внимания. Тема: " Слабое звено". Цель: развитие памяти, внимания, мышления. Тема: " Экологический серпантин". Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления. | Сентябрь |
11 | Дидактические игры: "Танграмм", "Монгольская игра", "Волшебный круг", "Пифагор", "Пентамино". Цель: развитие логического мышления. Тема: " Послушай и подумай". Цель: развитие логического мышления. Тема: " Мы немножко поиграем, как ты слушаешь узнаем". Цель: развитие памяти. Тема: " Играем с числами". Цель: развитие внимания. Тема: " В мире сказок". Цель: развитие памяти, внимания, мышления. Тема: " Экономический калейдоскоп". Цель: развитие интеллекта, социального и экономического мышления. | Октябрь |
12 | Тема: " Занимательная математика". Цель: развитие логического мышления. Тема: " Игры со словами". Цель: развитие логического мышления. Тема: " Не зевай, запоминай". Цель: развитие памяти. Тема: " Самый внимательный". Цель: развитие внимания. Тема: " Поле Чудес". Цель: выявление уровня знаний, развитие памяти, внимания, мышления. Тема: " ЗОЖ". Цель: дать детям общее представление о здоровье, научить беречь свое здоровье; развитие памяти, внимания, мышления. | Ноябрь |
13 | Тема: " Обобщающие лова". Цель: развитие логического мышления. Тема: " Шарады". Цель: развитие логического мышления. Тема: " Слушай внимательно". Цель: развитие внимания. Тема: " Как мы знаем скороговорки". Цель: развитие памяти. Тема: " Птичий марафон". Цель: развитие внимания, сообразительности, умения работать в коллективе. Тема: " Литературные игры". Цель: развитие памяти, внимания, мышления, расширение кругозора. | Декабрь |
Список используемой литературы.
- Г.А.Козина "Занимательная азбука" г.Москва 2012г.
- Академия "Умелые руки" 2004г.
- Т.И. Линго "50 головоломок и ребусов". г. Ярославль 2002г.
- Т.И. Ларина "50 игр на сложение и вычитание"г. Ярославль 2002г.
- М. Нянковский "Клуб эрудитов"г.Ярославль 2004г.
- Т.И. Линго "Игры, ребусы, загадки"г.Ярославль 2004г.
- М. Филипченко "55 шарад"г. Ярославль 2004г.
- Ю.П. Вавилов "Игры для внимательных и сообразительных"г. Ярославль 2002г.
- Л.Ф.Тихомирова "Логика для школьников" г.Ярославль 2003г.
- Л.Ф.Тихомирова "Упражнения на каждый день: развитие познавательных способностей у детей "г. Ярославль 2004г.
- Л.Ф.Симонова "Наблюдаем, изучаем, развиваем память"г. Ярославль.
- Л.Ф.Тихомирова "Логика дети 7-10 лет"г. Ярославль 2002г.
- Л.В.Черемошкина "Память дети 7-10 лет"г. Ярославль 2002г.
- Н.Ю.Анашина "Путешествие в страну "Что? Где? Когда?""г. Ярославль 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная технология, как средство формирования познавательной деятельности обучающихся.
В настоящее время в системе образования происходят интенсивные изменения. Они задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях. Такая ли...
Методическая разработка "Возможности формирования познавательной деятельности в дошкольном детстве"
Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности старшего дошкольника, в частности в ее познавательной сфере. Одним из важных направлений в развитии позн...
Формирование познавательной деятельности в системе КТД
КТД - активная форма познавательной, эстетической, коллективно-лидерской дятельности. Разработка проблемы познавательного интереса в педагогической науке все...
Формирование познавательной деятельности школьников через игру на уроках изобразительного искусства.
Современный учитель всегда находится в поиске новых средств, форм и методов в обучении и воспитании. И я стараюсь внедрить в свою работу что-то новое, интересное. Исследуя литературу, статьи в педагог...
"Межпредметный модуль как средство формирования познавательной деятельности школьников"
В рамках внедрения ФГОС в средней школе происходит изменение содержания учебной программы. Особую значимость приобретают внеурочные формы работы. В данной статье описана одна из таких форм, назы...
Особенности формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста при нарушениях зрения.
Мы исследовали психическое развитие детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием. задачей эксперимента было: выявление восприятия этими дет...
Проектная деятельность как средство формирования познавательной деятельности студентов колледжа
В современном мире более чем в какие-либо предшествующие эпохи, единственным постоянным фактором являются перемены. Изменения, происходящие в жизни общества, требуют от человека качеств, позволя...