Программа "Развитие и формирование познавательной деятельности".
методическая разработка

Темперанская Галина Георгиевна

Программа содержит практический материал на данную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

по развитию интеллектуальных способностей детей

 «Развитие и формирование познавательной деятельности». 

Составитель:

Воспитатель:Темперанская Г.Г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

  • Краткая аннотация………………………………………………….........2
  • Постановка проблемы (актуальность).................................................3-4
  • Цели и задачи……………………………………………………………….5
  • Принципы реализации программы...........................................................6
  • Целевая группа.........................................................................................7
  • Ожидаемые итоговые результаты программы…………………………...8
  • Содержание программы…………………………...................................9
  • Основные направления реализации программы.................................10
  • Система программных мероприятий....................................................11
  • Оценка эффективности реализации программы………………………..12
  • Критерии эффективности реализации программы..............................13
  •  Список используемой литературы……………………………………14

Краткая аннотация программы

В основе концепции программы "Развитие и формирование познавательной деятельности" лежит педагогическая коррекция умственного развития несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Для них процесс социализации часто затруднен из-за ограниченности социальных контактов ( пребывание с ограниченным кругом людей, часто с асоциальным поведением), отсутствует возможность получить необходимые знания.

Данная программа построена с учетом личностных, возрастных особенностей и умственного развития ребенка, представляет собой комплекс организационных, методических и воспитательных мероприятий, направленных на решение основных задач в области познавательного развития подростка. Комплексный подход к изучению умственного развития подростка дает возможность определить динамику их индивидуального развития, выявить отдельные недостатки развития, их взаимосвязь и взаимовлияние.

 Программа предполагает анализ умственного развития детей на момент поступления ребенка в стационарное отделение  и выработку коррекционных мер, направленных на устранение недостатков интеллектуального уровня и развитие умственной деятельности подростков 12-17лет.

Актуальность программы.

  В Конвенции о правах ребенка сказано, что «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах, не может оставаться в таком окружении имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемых государством» и, кроме того,  « имеет право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития».

 Воспитанниками  стационарного отделения социальной реабилитации несовершеннолетних становятся дети в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшиеся в социально-опасном положении и/или иной трудной жизненной ситуации. Для этих ребят, в большинстве случаев вследствие грубой социально-педагогической запущенности, психологической и социальной депривации, характерна общая черта – у многих упущены сензитивные периоды для социального и индивидуального развития, овладения умениями и навыками, значимыми для жизни,   у всех воспитанников данного возраста констатируется выраженная социальная и педагогическая запущенность.

   У большинства детей наблюдается низкий уровень познавательной активности. Круг интересов сужен, не простирается дальше непосредственного окружающего. Побуждение к получению новых знаний снижено. Некоторые не уверены в себе, от ребенка можно услышать: «Я это не умею», «У меня это не получится». Они пассивны, их трудно увлечь какой – либо деятельностью. У некоторых, напротив, наблюдается избыточная активность, импульсивность и повышенная возбудимость. Все дети не умеют работать самостоятельно, необходим постоянный организующий и обучающий контроль.

 В ходе первичной педагогической  диагностики у воспитанников дошкольного возраста наблюдается низкий уровень развития познавательных психических процессов (восприятие, память, внимание, мышления, воображения). Дети не собраны, легко отвлекаются. Также у детей наблюдается: слабое речевое развитие, недостаточный словарный запас, неразвитость мелкой моторики, неправильное формирование способов игровой и учебной деятельности, неумение контролировать свое поведение, низкий уровень развития самоконтроля и самооценки (у детей возникают затруднения, когда необходимо выполнить работу по заданному образцу и выдержать заданные требования).

Перед нашим коллективом социально - реабилитационного центра ставится задача сформировать систему навыков и умений,  обеспечивающих  ребенку эффективную социализацию. Одним из направлений этого процесса и является развитие и формирование познавательной деятельности несовершеннолетних.

Цель: развитие познавательных способностей воспитанников на основе системы развивающих занятий, которая  позволит более успешно овладевать школьными предметами.

Задачи:

  • развитие интеллектуальных способностей воспитанников, коррекция познавательных процессов;
  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, делать несложные выводы;
  • развитие памяти, внимания, кругозора;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • развитие познавательной активности;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность сверстников;
  • привлечение к работе специалистов Центра для реализации данной программы.

Принципы реализации программы.

  • Принцип уважительного и доброжелательного отношения к воспитанникам и их потребностям.
  • Каждый подросток принимается таким , какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность.
  • Не допускаются упреки и порицания за неуспех.
  • Принцип доступности.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип диалогизации.
  • Принцип систематичности и последовательности.
  • Принцип интегративности (рациональное сочетание разных видов деятельности).

Целевая группа: воспитанники стационарного отделения, находящиеся

                                 в трудной жизненной ситуации, в возрасте 12 - 17 лет,

                                 в количестве 8 -10 человек.

Режим проведения занятий.

  1. Занятия проводятся в индивидуальном и групповом варианте.
  2. Групповые занятия проводятся 1 раз в неделю.
  3. Индивидуальные занятия с каждым воспитанником проводятся 2 раза в неделю.
  4. Длительность занятий варьируется от 15 минут до 30 минут.
  5. Занятия проводятся как в разновозрастной группе, так и в одновозрастных группах.

  Индивидуальная форма работы используется с целью индивидуального подхода к ребенку, выявления уровня умственного развития, установления эмоционально - положительного контакта воспитателя и несовершеннолетнего, а также с целью диагностики результативности работы.

  групповые формы работы позволяют активизировать зону ближайшего развития ребенка, позволяют ему соотнести свой уровень с уровнем  группы. Групповое взаимодействие способствует сплочению и развитию взаимопомощи подростков.

Срок реализации программы 1 год.

Ожидаемые результаты освоения программы.

В результате обучения по данной программе воспитанники должны научиться:

  • логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,   классификации, систематизации;
  • увеличить скорость и гибкость мышления;
  •  выделять существенные признаки и закономерности предметов;
  •  сравнивать предметы, понятия;
  •  обобщать и  классифицировать понятия, предметы, явления;
  •   определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
  •  концентрировать, переключать своё внимание;        
  •  развивать свою память;
  • улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
  •  уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
  •  самостоятельно выполнить задания;
  •  осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
    решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
    находить несколько способов решения задач;
  • работать в группе.

Содержание программы.

Программа "Развитие и формирование познавательной деятельности" отличается особенным содержанием, она построена на материале школьных программ. Это позволяет оценить не только уровень развития различных операций, но и предпочтения учащихся в работе с предметами одного из трех циклов: общественно - гуманитарного, естественно - научного и физико - математического. Такой анализ дает  возможность одновременно решать профилактические, консультативные и профориентационные задачи. Одной из основной частью программы является школьный тест умственного развития (ШТУР).

ШТУР предназначен для диагностики умственного развития подростков. Тест состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий.

Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности подростков и позволяют судить о том, насколько адекватно используют несовершеннолетние в своей активной и пассивной речи научно - культурные и общественно - политические термины и понятия.

Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый - логические классификации, пятый - логические обобщения, шестой - нахождение правила построения числового ряда.

Диагностику по данному тесту можно проводить как индивидуально, так и группой. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограниченно и является вполне достаточно для всех подростков.

В задания теста включены понятия, подлежащие обязательному усвоению в учебных предметах трех циклов: математического, гуманитарного и естественнонаучного. Помимо этого,. определяется осведомленность в некоторых понятиях общественно - политического и научно - культурного содержания.

Анализ результатов данной программы дает возможность с разных сторон оценивать умственное развитие как отдельного воспитанника , так и группы подростков. На основании замеченных недостатков в умственном развитии можно составить конкретную схему коррекционной работы по их устранению.

Основные направления работы.

 Развитие логического мышления:

  • классификация;
  • обобщения;
  • исключение;
  • аналогии.

Расширение кругозора.

Задачи:

  • формирование миропонимания;
  • повышение познавательной активности;
  • обогащение словарного запаса.

Развитие мнестических способностей.

  • логической памяти;
  • памяти по модальностям ( слуховой, зрительной, кинестетической).

Развитие свойств внимания.

  • объем;
  • распределение;
  • концентрация.

Оценка эффективности реализации программы

Содержательный контроль и оценка результатов воспитанников предусматривает выявление индивидуальной и групповой динамики качества усвоения данной программы . Поэтому показателем эффективности занятий по программе также является наличие динамики в развитии познавательных способностей у подростков.

Оценка эффективности Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев:

  • поведение воспитанников на занятиях: живость, активность, заинтересованность, внимательность;
  • повышение уровня познавательной активности;
  • повышение уровня сформированности  межличностных отношений;
  • повышение уровня умственного развития;
  • повышение уровня развития памяти;
  • улучшение свойств внимания.

Механизм оценки результативности реализации программы.

Отслеживание результатов реализации Программы осуществляется с помощью следующих методов:

  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • анализ творческих работ;
  • беседы;
  • экспертные суждения педагога;
  • самооценочные суждения воспитанника;
  • непосредственное участие воспитанников в социально - значимых мероприятиях.

Система программных мероприятий.

Содержание работы

Сроки

1

Диагностика умственного развития воспитанников:

-первичная ( для определения умственного развития);

-вторичная ( по результатам коррекционной работы).

В течение года (по мере поступления)

2

Тема: "Что такое логогрифы".

Цель: развитие мышления.

Тема: "Игры со словами".

Цель: развитие логики.

Тема : "Посмотри и запомни".

Цель: развитие памяти.

Тема: "Развиваем наблюдательность , внимательность".

Цель: развитие наблюдательности, внимательности.

Тема: "Интеллектуальный турнир".

Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, памяти.

Тема: "Решай, отгадывай, смекай!".

Цель: развитие мышления, памяти, внимания.

Январь

3

Тема:"Кто больше".

Цель: развитие логического мышления.

Тема: "Играем со словами".

Цель: развитие логического мышления.

Тема: "Тренировка точности запоминания."

Цель: развитие памяти.

Тема: "Пословицы".

Цель: развитие внимания.

Тема: "Брейн - ринг".

Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, памяти.

Тема: "Звездный час".

Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, логического мышления.

Февраль

4

Тема: "Решение задач - шуток".

Цель: развитие логического мышления.

Тема: "Составь слово".

Цель: развитие логического мышления.

Тема: "Квадраты, кружки, треугольники".

Цель: развитие памяти.

Тема: "Запретные слова".

Цель: развитие внимания.

Тема: "На лесной опушке".

Цель: расширение кругозора, активизация словаря, развитие памяти, внимания, мышления.

Тема: "Русские народные сказки"( викторина).

Цель: выявление уровня знаний, развитие памяти, внимания, мышления.

Март

5

Тема: "Классификация предметов".

Цель: развитие логического мышления.

Тема: "Устанавливаем связи".

Цель: развитие логического мышления.

Тема: " Будь внимателен".

Цель: развитие внимания.

Тема: " пересказываем по кругу".

Цель: развитие памяти.

Тема: " Я и мои друзья".

Цель: развитие мышления, умения анализировать, выявлять сходства.

Тема: " Птицы" ( викторина).

Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления.

Апрель

6

Тема: " Найди общий признак".

Цель: развитие логического мышления.

Тема: " Аналогии".

Цель: развитие логического мышления.

Тема: " Играем со словами и буквами".

Цель: развитие памяти.

Тема: " Кто самый внимательный".

Цель: развитие внимания.

Тема: " Звери"( викторина).

Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления.

Тема: " В мире познавательной фразеологии".

Цель: развитие памяти, внимания, активизация словаря, повышение уровня владения родным языком.

Май

7

Тема: " Немного о безопасности".

Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления.

Тема: " Правила дорожного движения".

Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на дорогах, о знаках; развитие памяти, внимания, мышления.

Тема: " Что мы знаем о природе".

Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления.

Тема: " Земноводные и пресмыкающиеся"

( викторина).

Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления.

Июнь

8

Тема: " В мире спорта" ( викторина).

Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления.

Тема: " По грибы, по ягоды".

Цель: расширение кругозора, активация словаря, развитие памяти, внимания, мышления.

Тема: " Животноводство".

Цель: расширение кругозора, активация словаря, развитие памяти, внимания, мышления.

Тема: " Путешествие по детским книгам".

Цель: развитие памяти, внимания, мышления, речи.

Июль

9

Тема: " Птицы, насекомые, растения".

Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления.

Тема: " Ты подумай и ответь".

Цель: развитие логического мышления, памяти, внимания.

Тема: " Насекомые, паукообразные, ракообразные".

Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления.

Тема: " Путешествие по произведениям А.С.Пушкина".

Цель: развитие памяти, внимания, мышления, речи.

Август

10

Тема: " Загадки для ребяток".

Цель: развитие логического мышления.

Тема: " Головоломки".

Цель: развитие логического мышления.

Тема: "Слова и числа".

Цель: развитие памяти.

Тема: " Исправляем ошибки".

Цель: развитие внимания.

Тема: " Слабое звено".

Цель: развитие памяти, внимания, мышления.

Тема: " Экологический серпантин".

Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления.

Сентябрь

11

Дидактические игры: "Танграмм", "Монгольская игра", "Волшебный круг", "Пифагор", "Пентамино".

Цель: развитие логического мышления.

Тема: " Послушай и подумай".

Цель: развитие логического мышления.

Тема: " Мы немножко поиграем, как ты слушаешь узнаем".

Цель: развитие памяти.

Тема: " Играем с числами".

Цель: развитие внимания.

Тема: " В мире сказок".

Цель: развитие памяти, внимания, мышления.

Тема: " Экономический калейдоскоп".

Цель: развитие интеллекта, социального и экономического мышления.

Октябрь

12

Тема: " Занимательная математика".

Цель: развитие логического мышления.

Тема: " Игры со словами".

Цель: развитие логического мышления.

Тема: " Не зевай, запоминай".

Цель: развитие памяти.

Тема: " Самый внимательный".

Цель: развитие внимания.

Тема: " Поле Чудес".

Цель: выявление уровня знаний, развитие памяти, внимания, мышления.

Тема: " ЗОЖ".

Цель: дать детям общее представление о здоровье, научить беречь свое здоровье; развитие памяти, внимания, мышления.

Ноябрь

13

Тема: " Обобщающие лова".

Цель: развитие логического мышления.

Тема: " Шарады".

Цель: развитие логического мышления.

Тема: " Слушай внимательно".

Цель: развитие внимания.

Тема: " Как мы знаем скороговорки".

Цель: развитие памяти.

Тема: " Птичий марафон".

Цель: развитие внимания, сообразительности, умения работать в коллективе.

Тема: " Литературные игры".

Цель: развитие памяти, внимания, мышления, расширение кругозора.

Декабрь

Список используемой литературы.

  1. Г.А.Козина  "Занимательная азбука" г.Москва 2012г.
  2. Академия "Умелые руки"  2004г.
  3. Т.И. Линго "50 головоломок и ребусов". г. Ярославль 2002г.
  4. Т.И. Ларина "50 игр на сложение и вычитание"г. Ярославль 2002г.
  5. М. Нянковский "Клуб эрудитов"г.Ярославль 2004г.
  6. Т.И. Линго "Игры, ребусы, загадки"г.Ярославль 2004г.
  7. М. Филипченко "55 шарад"г. Ярославль 2004г.
  8. Ю.П. Вавилов "Игры для внимательных и сообразительных"г. Ярославль 2002г.
  9. Л.Ф.Тихомирова "Логика для школьников" г.Ярославль 2003г.
  10. Л.Ф.Тихомирова "Упражнения на каждый день: развитие познавательных способностей у детей "г. Ярославль 2004г.
  11. Л.Ф.Симонова "Наблюдаем, изучаем, развиваем память"г. Ярославль.
  12. Л.Ф.Тихомирова "Логика дети 7-10 лет"г. Ярославль 2002г.
  13. Л.В.Черемошкина "Память дети 7-10 лет"г. Ярославль 2002г.
  14. Н.Ю.Анашина "Путешествие в страну "Что? Где? Когда?""г. Ярославль 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология, как средство формирования познавательной деятельности обучающихся.

В настоящее время в системе образования происходят интенсивные изменения. Они задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях. Такая ли...

Методическая разработка "Возможности формирования познавательной деятельности в дошкольном детстве"

Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности старшего дошкольника, в частности в ее познавательной сфере. Одним из важных направлений в развитии позн...

Формирование познавательной деятельности в системе КТД

КТД - активная форма познавательной, эстетической, коллективно-лидерской дятельности. Разработка проблемы познавательного интереса в педагогической науке все...

Формирование познавательной деятельности школьников через игру на уроках изобразительного искусства.

Современный учитель всегда находится в поиске новых средств, форм и методов в обучении и воспитании. И я стараюсь внедрить в свою работу что-то новое, интересное. Исследуя литературу, статьи в педагог...

"Межпредметный модуль как средство формирования познавательной деятельности школьников"

В рамках внедрения ФГОС в средней школе происходит  изменение содержания учебной программы. Особую значимость приобретают внеурочные формы работы. В данной статье описана одна из таких форм, назы...

Особенности формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста при нарушениях зрения.

Мы исследовали  психическое развитие детей дошкольного возраста с амблиопией   и   косоглазием.  задачей эксперимента было: выявление  восприятия этими дет...

Проектная деятельность как средство формирования познавательной деятельности студентов колледжа

В современном мире более чем в какие-либо предшествующие эпохи, единственным постоянным фактором  являются перемены. Изменения, происходящие в жизни общества, требуют от человека качеств, позволя...