"Межпредметный модуль как средство формирования познавательной деятельности школьников"
статья по теме
В рамках внедрения ФГОС в средней школе происходит изменение содержания учебной программы. Особую значимость приобретают внеурочные формы работы. В данной статье описана одна из таких форм, называемая межпредметным модулем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_statya_mezhpredmetnyy_modul.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Елена Алексеевна Владимирова,
учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная
школа №73» г. Красноярска
Межпредметный модуль как средство формирования познавательной деятельности школьников
Федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют учителя на переход от традиционного преподавания к организации новой системы образования, позволяющей достичь образовательных результатов в рамках системно-деятельностного и компетентностного подходов. Ученик должен владеть умениями самостоятельно учиться, формировать ЗУН и УУД.
Внеурочные формы работы, составляющие 30 % содержания учебной программы, направлены, главным образом, на достижение метапредметных результатов. Одной из таких форм работы является межпредметный образовательный модуль, задача которого заключается в координации учебных предметов основной школы, а также социализации подростков. Данная форма работы рассчитана на учеников 5 класса. Межпредметный модуль ориентирован на развитие познавательной деятельности школьников, что стало возможным при помощи взаимодействия учителей-предметников, создания интегративной среды разных учебных дисциплин. Данная форма предполагает использование такого количества учебных часов, какое необходимо для реализации выбранной темы.
Функция учителей заключается в том, чтобы организовать деятельность учащихся, обеспечить условия для формирования предметных и метапредметных результатов в процессе познавательной деятельности: подготовить дидактический материал для работы (карточки индивидуальные и для групповой работы, схемы, алгоритмы и т.д.), организовать различные формы сотрудничества, сопровождать школьников в планировании деятельности и обсуждении результатов работы, предоставить возможность для самоконтроля и самооценки. Каждое занятие может допускать неокончательное решение главной задачи, что будет побуждать школьников к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне, а, следовательно, к самостоятельной познавательной деятельности.
Такая форма работы способствует формированию всего спектра УУД: личностных и метапредметных (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Для проведения модуля необходим учет этапов системно-деятельностного подхода, поскольку он создает основу для получения качественно новых образовательных результатов.
Для реализации межпредметного модуля учитываются требования Основной образовательной программы основного общего образования, Федеральных государственных образовательных стандартов 2 поколения.
Межпредметный модуль позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должен владеть ученик.
Одним из примеров реализации данной внеурочной формы может служить межпредметный образовательный модуль «Литература – История – Музыка – Изобразительное искусство» . Тема модуля выбрана в соответствии с данными предметными дисциплинами – «Театр Древней Греции» и рассчитана на 5 учебных часов.
Каждый учитель на своем занятии должен обеспечить условия для формирования познавательной деятельности учащихся так, чтобы ученик становился непосредственным участником процесса познания. Благодаря этому ученики смогут почувствовать театральную атмосферу Древней Греции, побывать в роли древнегреческого актера, прожить его жизнью.
В результате проведения модуля у учеников формируются следующие УУД:
- личностные УУД: оценка собственной учебной деятельности, определение ее значимости, оценка деятельности группы, мотивирование своих действий;
- метапредметные УУД:
1. регулятивные: саморегуляция; контроль, оценивание, выбор средств достижения цели с помощью учителя;
2. познавательные: целеполагание, извлечение необходимой информации из текста, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка;
3. коммуникативные: планирование и осуществление учебного сотрудничества с учителями, сверстниками, работа группе, паре, адекватная передача информации, ведение диалога.
При проведении занятий учитывались основные этапы системно-деятельностного подхода.
Постановка учебной задачи проходит на первом занятии (литература-история) на этапе мотивации и целеполагания деятельности, где ученики должны самостоятельно сформулировать цели-результаты уроков, используя глаголы-подсказки, записанные на доске.
Следующий этап первого занятия: открытие детьми нового знания. Информацию представляют учителя, подготовленные ученики, ведется обсуждение, заполнение сравнительной таблицы, представления заданной информации в виде схемы или алгоритма, что важно для дальнейшей учебно-познавательной деятельности.
Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, обозначенной алгоритмом действия, в результате чего на последнем уроке ребятам нужно тремя группами представить инсценировки фрагмента древнегреческих пьес. Для этого помогут занятия музыки и изобразительного искусства.
Самостоятельная работа должна прослеживаться на всех занятиях и заключаться в заполнении театрального словарика (первый урок) и подготовке инсценировок заданных пьес в группах: групповое чтение, распределение ролей, подбор музыкального сопровождения, подготовка масок и костюмов для выступления.
Этап самоконтроля и самооценки заключается в том, что каждый ученик проговаривает алгоритм действий «про себя», поскольку за что-то несет ответственность. Этим самым и создается ситуация успеха, у учеников возникает желание представить результат своей работы на завершающем занятии, закрепив удачную подготовку.
Представляя свои инсценировки, пятиклассники должны учитывать требования к древнегреческим актерам, а также пользоваться необходимой для этого терминологией.
Завершающая точка занятия – рефлексия: обсуждение проделанной работы, комментирование достигнутых целей-результатов фронтально, индивидуально и при помощи работы в группах.
Модуль проходит в течение одного учебного дня, для чего в расписание класса и учителей-предметников вносятся необходимые изменения. Для поведения модуля выбирается технически оснащенный кабинет с ноутбуком, проектором, колонками. Учителями готовятся материалы: дидактический материал, ткань для костюмов, заготовки для изготовления театральных масок, музыкальное сопровождение, словари.
Каждый ученик может оценить результат своей работы и работы группы на завершающем занятии в ходе творческого обсуждения после представленных инсценировок, а также отобразив его в листе достижений, который заполнялся в течение всего дня. Кроме того, результатом станет еще и то, что приобретенные знания, умения и навыки ученик сможет применить на разных учебных предметах, а также за пределами школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная технология, как средство формирования познавательной деятельности обучающихся.
В настоящее время в системе образования происходят интенсивные изменения. Они задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях. Такая ли...
Формирование познавательной деятельности школьников через игру на уроках изобразительного искусства.
Современный учитель всегда находится в поиске новых средств, форм и методов в обучении и воспитании. И я стараюсь внедрить в свою работу что-то новое, интересное. Исследуя литературу, статьи в педагог...
Исследовательская деятельность школьников как средство формирования познавательных УУД
В докладе представлена исследовательская деятельность школьников как средство формирования познавательных ууд...
Психологические эффекты на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности школьников и воспитания их духовно-нравственных качеств
Из опыта работы...
" Методические аспекты использования проектной технологии при обучении физике, как средства формирования познавательной самостоятельности школьников"
В данной работе анализируется собственный опыт использования методов проектов в учебной деятельности....
Проектная деятельность как средство формирования познавательной деятельности студентов колледжа
В современном мире более чем в какие-либо предшествующие эпохи, единственным постоянным фактором являются перемены. Изменения, происходящие в жизни общества, требуют от человека качеств, позволя...
Технология проблемного обучения как средство формирования познавательной самостоятельности школьников
Технология проблемного обучения как средство формирования познавательной самостоятельности школьников...