Образовательная среда в условиях реализации ФГОС
статья
Образовательная среда современного образовательного учреждения – это взаимодействие новых образовательных комплексов и систем инновационных и традиционных моделей. Данные модели сложены из стандартов образования, интегрирующего содержания учебных программ и планов, а главное, нового качества взаимоотношений между субъектами образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная среда в условиях реализации ФГОС
Образовательная среда современного образовательного учреждения – это взаимодействие новых образовательных комплексов и систем инновационных и традиционных моделей. Данные модели сложены из стандартов образования, интегрирующего содержания учебных программ и планов, а главное, нового качества взаимоотношений между субъектами образования.
Януш Корчак, выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель, выделил четыре основных типа образовательной среды:
-Догматическая среда
-Идейная среда
-Среда безмятежного потребления
-Среда успеха и карьеры
Догматичская среда способствует развитию пассивности и зависимости ребенка. Идейная, творческая среда способствует свободному развитию активного ребенка. Безмятежная среда способствует свободному развитию ребенка, но одновременно обуславливает его пассивность. Успешная среда – развивает активность, но одновременно и зависимость ребенка.
Для определения характеристик образовательной среды. В.А. Ясвин предлагает специальную процедуру оценивания, включающую такие показатели как экскурсии, путешествия, посещение учреждений культуры, обмен между педагогами и учащимися, широта материальной базы, возможность выбора образовательных микросред (занятия в кружках, клубах и др.). Интересно отметить, что иллюстрируя педагогическую значимость широты образовательной среды, В.А. Ясвин обращается к сравнительному анализу подходов, в том числе и Я. Корчака.
Преемственность идей позволяет утверждать, что становление норм образовательной среды процесс длительный и непрерывный. Получение современного, высококачественного образования, овладение необходимыми для жизни в обществе знаниями, умениями и навыками, приемами деятельности – одна из главных и важнейших составляющих успешности человека, в отдельности, и государства в целом во все времена. Содержание образования всегда определяется требованиями и условиями развития общества. Три основные функции образования:
- экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно их использовать)
- социальная (социализация личности, воспроизведение социальной структуры общества. Образование – важнейший канал социальной мобильности личности)
- культурная (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей).
Безусловно, новые стандарты образования созданы и разработаны с учетом требований и условий, предъявляемых современным обществом к качеству образования. Основным принципом образования в настоящее время является система деятельность-образование-личность, которая включает открытость, целостность, системность, взаимосвязь и взаимозависимость всех элементов образовательной среды, имеющей единую методологическую основу. Избыточность ресурсов, обеспечивающая личностный выбор, развитие индивидуальности. Функциональное разнообразие элементов среды, обеспечивающее освоение различных видов деятельности.
Образовательная среда школы обеспечивает: содержательную, методическую, технологическую целостность образовательного процесса эффективную реализацию ФГОС (планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения, мониторинг) сетевое взаимодействие участников образовательного процесса, сетевое взаимодействие школы с другими организациями социальной сферы, поддержку деятельности педагога.
А педагог, конечно, и как человек, и как специалист, на плечи которого ложится основной груз ответственности за качество образования нового поколения, стремительно осваивает инновации в среде своей деятельности, ищет пути наиболее эффективного использования положительных характеристик нововведений.
Урок современного типа должен строиться на основе принципа стандарта – научить учителя строить новые взаимоотношения между детьми, партнерские отношения между учителем и ребенком. В основе деятельностного метода лежат семь основных принципов:
1. Принцип деятельности: то есть ученик получает знание не в готовом виде, а добывает их сам.
2. Принцип непрерывности: связь между всеми этапами обучения на уровне технологии и методик с учетом возрастных особенностей и развития детей.
3. Принцип целостности: то есть формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире, природе обществе, самому себе.
4. Принцип минимакса: имеется в виду ,что школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном уровне и обеспечить его усвоение обязательно на минимальном уровне.
5. Принцип психологической комфортности: принцип предполагает устранение всех стресообразующих факторов учебного процесса, создание в школе доброжелательной атмосферы для развития диалоговых форм общения.
6. Принцип вариативности: то есть формирование способностей систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решении в ситуациях выбора.
7. Принцип творчествa: предполагает создание условий для приобретения собственного опыта творческой деятельности учащихся.
Последний из принципов в собственной практике наиболее часто я использую при проведении дополнительных или кружковых занятий по математике, а также при проведении школьной математической недели. Так, например, при изучении темы «Симметрия» в 5 классе мы с учащимися рисуем коллективные картины, на которых каждый изображает свою симметричную фигуру, которая обязательно должна быть отлична от остальных. При изучении темы «Цилиндр. Конус. Шар» в 6 классе я организую мастер-класс по изготовлению макетов фигур из картона или твердой бумаги, который проводят учащиеся старших классов. Одним из любимых творческих конкурсов является конкурс рисунков на координатной плоскости, в котором ребята принимают участие с удовольствием и широким полетом фантазии. По итогам такого конкурса они получают Грамоты. Подобными практическими занятиям я стараюсь сопровождать каждую новую тему, что позволяет закрепить изученный материал с помощью ассоциативного ряда детского восприятия. В старших классах наиболее уместны занятия по систематизации полученных знаний в виде форумов, тренингов, семинаров, на которых они представляют творческие работы, а также проектные и исследовательские труды.
Открытый диалог при проведении планового урока или кружка и дополнительного занятия, в любом случае дает положительные результаты. Практическая деятельность обучающихся оставляет более яркий след в памяти, давая возможность развить ее от краткосрочной до долгосрочной.
Введение нового стандарта во многом изменил школьную жизнь. Это и новые форматы организации обучения, новые образовательные технологии, открытая информационная среда. Поэтому преодолевая трудности освоения инновационных технологий каждый педагог стремиться в первую очередь организовать свою деятельность во благо учащимся, и выучить, а главное воспитать не только хорошо образованного, но и достойного человека, профессионала, патриота.
Источники:
1. Януш Корчак «Как любить ребенка», - М. «Книга», 1980 г.
2. В.А. Ясвин «Образовательная среда: от моделирования к проектированию», - М. «Смысл», 2001 г.
3. П.А. Баранов, С.В. Шевченко «Обществознание. ЕГЭ-учебник.10-11 класс»,- М. «Астрель», 2012 г.
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ- важнейшее условие реализации ФГОС общего образования Особенности введения ФГОС основного общего образования Александр Кондаков, д.п.н., член- корреспондент РАО, Управляющий директор «ОАО Издательство «Просвещение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и совершенствование предметной информационно-образовательной среды как условие реализации ФГОС
Материалы, разрабтанные мной для совершнствования информационно-образовательной среды по математике следующие. В ресурсурсной сфере – мультимедийное приложение в виде презентаций к урокам математики в...
Формирование целостной образовательной среды в условиях реализации ФГОС для повышения качества образования
Выступление на районных педчтениях...
Формирование целостной образовательной среды в условиях реализации ФГОС для повышения качества образования
Презентация служит хорошим сопровождением к докладу...
Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)
Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...
Активизация познавательного интереса учащихся на уроках ОБЖ через использование цифровой образовательной среды в условиях реализации ФГОС
Представлены теоритические и практические материалы из опыта работы....
Видеодоклад "Современная цифровая образовательная среда в условиях реализации ФГОС"
Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию ус...
Статья "Современная цифровая образовательная среда в условиях реализации ФГОС (на примере ЭУМК «ИТПД МК1»)"
Цифровая образовательная среда – федеральный проект национального проекта «Образование» [3]. Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструм...