Сетевой проект "Невероятное путешествие в мир звуков"
проект (5, 6 класс)

Трофимова Алла Васильевна

Сетевой проект позволяет организовать совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую, игровую деятельность учащихся-участников на основе компьютерной коммуникации.

Межпредметная направленность проекта "Невероятное путешествие в мир звуков" дает возможность ребятам всесторонне изучить тему "Звуки" с различных точек зрения. Они формируют представления о звуке, как физическом явлении, основе музыкальной культуры, средстве общения, получения информации о мире.

Проект осуществляет системно-деятельностный подход в обучении, способствует развитию коммуникативных навыков учащихся, дает им возможность увидеть конечный продукт сетевой деятельности. Ребята учатся познавать мир, ставить проблемы, искать и находить свои решения, учиться безопасной работе в Интернете.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл setevoy_proekt_neveroyatnoe_puteshestvie_v_mir_zvukov.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СЕТЕВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТРОФИМОВА АЛЛА ВАСИЛЬЕВНА

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, предоставляющая широкие возможности для воспитания и развития учащихся. Ориентируясь на интересы, потребности и способности ребенка, внеурочная деятельность использует различные формы работы с детьми. Одной из форм, существующей в рамках общеинтеллектуального направления, является участие ребят в сетевом проекте. Для самого учителя педагогическая технология сетевого проектирования позволяет решить целый ряд воспитательных, образовательных, развивающих задач.

Образовательная цель сетевого проекта: организация совместной учебно-познавательной, исследовательской, творческой, игровой деятельности учащихся-участников на основе компьютерной коммуникации. Методисты ИМЦ Кронштадтского района создали сайт «Фабрика сетевых проектов», содержащий алгоритм создания учебных сетевых проектов. С помощью него учитель может самостоятельно создать проект «с нуля» или воспользоваться «Копилкой сетевых проектов» для образца. В «Копилке» собраны реализованные в районе проекты, авторами которых являются методисты ИМЦ и педагоги общеобразовательных школ. Учащиеся начальных классов смогли стать участниками проектов: «Каждому овощу свое время», «Я шагаю по Кронштадту» и других.

На протяжении второй половины 2017 года мною был спланирован и осуществлен сетевой проект «Невероятное путешествие в мир звуков» для учащихся 4-6 классов. Его практическая реализация начата в январе 2018 года. Сетевой проект объединил 11 команд-участников, представителей кронштадтских школ. На сегодняшний день команды учащихся 4-6 классов, состоящие из 5 человек каждая, проходят интересный сетевой маршрут, углубляя свои знания по различным учебным предметам: искусству, окружающему миру (биологии, географии, физике), истории, информатике. Межпредметная направленность сетевого проекта позволяет ребятам всесторонне изучить тему «Звуки» с различных точек зрения. Для всех участников проекта едиными являются: тема, цель - сформировать представление о звуке, как физическом явлении, основе музыкальной культуры, как средстве общения и получения информации о мире.

Едиными становятся задачи проекта:

1. деятельно изучить тему “Звуки” с помощью интернет-сервисов,

2.развить навыки проектной, научно-исследовательской деятельности,

3.познакомиться с многообразием звуков, с их назначением и применением.

В ходе работы учащиеся выявляют разницу между некоторыми языками народов мира; выясняют, каково влияние инфразвука и ультразвука на человека, природу и так далее.

В процессе прохождения этапов проекта совершенствуются умения ребят учиться и способности к организации своей деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе) – то, что прописано в ФГОСах 2 поколения.

Сетевой проект позволяет осуществить системно-деятельностный подход в обучении, способствует развитию коммуникативных навыков учащихся, дает им возможность увидеть конечный продукт сетевой деятельности. Ребята учатся познавать мир, ставить проблемы, искать и находить свои решения, учиться безопасной работе в Интернете.

Для того, чтобы работа над сетевым проектом была в радость, на первой странице сайта представлена его мотивационная составляющая в лице путешественника Афанасия Светлова, который не только пригласил учащихся принять участие в путешествии, но и на протяжении всех этапов курирует ребят, объясняя задания, давая подробные инструкции, выставляя оценки в Таблице оценивания команд.

В данном сетевом проекте 7 этапов, на выполнение каждого отводится 10 дней. Маршрутный лист путешественника выглядит следующим образом:

1 этап: «Команды, стройся! Попутного ветра»

2 этап: «Голоса природы»

3 этап: «Вавилонская башня»

4 этап: «Это "жжж" неспроста»

5 этап: «Невидимки-Неслышимки»

6 этап: «Друзья-музыканты»

7 этап: «С возвращением, друзья»

На 1 этапе, прошедшем в январе месяце, руководители команд зарегистрировались в гугл-форме, представленной на странице проекта. Обязательным в сетевом проекте является наличие 1-2 руководителей команд, которые следят за соблюдением правил безопасной работы, учащихся в интернете, осуществляют необходимую для ребят помощь. С 24.01 по 02.02.2018 года команды познакомились с информацией о проекте, обсудили стартовую презентацию, критерии оценивания этапа "Команды, стройся! Попутного ветра!" Участники придумали название команды, девиз, эмблему, распределили между собой обязанности. Создание Google-аккаунта команды стало необходимым условием участия в сетевом проекте, потому что ребята в ходе работы размещают свои материалы и взаимодействуют с другими с помощью электронной почты (под присмотром и контролем руководителя команды). На 1 этапе команды оформили Визитную карточку в сервисе https://padlet.com, а ссылку на визитную карточку занесли в Путевой журнал.

С 05.02 по 14.02.2018 года прошел 2 этап проекта: «Голоса природы». В качестве мотивационной составляющей было представлено описание птиц, обладающих необычайными вокальными способностями. На этом этапе ребята научились создавать пазлы в сервисе http://www.jigsawplanet.com/, познакомились с пением птиц, с музыкальными произведениями, название которых связано с птицей. Каждая из 11 команд работала только с 1 птицей, иллюстрацию которой получила в день старта 2 этапа. В результате учащиеся создали самые разнообразные интерактивные стенгазеты в сервисе https://padlet.com, разместив информацию о птице, о музыкальном произведении, его авторе. Команды придумали викторины в гугл-форме, используя информацию своих стенгазет. Ну а критерии оценивания этапа помогли наилучшим образом выполнить все задания.

С 15.02 по 27.02.2018 года прошел этап «Вавилонская башня». Он познакомил учащихся с историей ее создания: ребята прочли небольшой рассказ, смогли посмотреть мультфильм о Вавилонской башне, размещенные на странице сайта. Команды познакомились с одной из стран, узнали ее флаг, послушали песню «Катюша» на языке этой страны, визуально познакомились с особенностями языка. Сервис http://playcast.ru/ помог ребятам создать музыкальную открытку, которая объединила стихи, рисунок и музыку в единое творение. Учащиеся получили навыки работы с Гугл-картой, на которой научились ставить маркер (метку) на столице страны, заданной команде, загружать фотографии, изображение флага и герба этой страны, указывать население по данным на 2017 год.

После выполнения задания каждого этапа ребята пишут Путевые заметки, выполненные в гугл-форме. Это обратная связь, которая помогает автору проекта понять, что узнали учащиеся, насколько сложен был для них каждый этап. Ребята высказывают свою позицию по изученной теме (этому помогает ПОПС-формула, придуманная профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР):

П – позиция. «Мы считаем, что ...»

О – обоснование. «Потому, что ...»

П – пример. «Можем это доказать на примере …»

С – суждение. «Исходя из этого, делаем вывод о том, что…»

С 28.02 по 13.03.2018 прошел этап «Это «жжж» неспроста». Название ему дал Винни Пух из одноименного мультфильма. Этап направлен на практическую деятельность, связанную со звуком. Ксилофон из бутылок, самодельный телефон и другие простейшие опыты со звуком, возможно, сподвигнут ребят на изучение физики в будущем. А на этом этапе задания способствовали активизации слуха, творческой и исследовательской активности участников. Процесс и результаты опыта ребята представили в интерактивной презентации сервиса https://prezi.com/.

С 14.03 по 23.03.2018 года пройдет следующий этап сетевого проекта - «Невидимки-неслышимки». Он познакомит участников с ультразвуком и инфразвуком, о которых они узнают на уроках физики несколько позже. А сейчас в сервисе «Фабрика кроссвордов» (http://puzzlecup.com/crossword-ru/) ребята научатся создавать кроссворды на предложенную тему, создадут настоящий мультфильм в сервисе PowToon (https://www.powtoon.com).

С 24.03 по 12.04.2018 года состоится этап «Друзья-музыканты». Он даст возможность учащимся вспомнить различные виды оркестров. В сервисе https://learningapps.org/ они создадут игровое упражнение на предложенную тему. Сервис http://rebus1.com/ поможет ребятам зашифровать один из музыкальных инструментов. Результатом деятельности станет размещение ребуса в общей презентации, созданной в сервисе Padlet.

С 13.04 по 23.04.2018 года пройдет заключительный этап сетевого проекта: «С возвращением, друзья». Учащиеся познакомятся с результатами работы других команд, смогут ответить на вопросы викторины, разгадать ребусы и кроссворды.

 На основе критериев оценивания команды получат определенное количество баллов. По завершении проекта будет выбран победитель и призеры, которых наградят грамотами ИМЦ.

По длительности сетевой проект займет 70 дней. За это время ученики и их руководители смогут познакомиться с различными интернет сервисами, научатся создавать игровые задания, а также станут лучше понимать звуковой мир, который их окружает.

Педагог, создающий и реализующий во внеурочной деятельности технологию сетевого проекта, решает сразу несколько задач. Он способствует организации познавательной, творческой, коммуникативной деятельности ребят, расширяя их кругозор средствами сетевого взаимодействия. Школьники учатся сами, а также знакомятся с результатами деятельности других команд. Из опыта работы моих коллег я знаю, что участники сетевых проектов с большим удовольствием работают в них, ребята отличаются хорошим владением отдельных компьютерных сервисов, работают четко и слаженно в команде, умеют выполнять задания по предложенной инструкции, отличаются от сверстников большей дисциплинированностью (временные рамки этапов сетевого проекта вырабатывают пунктуальность, точность и аккуратность). Этому способствует в том числе сетевой проект «Невероятное путешествие в мир звуков», помогая формировать ряд предметных, метапредметных и личностных умений учащихся. Оценивая выполненные задания и Путевые заметки команд, становится понятно: ребята активно познают окружающий их звуковой мир и учатся работать с новыми для них компьютерными ресурсами.

Использованные источники:

1. Брославская Т. Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО // Молодой ученый. — 2015. — №2 — С. 5-6

2. Затолокина М.А.  Сетевые сообщества учителей как инструмент методической поддержки в работе учителя http://festival.1september.ru/articles/633962/ 

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.

4. Ястребцева Е.Н. Пять вечеров: беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. – М,: Федерация Интернет-образования, 2001. – С. 55.

5. Фабрика сетевых проектов https://sites.google.com/site/kronfsp/

6. Авторские ЭОР: Сетевой проект "Невероятное путешествие в мир звуков» https://sites.google.com/site/vmirzvukov/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в страну звуков и букв

Интегрированное логоритмическое занятие для обучающихся начальной коррекционной школы VIII вида...

Мастер - класс по подготовке к обучению грамоте "Путешествие по стране звуков и букв"

Данный мастер - класс разработан совместно учителем - дефектологом и учителем - логопедом. Цель мастер – класса:сформировать представления родителей о методах и приемах работы педагогов гру...

Конспект логопедического занятия с использованием ЭОР по теме «Волшебное путешествие в мир звуков» с учащимися 1-го класса общеобразовательной школы с фонетико-фонематическим нарушением речи

Подробный конспект урока с использованием современных педагогических технологий и ЭОР для учеников 1-го класса общеобразовательной школы, может быть использован как в логопедической практике, на групп...

"Путешествие в мир звуков и красок русской поэзии 19 века"

Урок литературы в 5 классе по произведениям поэтов 19 века...

"Путешествие по стране Звуков и Букв"

Представляю вашему вниманию конспект урока русского языка для 5 класса "Путешествие по стране Звуков и Букв" с презентацией.Цель урока: систематизация и закрепление знаний учащихся по изученным раздел...

Конспект занятия «Путешествие по островам звуков и букв»( Звуки к и к’ ; буквы « К,к»).

Конспект занятия «Путешествие по островам звуков и букв». ( Звуки    к  и    к’  ; буквы « К,к»)....