Конспект урока «Современный солдат – хранитель традиций воинства русского».
план-конспект урока (7 класс)

Малодушная Елена Викторовна

Урок по предмету "Истоки" 7 класс Тема "Воинство"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка  урока 7 класс

Тема «Воинство»    

Тема урока: «Современный солдат – хранитель традиций воинства русского».

Девиз урока: 

Отчизны юный гражданин,

Безмерно любящий Отечество,

Ты отдал жизнь за человечество,

А мог дожить и до седин…

        А. В. Стовба

Тип урока теоретического обучения: изучение нового материала по данной теме на основе местного материала

Тип урока практического обучения: выработка аналитических умений сопоставлять, сравнивать, делать выводы.

Вид урока: смешанный

Цель методическая: использование групповых и индивидуальных форм ведения урока, коммуникативной формы обучения для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке, более качественного усвоения материала.

Цели образования

  • обучения:

- показать, что служить Отечеству, соблюдая исторические традиции русского воинства, возможно и в наше время;

- формировать образ современного воина на основе исторического образа защитника Отечества;

- раскрыть историю трагедии участников локальных войн и конфликтов.

- продолжить обучение учащихся аналитической и исследовательской работе.

  • развития:

- развивать коммуникативные навыки в ходе индивидуальной  работы;

- развивать познавательную активность и творческие способности учащихся;

- совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения;

- развитие умения присоединяться к восприятию партнёра и умения излагать мысли;

  • воспитания:

- воспитывать патриота своего Отечества, способного выполнить гражданский долг, как в мирное, так и в военное время;

- воспитание гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам;

- патриотическое воспитание на примерах подвигов героев русской земли, героев - земляков

- развивать у учащихся чувство уверенности в своих возможностях.

Актуальность использования средств ИКТ: использование ИКТ позволяет создать условия для формирования культуры учебной деятельности и информационной культуры обучаемого и обучающего; индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

Материально-техническое обеспечение урока:

  • Плакат с эпиграфом урока;
  • Презентация учащихся о Пузатых Дмитрии;
  • Презентация учителя
  • Фото Сироткина Дениса
  • Книга памяти Костромской области;
  • Раздаточный материал (звёздочки, конверты с разрезанными пословицами);
  • Свеча;
  • Компьютер;
  • Экран;
  • Проектор;
  • Магнитофон;
  • Аудиозаписи («Русский парень» А. Гоман, Кантата «Александр Невский» «Вставайте люди русские»)
  • Буклеты

                                                                     Ход урока

1 . Присоединение

Класс оформлен: на доске запись темы урока (закрыта), плакат с эпиграфом урока.

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок пройдёт необычно. Этому способствует настроение всех сидящих в классе. И когда я вижу ваше хорошее настроение, то на душе становится тепло и светло. Ребята, а с каким настроением вы пришли на урок. Сегодня каждый из вас будет стремиться внести свой вклад в урок.  Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом.

                                             2. Подготовка к основному этапу

УЧИТЕЛЬ:  Ребята, вот уже в течение нескольких уроков мы с вами пытались увидеть и понять истоки и традиции  воинства в нашем Отечестве. Мы уже познакомились с теми, кто  в нашем государстве традиционно относился к воинскому сословию, в чем заключалось его служение Родине и ближнему, познакомились с воинскими атрибутами, попытались понять смысл воинского служения.

Скажите,  а в чем вы видите основной смысл воинской службы?

УЧЕНИКИ:  Защищать свою землю

УЧИТЕЛЬ: А, что это значит защищать свою землю?

УЧЕНИКИ: Защищать свою землю - право и долг каждого народа.

УЧИТЕЛЬ: А сейчас посмотрите на листочки (Приложение 1), которые лежат у вас на партах. И выберите те глаголы, которые могут служить ответом на вопрос: - В чём заключается смысл и предназначение воинского служения?

УЧЕНИКИ: Смысл и предназначение воинского служения: помогать, защищать, устрашать, атаковать, окружать, изгонять, охранять, разбивать. Воинское служение не в высоте чина и звания, а в служении Отечеству. Каждый на своем месте должен по совести исполнять свой долг присяги..

УЧИТЕЛЬ: Война – явление жестокое, страшное. Но пока существует на нашей земле злоба, ненависть, будут существовать и войны. Они наносят боевые раны людям, уносят жизни близких нам людей.

Очень часто мы говорим, вспоминаем о ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла. Но среди нас живут люди или память о тех, кто прошел “ад” Афганистана, Чечни это наши современники.

                                   3. Постановка темы и целей урока учащимися

УЧИТЕЛЬ: Ребята эпиграфом нашего урока будут следующие слова

 Отчизны юный гражданин, безмерно любящий Отечество,

ты отдал жизнь за человечество, а мог дожить и до седин……” 

Исходя из эпиграфа, как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

УЧИТЕЛЬ: Правильно. Молодцы!  Тема нашего сегодняшнего урока «Современный солдат – хранитель традиций воинства русского».

А  сохранились ли в наши дни традиции воинского дела?

Ребята, на какие вопросы вы бы хотели найти ответы сегодня на уроке?

Ученики: Узнать, кто из современных солдат является хранителем традиций?

Есть ли у нас такие люди?

В чём заключается их подвиг?

Что вы ожидаете от урока?

Какие задачи мы ставим перед собой на уроке?

Сегодня на уроке мы попытаемся найти ответы на все эти вопросы.

 3. Основной этап

УЧИТЕЛЬ: У меня на доске выписана дата, что она означает! (23 февраля – день защитников Отечества).

А есть ли ещё даты в нашем календаре? (15 февраля – день памяти воинов интернационалистов, в этот день была закончена длившаяся 10 лет война в Афганистане и последняя колонна советских военнослужащих выведена из Афганистана, 9 декабря день героев России – что это за день?) даты записываются на доску.

Ребята, как вы считаете, тема нашего урока на сегодняшний день  актуальна?

                                                  4. Работа с презентацией и сообщениям

УЧИТЕЛЬ: На прошлом уроке я дала вам опережающее задание. Подготовить сообщения о людях прошедших «ад» Чечни.

И среди тех людей, которые погибли  на войне в мирное время наши земляки ученики нашей школы Дмитрий Пузатых и Денис Сироткин.

Ребята мы сейчас с вами очень внимательно слушаем сообщения. И постараемся ответить на вопрос: (вопрос выводится через компьютер на доску, слайд 1), (Приложение 2)

 «Можно ли сказать, что ребята, о которых мы будем говорить, действительно являются продолжателями воинских традиций отцов и дедов?»

Ведь именно современный солдат  продолжает дело, начатое его отцами и дедами.

Сообщение с презентацией о Д. Пузатых, выступление ученицы с использованием информации основанной на местном материале и информации интернета

Просмотр презентации (Приложение 3)

Сообщение (Приложение 4)

Сообщение  о Д. Сироткине, выступление ученицы с использованием информации основанной на местном материале и информации библиотек

Использование ИКТ (Приложение 5)

Заслушивается сообщение ( Приложение 6)

Фото  выводится через компьютер на доску

Книга памяти (ставится на видное место у доски)

УЧИТЕЛЬ: Действительно-ли эти ребята являются продолжателями воинских традиций своих отцов и дедов?

                                  5. Активная форма обучения ресурсный круг.

УЧИТЕЛЬ: Встаём в ресурсный круг. Ребята послушайте фрагмент муз. произведения. А затем ответьте мне на вопрос, что вы видите, слышите и чувствуете, слушая это произведение?  Я желаю вам успеха. (включается аудиозапись фрагмента из Кантаты «Александр Невский» «Вставайте люди русские»)  (Приложение 7)

Учащиеся в ресурсном круге высказывают свои мнения по кругу

Я вижу …

Я слышу …

Я чувствую …

Рефлексия: Являются ли ценности воинского служения лично значимыми для вас?

Могут ли эти ценности измениться с течением времени?

Что же толкает человека на подвиг?  (любовь к Отечеству, священный долг, вера)

Учитель отмечает тех детей, чьи ответы были  более полные и удачные.

                 6. Работа в парах

УЧИТЕЛЬ: А как же об этом гласит народная мудрость. И сейчас я вам предлагаю выполнить следующее задание:  собрать пословицу, и объяснить её значении. (у каждого на парте в конверте лежит разрезанная на части пословица)  (Приложение 8)

Родина – мать, умей за неё постоять.

В бою за Отчизну и смерть красна.

Тот герой – кто за родину горой.

                                      7. Заключительный этап

УЧИТЕЛЬ: Ребята послушайте стихотворение

В памяти навеки

Воины остались,

Те, что на чужбине

Истово сражались!

Пусть земля им пухом,

А живым — награда,

Веточка сирени

Из родного сада!

Пусть над их могилами

Яблони цветут,

Люди поклониться

К ним всегда идут!

В память  обо всех погибших на Чеченской войне, Афганской войне и других горячих точках объявляется минута молчания и зажигается свеча памяти.  Право зажечь свечу, памяти предоставляется самому активному ученику. (включается запись метронома, слайд 2)  (Приложение 2, 9)

Минута молчания

 О войне говорить тяжело, но мы не имеем права забывать о ней. О тех, кто не вернулся, и о тех, кто вернулся с искалеченной душой.

УЧИТЕЛЬ: Ребята у вас у каждого на столе лежат звёздочки. Если вы считаете, что современный солдат действительно является хранителем традиций русского воинства, поднимите красную звезду, а если нет синюю.

УЧИТЕЛЬ: Подвёдём итог урока.  Что нового вы сегодня узнали на уроке, какие открытия сделали для себя?

Мы сегодня убедились, что современный солдат является хранителем традиций русского воинства и на современном примере увидели, в чем заключается скрытый подвиг воинского служения. (слайд 3) (Приложение 2)

Я надеюсь, что наш сегодняшний урок не пройдет для вас даром, что вы увидели истоки традиций воинского дела и его истинный смысл, и каждый из вас для себя лично определил отношение к воинской службе, к защите своего Отечества! Но пока существуют в России такие люди,  как Д. Пузатых и Сироткин Денис — России быть!

Вознаграждение оценкой.

Вознаграждение действием (на память об уроке каждому ученику буклет с именами наших земляков погибших в Чечне)  (Приложение 10)

Творческая работа (слайд 4) (Приложение 2)

Домашнее задание:

Написать мини сочинение.  «В чём вы видите свой личный вклад в продолжение ратного подвига воинского служения?»

Урок заканчивается песней А. Гомана «Русский парень» (включается аудиозапись) (Приложение 11)

Спасибо. Урок закончен.(слайд 5)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Современная Йошкар-Ола"

Данный урок проводится в 8 классе. Урок проводится в форме экскурсии по столице Республики Марий Эл. Учащиеся знакомятся с достопримечательностями города, памятниками на бульварах Чавай...

«Современный солдат – хранитель традиций воинства русского».

Сохранились ли в наши дни традиции воинского дела? Соответствует ли оно заповедям русского православного воинства? Могут ли солдаты современной Российской Армии отдать жизнь за веру и Отечество?...

Конспект урока по истории России "Традиции и обычаи наших предков - восточных славян" 6 класс

Конспект по теме "Традиции и обычаи наших предков - восточных славян" может быть использован учителем как при подготовке к уроку истории в 6 классе, так при организации внеклассного мероприятия или за...

конспект урока "страны и их традиции"

конспект урока "страны и их традиции"...

Конспект урока Тема «Семья – хранитель духовных ценностей»

Конспект урока Тема «Семья – хранитель духовных ценностей»...

Конспект урока ОДНКНР "Семья - хранитель духовных ценностей"

Конспект урока ОДНКНР "Семья - хранитель духовных ценностей", проведенный 23.11.2023 г....