Сценарий виртуального занятия в школьном музее "Память"
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Белова Наталья Геннадьевна

Сценарий разработан для занятия в школьном музее,содержит краеведческий материал по истории села Муханово в годы Великой Отечественной войны,основан на воспоминаниях местных жителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy-virtualnogo-uroka-v-muzee.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Мухановская средняя общеобразовательная школа"

Сценарий

виртуального занятия в школьном музее "Память".

Учитель истории и обществознания, руководитель музея Белова Н.Г.

Сегодня наше занятие в музее «Память» посвящено самой тяжелой и кровавой в истории человечества войне – Великой Отечественной,подвигам героев – живых и павших.

В 1939 году в Европе началась Вторая мировая война.Её развязали германские фашисты под руководством Адольфа Гитлера.В эту войну были втянуты почти все государства Европы и некоторые государства Азии,Африки,Америки.

В 1941 году война пришла и на нашу землю.На рассвете 22 июня тысячи самолетов и танков с черными крестами стали бомбить и обстреливать наши города.Фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз-так называлось тогда наша Родина.Враг хотел захватить страну и весь народ поставить на колени,сделать рабами,захватить природные богатства нашей страны,разграбить или уничтожить её культурные ценности.Началась самая страшная в истории нашей страны Великая Отечественная война.Она длилась почти 4 года и принесла гибель 30 миллионам советских воинов и мирных жителей.

Фашисты думали,что быстро победят,что война будет «молниеносной».Уних было намного больше сил,чем у нас.И в первые месяцы войны они захватили немало сел и городов.Немцы уже было подошли к Москве.В письмах домой  они хвастались,что видят в бинокль кремлевские башни.Они везли гранитные плиты,чтобы поставить в Москве памятник своей победе.И свой парад на Красной площади собирались устроить.

Смертельная угроза нависла над нашей Родиной.На защиту Отечества встал весь народ.Тысячи подвигов совершались на фронтах и в тылу.Сегодня мы расскажем вам о том,какой вклад в победу над врагом внесли жители нашего села-взрослые и дети.

Вот какой запомнилась война Ивановой Надежде Михайловне.которая училась в тот момент в 8 классе нашей школы.

День 22 июня был очень теплым и солнечным.Поступило тревожное сообщение о войне.Встревоженные люди собрались на митинг.Настроение было боевое,патриотическое:мужчины рвались на фронт.На следующий день собрали нас,учеников,провели с нами беседу и поручили разносить письма и разные сообщения по деревням.Мы были связными,а вечерами дежурили по затемнению окон в поселке.

Все работы на заводе и колхозных полях легли на плечи женщин и детей.Я в первый год войны училась в 8 классе.В школе не было дров и учителя-женщины вместе с учениками ездили на санках за дровами за 4 километра в дальний лес.Школ было 2-деревянная и кирпичная,так как дети младших классов учились в деревянной школе,то и дрова везли им.

В кирпичной школе,где занимались ребята постарше,было жутко холодно:замерзали чернила и отогревали их руками,на уроках приходилось сидеть в пальто.Не было тетрадей и писали на обрывках газет либо на самодельных тетрадях,сшитых из бумажных пакетов,которые родители обменивали в заводе на картошку.Порой один учебник на всех.

На уроках военного дела мы изучали винтовку,отравляющие химические вещества,способы оказания медицинской помощи.Проводил эти занятия молодой парень,фронтовик с ампутированной ногой.

Очень тяжелыми были 1941-42 годы.Немцы подходили к Москве.Немецкие самолеты низко летали над поселком,над школой с отвратительным гулом,осыпая листовками.Жители посёлка собрали 8 тысяч на создание авиаэскадрильи имени Фрунзе,за что Иосиф Виссарионович Сталин поблагодарил их в телеграмме.Отдавали даже самое дорогое- обручальные кольца.

В десятом классе учились одни девочки,так как мальчиков после окончания 9 класса мобилизовали.Да и девушки,бывшие ученицы школы-Праслова Люда,Кузнеченкина Вера,Линник Клава и многие другие добровольно уходили на фронт.Все с тревогой ожидали сообщений с фронта-голос Левитана.

Фронт и тыл были едины.»Всё для фронта,всё для Победы!».

Женщины и подростки готовили противотанковые сооружения к подходу к поселку.Учащиеся школы,вместе с учителями с ранней весны и до поздней осени работали на колхозных полях-сажали и убирали овощи,картофель,лён,собирали колоски на полях после уборки зерновых.Какие же были умные,добрые и чуткие учителя,которые так много хорошего,доброго вложили в нас,хотя жили и учились мы в трудных условиях,но они отдавали нам свои знания и любовь,и за это мы благодарны им.

В нашем музее вы можете увидеть фотографии учеников и учителей той поры.

Наш стекольный завод «Красный Факел» выпускал в годы войны стеклянные фляжки для бойцов и стекла для керосиновых ламп.(показать данные предметы).Работавшие на заводе женщины должны были ежедневно заготовить по 3 кубометра дров для заводской печи.Дрова грузили на вагонетки и доставляли их  по деревянной дороге-узкоколейке,проложенной по одной из улиц села-Татарской слободе.Маленькие дети этих женщин круглосуточно находились в детском саду,а ребята постарше помогали матерям.Так как весь лес в округе вырубили для нужд завода,каждой семье  выделяли участок с посадочным материалом молоденьких ёлок,за которыми нужно было ухаживать:поливать,полоть.Без этого не давали покос,а значит нечем было кормить корову.

Жительница нашего посёлка Нуждина Римма Викторовна вспоминает как в войну,будучи девочкой – подростком, в позднюю осень,когда по утрам уже ударяли заморозки и земля покрывалась инеем,ходила босиком,так как нечего было обуть,на поле подсобного хозяйства собирать гнилую мороженую картошку,а сторож,охраняющий поле,прогонял девочку и других жителей плёткой.И если удавалось всё-таки раздобыть немного картошки,мать Риммы пекла из неё лепешки.Вкус этих лепешек Римма Викторовна помнит до сих пор,ведь тогда они казались ей самым вкусным лакомством на свете.В пищу тогда шло всё-и лебеда,и щавель,и крапива.Самыми дорогими были спички и соль,которая стоила 140 рублей за стакан.Несмотря на такое тяжелое время в избах старались поддерживать  чистоту:из марли шили занавески,бумажными пакетами клеили стены,белили мелом потолки,некрашеные полы терли песком с помощью голика.

Вглядимся в это красивое,благородное ,мужественное лицо!Это наш земляк,житель нашего посёлка,выпускник нашей школы,Герой Советского Союза Николаев Михаил Васильевич.Человек,который не любит говорить о войне.хотя прошёл её дорогами от Сталинграда до Берлина,а осколки от вражеской мины до сих пор сидят в левом плече.

19 июня 1941 года был выпускной вечер.На второй день Миша решил поступать в Московское Краснознамённое артиллерийское училище имени Красина.22 июня Минька,так называли Михаила домочадцы, вместе с матерью ездил в лес за дровами с матерью.Когда привезли первый воз – ещё ничто не предвещало беды,а когда приехали со вторым – узнали о том,что мирная жизнь оборвалась и началась война. Вскоре Михаила призвали в армию и уже в июне 1942 года Николаев – командир взвода противотанковых пушек.Попал он в самое пекло – под Сталинград.Казалось порой,что выжить там невозможно-земля горела как порох,была пропитана кровью,набита железом,неба совсем не было видно.Я думал,говорит Михаил Васильевич,там никогда ничего не вырастет,трава не пробьется.А время шло и жизнь взяла своё,потихоньку затянулись раны и руины.

После Сталинграда были бои за Мелитополь,переправа через Сиваш.Особенно тяжелыми были бои на Крымском перешейке – от трёх полков в живых остались три батареи.Однажды Михаил увидел группу солдат,лежащих на траве и неудовольствием подумал-нашли ,мол,время загорать,однако,подойдя поближе понял,что это погибшие красноармейцы.Очень тяжело было  пройти через все ужасы войны.Как узнал потом Михаил Васильевич,мама его всю войну молилась ночами,вот и вымолила своего Мишеньку у Бога.

В составе 1-го Белорусского фронта он перешел советскую границу и вступил в Польшу.В ночь,с 31 июля на 1 августа 1944 года батарея Николаева форсировала Вислу.Здесь противник имел самое большое количество танков,самодвижущихся орудий и живой силы.Переправа велась под сильным огнём противника.Умело маневрируя,Николаев перебрался с батарейцами на противоположный берег реки.При разгрузке батареи от прямых попаданий загорелись снаряды.Несмотря на сильный огонь противника и взрывы снарядов,Михаил Васильевич вместе с бойцами потушил пожар.Затем на руках артиллеристы передвигали пушки по песчаному берегу и заняли противотанковую оборону.В течение нескольких дней батарея участвовала в расширении плацдарма,уничтожая противника огнём своих пушек.Именно с этого клочка земли пошёл прорыв войск 1-го Белорусского фронта непосредственно на территорию Германии.За этот подвиг 22 – летнему капитану противотанковой батареи Михаилу Васильевичу присвоили звание Героя Советского Союза.А дальше была контузия,а потом - Берлин,куда Михаил Васильевич вошел  под командованием Георгия Константиновича Жукова.Берлинские бои помнит отчётливо,до деталей,а запах гари и дыма ощущает до сих пор.Когда узнал,что кончилась эта проклятая война – долго не мог поверить.После демобилизации Николаев вернулся в с.Муханово,где жила его семья,жила. Михаил Васильевич – кавалер семи орденов и трёх медалей – орденов Ленина,Красного Знамени,Александра Невского,двух Отечественной войны первой степени,одного Отечественной войны второй степени и Красной Звезды,медали «За оборону Сталинграда»,»За освобождение Варшавы»,»За взятие Берлина».В нашем музее хранится книга,подаренная Михаилом Васильевичем на память ученикам нашей школы.

Но не все вернулись с войны….Из 200    наших земляков,поднявшихся на защиту самого дорогого – своей семьи,своей Родины 105   остались на фронтах сражений.В память о павших героях в п.Муханово был возведен обелиск и посажены лиственницы по количеству солдат,не пришедших с той страшной священной войны.Мы,потомки,бережно храним память об этих дорогих нам людях.

 В экспозиции нашего музея представлены бесценные экспонаты -  вещи военных лет:советская и немецкая каска,солдатский ремень,зажигалка ,штык от винтовки,бушлат и сапоги моряка – краснофлотца Анатолия Александровича Наумова,и конечно же,медали.

Письма с войны…Невозможно равнодушно держать их в руках!Сколько в них нежности,тепла,заботы,переживаний за близких!Каждое из них – это частичка души солдата,кусочек его сердца.

Сегодняшнее наше занятие в музее мне хотелось бы завершить стихотворением…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий виртуальной экскурсии по галерее 1812 года.

Материалы к созданию виртуальной экскурсии....

Презентация " Виртуальная экскурсия по школьному музею"

В помощь руководителям школьных музеев....

Сценарий открытого занятия по внеурочной деятельности по теме: «Моделирование тематического разворота школьной газеты «Хорошо»

Технологическая карта проведения занятия внеурочной деятельности по теме:«Моделирование тематического разворота школьной газеты «Хорошо»...

Школьная лаборатория творчества "Вдохновение" представляет сценарий внеурочного занятия "День рождения песни".

Автор - Макеева Ирина Николаевна руководитель школьной лаборатории творчества "Вдохновение", учитель музыки при МБОУ СШ № 66  г.Ульяновск....

"Зоино имя светлое" сценарий патриотического занятия, посвященного Дню памяти Героя Советского Союза Зои Космодемьянской для детей младшего школьного возраста 7-10 лет

Военно-патриотическое воспитание обучающихся, воспитание гордости за свою страну, за свой народ. Занятие посвящено памяти Героя Советского Союза Зои Космодемьянской....

Виртуальная экскурсия по школьному музею "Память в сердце"

Цель: содействие формированию интереса к отечественной истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской раб...