разработанная программа
методическая разработка
Рабочая программа кружка мордовского фольклорного ансамбля «Эрзяночка» разработано для учащихся с учётом регионального компонента содержания музыкального образования в аспекте концепции непрерывного регионального музыкального и этномузыкального образования Л.П. Карпушиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_erzyanochka_microsoft_word_9.doc | 431.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа кружка мордовского фольклорного ансамбля «Эрзяночка» разработано для учащихся с учётом регионального компонента содержания музыкального образования в аспекте концепции непрерывного регионального музыкального и этномузыкального образования Л.П. Карпушиной. Данная программа позволяет учащимся больше узнать о музыкальной культуре Мордовии, проникнуться интересом к жизни и творчеству выдающихся людей Мордовии – композиторов, исполнителей, деятелей искусства, оценить их вклад в становление культуры региона в целом
Цель программы ~ формировать гражданственность, любовь к малой и большой родине, интерес и уважение к музыкальной культуре региона, искусству русского, мордовского народов и народов, населяющих республику; формировать этномузыкальную компетентность, толерантность, способствовать консолидации народов, населяющих регион.
Задачи:
1. Формировать гражданскую позицию, патриотизм, чувство личной ответственности за свою малую Родину, воспитать у подрастающего поколения желание работать на благо республики, интерес к истории своего края.
2. Расширить общий и музыкальный кругозор - «культурный горизонт», воспитать желание самостоятельно познавать музыкальное искусство Мордовии, участвовать в его пропаганде, формировать гордость за музыкальное искусство родного народа, региона, ответственность за его сохранение и возрождение.
3. Расширить знания об обычаях и традициях различных этносов, жанрах музыкального фольклора, познакомить с музыкальным языком народов, населяющих республику, их музыкальными ценностями, воспитать интерес к ним, развить чувство этностиля.
4. Показать преемственность времен и поколений, связь народного музыкального искусства с современностью; связь мордовской культуры и культуры финно-угорских народов, взаимосвязь русского и мордовского народного музыкального искусства.
5. Способствовать укреплению межэтнических взаимоотношений, формировать чувство толерантности.
6. Способствовать приобретению эмоционально-ценностного опыта, освоению комплекса знаний, умений и навыков, опыта музыкально- творческой деятельности, позволяющих говорить о полимузыкальной компетентности.
7. Познакомить с жизнью и творчеством композиторов и исполнителей, деятелей культуры Мордовии.
8. Формировать умение выявлять общее и особенное в регионе, универсальное и уникальное.
9. Формировать музыкально-историческое сознание, позволяющее сохранить музыкальные ценности в современной культурной ситуации.
10.Способствовать приобретению знаний на полихудожественной основе в ходе освоения различных видов искусства Мордовии.
11. Дать возможность ученику увидеть в профессии музыканта ценность созидательной деятельности в аспекте музыкальной культуры региона.
В ходе освоения программы должны формироваться следующие качества:
1. Развитый интерес и потребность в познании музыкальной культуры региона.
2. Способность к эмоционально-ценностному постижению произведений музыкального искусства Мордовии, к эмоционально- нравственному отклику в ходе прослушивания мордовских, русских
народных песен и произведений композиторов региона.
3. Способность видеть историческую ретроспективу и перспективу развития музыкального искусства Мордовии.
4. Способность видеть вклад исполнителей и композиторов в становлении культуры Мордовии.
5. Способность формировать самостоятельные суждения, обосновывать собственную позицию по поводу музыкальной культуры Мордовии, исполнительской и композиторской деятельности.
В ходе освоения программы учащиеся получают следующие знания:
- об истории края и истории развития музыкальной культуры региона;
- о культурных достопримечательностях Мордовии, о культуре Мордовии, о музыкальных ценностях региона;
- об региональных особенностях русского народного музыкального искусства; знания о специфике мордовского, татарского народного музыкального искусства; знания о взаимосвязи русского и мордовского
фольклора, связи мордовской культуры и культуры финно-угорских народов;
- об истории, быте, традициях русского, мордовского народов; жанрах музыкального искусства народов, населяющих регион;
-о проявлении универсального и уникального в музыке региона и народов, населяющих республику;
- о вкладе выдающихся композиторов Мордовии (Л.П. Кирюков, Г.Г. Вдовин, Н.В. Кошелева и др.) в создании профессионального музыкального искусства, национальной оперы и балета, об исполнителях Мордовии;
По этой программе я работаю с 2016 года.
Человек наделен от природы особым даром - голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.
В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
По всей целевой направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области хорового искусства.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
– формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
– развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
– освоение образцов национальной и зарубежной классической и современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;
– овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
– воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащиеся.
Основные содержательные линии:
- обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
- усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;
- обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.
Тематическое построение программы позволит педагогам дополнительного образования объединить (сгруппировать) ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Творчески подходя к программе, нельзя разрушать ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем - основа основ данной программы. Автор считает, что материал, отобранный для занятий, является педагогически целесообразным, так как специфика вокального пения обусловливает и особенности методической работы с певцом. Подчинение всего материала занятия его основной теме дает возможность педагогу достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами, то есть свободно маневрировать.
Раздел II. Содержание дисциплины.
1.Вводное занятие
Знать строение голосового аппарата, технику безопасности.
Уметь проявлять навыки песенно-хоровой деятельности.
2. Вокально-хоровая работа
Знать правила певческой установки.
Уметь сохранять необходимые качества певческого звука.
3. МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Знать основы музыкальной грамоты.
Уметь петь чисто интонируя.
4. ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Знать развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения
Уметь воспринимать и исполнять музыку.
5. КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Знать традиционные праздники, важнейшие события текущего года.
Уметь применять приобретенные навыки вокально- хоровой деятельности.
Раздел III.
Учебно-тематический план
(1-й год обучения)
№ п/п | Тема занятий | Общее кол-во часов | Из них | |
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА | 72 | 6 | 66 |
2.1 | Прослушивание голосов | 2 | 2 | |
2.2 | Распевание | 16 | 2 | 14 |
2.3 | Дыхание и певческая установка | 4 | 1 | 3 |
2.4 | Унисон | 10 | 1 | 9 |
2.5 | Вокальная позиция | 4 | 1 | 3 |
2.6 | Дикция | 4 | 4 | |
2.7 | Звуковедение | 8 | 1 | 7 |
2.8 | Двухголосие | 6 | 6 | |
2.9 | Работа с солистами | 8 | 8 | |
2.10 | Сводные репетиции | 10 | 10 | |
3 | МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА | 20 | 4 | 16 |
3.1 | Основы музыкальной грамоты | 4 | 1 | 3 |
3.2 | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти | 9 | 1 | 8 |
3.3 | Развитие чувства ритма | 7 | 2 | 5 |
4 | ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА | 11 | 8 | 3 |
4.1 | Беседа о гигиене певческого голоса | 1 | 1 | |
4.2 | Беседа о народном творчестве | 2 | 2 | |
4.3 | Беседа о творчестве композиторов- классиков | 2 | 2 | |
4.4 | Беседа о творчестве современных композиторов | 2 | 2 | |
4.5 | Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении | 2 | 2 | |
5 | КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | 23 | 23 | |
5.1 | Открытый урок для родителей | 2 | 2 | |
3.7 | Праздники, выступления | 13 | 13 | |
3.8 | Экскурсии, театры | 8 | 8 | |
Итого | 128 | 20 | 108 |
Раздел IV.
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Вид занятия | Кол-во часов | Из них | Дата проведения занятий | ||
Тео-рия | практика | Планиру-емая | Фактичес- кая | ||||
1 | Вводное занятие | Беседа. Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач | 2 | 2 | 07. 09. | ||
2 | ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА | 72 | 6 | 66 | |||
2.1 | Прослушивание голосов | Беседа. Прослушивание. Строение голосового аппарата, техника безопасности | 2 | 2 Разучивание песни «Од шкам ютась» | 14. 09 | ||
2.2 | Распевание | Беседа. Прослушивание. Подготовка певцов к работе. Распевание на слова «дай», «бай». Разучивание песни «Эрзянка» | 16 | 2 | 14 Упражнения на дыхание. Разучивание песни «Од шкам ютась» | 21 09 28 09 05. 10 12 10 19. 10 26 10 09. 11 16. 11 | |
2.3 | Дыхание и певческая установка | Беседа. «Основные положения корпуса и головы.» Прослушивание. | 4 | 1 | 3 Разучивание песни «Эрзянь карть» | 23. 11 30 11 | |
2.4 | Унисон | Беседа. Исполнение песни «Колмо штатолт» и «Эрзянка» | 10 | 1 | 9 Разучивание песни «Тиринь авинем» | 07.12 14.12 21. 12 11. 01 18. 01 | |
2.5 | Вокальная позиция | Беседа. Прослушивание песни «Тиринь авинем» | 4 | 1 | 3 Разучивание песни «Тиринь авинем» | 25. 01 08. 12 | |
2.6 | Дикция | Беседа. Прослушивание песни «Тиринь авинем» | 4 | 4 | 16. 12 11. 12 | ||
2.7 | Звуковедение | Беседа. Прослушивание песни «Мон молинь вирев» | 8 | 1 | 7 | 15. 12. 18. 12. 2212. 25 12. | |
2.8 | Двухголосие | Беседа. Прослушивание и исполнение песни «Мон молинь вирев» | 6 | 6 Разучивание песни «Тиринь велем» Новогодний карнавал | 29 12 08.01 12.01 | ||
2.9 | Работа с солистами | Беседа. Прослушивание песни «Эрзянь Полине» | 8 | 8 | 1501 19.01 22.01 26.01 | ||
2.10 | Сводные репетиции | Беседа. Исполнение «Эрзянь Полине» | 10 | 10 Разучивание песни «Эрзянь Полине» | 29.01 02.02 05.02 09.02 12.02 | ||
3 | МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕС-КАЯ ПОДГОТОВКА | 20 | 4 | 16 | |||
3.1 | Основы музыкальной грамоты | Беседа. Прослушивание песни «Телень моро» | 4 | 1 | 3 Разучивание песни «Телень моро» | 16.02 19.02 | |
3.2 | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти | Беседа. Прослушивание. Исполнение «Телень моро» | 9 | 1 | 8 | 23 02 26 02 02.03 05.03 | |
3.3 | Развитие чувства ритма | Беседа. Прослушивание песни «Ашо килей» Исполнение. | 7 | 2 | 5 Разучивание песни «Ашо килей» | 09.03 12.03 16.03 19 03 | |
4 | ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА | 11 | 8 | 3 | |||
4.1 | Беседа о гигиене певческого голоса | Беседа. Прослушивание песни «Лавсень моро» | 1 | 1 | 23.03 | ||
4.2 | Беседа о народном творчестве | Беседа. Прослушивание. Исполнение песни «Лавсень моро» | 2 | 2 Разучивание песни «Лавсень моро» | 26.03 | ||
4.3 | Беседа о творчестве композиторов- классиков | Беседа. Исполнение и прослушивание песни «Лавсень моро» | 2 | 2 | 30 03 | ||
4.4 | Беседа о творчестве современных композиторов | Беседа. Презентация. | 2 | 2 | Разучивание песни «Сэняж лейнесь» | 02.04 | |
4.5 | Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении | Беседа. Презентация. | 2 | 2 | 06.04 | ||
5 | КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | 23 | 23 | ||||
5.1 | Открытый урок для родителей | Диалог. Презентация. | 2 | 2 | 09.04 | ||
3.7 | Праздники, выступления | Диалог. Презентация. | 13 | 13 Повторение всех песен и исполнение | 13 04 16 .04 20. 04 23 .04 27. 04 30 .05 04 .05 07 .05 11 .05 | ||
3.8 | Экскурсии, театры | Исполнение. Презентация. | 8 | 8 Повторение всех песен и исполнение | 14 .05 18 .05 21 .05 25 .05 28. 05. | ||
Итого | 128 | 20 | 108 |
Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся кружка мордовского фольклорного ансамбля «Эрзяночка»
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
(1-й год обучения)
В результате обучения пению ребенок должен знать/понимать:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова- петь мягко, нежно, легко;
• понимать элементарные дирижёрские жесты и правильно следовать им (внимание, вздох, начало звукоизвлечения его окончание);
• основы музыкальной грамоты;
• познакомиться с народным творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных композиторов,
уметь:
• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь на одном дыхании короткие фразы;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен.;
• петь лёгким звуком, без напряжении;
• на звуке ля первой актавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера;
• к концу года показывать результат элементов двухголосия.
Раздел VI. Учебно-методическая литература.
- Ананичева Т.М, Суханова Л.Ф песенные традиции Поволжья-М.,2010.
- Карпушина Л.П., Абудеева Н.Б. Изучение музыкального искусства Мордовии в общеобразовательных учреждениях : Учебно-методическое пособие /МО РМ, МРИО.- Саранск, 2010 -222с.
- Мир вокального искусства. 1-4 классы. Программа, разработки занятий, методические рекомендации / авт.-сост. Г.А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2012.-138с.
- Эрзянь морот. Сборник песен- г.Саранск., 2010.
- Диски и кассеты с мордовскими народными песнями.
Раздел III.
Учебно-тематический план
(2-й год обучения)
№ п/п | Тема занятий | Общее кол-во часов | Из них | |
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА | 40 | 16 | 24 |
2.1 | Прослушивание голосов | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Распевание | 8 | 2 | 6 |
2.3 | Дыхание и певческая установка | 4 | 1 | 3 |
2.4 | Унисон | 2 | 1 | 1 |
2.5 | Вокальная позиция | 2 | 1 | 1 |
2.6 | Дикция | 2 | 1 | 1 |
2.7 | Звуковедение | 4 | 1 | 3 |
2.8 | Двухголосие | 4 | 2 | 2 |
2.9 | Работа с солистами | 4 | 2 | 2 |
2.10 | Сводные репетиции | 6 | 2 | 4 |
3 | МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА | 8 | 3 | 5 |
3.1 | Основы музыкальной грамоты | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти | 4 | 1 | 3 |
3.3 | Развитие чувства ритма | 2 | 1 | 1 |
4 | ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА | 10 | 5 | 5 |
4.1 | Беседа о гигиене певческого голоса | 2 | 1 | 1 |
4.2 | Беседа о народном творчестве | 2 | 1 | 1 |
4.3 | Беседа о творчестве композиторов- классиков | 2 | 1 | 1 |
4.4 | Беседа о творчестве современных композиторов | 2 | 1 | 1 |
4.5 | Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении | 2 | 1 | 1 |
5 | КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | 10 | 1,5 | 8,5 |
5.1 | Открытый урок для родителей | 2 | 0,5 | 1,5 |
3.7 | Праздники, выступления | 4 | 0,5 | 3,5 |
3.8 | Экскурсии, театры | 4 | 0,5 | 3,5 |
Итого | 68 | 25,5 | 42,5 |
Раздел IV.
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Вид занятия | Кол-во часов | Из них | Дата проведения занятий | ||
Тео-рия | практика | Планиру-емая | Фактичес- кая | ||||
1 | Вводное занятие | Беседа. Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач | 2 | 2 | 07. 09 | ||
2 | ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА | 40 | 16 | 24 | |||
2.1 | Прослушивание голосов | Беседа. Прослушивание. Строение голосового аппарата, техника безопасности | 2 | 1 | 1 Разучивание песни «Колмо штатолт» | 14. 09 | |
2.2 | Распевание | Беседа. Прослушивание. Подготовка певцов к работе. Распевание на слова «дай», «бай». Разучивание песни «Эрзянка» | 8 | 2 | 6 Упражнения на дыхание. Разучивание песни «Колмо штатолт» | 21. 09 28. 09 05. 10 12. 10 | |
2.3 | Дыхание и певческая установка | Беседа. «Основные положения корпуса и головы.» Прослушивание. | 4 | 1 | 3 Разучивание песни «Эрзянь карть» | 19. 10 26. 10 | |
2.4 | Унисон | Беседа. Исполнение песни «Колмо штатолт» и «Эрзянка» | 2 | 1 | 1 Разучивание песни «Тиринь авинем» | 09. 11 | |
2.5 | Вокальная позиция | Беседа. Прослушивание песни «Тиринь авинем» | 2 | 1 | 1 Разучивание песни «Тиринь авинем» | 16. 11 | |
2.6 | Дикция | Беседа. Прослушивание песни «Тиринь авинем» | 2 | 1 | 1Концерт, ко « Дню матери» | 23. 11 | |
2.7 | Звуковедение | Беседа. Прослушивание песни «Мон молинь вирев» | 4 | 1 | 3 Разучивание песни «Тиринь велем» | 30. 11 07. 12 | |
2.8 | Двухголосие | Беседа. Прослушивание и исполнение песни «Мон молинь вирев» | 4 | 2 | 2 Разучивание песни «Тиринь велем» Новогодний карнавал | 14. 12 21. 12 | |
2.9 | Работа с солистами | Беседа. Прослушивание песни «Эрзянь Полине» | 4 | 2 | 2 Разучивание песни «Эрзянь Полине» | 11. 01 18. 01 | |
2.10 | Сводные репетиции | Беседа. Исполнение «Эрзянь Полине» | 6 | 2 | 4 Разучивание песни «Эрзянь Полине» | 25. 01 | |
3 | МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕС-КАЯ ПОДГОТОВКА | 8 | 3 | 5 | |||
3.1 | Основы музыкальной грамоты | Беседа. Прослушивание песни «Телень моро» | 2 | 1 | 1 Разучивание песни «Телень моро» | 01.02 | |
3.2 | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти | Беседа. Прослушивание. Исполнение «Телень моро» | 4 | 1 | 3 Разучивание песни «Телень моро» | 08. 02 15. 02 | |
3.3 | Развитие чувства ритма | Беседа. Прослушивание песни «Ашо килей» Исполнение. | 2 | 1 | 1 Разучивание песни «Ашо килей» | 22. 02 | |
4 | ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА | 10 | 5 | 5 | |||
4.1 | Беседа о гигиене певческого голоса | Беседа. Прослушивание песни «Лавсень моро» | 2 | 1 | 1 Разучивание песни «Лавсень моро» | 01.03 | |
4.2 | Беседа о народном творчестве | Беседа. Прослушивание. Исполнение песни «Лавсень моро» | 2 | 1 | 1 Разучивание песни «Лавсень моро» | 15.03 | |
4.3 | Беседа о творчестве композиторов- классиков | Беседа. Исполнение и прослушивание песни «Лавсень моро» | 2 | 1 | 1 Разучивание песни «Лавсень моро» | 22.03 | |
4.4 | Беседа о творчестве современных композиторов | Беседа. Презентация. | 2 | 1 | 1 Разучивание песни «Сэняж лейнесь» | 05. 04 | |
4.5 | Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении | Беседа. Презентация. | 2 | 1 | 1 Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении | 12. 04 | |
5 | КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | 10 | 1,5 | 8,5 | |||
5.1 | Открытый урок для родителей | Диалог. Презентация. | 2 | 0,5 | 1,5 Открытый урок для родителей | 19. 04 | |
3.7 | Праздники, выступления | Диалог. Презентация. | 4 | 0,5 | 3,5 Повторение всех песен и исполнение | 26. 04 03. 05 | |
3.8 | Экскурсии, театры | Исполнение. Презентация. | 4 | 0,5 | 3,5 Повторение всех песен и исполнение | 10. 05 17. 05 24. 05 31. 05 | |
Итого | 68 | 25,5 | 42,5 |
Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся кружка мордовского фольклорного ансамбля «Эрзяночка»
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
(2-й год обучения)
В результате обучения пению ребенок должен знать/понимать:
– соблюдать певческую установку;
– понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
– жанры вокальной музыки;
уметь:
– правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
– точно повторить заданный звук;
– в подвижных песнях делать быстрый вдох;
– правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
– петь чисто и слаженно в унисон;
– петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песни;
– дать критическую оценку своему исполнению;
– к концу года показать результат исполнения двухголосия без музыкального сопровождения;
– принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.
Раздел VI. Учебно-методическая литература.
- Ананичева Т.М, Суханова Л.Ф песенные традиции Поволжья-М.,2010.
- Карпушина Л.П., Абудеева Н.Б. Изучение музыкального искусства Мордовии в общеобразовательных учреждениях : Учебно-методическое пособие /МО РМ, МРИО.- Саранск, 2010 -222с.
- Мир вокального искусства. 1-4 классы. Программа, разработки занятий, методические рекомендации / авт.-сост. Г.А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2012.-138с.
- Эрзянь морот. Сборник песен- г.Саранск., 2010.
- Диски и кассеты с мордовскими народными песнями.
Раздел III.
Учебно-тематический план
(3-й год обучения)
№ п/п | Тема занятий | Общее кол-во часов | Из них | |
теория | практика | |||
| Вводное занятие | 2 | 2 | |
Вокально-хоровая работа 72 6 66 | ||||
Прослушивание голосов | 2 | 2 | ||
Распевание | 16 | 2 | 14 | |
Дыхание | 4 | 1 | 3 | |
Унисон | 10 | 1 | 9 | |
Вокальная позиция | 4 | 1 | 3 | |
Дикция | 4 | 4 | ||
Звуковедение | 8 | 1 | 7 | |
Двухголосие | 6 | 6 | ||
Работа с солистами | 8 | 8 | ||
Сводные репетиции | 10 | 10 | ||
Музыкально-теоретическая подготовка 20 4 16 | ||||
Элементы музыкальной грамоты | 4 | 1 | 3 | |
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти | 9 | 1 | 8 | |
Развитие чувства ритма | 7 | 2 | 5 | |
Теоретико-аналитическая работа 11 8 3 | ||||
Беседа о гигиене певческого голоса | 1 | 1 | ||
Беседа о народном творчестве | 2 | 2 | ||
Беседа о творчестве современных композиторов | 2 | 2 | ||
Концертно-исполнительская деятельность 2 2 | ||||
Праздники, выступления | 15 | 15 | ||
Экскурсии | 8 | 8 | ||
ИТОГО | 128 | 20 | 108 |
Раздел IV.
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Вид занятия | Кол-во часов | Из них | Дата проведения занятий | ||
Тео-рия | практика | Планиру-емая | Фактичес- кая | ||||
1 | Вводное занятие | Беседа. Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач | 2 | 2 | |||
2 | ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА | 72 | 6 | 66 | |||
2.1 | Прослушивание голосов | Беседа. Прослушивание. Строение голосового аппарата, техника безопасности | 2 | 2 Разучивание песни «Колмо штатолт» | |||
2.2 | Распевание | Беседа. Прослушивание. Подготовка певцов к работе. Распевание на слова «дай», «бай». Разучивание песни «Эрзянка» | 16 | 2 | 14 Упражнения на дыхание. Разучивание песни «Колмо штатолт» | ||
2.3 | Дыхание и певческая установка | Беседа. «Основные положения корпуса и головы.» Прослушивание. | 4 | 1 | 3 Разучивание песни «Эрзянь карть» | ||
2.4 | Унисон | Беседа. Исполнение песни «Колмо штатолт» и «Эрзянка» | 10 | 1 | 9 Разучивание песни «Тиринь авинем» | ||
2.5 | Вокальная позиция | Беседа. Прослушивание песни «Тиринь авинем» | 4 | 1 | 3 Разучивание песни «Тиринь авинем» | ||
2.6 | Дикция | Беседа. Прослушивание песни «Тиринь авинем» | 4 | 4 | |||
2.7 | Звуковедение | Беседа. Прослушивание песни «Мон молинь вирев» | 8 | 1 | 7 | ||
2.8 | Двухголосие | Беседа. Прослушивание и исполнение песни «Мон молинь вирев» | 6 | 6 Разучивание песни «Тиринь велем» Новогодний карнавал | |||
2.9 | Работа с солистами | Беседа. Прослушивание песни «Эрзянь Полине» | 8 | 8 | |||
2.10 | Сводные репетиции | Беседа. Исполнение «Эрзянь Полине» | 10 | 10 Разучивание песни «Эрзянь Полине» | |||
3 | МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕС-КАЯ ПОДГОТОВКА | 20 | 4 | 16 | |||
3.1 | Основы музыкальной грамоты | Беседа. Прослушивание песни «Телень моро» | 4 | 1 | 3 Разучивание песни «Телень моро» | ||
3.2 | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти | Беседа. Прослушивание. Исполнение «Телень моро» | 9 | 1 | 8 | ||
3.3 | Развитие чувства ритма | Беседа. Прослушивание песни «Ашо килей» Исполнение. | 7 | 2 | 5 Разучивание песни «Ашо килей» | ||
4 | ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА | 11 | 8 | 3 | |||
4.1 | Беседа о гигиене певческого голоса | Беседа. Прослушивание песни «Лавсень моро» | 1 | 1 | |||
4.2 | Беседа о народном творчестве | Беседа. Прослушивание. Исполнение песни «Лавсень моро» | 2 | 2 Разучивание песни «Лавсень моро» | |||
4.3 | Беседа о творчестве композиторов- классиков | Беседа. Исполнение и прослушивание песни «Лавсень моро» | 2 | 2 | |||
4.4 | Беседа о творчестве современных композиторов | Беседа. Презентация. | 2 | 2 | Разучивание песни «Сэняж лейнесь» | ||
4.5 | Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении | Беседа. Презентация. | 2 | 2 | |||
5 | КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | 23 | 23 | ||||
5.1 | Открытый урок для родителей | Диалог. Презентация. | 2 | 2 | |||
3.7 | Праздники, выступления | Диалог. Презентация. | 13 | 13 Повторение всех песен и исполнение | |||
3.8 | Экскурсии, театры | Исполнение. Презентация. | 8 | 8 Повторение всех песен и исполнение | . | ||
Итого | 128 | 20 | 108 |
Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся кружка мордовского фольклорного ансамбля «Эрзяночка»
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
(3-й год обучения)
В результате обучения пению ребенок должен знать/понимать:
• основные типы голосов;
• жанры вокальной музыки;
• типы дыхания;
• поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
• реабилитация при простудных заболеваниях;
• образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество;
уметь:
• петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
• петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
• петь несложные двухголосные каноны;
• импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты и др.;
• исполнять образцы вокальной музыки русских, мордовских и зарубежных композиторов, народное творчество.
Раздел VI. Учебно-методическая литература.
- Ананичева Т.М, Суханова Л.Ф песенные традиции Поволжья-М.,2010.
- Карпушина Л.П., Абудеева Н.Б. Изучение музыкального искусства Мордовии в общеобразовательных учреждениях : Учебно-методическое пособие /МО РМ, МРИО.- Саранск, 2010 -222с.
- Мир вокального искусства. 1-4 классы. Программа, разработки занятий, методические рекомендации / авт.-сост. Г.А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2012.-138с.
- Эрзянь морот. Сборник песен- г. Саранск., 2010.
- Диски и кассеты с мордовскими народными песнями.
Раздел III.
Учебно-тематический план
(1-й год обучения)
№ п/п | Тема занятий | Общее кол-во часов | Из них | |
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА | 38 | 6 | 32 |
2.1 | Прослушивание голосов | 2 | 2 | |
2.2 | Распевание | 8 | 2 | 6 |
2.3 | Дыхание и певческая установка | 2 | 1 | 1 |
2.4 | Унисон | 4 | 2 | 2 |
2.5 | Вокальная позиция | 2 | 1 | 1 |
2.6 | Дикция | 2 | 2 | |
2.7 | Звуковедение | 4 | 2 | 2 |
2.8 | Двухголосие | 2 | 2 | |
2.9 | Работа с солистами | 4 | 4 | |
2.10 | Сводные репетиции | 4 | 4 | |
3 | МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА | 10 | 2 | 8 |
3.1 | Основы музыкальной грамоты | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти | 4 | 1 | 3 |
3.3 | Развитие чувства ритма | 4 | 1 | 3 |
4 | ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА | 6 | 2 | 4 |
4.1 | Беседа о гигиене певческого голоса | 1 | 1 | |
4.2 | Беседа о народном творчестве | 1 | 1 | |
4.3 | Беседа о творчестве композиторов- классиков | 1 | 1 | |
4.4 | Беседа о творчестве современных композиторов | 2 | 2 | |
4.5 | Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении | 1 | 1 | |
5 | КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | 14 | 2 | 12 |
5.1 | Открытый урок для родителей | 1 | 1 | |
3.7 | Праздники, выступления | 6 | 6 | |
3.8 | Экскурсии, театры | 5 | 5 | |
Итого | 68 | 12 | 56 |
Раздел IV.
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Вид занятия | Кол-во часов | Из них | Дата проведения занятий | ||
Тео-рия | практика | Планиру-емая | Фактичес- кая | ||||
1 | Вводное занятие | Беседа. Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач | 2 | 2 | 07/ 09 | ||
2 | ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА | 38 | 6 | 32 | |||
2.1 | Прослушивание голосов | Беседа. Прослушивание. Строение голосового аппарата, техника безопасности | 4 | 2 | 2 Разучивание песни «Паро ялгат» | 14. 09 21. 09 | |
2.2 | Распевание | Беседа. Прослушивание. Подготовка певцов к работе. Распевание на слова «дай», «бай». Разучивание песни «Эрзянка» | 8 | 2 | 6 Упражнения на дыхание. Разучивание песни «Паро ялгат» | 28. 09 05.10 12.10 19.10 | |
2.3 | Дыхание и певческая установка | Беседа. «Основные положения корпуса и головы.» Прослушивание. | 2 | 1 | 1 Разучивание песни «Эрзянь карть» | 26. 10 | |
2.4 | Унисон | Беседа. Исполнение песни «Колмо штатолт» и «Эрзянка» | 4 | 2 | 2 Разучивание песни «Тиринь авинем» | 07. 11 14.11 | |
2.5 | Вокальная позиция | Беседа. Прослушивание песни «Тиринь авинем» | 2 | 1 | 1 Разучивание песни «Тиринь авинем» | 21.11 | |
2.6 | Дикция | Беседа. Прослушивание песни «Тиринь авинем» | 2 | 2 | 28.11 | ||
2.7 | Звуковедение | Беседа. Прослушивание песни «Мон молинь вирев» | 4 | 2 | 2 | 07. 12 14.12 | |
2.8 | Двухголосие | Беседа. Прослушивание и исполнение песни «Мон молинь вирев» | 2 | 2 Разучивание песни «Тиринь велем» Новогодний карнавал | 21.12 | ||
2.9 | Работа с солистами | Беседа. Прослушивание песни «Эрзянь Полине» | 4 | 4 | 28.12 11.01 | ||
2.10 | Сводные репетиции | Беседа. Исполнение «Эрзянь Полине» | 4 | 4 Разучивание песни «Эрзянь Полине» | 18.01 25.01 | ||
3 | МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕС-КАЯ ПОДГОТОВКА | 10 | 2 | 8 | |||
3.1 | Основы музыкальной грамоты | Беседа. Прослушивание песни «Телень моро» | 2 | 1 | 1 Разучивание песни «Телень моро» | 02. 02 | |
3.2 | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти | Беседа. Прослушивание. Исполнение «Телень моро» | 6 | 2 | 4 | 09. 02 16. 02 23. 02 | |
3.3 | Развитие чувства ритма | Беседа. Прослушивание песни «Ашо килей» Исполнение. | 2 | 1 | 1 Разучивание песни «Ашо килей» | 02. 03 | |
4 | ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА | 6 | 2 | 34 | |||
4.1 | Беседа о гигиене певческого голоса | Беседа. Прослушивание песни «Лавсень моро» | 1 | 1 | .09. 03 | ||
4.2 | Беседа о народном творчестве | Беседа. Прослушивание. Исполнение песни «Лавсень моро» | 1 | 1 Разучивание песни «Лавсень моро» | 16.03 | ||
4.3 | Беседа о творчестве композиторов- классиков | Беседа. Исполнение и прослушивание песни «Лавсень моро» | 1 | 1 | 23. 03 | ||
4.4 | Беседа о творчестве современных композиторов | Беседа. Презентация. | 2 | 2 | Разучивание песни «Сэняж лейнесь» | 05. 04 | |
4.5 | Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении | Беседа. Презентация. | 1 | 1 | 12. 04 | ||
5 | КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | 14 | 2 | 12 | |||
5.1 | Открытый урок для родителей | Диалог. Презентация. | 2 | 1 | 1 | 19.04 | |
3.7 | Праздники, выступления | Диалог. Презентация. | 6 | 6 Повторение всех песен и исполнение | 26. 04 29. 04 06. 05 | ||
3.8 | Экскурсии, театры | Исполнение. Презентация. | 6 | 1 | 5 Повторение всех песен и исполнение | 13. 05 20. 05 27. 05 31. 05 | |
Итого | 68 | 12 | 56 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПИСАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗРАБОТАННОЙ ПРОГРАММЫ «ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ».
При составления тестирующих программ основной вопрос, с которой сталкивается программист, является проблема хранения данных. Как было отмечено выше программа «Готовимся к ЕГЭ» разраб...
Рабочая программа по физической культуре 3класс, разработанная на основе ФГОС НОО и программы по физической культуре В.И. Ляха
ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕРазработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, фундаментального ядра ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе, разработанная на основе авторской программы Г.С.Меркина. 6-9 классы.
Данная рабочая программа по литературе разработана на основе авторской программы Г.С.Меркина. Рассчитана на 6-9 классы. Разделы программы включают в себя пояснительную записку, требования к уровню под...
Аналитическая справка о реализации персонально разработанной программы проектной деятельности учащихся
Проектная деятельность создаёт ученику комфортные условия для формирования и развития навыков: - самоопределения - самоорганизации - исследования - проектирования. Эти же навыки важны для современного...
Рабочая программа по английскому языку во 2 классе, разработанная на основе программы курса «Английский язык. Программа для общеобразовательных учреждений 2-4 классы» (Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш.)
Рабочая программа по английскому языку во 2 классе, разработанная к учебнику "Английский язык. English-2": учеб. для 2 класса общеобразоват.учреждений/ Кузовлев...