разработанная программа
методическая разработка

Плешакова Анна Викторовна

Рабочая программа кружка мордовского фольклорного ансамбля «Эрзяночка»  разработано для учащихся с учётом регионального компонента содержания музыкального   образования   в   аспекте   концепции   непрерывного регионального   музыкального    и   этномузыкального    образования Л.П. Карпушиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_erzyanochka_microsoft_word_9.doc431.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая программа кружка мордовского фольклорного ансамбля «Эрзяночка»  разработано для учащихся с учётом регионального компонента содержания музыкального   образования   в   аспекте   концепции   непрерывного регионального   музыкального    и   этномузыкального    образования Л.П. Карпушиной. Данная программа позволяет учащимся больше узнать о музыкальной культуре Мордовии, проникнуться интересом к жизни и творчеству выдающихся людей Мордовии – композиторов, исполнителей, деятелей  искусства,  оценить их  вклад в становление культуры региона в целом

    Цель программы ~ формировать гражданственность, любовь к малой  и большой  родине, интерес и уважение  к музыкальной культуре региона, искусству  русского,  мордовского народов  и  народов,  населяющих республику; формировать этномузыкальную компетентность, толерантность, способствовать консолидации народов, населяющих регион.

     Задачи:

     1. Формировать  гражданскую позицию,  патриотизм, чувство личной ответственности  за  свою  малую Родину,  воспитать у  подрастающего поколения желание работать на благо республики, интерес к истории своего края.

     2. Расширить  общий  и  музыкальный  кругозор   - «культурный горизонт»,  воспитать  желание  самостоятельно  познавать музыкальное искусство Мордовии, участвовать в его пропаганде, формировать гордость за музыкальное  искусство  родного народа,  региона, ответственность за его сохранение и возрождение.

     3. Расширить  знания  об обычаях  и традициях  различных этносов, жанрах  музыкального фольклора, познакомить  с  музыкальным языком народов,  населяющих республику, их музыкальными ценностями, воспитать интерес к ним, развить  чувство этностиля.

     4. Показать  преемственность времен и  поколений, связь народного музыкального искусства  с современностью; связь мордовской  культуры  и культуры  финно-угорских народов, взаимосвязь  русского  и  мордовского народного музыкального  искусства.

     5. Способствовать  укреплению  межэтнических взаимоотношений, формировать чувство толерантности.

     6. Способствовать   приобретению эмоционально-ценностного опыта, освоению комплекса  знаний,  умений  и  навыков,  опыта  музыкально- творческой  деятельности,  позволяющих  говорить  о  полимузыкальной компетентности.

     7.  Познакомить   с   жизнью  и   творчеством   композиторов   и исполнителей, деятелей культуры Мордовии.

     8.  Формировать  умение выявлять  общее  и особенное в  регионе, универсальное и уникальное.

     9.  Формировать  музыкально-историческое  сознание,  позволяющее сохранить музыкальные ценности в современной культурной ситуации.

     10.Способствовать  приобретению  знаний  на  полихудожественной основе в ходе освоения различных видов искусства Мордовии.

     11. Дать   возможность  ученику увидеть  в  профессии  музыканта ценность созидательной деятельности  в аспекте музыкальной  культуры региона.

     В  ходе  освоения  программы должны  формироваться следующие качества:

     1.    Развитый  интерес и  потребность  в  познании  музыкальной культуры региона.

     2.    Способность    к    эмоционально-ценностному   постижению произведений  музыкального   искусства  Мордовии,  к  эмоционально- нравственному  отклику  в  ходе   прослушивания  мордовских,  русских

народных песен и произведений композиторов региона.

     3.    Способность видеть историческую ретроспективу и перспективу развития музыкального искусства Мордовии.

     4.    Способность  видеть вклад  исполнителей и  композиторов в становлении культуры Мордовии.

     5.    Способность    формировать    самостоятельные   суждения, обосновывать  собственную позицию по  поводу музыкальной  культуры Мордовии, исполнительской и композиторской деятельности.

    В ходе освоения программы учащиеся получают следующие знания:

     - об истории края и истории развития музыкальной культуры региона;

     - о культурных  достопримечательностях  Мордовии,  о   культуре Мордовии, о музыкальных ценностях региона;

     - об региональных особенностях русского народного музыкального искусства;  знания  о  специфике  мордовского,  татарского  народного музыкального  искусства; знания о  взаимосвязи русского и мордовского

фольклора, связи мордовской культуры и  культуры финно-угорских народов;

     - об истории, быте, традициях русского, мордовского народов; жанрах музыкального искусства народов, населяющих регион;

     -о проявлении универсального и  уникального в музыке региона и народов, населяющих республику;

     - о вкладе  выдающихся композиторов  Мордовии (Л.П.  Кирюков, Г.Г. Вдовин,  Н.В.  Кошелева  и  др.)  в  создании профессионального музыкального  искусства,  национальной  оперы и балета,  об  исполнителях Мордовии;

По этой программе я работаю с 2016 года.

   Человек наделен от природы особым даром - голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

   Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста  дети чувствуют  потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Приобщение детей  к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.

   Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

   Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением  их концертно-исполнительской деятельности,  стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.

   В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется  в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных  песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.

   По всей  целевой  направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области хорового искусства.

   Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

   – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

   – развитие музыкальности;  музыкального слуха,  чувства ритма,  музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления,  творческого воображения, певческого голоса;  приобщение к музыкальному  искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;

   – освоение образцов национальной и зарубежной классической и современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о  выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и  современном  творчестве отечественных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;

   – овладение практическими  умениями и навыками в различных видах  музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись),  музыкально-пластическом  движении,  импровизации, драматизации исполняемых произведений;

   – воспитание устойчивого интереса к  музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащиеся.

   Основные содержательные линии:

   - обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;

   - усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых  знаний;

   - обогащение  опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

   Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.

   Тематическое  построение  программы позволит педагогам дополнительного образования  объединить (сгруппировать) ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Творчески подходя  к программе, нельзя  разрушать ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем - основа основ данной программы. Автор считает, что материал, отобранный для занятий, является  педагогически целесообразным, так как специфика вокального  пения обусловливает и особенности методической работы с певцом. Подчинение всего материала занятия его основной теме дает возможность педагогу достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами, то есть свободно маневрировать.

 Раздел II. Содержание дисциплины.

1.Вводное  занятие

Знать строение голосового аппарата, технику безопасности.

Уметь проявлять навыки песенно-хоровой деятельности.

2. Вокально-хоровая работа

Знать правила певческой установки.

Уметь сохранять необходимые качества певческого звука.

 3. МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 

Знать основы музыкальной грамоты.

Уметь петь чисто интонируя.

 4. ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Знать развитие внутреннего слуха  и внутреннего зрения

Уметь воспринимать и исполнять музыку.

 5. КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Знать традиционные праздники, важнейшие события текущего года.

Уметь применять приобретенные навыки вокально- хоровой деятельности.

 

Раздел III.

Учебно-тематический план

(1-й год обучения)

п/п

Тема занятий

Общее

кол-во

часов

Из них

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

2

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ  РАБОТА

72

6

66

2.1

Прослушивание голосов

2

2

2.2

Распевание

16

2

14

2.3

Дыхание и певческая установка

4

1

3

2.4

Унисон

10

1

9

2.5

Вокальная позиция

4

1

3

2.6

Дикция

4

4

2.7

Звуковедение

8

1

7

2.8

Двухголосие

6

6

2.9

Работа с солистами

8

8

2.10

Сводные репетиции

10

10

3

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ

ПОДГОТОВКА

20

4

16

3.1

Основы музыкальной грамоты

4

1

3

3.2

Развитие музыкального слуха,

музыкальной памяти

9

1

8

3.3

Развитие чувства ритма

7

2

5

4

ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ

РАБОТА

11

8

3

4.1

Беседа о гигиене певческого голоса

1

1

4.2

Беседа о народном творчестве

2

2

4.3

Беседа о творчестве композиторов- классиков

2

2

4.4

Беседа о творчестве современных композиторов

2

2

4.5

Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении

2

2

5

КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

23

23

5.1

Открытый урок для родителей

2

2

3.7

Праздники, выступления

13

13

3.8

Экскурсии, театры

8

8

        Итого        

128

20

108

Раздел IV.

Календарно-тематический план

п/п

Наименование раздела

Вид занятия

Кол-во

часов

Из них

Дата проведения занятий

Тео-рия

практика

Планиру-емая

Фактичес-

кая

1

Вводное занятие

Беседа.

Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач

2

2

07. 09.

2

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ  РАБОТА

72

6

66

2.1

Прослушивание голосов

Беседа.

Прослушивание. Строение голосового аппарата, техника безопасности

2

2

Разучивание песни «Од шкам ютась»

14. 09

2.2

Распевание

Беседа.

Прослушивание. Подготовка певцов к работе. Распевание на слова «дай», «бай». Разучивание песни «Эрзянка»

16

2

14

Упражнения на дыхание. Разучивание песни «Од шкам ютась»

21 09

28 09

05. 10

12 10

19. 10

26 10

09. 11

16. 11

2.3

Дыхание и певческая установка

Беседа. «Основные положения корпуса и головы.» Прослушивание.

4

1

3

Разучивание песни «Эрзянь карть»

23. 11

30 11

2.4

Унисон

Беседа. Исполнение песни «Колмо штатолт» и «Эрзянка»

10

1

9

Разучивание песни «Тиринь авинем»

07.12

14.12

21. 12

11. 01

18. 01

2.5

Вокальная позиция

Беседа. Прослушивание песни «Тиринь авинем»

4

1

3

Разучивание песни «Тиринь авинем»

25. 01

08. 12

2.6

Дикция

Беседа. Прослушивание песни «Тиринь авинем»

4

4

16. 12

11. 12

2.7

Звуковедение

Беседа. Прослушивание песни «Мон молинь вирев»

8

1

7

15. 12.

18. 12.

2212.

25 12.

2.8

Двухголосие

Беседа. Прослушивание и исполнение песни «Мон молинь вирев»

6

6

Разучивание песни «Тиринь велем»

Новогодний

карнавал

29 12

08.01

12.01

2.9

Работа с солистами

Беседа. Прослушивание песни «Эрзянь Полине»

8

8

1501

19.01

22.01

26.01

2.10

Сводные репетиции

Беседа. Исполнение

«Эрзянь Полине»

10

10

Разучивание песни

«Эрзянь Полине»

29.01

02.02

05.02

09.02

12.02

3

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕС-КАЯ

ПОДГОТОВКА

20

4

16

3.1

Основы музыкальной грамоты

Беседа.

Прослушивание песни «Телень моро»

4

1

3

Разучивание песни «Телень моро»

16.02

19.02

3.2

Развитие музыкального слуха,

музыкальной памяти

Беседа. Прослушивание.

Исполнение

«Телень моро»

9

1

8

23 02

26 02

02.03

05.03

3.3

Развитие чувства ритма

Беседа. Прослушивание песни «Ашо килей»

Исполнение.

7

2

5

Разучивание песни «Ашо килей»

09.03

12.03

16.03

19 03

4

ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ

РАБОТА

11

8

3

4.1

Беседа о гигиене певческого голоса

Беседа. Прослушивание песни «Лавсень моро»

1

1

23.03

4.2

Беседа о народном творчестве

Беседа. Прослушивание. Исполнение песни «Лавсень моро»

2

2

Разучивание песни «Лавсень моро»

26.03

4.3

Беседа о творчестве композиторов- классиков

Беседа. Исполнение и прослушивание песни «Лавсень моро»

2

2

30 03

4.4

Беседа о творчестве современных композиторов

Беседа. Презентация.

2

2

Разучивание песни «Сэняж лейнесь»

02.04

4.5

Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении

Беседа. Презентация.

2

2

06.04

5

КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

23

23

5.1

Открытый урок для родителей

Диалог.

Презентация.

2

2

09.04

3.7

Праздники, выступления

Диалог.

Презентация.

13

13

Повторение всех песен и исполнение

13 04

16 .04

20. 04

23 .04

27. 04

30 .05

04 .05

07 .05

11 .05

3.8

Экскурсии, театры

Исполнение.

Презентация.

8

8

Повторение всех песен и исполнение

14 .05

18 .05

21 .05

25 .05

28. 05.

Итого

128

20

108

Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся кружка мордовского фольклорного ансамбля «Эрзяночка»

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

(1-й  год обучения)

   В результате обучения пению ребенок должен  знать/понимать:

   • строение артикуляционного аппарата;

   • особенности и  возможности певческого голоса;

   •  гигиену певческого голоса;

   • понимать  по требованию педагога слова- петь  мягко, нежно, легко;

   • понимать элементарные дирижёрские жесты и правильно следовать им (внимание,  вздох,  начало звукоизвлечения  его окончание);

   • основы музыкальной грамоты;

• познакомиться с народным творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных композиторов,

  уметь:

   • правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая  плеч;

   • петь на одном  дыхании  короткие фразы;

   • в подвижных песнях делать быстрый вдох;

   • петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен.;

   • петь лёгким звуком, без напряжении;

   • на звуке ля первой актавы правильно показать самое красивое  индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в  спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера;

• к концу года показывать результат элементов двухголосия.

Раздел VI. Учебно-методическая литература.

  1. Ананичева Т.М, Суханова Л.Ф песенные традиции Поволжья-М.,2010.
  2.   Карпушина Л.П., Абудеева Н.Б. Изучение музыкального искусства Мордовии в общеобразовательных учреждениях : Учебно-методическое пособие /МО РМ, МРИО.- Саранск, 2010 -222с.
  3. Мир вокального искусства. 1-4 классы. Программа, разработки занятий, методические рекомендации / авт.-сост. Г.А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2012.-138с.
  4. Эрзянь морот. Сборник песен- г.Саранск., 2010.
  5. Диски  и кассеты с мордовскими народными песнями.

Раздел III.

Учебно-тематический план

(2-й год обучения)

п/п

Тема занятий

Общее

кол-во

часов

Из них

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

2

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ  РАБОТА

40

16

24

2.1

Прослушивание голосов

2

1

1

2.2

Распевание

8

2

6

2.3

Дыхание и певческая установка

4

1

3

2.4

Унисон

2

1

1

2.5

Вокальная позиция

2

1

1

2.6

Дикция

2

1

1

2.7

Звуковедение

4

1

3

2.8

Двухголосие

4

2

2

2.9

Работа с солистами

4

2

2

2.10

Сводные репетиции

6

2

4

3

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ

ПОДГОТОВКА

8

3

5

3.1

Основы музыкальной грамоты

2

1

1

3.2

Развитие музыкального слуха,

музыкальной памяти

4

1

3

3.3

Развитие чувства ритма

2

1

1

4

ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ

РАБОТА

10

5

5

4.1

Беседа о гигиене певческого голоса

2

1

1

4.2

Беседа о народном творчестве

2

1

1

4.3

Беседа о творчестве композиторов- классиков

2

1

1

4.4

Беседа о творчестве современных композиторов

2

1

1

4.5

Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении

2

1

1

5

КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

10

1,5

8,5

5.1

Открытый урок для родителей

2

0,5

1,5

3.7

Праздники, выступления

4

0,5

3,5

3.8

Экскурсии, театры

4

0,5

3,5

        Итого        

68

25,5

42,5

Раздел IV.

Календарно-тематический план

п/п

Наименование раздела

Вид занятия

Кол-во

часов

Из них

Дата проведения занятий

Тео-рия

практика

Планиру-емая

Фактичес-

кая

1

Вводное занятие

Беседа.

Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач

2

2

07. 09

2

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ  РАБОТА

40

16

24

2.1

Прослушивание голосов

Беседа.

Прослушивание. Строение голосового аппарата, техника безопасности

2

1

1

Разучивание песни «Колмо штатолт»

14. 09

2.2

Распевание

Беседа.

Прослушивание. Подготовка певцов к работе. Распевание на слова «дай», «бай». Разучивание песни «Эрзянка»

8

2

6

Упражнения на дыхание. Разучивание песни «Колмо штатолт»

21. 09

28. 09

05. 10

12. 10

2.3

Дыхание и певческая установка

Беседа. «Основные положения корпуса и головы.» Прослушивание.

4

1

3

Разучивание песни «Эрзянь карть»

19. 10

26. 10

2.4

Унисон

Беседа. Исполнение песни «Колмо штатолт» и «Эрзянка»

2

1

1

Разучивание песни «Тиринь авинем»

09. 11

2.5

Вокальная позиция

Беседа. Прослушивание песни «Тиринь авинем»

2

1

1

Разучивание песни «Тиринь авинем»

16. 11

2.6

Дикция

Беседа. Прослушивание песни «Тиринь авинем»

2

1

1Концерт, ко « Дню матери»

23. 11

2.7

Звуковедение

Беседа. Прослушивание песни «Мон молинь вирев»

4

1

3 Разучивание песни «Тиринь велем»

30. 11

07. 12

2.8

Двухголосие

Беседа. Прослушивание и исполнение песни «Мон молинь вирев»

4

2

2

Разучивание песни «Тиринь велем»

Новогодний

карнавал

14. 12

21. 12

2.9

Работа с солистами

Беседа. Прослушивание песни «Эрзянь Полине»

4

2

2 Разучивание песни

«Эрзянь Полине»

11. 01

18. 01

2.10

Сводные репетиции

Беседа. Исполнение

«Эрзянь Полине»

6

2

4

Разучивание песни

«Эрзянь Полине»

25. 01

3

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕС-КАЯ

ПОДГОТОВКА

8

3

5 

3.1

Основы музыкальной грамоты

Беседа.

Прослушивание песни «Телень моро»

2

1

1

Разучивание песни «Телень моро»

01.02

3.2

Развитие музыкального слуха,

музыкальной памяти

Беседа. Прослушивание.

Исполнение

«Телень моро»

4

1

3 Разучивание песни «Телень моро»

08. 02

15. 02

3.3

Развитие чувства ритма

Беседа. Прослушивание песни «Ашо килей»

Исполнение.

2

1

1

Разучивание песни «Ашо килей»

22. 02

4

ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ

РАБОТА

10

5

5

4.1

Беседа о гигиене певческого голоса

Беседа. Прослушивание песни «Лавсень моро»

2

1

1 Разучивание песни «Лавсень моро»

01.03

4.2

Беседа о народном творчестве

Беседа. Прослушивание. Исполнение песни «Лавсень моро»

2

1

1

Разучивание песни «Лавсень моро»

15.03

4.3

Беседа о творчестве композиторов- классиков

Беседа. Исполнение и прослушивание песни «Лавсень моро»

2

1

1 Разучивание песни «Лавсень моро»

22.03

4.4

Беседа о творчестве современных композиторов

Беседа. Презентация.

2

1

1 Разучивание песни «Сэняж лейнесь»

05. 04

4.5

Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении

Беседа. Презентация.

2

1

1 Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении

12. 04

5

КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

10

1,5

8,5

5.1

Открытый урок для родителей

Диалог.

Презентация.

2

0,5

1,5 Открытый урок для родителей

19. 04

3.7

Праздники, выступления

Диалог.

Презентация.

4

0,5

3,5

Повторение всех песен и исполнение

26. 04

03. 05

3.8

Экскурсии, театры

Исполнение.

Презентация.

4

0,5

3,5

Повторение всех песен и исполнение

10. 05

17. 05

24. 05

31. 05

Итого

68

25,5

42,5

   Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся кружка мордовского фольклорного ансамбля «Эрзяночка»

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

(2-й год обучения)

   В результате обучения пению ребенок должен  знать/понимать:

– соблюдать певческую установку;

– понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

– жанры вокальной музыки;

уметь:

правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

– точно повторить заданный звук;

– в подвижных песнях делать быстрый вдох;

– правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;

– петь чисто и слаженно в унисон;

– петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песни;

– дать критическую оценку своему исполнению;

– к концу года показать результат исполнения двухголосия без музыкального сопровождения;

– принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.

Раздел VI. Учебно-методическая литература.

  1. Ананичева Т.М, Суханова Л.Ф песенные традиции Поволжья-М.,2010.
  2.   Карпушина Л.П., Абудеева Н.Б. Изучение музыкального искусства Мордовии в общеобразовательных учреждениях : Учебно-методическое пособие /МО РМ, МРИО.- Саранск, 2010 -222с.
  3. Мир вокального искусства. 1-4 классы. Программа, разработки занятий, методические рекомендации / авт.-сост. Г.А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2012.-138с.
  4. Эрзянь морот. Сборник песен- г.Саранск., 2010.
  5. Диски  и кассеты с мордовскими народными песнями.

Раздел III.

Учебно-тематический план

                                                        (3-й год обучения)

№ п/п

Тема занятий

Общее кол-во часов

Из них

теория

практика

  1. 1

Вводное занятие

2

2

Вокально-хоровая работа                   72                   6                                    66

Прослушивание голосов

2

2

Распевание

16

2

14

Дыхание

4

1

3

Унисон

10

1

9

Вокальная позиция

4

1

3

Дикция

4

4

Звуковедение

8

1

7

Двухголосие

6

6

Работа с солистами

8

8

Сводные репетиции

10

10

Музыкально-теоретическая подготовка  20          4                                  16

Элементы музыкальной грамоты

4

1

3

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

9

1

8

Развитие чувства ритма

7

2

5

Теоретико-аналитическая работа    11                    8                                  3

Беседа о гигиене певческого голоса

1

1

Беседа о народном творчестве

2

2

Беседа о творчестве современных композиторов

2

2

Концертно-исполнительская деятельность   2       2

Праздники, выступления

15

15

Экскурсии

8

8

ИТОГО

128

20

108

Раздел IV.

Календарно-тематический план

п/п

Наименование раздела

Вид занятия

Кол-во

часов

Из них

Дата проведения занятий

Тео-рия

практика

Планиру-емая

Фактичес-

кая

1

Вводное занятие

Беседа.

Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач

2

2

2

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ  РАБОТА

72

6

66

2.1

Прослушивание голосов

Беседа.

Прослушивание. Строение голосового аппарата, техника безопасности

2

2

Разучивание песни «Колмо штатолт»

2.2

Распевание

Беседа.

Прослушивание. Подготовка певцов к работе. Распевание на слова «дай», «бай». Разучивание песни «Эрзянка»

16

2

14

Упражнения на дыхание. Разучивание песни «Колмо штатолт»

2.3

Дыхание и певческая установка

Беседа. «Основные положения корпуса и головы.» Прослушивание.

4

1

3

Разучивание песни «Эрзянь карть»

2.4

Унисон

Беседа. Исполнение песни «Колмо штатолт» и «Эрзянка»

10

1

9

Разучивание песни «Тиринь авинем»

2.5

Вокальная позиция

Беседа. Прослушивание песни «Тиринь авинем»

4

1

3

Разучивание песни «Тиринь авинем»

2.6

Дикция

Беседа. Прослушивание песни «Тиринь авинем»

4

4

2.7

Звуковедение

Беседа. Прослушивание песни «Мон молинь вирев»

8

1

7

2.8

Двухголосие

Беседа. Прослушивание и исполнение песни «Мон молинь вирев»

6

6

Разучивание песни «Тиринь велем»

Новогодний

карнавал

2.9

Работа с солистами

Беседа. Прослушивание песни «Эрзянь Полине»

8

8

2.10

Сводные репетиции

Беседа. Исполнение

«Эрзянь Полине»

10

10

Разучивание песни

«Эрзянь Полине»

3

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕС-КАЯ

ПОДГОТОВКА

20

4

16

3.1

Основы музыкальной грамоты

Беседа.

Прослушивание песни «Телень моро»

4

1

3

Разучивание песни «Телень моро»

3.2

Развитие музыкального слуха,

музыкальной памяти

Беседа. Прослушивание.

Исполнение

«Телень моро»

9

1

8

3.3

Развитие чувства ритма

Беседа. Прослушивание песни «Ашо килей»

Исполнение.

7

2

5

Разучивание песни «Ашо килей»

4

ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ

РАБОТА

11

8

3

4.1

Беседа о гигиене певческого голоса

Беседа. Прослушивание песни «Лавсень моро»

1

1

4.2

Беседа о народном творчестве

Беседа. Прослушивание. Исполнение песни «Лавсень моро»

2

2

Разучивание песни «Лавсень моро»

4.3

Беседа о творчестве композиторов- классиков

Беседа. Исполнение и прослушивание песни «Лавсень моро»

2

2

4.4

Беседа о творчестве современных композиторов

Беседа. Презентация.

2

2

Разучивание песни «Сэняж лейнесь»

4.5

Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении

Беседа. Презентация.

2

2

5

КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

23

23

5.1

Открытый урок для родителей

Диалог.

Презентация.

2

2

3.7

Праздники, выступления

Диалог.

Презентация.

13

13

Повторение всех песен и исполнение

3.8

Экскурсии, театры

Исполнение.

Презентация.

8

8

Повторение всех песен и исполнение

.

Итого

128

20

108

Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся кружка мордовского фольклорного ансамбля «Эрзяночка»

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

(3-й год обучения)

В результате обучения пению ребенок должен  знать/понимать:

   • основные типы голосов;

   • жанры вокальной музыки;

   • типы дыхания;

   • поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

   • реабилитация при простудных заболеваниях;

   • образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество;

  уметь:

   • петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

   • петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

   • петь несложные двухголосные каноны;

   • импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты и др.;

   • исполнять образцы вокальной музыки русских, мордовских и зарубежных композиторов, народное творчество.

Раздел VI. Учебно-методическая литература.

  1. Ананичева Т.М, Суханова Л.Ф песенные традиции Поволжья-М.,2010.
  2.   Карпушина Л.П., Абудеева Н.Б. Изучение музыкального искусства Мордовии в общеобразовательных учреждениях : Учебно-методическое пособие /МО РМ, МРИО.- Саранск, 2010 -222с.
  3. Мир вокального искусства. 1-4 классы. Программа, разработки занятий, методические рекомендации / авт.-сост. Г.А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2012.-138с.
  4. Эрзянь морот. Сборник песен- г. Саранск., 2010.
  5. Диски  и кассеты с мордовскими народными песнями.

Раздел III.

Учебно-тематический план

(1-й год обучения)

п/п

Тема занятий

Общее

кол-во

часов

Из них

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

2

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ  РАБОТА

38

6

32

2.1

Прослушивание голосов

2

2

2.2

Распевание

8

2

6

2.3

Дыхание и певческая установка

2

1

1

2.4

Унисон

4

2

2

2.5

Вокальная позиция

2

1

1

2.6

Дикция

2

2

2.7

Звуковедение

4

2

2

2.8

Двухголосие

2

2

2.9

Работа с солистами

4

4

2.10

Сводные репетиции

4

4

3

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ

ПОДГОТОВКА

10

2

8

3.1

Основы музыкальной грамоты

2

1

1

3.2

Развитие музыкального слуха,

музыкальной памяти

4

1

3

3.3

Развитие чувства ритма

4

1

3

4

ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ

РАБОТА

6

2

4

4.1

Беседа о гигиене певческого голоса

1

1

4.2

Беседа о народном творчестве

1

1

4.3

Беседа о творчестве композиторов- классиков

1

1

4.4

Беседа о творчестве современных композиторов

2

2

4.5

Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении

1

1

5

КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

14

2

12

5.1

Открытый урок для родителей

1

1

3.7

Праздники, выступления

6

6

3.8

Экскурсии, театры

5

5

        Итого        

68

12

56

Раздел IV.

Календарно-тематический план

п/п

Наименование раздела

Вид занятия

Кол-во

часов

Из них

Дата проведения занятий

Тео-рия

практика

Планиру-емая

Фактичес-

кая

1

Вводное занятие

Беседа.

Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач

2

2

07/ 09

2

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ  РАБОТА

38

6

32

2.1

Прослушивание голосов

Беседа.

Прослушивание. Строение голосового аппарата, техника безопасности

4

2

2

Разучивание песни «Паро ялгат»

14. 09

21. 09

2.2

Распевание

Беседа.

Прослушивание. Подготовка певцов к работе. Распевание на слова «дай», «бай». Разучивание песни «Эрзянка»

8

2

6

Упражнения на дыхание. Разучивание песни «Паро ялгат»

28. 09

05.10

12.10

19.10

2.3

Дыхание и певческая установка

Беседа. «Основные положения корпуса и головы.» Прослушивание.

2

1

1

Разучивание песни «Эрзянь карть»

26. 10

2.4

Унисон

Беседа. Исполнение песни «Колмо штатолт» и «Эрзянка»

4

2

2

Разучивание песни «Тиринь авинем»

07. 11

14.11

2.5

Вокальная позиция

Беседа. Прослушивание песни «Тиринь авинем»

2

1

1

Разучивание песни «Тиринь авинем»

21.11

2.6

Дикция

Беседа. Прослушивание песни «Тиринь авинем»

2

2

28.11

2.7

Звуковедение

Беседа. Прослушивание песни «Мон молинь вирев»

4

2

2

07. 12

14.12

2.8

Двухголосие

Беседа. Прослушивание и исполнение песни «Мон молинь вирев»

2

2

Разучивание песни «Тиринь велем»

Новогодний

карнавал

21.12

2.9

Работа с солистами

Беседа. Прослушивание песни «Эрзянь Полине»

4

4

28.12

11.01

2.10

Сводные репетиции

Беседа. Исполнение

«Эрзянь Полине»

4

4

Разучивание песни

«Эрзянь Полине»

18.01

25.01

3

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕС-КАЯ

ПОДГОТОВКА

10

2

8

3.1

Основы музыкальной грамоты

Беседа.

Прослушивание песни «Телень моро»

2

1

1

Разучивание песни «Телень моро»

02. 02

3.2

Развитие музыкального слуха,

музыкальной памяти

Беседа. Прослушивание.

Исполнение

«Телень моро»

6

2

4

09. 02

16. 02

23. 02

3.3

Развитие чувства ритма

Беседа. Прослушивание песни «Ашо килей»

Исполнение.

2

1

1

Разучивание песни «Ашо килей»

02. 03

4

ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ

РАБОТА

6

2

34

4.1

Беседа о гигиене певческого голоса

Беседа. Прослушивание песни «Лавсень моро»

1

1

.09. 03

4.2

Беседа о народном творчестве

Беседа. Прослушивание. Исполнение песни «Лавсень моро»

1

1

Разучивание песни «Лавсень моро»

16.03

4.3

Беседа о творчестве композиторов- классиков

Беседа. Исполнение и прослушивание песни «Лавсень моро»

1

1

23. 03

4.4

Беседа о творчестве современных композиторов

Беседа. Презентация.

2

2

Разучивание песни «Сэняж лейнесь»

05. 04

4.5

Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении

Беседа. Презентация.

1

1

12. 04

5

КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

14

2

12

5.1

Открытый урок для родителей

Диалог.

Презентация.

2

1

1

19.04

3.7

Праздники, выступления

Диалог.

Презентация.

6

6

Повторение всех песен и исполнение

26. 04

29. 04

06. 05

3.8

Экскурсии, театры

Исполнение.

Презентация.

6

1

5

Повторение всех песен и исполнение

13. 05

20. 05

27. 05

31. 05

Итого

68

12

56


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПИСАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗРАБОТАННОЙ ПРОГРАММЫ «ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ».

При  составления тестирующих программ основной вопрос, с которой сталкивается программист, является проблема хранения данных.  Как было отмечено выше программа «Готовимся к ЕГЭ» разраб...

Рабочая программа по физической культуре 3класс, разработанная на основе ФГОС НОО и программы по физической культуре В.И. Ляха

ПРОГРАММА   ПО   ФИЗИЧЕСКОЙ   КУЛЬТУРЕРазработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, фундаментального ядра ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе, разработанная на основе авторской программы Г.С.Меркина. 6-9 классы.

Данная рабочая программа по литературе разработана на основе авторской программы Г.С.Меркина. Рассчитана на 6-9 классы. Разделы программы включают в себя пояснительную записку, требования к уровню под...

Аналитическая справка о реализации персонально разработанной программы проектной деятельности учащихся

Проектная деятельность создаёт ученику комфортные условия для формирования и развития навыков: - самоопределения - самоорганизации - исследования - проектирования. Эти же навыки важны для современного...

Рабочая программа по английскому языку во 2 классе, разработанная на основе программы курса «Английский язык. Программа для общеобразовательных учреждений 2-4 классы» (Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш.)

Рабочая программа    по  английскому языку во  2  классе, разработанная к учебнику "Английский язык. English-2": учеб. для 2 класса общеобразоват.учреждений/ Кузовлев...