Рабочая программа по индивидуальному проекту 10-11 классы
рабочая программа (10, 11 класс)
Рабочая программа по элективному курсу «Основы проектной деятельности» на уровне основного общего образования разработана на основе 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом основной образовательной программы основного общего образования МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 52 г.Орска».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_proekt_10-11_klass.docx | 51.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №52 г. Орска»
Утверждена ______________________ директор МОАУ «СОШ № 52 г. Орска» В.А.Чурсина «___» ____________ 20__ г. |
Рабочая программа элективного курса «Основы проектной деятельности»
4 – 5 год обучения
на 2019-2024 учебный год
34 часа
Разработана: учителем истории и обществознания
МОАУ «СОШ №52 г. Орска» Е.А. Кашаевой
Орск
2019 г.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «Основы проектной деятельности» на уровне основного общего образования разработана на основе 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом основной образовательной программы основного общего образования МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 52 г.Орска».
Целью программы курса «Основы проектной деятельности» является формирование основных компетентностей школьников в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной деятельности посредством метода проектов.
Задачи изучения основ проектной деятельности в школе:
- сформировать систему базовых знаний по созданию исследовательского проекта;
- научить составлять план и осуществлять деятельность по решению заданной проблемы с помощью учителя, самостоятельно осуществлять текущий контроль своей деятельности;
- привить навык использования информационных источников и средств ИКТ при выполнении индивидуальных или коллективных проектов и в учебной деятельности.
- развивать гибкость и оригинальность мышления;
- развивать коммуникативные навыки,
- развить гибкую самооценку.
- воспитывать уважение к значимым общечеловеческим ценностям (социальному партнерству, толерантности, диалогу);
- воспитывать способность к методической работе и самоорганизации.
Нормативно-правовая база программы:
- Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного стандарта основного общего образования второго поколения от 17 декабря 2010 года №1897, (в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577);
- Основной образовательной программы основного общего образования МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 52 г.Орска»
Место предмета:
Курс основы проектной деятельности на ступени основного общего образования направлен на духовное и профессиональное становление личности ребенка через организацию активных способов действий. Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.
Программа имеет интеллектуально - познавательное направление.
Под проектом в данной программе подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Под методом проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, а также как технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Основы проектной деятельности в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 102 часа. Общая недельная нагрузка 1 час с 7 по 9 класс.
Наименование предмета | Основы проектной деятельности | ||
Классы | 10 класс | 11 класс | |
Общее количество часов на год | 34 ч. | 34 ч. | |
Количество часов в неделю | 1 ч. | 1 ч. |
Технологии обучения.
В процессе обучения используются элементы таких современных педагогических технологий как: здоровьесберегающие технологии, информационно- коммуникационные, технология опорного конспекта, личностно ориентированное обучение.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.
- Самостоятельная работа с источниками информации, обобщение и систематизация полученной информации, интегрирование ее в личный опыт.
- Проведение доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, аргументированных и эмоционально убедительных суждений.
- Самостоятельная и коллективная деятельности, включение своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
II. Планируемые результаты освоения учебной программы изучения «Основы проектной деятельности»
В соответствии с ФГОС ООО данная рабочая программа направлена на достижение системы планируемых результатов, включающих в себя личностные, метапредметные, предметные результаты.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования обеспечивают:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
- способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;
2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
- умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
- формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;
- знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, например, таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов, обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования обеспечивают:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
- владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;
2) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
- формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
- формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
- формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
- формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;
- формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;
- развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;
- формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;
- развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.
В соответствии с ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8.Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
- критически оценивать содержание и форму текста.
9.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
12.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты изучения «Основы проектной деятельности»
Выпускник научится:
- -планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
- выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
- использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
- отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
- видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания;
- уметь самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- взаимодействовать с любым партнером;
- находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
- использовать различные средства наглядности при выступлении; отвечать на незапланированные вопросы.
Выпускник получит возможность научиться:
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
- использовать догадку, озарение, интуицию;
- использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
- использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
4 год обучения
Введение в образовательную программу. Исследовательская работа: основные направления. Способы представления информации. Практическое задание № 1.Использование разных способов представления информации. Статья: виды и типы. Реферат. Курсовая работа. Проект.
Классификация проектов и их создание. Информационный проект: цели и задачи. Практическое задание № 2. Проект «Школа будущего». Игровой проект и его компоненты. Практическое задание № 3. «Открытие книжного гипермаркета». Ролевые проекты: виды и значение. Практическое задание № 4. Дебаты «Пенсионная реформа: за или против?». Конструкторский проект: этапы создания. Практическое задание № 5. «Создание нового продукта». Инновационный проект: структура и его место в мире. Практическое задание № 6. «Новшество, изменившее мир в лучшую сторону». Прикладной проект: три этапа прикладных исследований. Практическое задание № 7. Разработка учебного пособия. Социальный проект в современности. Социологический опрос при разработке социального проекта. Практическое задание № 8. Создание проекта по социологическому опросу. Разрешение проблемы. Творческий проект: его составляющие. Практическое задание № 9. Создание иллюстрации к книге. Постановка по отрывку из книги.
Реклама исследовательской работы. Реклама: цели и задачи. Виды рекламы. Практическое задание № 10. «Разработка рекламы для проекта».
Культура речи при представлении исследовательской работы. Правила культуры речи. Вопрос-ответ. Практическое задание № 11. «Разработка публичного выступления».
Индивидуальная исследовательская работа. Рецензия. Практическое задание № 12. «Рецензия на художественную картину». Музей – культурный центр города. Практическое задание № 13. Составление анкеты по теме «Береги природу».
Коллективная исследовательская работа. Практическое задание № 14. Разработка благотворительного фонда. Практическое задание № 15. Стенгазета «Спорт - путь к успеху долголетия». Практическое задание № 16. Дискуссия на тему «Книга в жизни человека». «Своя игра».
5 год обучения
Введение в образовательную программу. Зачем нужно учиться проектированию? Средства проектирования. Факторы творческой деятельности.
Научная статья. Что представляет собой научная статья? Классификация. Особенности и признаки. Этапы написания научной статьи. Правильное использование научного стиля в статье. Требования к оформлению. Таблицы и рисунки. Приложения.
Аудиовизуальное сопровождение. Использование музыки в презентации. Использование видео в презентации. Практическое задание № 1. Презентация «Великая Отечественная война с использованием видео». Практическое задание № 2. Презентация «О великих композиторах с использованием музыки». Практическое задание № 3. «Молодежные объединения».
Формы представления результатов проектной деятельности. Эссе, рассказы, стихи. Практическое задание № 7. «Сегодня я пишу..» Выставки. Тематические вечера. Практическое задание № 8. «Мои достижения». Постер, презентация. Практическое задание № 9. «Я –будущий избиратель». Документальные фильмы, мультфильмы. Практическое задание № 10. «Революция 1917 года». Рисунки. Практическое задание № 11. «Произведения Толстого».
Игровые проекты. Создание игрового проекта. Практическое задание № 12. «Код да Винчи». Практическое задание № 13. «Угадай событие». Анализ. Выводы.
Бизнес – проектирование. Бизнес-проектирование: сущность и цели. Виды. Этапы создания бизнес-проектов. Практическое задание № 14. «Турагенство». Практическое задание № 15. Создание собственной пиццерии. Практическое задание № 16. Маркетинг: реклама. Практическое задание № 17. «Поступление в ВУЗ»: финансовый расчет.
IV. Календарно-тематическое планирование
4 год обучения
№ | Раздел | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение в образовательную программу | Тема 1. Исследовательская работа: основные направления. Тема 2. Способы представления информации. Тема 3. Практическое задание № 1. Использование разных способов представления информации. Тема 4. Статья: виды и типы. Тема 5. Реферат. Курсовая работа. Проект. | 5 |
2 | Классификация проектов и их создание. | Тема 1. Информационный проект: цели и задачи. Тема 2. Практическое задание № 2. Проект «Школа будущего». Тема 3. Игровой проект и его компоненты. Тема 4. Практическое задание № 3. «Открытие книжного гипермаркета». Тема 5. Ролевые проекты: виды и значение. Тема 6. Практическое задание № 4. Дебаты «Пенсионная реформа: за или против?». Тема 7. Конструкторский проект: этапы создания. Тема 8. Практическое задание № 5. «Создание нового продукта». Тема 9. Инновационный проект: структура и его место в мире. Тема 10. Практическое задание № 6. «Новшество, изменившее мир в лучшую сторону». Тема 11. Прикладной проект: три этапа прикладных исследований. Тема 12. Практическое задание № 7. Разработка учебного пособия. Тема 13. Социальный проект в современности. Тема 14. . Социологический опрос при разработке социального проекта. Тема 15. Практическое задание № 8. Создание проекта по социологическому опросу. Разрешение проблемы. Тема 16. Творческий проект: его составляющие. Тема 17. Практическое задание № 9. Создание иллюстрации к книге. Постановка по отрывку из книги. | 17 |
3 | Реклама исследовательской работы | Тема 1. Реклама: цели и задачи. Виды рекламы. Тема 2. Практическое задание № 10. «Разработка рекламы для проекта». | 2 |
4 | Культура речи при представлении исследовательской работы | Тема 1. Правила культуры речи. Тема 2. Вопрос-ответ. Тема 3. Практическое задание № 11. «Разработка публичного выступления». | 3 |
5 | Индивидуальная исследовательская работа | Тема 1. Рецензия. Практическое задание № 12. «Рецензия на художественную картину». Тема 2. Музей – культурный центр города. Тема 3. Практическое задание № 13. Составление анкеты по теме «Береги природу». | 3 |
6 | Коллективная исследовательская работа | Тема 1. Практическое задание № 14. Разработка благотворительного фонда. Тема 2. Практическое задание № 15. Стенгазета «Спорт - путь к успеху долголетия». Тема 3. Практическое задание № 16. Дискуссия на тему «Книга в жизни человека». Тема 4. «Своя игра». | 4 |
Итого | 34 |
5 год обучения
№ | Раздел | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение в образовательную программу | Тема 1. Зачем нужно учиться проектированию? Тема 2. Средства проектирования. Тема 3. Факторы творческой деятельности. | 3 |
2 | Научная статья | Тема 1. Что представляет собой научная статья? Тема 2. Классификация. Особенности и признаки. Тема 3. Этапы написания научной статьи. Тема 4. Правильное использование научного стиля в статье. Тема 5. Требования к оформлению. Тема 6. Таблицы и рисунки. Тема 7. Приложения. | 7 |
3. | Аудиовизуальное сопровождение | Тема 1. Использование музыки в презентации. Тема 2. Использование видео в презентации. Тема 3. Практическое задание № 1. Презентация «Великая Отечественная война с использованием видео». Тема 4. Практическое задание № 2. Презентация «О великих композиторах с использованием музыки». Тема 5. Практическое задание № 3. «Молодежные объединения». | 5 |
4 | Формы представления результатов проектной деятельности | Тема 1.Эссе, рассказы, стихи. Тема 2. Практическое задание № 4. «Сегодня я пишу..» Тема 3. Выставки. Тематические вечера. Тема 4. Практическое задание № 5. «Мои достижения». Тема 5. Постер, презентация. Тема 6. Практическое задание № 6. «Я –будущий избиратель». Тема 7. Документальные фильмы, мультфильмы. Тема 8. Практическое задание № 7. «Революция 1917 года». Тема 9. Рисунки. Тема 10. Практическое задание № 8. «Произведения Толстого». | 10 |
5. | Игровые проекты | Тема 1. Создание игрового проекта. Тема 2. Практическое задание № 9. «Код да Винчи». Тема 3. Практическое задание № 10. «Угадай событие». Анализ. Выводы. | 3 |
6 | Бизнес - проектирование | Тема 1. Бизнес-проектирование: сущность и цели. Виды. Тема 2. Этапы создания бизнес-проектов. Тема 3. Практическое задание № 11. «Турагенство». Тема 4. Практическое задание № 12. Создание собственной пиццерии. Тема 5. Практическое задание № 13. Маркетинг: реклама. Тема 6. Практическое задание № 14. «Поступление в ВУЗ»: финансовый расчет. | 6 |
Итого | 34 |
V. Список литературы
Федеральный уровень
• Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании».
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 г., регистрационный номер 19993;
• Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования 2014-2015 учебный год утвержден приказом Минобрнауки № 253 от 31 марта 2014 года Источник: http://минобрнауки.рф/новости/4136
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 февраля 2015 г. Регистрационный N 35915.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г., регистрационный N 19644).
- "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1644).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 08 июня 2015 г. N576 г. Москва «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253».
Региональный уровень
1. Приказ Министерства образования Оренбургской области от 13.08.2014 № 01-21/1063 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Оренбургской области».
Литература
- Альтшулер Г.С. Найди идею. – М., Просвещение, 1985.
- Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. – М.: Знание, 1980.
- Андреев В.И. Деловая риторика. – М.: Народное образование, 1995.
- Великанова А.В., Мокраусов И.В., Севостьянова О.В., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио/ Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Вып. 2. – Самара: Изд-во «Профи», 2002.
- Веселов П.В. Аксиомы делового письма. – М., 1993.
- Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара, 2003.
- Демидова А.К., Смирнов Э.А. Русская коммерческая корреспонденция. – М., 1985.
- Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения: Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. – М.,1996.
- Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. – М.: Дом педагогики, 1996.
- Еемерен Ф.Х., Роб Гроотендорст. Аргументация, коммуникация и ошибки. – СПб., 1992.
- Ефимова О.В., Морозов В.В., Угринович Н.Д. Курс компьютерных технологий с основами информатики. – М.: ABF, ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
- Захарова А.В. Психология формирования самооценки. – Минск, 1993.
- Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М.: Просвещение, 1990.
- Козаржевский А.Ч. Мастерство устной речи. – М., 1984.
- Конфликт и общение. – Кишинев, 1998.
- Кохтев Н.Н. Ораторская речь: стиль и композиция. – М., 1992.
- Круглова О.С. Технология проектного обучения// Завуч. – 1999. – №6. – С.90-94.
- Крылова О. Освоение Амазонии, или Использование метода проектов в преподавании// Директор школы. – 1999. – №2. – С.71-76.
- Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Моделирование педагогических ситуаций. – М.: Просвещение, 1981.
- Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
- Минеева С. А. Основы мастерства устного выступления: Как подготовить полемиста. – Пермь, 1991.
- Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб., 2001.
- Предраг М. Как проводить деловую беседу. – М., 1987.
- Радомский В.М. Методы развития творческой активности: Учебное пособие. – Самара, 1994.
- Рукавишников В.О., Паниотто В.И., Гурилов Н.К. Опросы населения. – М.: Финансы и статистика, 1984.
- Русский язык и культура общения для деловых людей/ Под ред. О.Б.Сиротининой. – Саратов: Слово, 1997.
- Сандерс Ф. Основные экономические понятия. Структура преподавания. – М.: Аспект Пресс, 1995.
- Стернин И.А. Русский язык делового общения: Учебное пособие. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1995.
- Фишер Роджер, Браун Скотт. Путь к совместному успеху: Как построить взаимоотношения в процессе переговоров. – Спб., 1997.
- Хейне П. Экономический способ мышления. – М.: Аспект Пресс, 1994.
- Хофф Р. Я вижу вас голыми: Как подготовиться к презентации и с блеском ее провести. – М., 1996.
- Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе: Дидактические материалы для обучения педагогов/ Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Вып. 1. – Самара: Изд-во «Профи», 2002.
- Шмелькова Л.В. Цель – проективно-технологическая компетентность педагога// Школьные технологии. – 2002. – №4.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. – Самара: Изд-во Самарского университета, 1995.
Литература для учащихся:
- Аннушкин В.И. История русской риторики: Хрестоматия. – М., 1998.
- Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога и респондента. – М.: Высшая школа, 1989.
- Введенская Л.А. Деловая риторика. Мастерство публичного выступления, искусство спора, риторическое самообразование. – М.: Март, 2001.
- Горячев А.В., Шафрин Ю.А. Практикум по информационным технологиям. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1990.
- Кривоносов А.Д. Основы спичрайтинга: Учебное пособие. – СПб.: СПбГУ, 2003.
- Методы сбора информации в социологических исследования/ Под ред. В.Г.Андреенкова, О.М.Масловой. В 2-х кн. – М., Наука, 1990.
- Михальская А.К. Основы риторики. – М.: Дрофа, 2001.
- Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика: Книга для учащихся старших классов средней школы. – М., 1991.
- Пиз А. Язык жестов – Как читать мысли людей по их позам, мимике, жестам. – М.: ПАРАДОКС, 1992.
- Шафрин Ю.А. Информационные технологии. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
- Шкатова Л.А. Этикетные формы делового общения: Методическая разработка. – Челябинск, 1992.
- Экспертные оценки в социологических исследованиях. – Киев: Наукова Думка, 1990.
- Левина О.Г. Организация научно - исследовательской деятельности. Методическое пособие для учащихся.- Ярославль: Провинциальный колледж, 2003.-16с.
- Intel® «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - 5-е изд., испр. - М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005. – 368с.
- Письменные работы в высшем учебном заведении (реферат, доклад, контрольная работа) общие требования и правила оформления./ Под ред. В.М. Тютюнник – Тамбов: «Нобелистика», 2006.- 28с.
- Злобина Е.Г. Общение как фактор развития личности. Т.1.-Киев: Наукова думка,1982-215с.
- Мордкович А.Г., Семенов П.В. События. Вероятности. Статистическая обработка данных: Доп. параграфы к курсу алгебры 7-9 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2003.-112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по индивидуальному проекту (в рамках предмета Технология) для 10 класса
Обучение школьников индивидуальному проекту (в рамках предмета Технология) строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов при...
Рабочая программа по индивидуальному проекту 7-9 классы
Целью программы курса «Основы проектной деятельности» является формирование основных компетентностей школьников в индивидуальной и коллективной учебной и позн...
Рабочая программа предмета "Индивидуальный проект" в 10 классе
Программа может быть реализована в курсе внеурочной деятельности. Рассчитана на 70 часов....
Рабочая программа курса "Индивидуальный проект" 10-11 класс
Рабочая программа курса "Индивидуальный проект" составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего образования...
Рабочая программа курса "Индивидуальный проект" 10-11 классы
Учебный курс «Индивидуальный проект» представляет собой обязательную особую форму организации деятельности (учебное исследование или учебный проект) и входит в учебные планы и индивид...
Рабочая программа курса «Индивидуальный проект- от идеи до защиты» для учащихся 10-11 классов
Пояснительная записка В настоящее время проблема индивидуализации обучения приобрела особую значимость, так как с ее решением связано создание условий для раскрытия и развития индивидуальных твор...
Рабочая программа курса "Индивидуальный проект" 10-11 класс
Рабочая программа по предмету «Индивидуальный проект» для среднего общего образования реализуется при использовании учебного пособия «Индивидуальный проект» для 10 и 11 классов...