Сознательное чтение как проблема исследования в психолого-педагогической литературе
статья
Обучение чтению детей с умственной отсталостью – это весомая составляющая программ обучения детей с нарушениями развития, учитывающими их психофизические особенности. Системная реализация этих программ в младших классах может помочь в коррекции и компенсации имеющихся проблем развития у этих детей. Сформированный навык чтения (по исследованиям Р.И. Лалаевой, Н.А. Никашиной, Р.Д. Тригер, Н.А. Цыпиной, С.Г. Шевченко) характеризуется единством четырех составляющих: сознательности, правильности, беглости и выразительности. Актуальность создания системы методов формирования сознательного чтения школьников с умственной отсталостью сегодня не вызывает никакого сомнения, так как «согласно данным исследований и наблюдениям опытных дефектологов-практиков, дети с нарушениями развития составляют в среднем до 40% контингента специальных образовательных учреждений». Благодаря сформированному навыку сознательного чтения, школьник с умственной отсталостью сможет стать более социально компетентным человеком. О. Шпек представляет педагогическую помощь умственно отсталым школьникам «не как исключительно акцию, т.е. прямое вмешательство, а как предложение к совместному бытию. Относительно таких детей речь не может идти просто о помощи в достижении результатов, а прежде всего речь идет о возможности жить в безопасности, создаваемой ответственностью более сильного». Коррекционная помощь школьнику с умственной отсталостью оказывается из имеющихся проблем ребенка с позиций социально-педагогической деятельности, понимаемой как «непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями».В рамках социального воспитания формируются и коммуникативные навыки школьников с умственной отсталостью. «Человек вступает в отношения с другими уже самим фактом своей личной индивидуальности, т.е. тем, что он собой представляет, еще не прибегая к сознательному акту речи и социальных действий». Очень важно, чтобы благодаря коррекционным воздействиям, школьники с умственной отсталостью научились правильно понимать смысл текста, обращенной к ним речи для адекватного поведения в процессе социального взаимодействия, в конкретной ситуации общения. Одним из ключевых условий развития этих навыков является степень сформированности сознательности чтения. Сознательность чтения – это понимание школьниками фактического содержания читаемого текста, идеи, его образов и роли художественных средств, а также собственное отношение ученика к изображаемому. Сознательность чтения – это, прежде всего, понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному. Ведущее место в комплексе, именуемом «навык чтения», принадлежит сознательности, пониманию того, что прочитывается. Все, что относится к технической стороне чтения значимо, но оно подчинено смысловой стороне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soznatelnoe_chtenie.docx | 39.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Сознательное чтение как проблема исследования
в психолого-педагогической литературе
Жарова М.А.
Учитель ГБОУ школы №565
Обучение чтению детей с умственной отсталостью – это весомая составляющая программ обучения детей с нарушениями развития, учитывающими их психофизические особенности. Системная реализация этих программ в младших классах может помочь в коррекции и компенсации имеющихся проблем развития у этих детей. Сформированный навык чтения (по исследованиям Р.И. Лалаевой, Н.А. Никашиной, Р.Д. Тригер, Н.А. Цыпиной, С.Г. Шевченко) характеризуется единством четырех составляющих: сознательности, правильности, беглости и выразительности. Актуальность создания системы методов формирования сознательного чтения школьников с умственной отсталостью сегодня не вызывает никакого сомнения, так как «согласно данным исследований и наблюдениям опытных дефектологов-практиков, дети с нарушениями развития составляют в среднем до 40% контингента специальных образовательных учреждений». Благодаря сформированному навыку сознательного чтения, школьник с умственной отсталостью сможет стать более социально компетентным человеком. О. Шпек представляет педагогическую помощь умственно отсталым школьникам «не как исключительно акцию, т.е. прямое вмешательство, а как предложение к совместному бытию. Относительно таких детей речь не может идти просто о помощи в достижении результатов, а прежде всего речь идет о возможности жить в безопасности, создаваемой ответственностью более сильного». Коррекционная помощь школьнику с умственной отсталостью оказывается из имеющихся проблем ребенка с позиций социально-педагогической деятельности, понимаемой как «непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями».В рамках социального воспитания формируются и коммуникативные навыки школьников с умственной отсталостью. «Человек вступает в отношения с другими уже самим фактом своей личной индивидуальности, т.е. тем, что он собой представляет, еще не прибегая к сознательному акту речи и социальных действий». Очень важно, чтобы благодаря коррекционным воздействиям, школьники с умственной отсталостью научились правильно понимать смысл текста, обращенной к ним речи для адекватного поведения в процессе социального взаимодействия, в конкретной ситуации общения. Одним из ключевых условий развития этих навыков является степень сформированности сознательности чтения. Сознательность чтения – это понимание школьниками фактического содержания читаемого текста, идеи, его образов и роли художественных средств, а также собственное отношение ученика к изображаемому. Сознательность чтения – это, прежде всего, понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному. Ведущее место в комплексе, именуемом «навык чтения», принадлежит сознательности, пониманию того, что прочитывается. Все, что относится к технической стороне чтения значимо, но оно подчинено смысловой стороне. Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим:
- Значений большей части слов, употребленных в тексте, как в прямом, так и в переносном смысле;
- Содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
- Предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т. е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);
- Основного смысла всего содержания текста, т. е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.
Сознательность чтения обусловлена пониманием фактического содержания читаемого текста, идейной направленности произведения, его образов и роли художественных средств. Это зависит от наличия у школьников необходимого жизненного опыта, от понимания лексического значения слов, их сочетаемости в структуре предложения и от ряда методических условий. О сознательности чтения как навыка учитель судит по его выразительности и по качеству ответов на вопросы. На уроке чтения усилия учителя в идеале должны быть направлены на то, чтобы состоялся диалог между автором читаемого художественного произведения и учащимися. Другой термин, часто использующийся в специальной литературе, - это «осознанность» чтения. «Осознанность чтения» рассматривается, во-первых, как синоним понятия «сознательность» чтения, и, во-вторых, как понимание того, что ребёнок читает. Собственно чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определённую информацию, заключённую в читаемом тексте, понять и осознать её смысл. Осознанность чтения – это понимание читающим: основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание содержания и своего отношения к прочитанному; содержания и смысла отдельных частей текста, не только того, о чём говорится в данной части, но и что этим сказано; содержания каждого предложения, входящего в состав текста, а также смысловой связи между предложениями; слов, употреблённых как в прямом, так и в переносном значении. Глубина осознанности зависит от возрастных запросов и возможностей читателя, уровня его общего развития, круга и уровня интересов, потребностей, начитанности, жизненного опыта, запаса наблюдений и многого другого. В методической литературе встречается еще один синоним понятия «сознательность чтения» - «вдумчивое чтение». Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь, такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое «вдумчивое чтение», основанное на навыке сознательности чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности.
Н.Д. Молдавской, О.И. Никифоровой, Г.Н. Кудиной представлен еще один акцент в изучении сознательности чтения. В методическом аспекте изучения данной проблемы, по мнению названных авторов, речь идет не о понимании, а о читательском восприятии текста. Показателями читательского восприятия являются образная конкретизация и образное обобщение, адекватное понимание позиции автора литературного произведения, то есть понимание внутреннего мира героев и относящихся к нему авторских оценок. У нормально развивающихся детей при чтении несложного текста понимание как бы сливается с восприятием - мы мгновенно вспоминаем полученные ранее знания (осознаем известное значение слов) или отбираем из имеющихся знаний нужные в данный момент и связываем их с новыми впечатлениями. Но очень часто при чтении незнакомого и трудного текста осмысление предмета (применение знаний и установление новых логических связей) представляет собой сложный, развертывающийся во времени процесс. Для осмысления текста в таких случаях необходимо не только быть внимательным при чтении, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определенными мыслительными приемами. Как правило, чтение представляет собой соединение трех этапов в сознании ребенка: сначала мозг школьника воспринимает букву, затем ребенок произносит (т.е. озвучивает эту букву), последний этап – осмысление того, что учащийся прочитал.
У маленьких детей, которые начинают увлекательный процесс чтения, эти действия происходят последовательно. По мере приобретения опыта чтения произведения эти составляющие интегрируются. Т.Г. Егоров пишет: «Чем гибче синтез между процессами осмысливания и тем, что называется навыком в чтении, тем совершеннее протекает чтение, тем оно точнее и выразительнее». Как следует из приведенного высказывания, исследователь технику чтения (то, что в чтении называют навыком, т.е. механизмом восприятия и озвучивания) не противопоставляет осмыслению читаемого. Чтобы чтение состоялось, все три действия должны быть совершены одновременно. Об этом же писал С.П. Редозубов: «Всякий урок чтения должен быть уроком сознательного чтения». Таким образом, можно констатировать, что термины «сознательность» чтения» и «осознанность» чтения следует рассматривать как синонимы, характеризующие степень понимания и осмысления художественного произведения. Именно потому, что ключевым словом в определении «сознательность» и «осознанность» чтения является слово «понимание».
Учитывая изученную литературу, выше представленные точки зрения ученых, следует сделать вывод о том, что сознательное чтение является и условием, и необходимым фактором, и началом процесса понимания текста (т.е. сознательное чтение и понимание текста не являются синонимами, сознательное чтение может обеспечить уровень понимания текста). В толковом словаре русского языка Д.И. Ушакова «понимание» рассматривается как способность, умение проникнуть в смысл чего-нибудь, усвоить, сознать его; как состояние сознания, которому ясен, открыт, известен смысл чего-нибудь. Феномен понимания текста изучается в различных аспектах:
понимание как процесс постижения внутренних связей в содержании текста.
понимание как процесс постижения смысла (или смыслов) текста.
понимание как освоение чужих переживаний, мыслей и решений, опредмеченных в тексте.
Характеристикой глубины понимания являются не только стадии этого процесса, но и ступени и уровни понимания, общая теория которых разработана в психологии А.А. Смирновым. К основным характеристикам уровней понимания он относит глубину понимания: «от начальной ступени, где мы выделяем в предмете не какую-либо одну сторону и, причем, несущественную для него, а некоторый случайный признак, мы переходим к более высоким уровням понимания, вскрывая различные стороны предмета, более существенные для него, выявляя более разнообразные связи его с другими предметами, явлениями реального мира». А.А. Смирнов выделяет семь ступеней понимания, различающихся глубиной: от отнесения познаваемого предмета к самой общей категории, через переход на основе анализа, синтеза, обобщения, через установление причинно-следственных, логических связей, до выяснения мотивов действий людей. Помимо глубины, еще одной характеристикой понимания является отчетливость, определяющая его динамику на каждом уровне. Эту динамику представляют в виде четырех стадий: от предварения понимания, через субъективное понимание, к пониманию, при котором воспринятое сообщается другому герою вербально (в словесных формулировках).
Современные подходы в исследованиях понимания текста.
Понятие «понимание» многозначно и обозначает взаимосвязанные, но не тождественные явления – во-первых, некоторые процессы мыслительной деятельности, во-вторых, их результаты и, наконец, готовность к этим процессам и результатам.
В.П. Зинченко отмечает, что этот термин является широким по сфере применения и не фиксированным по содержанию и объему. С точки зрения психологической науки важны следующие его значения: на первом этапе – понимание рассматривается, как способность человека осмыслять значение чего-нибудь; на втором – как когнитивный процесс постижения содержания; затем – как результат, продукт процесса понимания; в четвертых, понимание как цель познания и обучения.
По мнению И.Я. Зимней, восприятие текста представляет собой процесс раскрытия опосредованных словами связей и отношений, которое приводит к пониманию всего текста. При этом между словами устанавливаются смысловые связи, которые составляют в совокупности смысловое содержание высказывания. Начальный, самый общий уровень понимания свидетельствует о понимании только основного предмета высказывания — то есть того, о чем идет речь. Второй уровень — уровень понимания смыслового содержания — определяется пониманием всего хода изложения мысли автора, ее развития, аргументации. Уровень характеризуется пониманием не только того, о чем говорилось, но и того, что было сказано. Высший уровень понимания определяется пониманием не только того, о чем и что было сказано, но и пониманием того, зачем это говорилось и какие языковые средства использовались автором. Точка зрения на уровне понимания текста, представленная И.А.Зимней, подтверждается и результатами других исследований. А. А. Брудный исследует функции понимания текста, выделяя при этом три основные: когнитивную (заключается в объединении разрозненных знаний в единую систему), регуляторную (прогнозирование последствий собственных действий, основываясь на опыте общения, нормах и правилах поведения), идеологическую (порождение воззрений на политическую жизнь общества). В тоже время М. М. Бахтин отмечает три этапа «диалогического движения понимания». Исходной точкой данного движения является непосредственно текст, а «движение назад — прошлые контексты, движение вперед — предвосхищение (и начало) будущего контекста». По Бахтину, понимание это совокупность значительного количества интерпретаций на всех трех этапах. Что касается критерия успешного понимания текста по концепции М. М. Бахтина, то этим критерием является «глубина», постижение глубинного смысла текста. К методам «постижения» автор концепции относит «восполняющее понимание», которое нацелено на осмысление авторского творческого процесса и на «раскрытие многообразия смыслов» текста. Постижение этого «глубинного смысла» текста и является основной задачей гуманитарных наук. В практике современного образования сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, признается определяющая роль сознательного чтения в образовательном процессе: от детского сада до высшей школы. С другой стороны, среди современной молодежи довольно распространенной становится «нелюбовь» к чтению (снижение интереса к чтению как таковому; недостаточно высокий уровень качества чтения, сознательности чтения и т.д.). Этот негатив является одним из важных факторов низкого уровня понимания учащимися учебных текстов, что отмечается многими авторами. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет навыком сознательного чтения и у него развиты учебно - познавательные мотивы чтения. Условием овладения навыка сознательного чтения является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определёнными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно. Одним из вариантов повышения качества чтения в специальном образовании является целенаправленное управление обучением сознательному чтению. Формирование и совершенствование навыка сознательности чтения у школьников с умственной отсталостью считается сегодня одной из важных проблем, от качественного решения которой зависит заинтересованное отношение детей не только к чтению художественных произведений, но и в целом к письменному тексту, в том числе и учебному.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема организации самостоятельной работы учащихся в психолого-педагогической и методической литературе.
Данная статья посвящена проблемам организации самостоятельной деятельности учащихся, которая освещается в литературе. В статье проведен анализ основных материалов, касающихся этой проблемы....
Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогических исследованиях Профессиональная ориентация как часть социального самоопределения личности
Особенность современных общественных устройств, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, все люди непременно проходят через школу. А школа по замыслу – это место интенсивного и це...
Проблема организации самостоятельной работы учащихся в психолого-педагогической и методической литературе.
статья посвящена проблеме организации самостоятельной деятельности учащихся. в статье проводится анализ основных источников, посвященных этой проблеме....
Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы о проблеме развития теоретического мышления
В настоящее время идет реформа школьного образования. Особое значение для школ приобретает проблема выявления средств развития мышления учащихся. В системе обучени...
ПРОБЛЕМА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТРАКТОВКА
Данная статья ориентирована на рассмотрение актуального сегодня вопроса об Интернет-зависимости. Этой проблеме посвящено немалое количество работ в разных научных сферах: от социологии до информа...
Проблема нравственного развития и воспитания школьников с умственной отсталостью в психолого-педагогической литературе.
В настоящее время сложно оставаться равнодушным и не замечать проблемы воспитания и развития подростков. Вопрос воспитания детей с умственной отсталостью всегда находится в центре внимания. В образова...
Исследование вопроса системы оценивания результатов обучения в психолого-педагогической литературе
В разные периоды жизни общества измерение качества знаний обучающихся, а также отображение результатов этих измерений всегда вызывали интерес со стороны педагогов, психологов, родителей. Известные учё...