Урок литературного чтения в 1 классе "Творчество А.Л.Барто"
план-конспект урока

Камай Екатерина Сергеевна

Урок литературного чтения.1 класс. "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_uroka.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения 

Учитель: Камай Е.С.

Тема: Стихи А.Л.Барто «Помощница» и «Игра в слова».

Цели:

1.Познакомиться с творчеством А.Л.Барто и её произведением “Помощница”; воспринимать на слух художественный текст, передавая настроение стихотворения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе толкового словаря; рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним.

2.Развивать умение школьников анализировать средства выразительности, высказывать суждения о тех или иных нравственных качествах, формулировать собственное мнение и позицию.

3.Воспитывать у детей уважение к членам семьи, умение отвечать за свои поступки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Организацион-ный этап.

Организует включение в учебную деятельность.

Включение в учебную деятельность.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Знакомит учащихся со способом определения темы урока путём решения интерактивного кроссворда и выявления ключевого слова.

Настраиваются на предстоящую работу и определяют её этапы.

- принимать и сохра

нять учебную задачу, активно включаться в деятельность, направленную на сотрудничество с учителем и одноклассниками.

3

Актуализация знаний.

Руководит работой по решению интерактивного кроссворда и выявления ключевого слова.

Выполняют задания учителя, работая с интерактивным материалом:

1.Кто из персонажей детского стихотворения очень боялся упасть, когда закончится доска, по которой он идёт?

2.Какой персонаж был брошен хозяйкой под дождём?

3.Как вы понимаете слова «весь до ниточки промок»?

4.Как звали девочку, плачушую из-за мячика?

5. Куда уронили мишку?

6. Как называется книга, содержащая эти стихотворения?

Определение ключевого слова БАРТО и объявление темы урока.

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;

- выражать в речи свои мысли и действия;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

4

Первичное усвоение новых знаний.

1.Организует выступление подготовленного учащегося, знакомящего с биографией поэта.

 Знакомит учащихся с интерактивной выставкой книг.

2. Работа со стихотворением «Помощница»

а)  Прогнозирование содержания по названию

- Как называется стихотворение?

- Кого можно назвать помощником?

Игра (учитель называет действия, а дети выбирают те, которые можно считать помощью).

 -Кто будет его главным персонажем?

-Как вы узнали, что  девочка?

- О чём пойдёт в нём речь?

1.Отвечают на вопросы учителя:

- Кем мечтала стать Агния?

- Когда она начала писать стихи?

- Для кого всю жизнь писала она стихи?

Историческая справка: А.Л.Барто вела на радиостанции "Маяк" передачу "Найти человека", ей удалось соединить около 1000 семей, разбросанных по свету войной.

2.

а)  Отвечая на вопросы учителя, делают прогнозы относительно содержания стихотворения и его главного персонажа.

б) уточняют лексическое значение слова по словарю

в) слушают выразительное чтение стихотворения

г) чтение «цепочкой»

- устанавливать причинно-следственные связи;

- умение работать с тестом;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

- умение выказывать своё отношение к персонажам, выражать свои эмоции;

- умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

- умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

5

Первичная проверка понимания

Беседа по содержанию:

- Оправдались ли наши предположения относительно названия стихотворения?

- Можно ли Таню назвать помощницей? 

- Она выбрала настоящие дела или лёгкие занятия?

- Как вы можете это доказать? Выборочное чтение фрагментов в соответствии с иллюстрациями.

- Сделала ли Таня хоть одно доброе дело? Кому?

Введение понятия ИРОНИЯ

- Таня не только не помогала другим, но и доставляла дополнительные хлопоты, поче му же автор в заглавии стихотворения называет её помощницей? 

Автор употребляет слово

 помощница  в  противоположном смысле. Это литературный приём  ирония.

- Как автор относится к своей героине? (Он осуждает поведение Тани, но  любит её,

называет её Танюша).

- Чему учит читателя это стихотворение?

- Какие советы вы  бы хотели дать  Тане?

Отвечают на вопросы учителя, выбирают из текста фрагменты, соответствующие представленным на слайде иллюстрациям.

Формулируют советов для Тани.

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

- умение извлекать информацию из иллюстраций и текста;

- умение находить ответы на вопросы в иллюстрации;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

6

Физминутка

Организует интерактивную физминутку.

Выполняют физ. упражнения «В гостях у Серебряшки»

7

Первичное закрепление.

Работа со стихотворением «Игра в слова»

А сейчас я предлагаю поиграть  

в слова. Чтение стихотворения учителем.

  • -От чего зависит звучание слова?(от звуков, из которых оно состоит)
  • -Какие звуки вы знаете?
  • (гласные, согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие)
  • Работа по строфам:
  • -Какие звуки передают раскаты грома? В каких словах встречаются?
  • - Какие звуки помогают передать шуршание мышат? Почему именно они?
  • - Произнесите «Кукушка на суку». Какой слог повторяется и для чего?
  • -Каие два слова «спрятались» в слове «листопад»?
  • - Чем особенно слово ключ?
  • - Какие ещё значения оно имеет?
  • - Приведите свои примеры многозначных слов.
  • Найдите сравнение, эпитет и олицетворение в 2 последних строфах.
  • Вывод: звуки так же важны в стихотворении, как и художественные приёмы.

Итог урока: - Чему учат нас стихи А. Л. Барто?

Слушают образец чтения учителем, отвечают на вопросы, участвуют в лингвистическом анализе стихотворения.

Смотрят видеохронику «Встреча с А.Барто», слушают сообщение о звезде, носящей имя детского поэта.

- использовать речь для регуляции своего действия.

- выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме;  

- осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью;

8

Рефлексия

Проводит рефлексию в технике неоконченных предложений:

  1. Сегодня на уроке мне было…
  2. Мне особенно понравилось…

Заканчивают предложения, выражая личное мнение о деятельности на уроке и своём отношении к проделанной работе.

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Хокку на уроках литературного чтения как способ понимания сути вещей"

Литературное чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно – популярной литературе. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников; посредством чего их воспитываю...

Презентация к уроку литературного чтения "Секреты Чайного Домика"

Презентация подготовлена для урока литературного чтения во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Секреты Чайного Домика"...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения.

Представлен опыт работы педагога по развитию творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения...

Открытый урок литературного чтения в 4 классе КОУ 8 вида

Урок литературеого чтения по теме:внеклассное чтение. Приключение Буратино или золотой ключик. А. Толстой...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Защита проекта "О братьях наших меньших"

Урок  обобщения и систематизации знаний.Цель:Подведение  итогов  работы над проектом «О братьях наших меньших».Задачи:Повторить правила работы над проектом, его этапы;Формировать...

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Мастер-класс для педагогов и родителей "Педагогические приёмы для развития мотивации, выразительности, техники чтения на уроках литературного чтения"

Данный мастер класс подготовлен и проведён для педагогов и родителей детей с тяжёлыми нарушениями речи....