Обобщение опыта
статья
Предварительный просмотр:
Эффективность всех двигательных действий учащихся в очень значительной степени зависит от уровня развития их физических качеств, прежде всего силы (это качество открывает путь к атлетической подготовке и является основой для проявления других качеств) и ловкости. Наблюдения за учащимися в ходе уроков и соревнований отчетливо показывают, что именно этих, хорошо развитых, физических качеств не хватает нашим детям.
На своих уроках я уделяю большое внимание упражнениям, которые способствуют дополнительному развитию физических качеств. Распределяю эти упражнения соответственно их преимущественной направленности по разделам программы, например; силовые отношу к гимнастике, на выносливость - к легкой атлетике. В гимнастике необходимы координационные упражнения для развития способностей к равновесию, ритму вестибулярной устойчивости . То же следует для других разделов программы. Но в целях поддержания уровня разносторонней физической подготовки учащихся на протяжении всего учебного года в несколько уменьшенном объеме те же упражнения включаю и в другие разделы, например, прыжки на скакалке – в гимнастические уроки, а силовые упражнения для рук – в уроки по легкой атлетике.
При развитии двигательных качеств большая плотность нагрузки достигается при применении кругового метода тренировки.
Составляя карточки для проведения уроков по методу круговой тренировки, я подбираю упражнения в зависимости от раздела проходимого материала программы. Составляю определенный комплекс упражнений (из числа хорошо известных ученикам) с тем, чтобы дать нагрузку последовательно на все основные группы мышц.
Места для выполнения упражнений(станции)располагаю по кругу.
Станций бывает 6-10. Длительность выполнения упражнений на каждой станции от 20 – 30 секунд. После выполнения упражнений на каждой станции даю отдых около 30 секунд. С ростом тренированности фазы отдыха и перехода от одной станции к другой уменьшаю до 20,15,10 секунд.
Класс делю на группы по 2-3 человека, в зависимости от количества учащихся в классе, учитывая при этом физическую подготовленность учащихся. Пара, состоящая из физически сильного и слабого ученика, имеет свои плюсы в том, что сильнейший ученик может оказать помощь напарнику, а также исправить ошибки, подсказать, как правильно выполнять упражнение. Группы занимают свои места на станциях и одновременно начинают и заканчивают работу (по сигналу). В целом, во время урока учащиеся проходят 1-2 круга, в зависимости от поставленных задач и количества станций.
На каждой станции упражнения выполняют в пределах заданного количества повторений, спокойно, точно, в произвольном темпе. По общему сигналу все группы переходят на следующие станции, где выполняют очередные задания в том же порядке, пока не будет пройден весь круг.
2-й вариант – на каждой станции упражнения выполняют с возможно большим числом повторений, при условии правильного выполнения упражнения.
3-й вариант – такой же, как и 1-й вариант, но на каждой станции количество повторений упражнений не увеличивается, а сокращается время прохождения всего круга.
При проведении упражнений по станциям, нагрузки указываю для слабо, средне и хорошо подготовленных учащихся. При этом руководствуюсь приобретенным опытом или ориентируюсь на имеющиеся в пособиях рекомендации.
Работая над развитием физических качеств, учитываю уровень подготовленности и физического развития каждого ученика, стараюсь давать задания дифференцированно. При планировании нагрузки, учитываю те физиологические механизмы, которые обеспечивают рост показателей, для этого четко регламентирую длительность выполнения упражнений, периоды отдыха и количество серий. Тренировочный эффект занятия зависит от правильного подбора упражнений на развитие того или иного физического качества, а так же от режима работы. Если упражнения выполняются недостаточное количество раз или число повторений стабильно на протяжении длительного периода, нельзя ждать роста показателей.
При индивидуальной работе с учащимися каждому предлагаю сначала выполнить то или иное упражнение с соревновательной интенсивностью, чтобы определить максимальный результат (время бега, количество подтягиваний и.т.д.) затем, исходя из максимального результата, в процентах, определяю величину тренировочной нагрузки (обычно в пределах 50 - 90% от максимальной). После завершения цикла тренировочной работы снова провожу “максимальный тест”, и, если ученик дает результат выше прежнего, расчет тренировочной нагрузки делается вторично. Все задания и результаты, а так же данные измерения пульса ученик записывают в свою личную карточку.
Работая по своей методике, я достигла определенных положительных результатов в своей работе. Мальчики и девочки на зачетных занятиях выполняют программные требования на “4” и “5”, а так же показывают отличные результаты при выступлении на районных соревнованиях и олимпиадах по физической культуре, на протяжении многих лет являясь призерами и победителями.
Опыт подсказывает, что при грамотном, продуманном походе к организации занятий, к подбору методических приемов, применяя приемы гуманизации и демократизации проведения урока, эффективность решения всех задач на уроках – и оздоровительных, и образовательных и воспитательных - повышается.
Нельзя забывать, что обучающие уроки, особенно по разделу “Спортивные игры”, как правило, не дают требуемой для каждого урока моторной плотности. Тренировочная направленность и составляет существо моторной плотности занятий физическими упражнениями. Никак без нее не обойтись. Вот почему во многие свои уроки я обязательно включаю выполнение упражнений по методу круговой тренировки. Глубоко убеждена, что его применение особенно необходимо в работе с юношами – старшеклассниками, которых мы готовим к предстоящей службе в армии, готовим, подчеркиваю, по утвержденной программе. А справляется с ней тот, кто упорно тренируется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта педагога.
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....
обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"
обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....
Обобщение опыта
Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...
Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"
Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала написание до...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...