Обобщение опыта
статья
Предварительный просмотр:
Эффективность всех двигательных действий учащихся в очень значительной степени зависит от уровня развития их физических качеств, прежде всего силы (это качество открывает путь к атлетической подготовке и является основой для проявления других качеств) и ловкости. Наблюдения за учащимися в ходе уроков и соревнований отчетливо показывают, что именно этих, хорошо развитых, физических качеств не хватает нашим детям.
На своих уроках я уделяю большое внимание упражнениям, которые способствуют дополнительному развитию физических качеств. Распределяю эти упражнения соответственно их преимущественной направленности по разделам программы, например; силовые отношу к гимнастике, на выносливость - к легкой атлетике. В гимнастике необходимы координационные упражнения для развития способностей к равновесию, ритму вестибулярной устойчивости . То же следует для других разделов программы. Но в целях поддержания уровня разносторонней физической подготовки учащихся на протяжении всего учебного года в несколько уменьшенном объеме те же упражнения включаю и в другие разделы, например, прыжки на скакалке – в гимнастические уроки, а силовые упражнения для рук – в уроки по легкой атлетике.
При развитии двигательных качеств большая плотность нагрузки достигается при применении кругового метода тренировки.
Составляя карточки для проведения уроков по методу круговой тренировки, я подбираю упражнения в зависимости от раздела проходимого материала программы. Составляю определенный комплекс упражнений (из числа хорошо известных ученикам) с тем, чтобы дать нагрузку последовательно на все основные группы мышц.
Места для выполнения упражнений(станции)располагаю по кругу.
Станций бывает 6-10. Длительность выполнения упражнений на каждой станции от 20 – 30 секунд. После выполнения упражнений на каждой станции даю отдых около 30 секунд. С ростом тренированности фазы отдыха и перехода от одной станции к другой уменьшаю до 20,15,10 секунд.
Класс делю на группы по 2-3 человека, в зависимости от количества учащихся в классе, учитывая при этом физическую подготовленность учащихся. Пара, состоящая из физически сильного и слабого ученика, имеет свои плюсы в том, что сильнейший ученик может оказать помощь напарнику, а также исправить ошибки, подсказать, как правильно выполнять упражнение. Группы занимают свои места на станциях и одновременно начинают и заканчивают работу (по сигналу). В целом, во время урока учащиеся проходят 1-2 круга, в зависимости от поставленных задач и количества станций.
На каждой станции упражнения выполняют в пределах заданного количества повторений, спокойно, точно, в произвольном темпе. По общему сигналу все группы переходят на следующие станции, где выполняют очередные задания в том же порядке, пока не будет пройден весь круг.
2-й вариант – на каждой станции упражнения выполняют с возможно большим числом повторений, при условии правильного выполнения упражнения.
3-й вариант – такой же, как и 1-й вариант, но на каждой станции количество повторений упражнений не увеличивается, а сокращается время прохождения всего круга.
При проведении упражнений по станциям, нагрузки указываю для слабо, средне и хорошо подготовленных учащихся. При этом руководствуюсь приобретенным опытом или ориентируюсь на имеющиеся в пособиях рекомендации.
Работая над развитием физических качеств, учитываю уровень подготовленности и физического развития каждого ученика, стараюсь давать задания дифференцированно. При планировании нагрузки, учитываю те физиологические механизмы, которые обеспечивают рост показателей, для этого четко регламентирую длительность выполнения упражнений, периоды отдыха и количество серий. Тренировочный эффект занятия зависит от правильного подбора упражнений на развитие того или иного физического качества, а так же от режима работы. Если упражнения выполняются недостаточное количество раз или число повторений стабильно на протяжении длительного периода, нельзя ждать роста показателей.
При индивидуальной работе с учащимися каждому предлагаю сначала выполнить то или иное упражнение с соревновательной интенсивностью, чтобы определить максимальный результат (время бега, количество подтягиваний и.т.д.) затем, исходя из максимального результата, в процентах, определяю величину тренировочной нагрузки (обычно в пределах 50 - 90% от максимальной). После завершения цикла тренировочной работы снова провожу “максимальный тест”, и, если ученик дает результат выше прежнего, расчет тренировочной нагрузки делается вторично. Все задания и результаты, а так же данные измерения пульса ученик записывают в свою личную карточку.
Работая по своей методике, я достигла определенных положительных результатов в своей работе. Мальчики и девочки на зачетных занятиях выполняют программные требования на “4” и “5”, а так же показывают отличные результаты при выступлении на районных соревнованиях и олимпиадах по физической культуре, на протяжении многих лет являясь призерами и победителями.
Опыт подсказывает, что при грамотном, продуманном походе к организации занятий, к подбору методических приемов, применяя приемы гуманизации и демократизации проведения урока, эффективность решения всех задач на уроках – и оздоровительных, и образовательных и воспитательных - повышается.
Нельзя забывать, что обучающие уроки, особенно по разделу “Спортивные игры”, как правило, не дают требуемой для каждого урока моторной плотности. Тренировочная направленность и составляет существо моторной плотности занятий физическими упражнениями. Никак без нее не обойтись. Вот почему во многие свои уроки я обязательно включаю выполнение упражнений по методу круговой тренировки. Глубоко убеждена, что его применение особенно необходимо в работе с юношами – старшеклассниками, которых мы готовим к предстоящей службе в армии, готовим, подчеркиваю, по утвержденной программе. А справляется с ней тот, кто упорно тренируется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/10/07/picture-3051.jpg)
обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"
обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....
![](/sites/default/files/pictures/2010/12/20/picture-6339.jpg)
Обобщение опыта
Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...
Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"
Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала написание до...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/06/picture-245649-1423238322.jpg)
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/08/picture-286667-1383864763.jpg)
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...