Тьюторское сопровождение
презентация к уроку

Токарева Ольга Владимировна

  Представлена система работы  по тьюторскому сопровождению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_tyuter.doc70 КБ
Office presentation icon tyutorskoe_soprvozhdenie.ppt2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление

В современном мире все большее значение приобретает необходимость поиска педагогических путей развития индивидуальности человека, формирования плодотворной жизненной ориентации, сознательного отношения к своим действиям, стремления к нравственному самосовершенствованию, любви к себе и другим, предупреждения конфликтных ситуаций, ведь, несмотря на глубокие социально-экономические и социокультурные изменения, переживаемые современным российским обществом, сегодня не снижена потребность в духовности, морали, нравственных ценностях, гармонии чувств и поступков, слова и дела, чувства и общения.

Любой человек, а ребенок особенно, нуждается в понимании, принятии и поддержке — в тех социально-педагогических условиях, при которых он сможет состояться как личность. В сегодняшней школе функции сопровождения ученика должны занять равную, а иногда и доминирующую позицию по отношению к функции передачи знаний. Основным содержанием в такой среде выступает индивидуализация — система средств, способствующая осознанию человеком своего отличия от других для духовного роста, для самостоятельного и успешного продвижения в выборе собственного смысла жизни и жизненного пути.

Чтобы выстроить собственную систему тьюторского сопровождения в гимназии и, безусловно, для активизации познавательных функций обучающихся организована работа научного клуба «Всезнайка». Занятия ведут педагоги начальных классов для разновозврастных групп учащихся.  Учащиеся младших классов посещают занятия научного клуба по направлениям «Любители русского языка», «Инфознайка», «Мой край родной», «Юный математик», научного общества учащихся гимназии «Эрудит», занятиях творческих клубов.

Сегодня мы познакомимся с тем, что у нас получается.

Безусловно, овладение тьюторской техникой – дело не легкое.

Вот что думают о тьторстве методологи данной технологии (СЛАЙД 9-12)

Почему мы решили её осваивать?

Во-первых, особенность младшего школьного возраста – наличие большого числа стихийных познавательных интересов, из которых школьник продолжает делать выбор. Стихийные интересы не отличаются глубиной и устойчивостью. Индивидуальный процесс их выбора, развития и упрочения сложно напрямую задать внешними рамками и нормами. Для него необходимо сопровождение, подразумевающее такое взаимодействие педагога и учащегося, в ходе которого учащийся, реализуя  свой познавательный интерес, осваивает новые способы действия, приобретает компетенции, важные для дальнейшей учебы и реализации жизненных планов.

Во-вторых, адекватные средства такой работы не могут быть найдены, пока педагог работает только в традиционной образовательной парадигме «посредника», обеспечивающего передачу от взрослых к детям некоего социального опыта, норм поведения и деятельности. Мы предположили более продуктивным иной подход, при котором педагог является не только и не столько посредником в передаче опыта, сколько «доверенным лицом» школьника через тьюторское сопровождение, обеспечивает становление его субъектности, ответственности за реализацию задуманного.

(СЛАЙД 13)  Я предлагаю Вам соотнести функции тьютора со своими возможностями.

Поставьте себе оценку (один пункт – 10 баллов)  за умение осуществлять перечисленные функции:

 1) мотивация, 2) целеполагание, 3)планирование, 4) коммуникация, 5) контроль, 6) диагностика, 7) рефлексия,  8) методическая, 9) управленческая, 10) коррекция.

         (СЛАЙД 14)         Результаты теста:

 90-100 баллов. Вы настоящий тьютор. Но мы думаем, что  Вам стоит познакомиться с технологиями сопровождения  более детально.

  50-89 баллов. Прежде чем использовать что-то новое, вы привыкли во всем досконально разбираться. Изучите технологию. Материалы для изучения мы предложим на семинаре.

   10-49 баллов. Ваш огромный педагогический опыт не позволяет вам оказывать предпочтение этой технологии. Мы предлагаем Вам стать активными участниками семинара, возможно опыт ваших коллег поможет Вам взглянуть на данную технологию другими глазами.

 ИЗ ИСТОРИИ ТЬЮТЕРСТВА (Остолош О.Н.)

     Тьюторское сопровождение в начальной школе выступает как технология, ориентированная на обеспечение условий выявления, реализации и осознания индивидуальных познавательных интересов.

Отказаться полностью от традиционного подхода в обучении и воспитании невозможно, да и не имеет смысла, ведь в традициях есть так много ценного. Что касается авторитарного подхода, то он уместен в некоторых ситуациях и на некоторое время. Он ценен при гибком и очень дозированном использовании.

Что же касается ролей, которые важно осваивать и осуществлять современному педагогу, то они связаны со смещением «центра тяжести» в системе традиционного обучения с учителя на ученика.  

Я предлагаю Вам  проанализируйте текст «Функции тьютора», сделав для себя пометки на свободном поле таблицы возле каждого выделенного абзаца:

+  - хорошо известное мне положение

V –  надо обратить внимание

О – новое для меня положение. И  выделить ключевые слова или словосочетания в тексте.

Функции тьютора  (работа с текстом)

  Миссия     учителя, который работает в позиции тьютора  состоит   в оказании поддержки младшему школьнику в совершении выбора и в предупреждении ограничения свободы этого выбора.

Таблица различий между поддержкой и помощью.

Познакомьтесь с таблицей. В чем Вы главное различие между поддержкой и помощью?

         (СЛАЙД 15)        

 Тьюторское сопровождение в своей основной части является совместной деятельностью по выстраиванию и реализации всей цепочки шагов по развитию интереса, где ученик получает опыт его фиксации, постановки целей, интеграции для ее достижения различных ресурсов образования (в том числе и внешкольных), а в итоге – осознает процесс управления своей познавательной и образовательной деятельностью, осваивает способы развития интереса. ПРОЧИТАТЬ

 Тьюторское сопровождение в начальных классах осуществляется на основе следующих принципов:         (СЛАЙД 16)        

- дифференциации и индивидуализации (означает направленность на организацию деятельности с учетом личностных особенностей и запросов, интересов учащихся, ориентациюее на расширение контактов);

- непрерывности (предполагает обеспечение последовательного, цикличного, своевременного содействия младшим школьникам в развитии познавательного интереса);

- гибкости (включение в деятельность тьюторских способов работы с интересом в соответствии с индивидуальными потребностями, мотивами и интересами);

- открытости (реагирование на необходимость освоения новых социальных ролей, смену позиций, осуществление подготовки не только к конкретному, но и к запасным вариантам реализации). При этом сопровождение (со-действие, со-участие, со-трудничество) эффективно и нужно тогда, когда осуществляется ненавязчиво и деликатно, своевременно и грамотно, адресно и дозировано, повседневно и экстренно.

         (СЛАЙД 17)        

Так, учитель, использующий тьюторскую технику, обеспечивает:

выявление и фиксацию познавательного интереса младшего школьника;

выявление индивидуальных проблем, связанных с познавательным интересом (диагностико-мотивационный этап); содействие в определении необходимых «проб выбора» (проектировочный); обучение младших школьников способам работы с познавательным интересом;  предоставление рекомендаций о способах получения необходимой информации (проектировочный и реализационный); организацию презентации учениками полученных результатов (реализационный); совместный анализ способов и ресурсов, использованных во время работы; организацию рефлексии учащимся своей деятельности (аналитический).

         (СЛАЙД 18)        

       Ориентиры деятельности тьютора: поощрение учеников к использованию внешкольных предметных знаний и умений; возможность проб и исправления ошибок, признание их ценности; установление ситуации общения и контакта с учеником; опора на выбор младшего школьника; наличие коммуникации и позитивного отношения участников друг к другу в ситуации совместной деятельности; ориентация на открытость образовательного пространства ученика, возможность его изменения, достраивания, переструктурирования (уменьшения или увеличения).

 

Поэтому примите наши советы педагогу, осваивающему тьютерскую технику

(СЛАЙД 18)        

  • Не сдерживайте инициативу учащихся в самостоятельном решении проблем исследования.
  • Поощряйте самостоятельность школьников, избегайте прямых инструкций.
  • Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.
  •  Не спешите с вынесением оценочных суждений.
  • Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
  • Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую информацию.

    Представленная технология – это не законченный процесс. После подведения итогов презентации и рефлексии процесс переходит на другой виток «спирали», тем самым достигается эффект «спирали практики».

Педагог с тьюторской позицией старается научить подростков изменять обстоятельства, творить собственное пребывание в действительности, проецировать достойную жизнь и выстраивать по мере сил достойное поведение, невзирая на обстоятельства. Надо и говорить о Человеке, и осмысливать Человека, но и быть Человеком каждую минуту своей школьной жизни, постепенно набирая опыта и духовных сил. Это всё порождение гуманистической идеи, требующей от педагога с тьторской позицией неуклонного введения ребенка в контекст современной высокой культуры, не поранив его души и не уничтожая своеобразия личности.

Ожидаемые результаты применения технологии:

По отношению к младшим школьникам – развитие познавательных интересов, культуры выбора, коммуникативных и творческих компетенций.

По отношению к учителю начальных классов – повышение его

функциональной грамотности в результате овладения технологией тьюторского сопровождения. У педагога проявляется желание и умение приобретать, осмысливать и эффективно использовать знания об учащихся, а также последовательно и целенаправленно строить тьюторское  взаимодействие, направленное на развитие познавательного интереса, на уроке и во внеурочное время.

(СЛАЙД 19)        

Осуществить задуманное поможет использование тьютором в своей деятельности следующих педагогических технологий:  Я предлагаю вам мастер класс по одной из технологий.

Глоссарий

 

Тьютор – педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся; индивидуальный научный руководитель студента.

Тьютор – 1. надзиратель в учебном заведении в России Х1Х в.; 2. индивидуальный научный руководитель студента; 3. домашний учитель, репетитор; 4. куратор, воспитатель в учебном заведении; 5. опекун, защитник, покровитель.

Тьютор – преподаватель-консультант, наставник, руководитель учебной группы, изучающей курс; занимается методической подготовкой и проводит групповые занятия-практикумы (тьюториалы), оказывает помощь в выполнении аттестационных работ, проверяет  и оценивает их; проводит консультации и предоставляет иную психологическую и педагогическую поддержку, а также индивидуальную помощь обучающимся в решении учебных или личных проблем, связанных с обучением; осуществляет профессиональную ориентацию и консультирование по вопросам карьеры. Требования, предъявляемые тьютору, существенно отличаются от тех, которым должен соответствовать традиционный преподаватель, как по личностным качествам, так и по способу обучения.

Тьюторское сопровождение – особый тип педагогического сопровождения, когда ученик выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам и затем обсуждает их с тьютором. Это грамотное и заботливое сопровождение.

Тьюторский час – на нем выявляются удачи и неудачи произошедшего, делаются открытия, - что нового ребенок увидел в себе и одноклассниках, формулируются предложения  на будущее.

Тьюторский контроль –  индивидуальная контролирующая работа тьютора, направленная на использование знаний, умений и навыков учащихся, обсуждение затруднений, ошибок и решение проблем.

Тьюторский клуб –  коллективная деятельность учащихся и тьютора, направленная на формирование общих интересов и ослабление коммуникативных барьеров.

Тьюториал – коллективная деятельность тьютора и учеников в виде открытого занятия с применением методов интерактивного и интенсивного обучения, направленная  на приобретение опыта использования модельных, стандартных и нестандартных ситуаций, развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников.

Тьюториал – активное групповое контекстное обучение, направленное на приобретение обучающимися опыта применения концепций в модельных стандартных и нестандартных ситуациях, развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей, систематизацию и проблематизацию содержания курса, установление деловых связей, получение обратной связи об уровне усвоения учебного материала.  

 

Этическая система тьютора – принятые тьютором и ставшие  личностной ценностью правила, обусловливающие его согласие с собственным внутренним миром, поддержание гармоничных отношений с обучающимися и другими субъектами образовательной деятельности и достижение успеха в общей деятельности.

Таблица различий между поддержкой и помощью

Аспект сравнения

Поддержка

Помощь

Направленность

Человек

Проблема

Цель

Принятие учеником ответственности за решение проблемы на себя

Совместное решение

проблемы при направляющей и определяющей роли педагога

Содержание

деятельности

Создание условий для осознания человеком своей ведущей роли в решении проблемы, осознания необходимости самостоятельного выбора пути решения субъектом этой проблемы

Проектирование решения проблемы, представление ее готового решения, достижимость результата

Сущность

результата

Личностный рост субъектов проблемной ситуации (педагога и ученика), взаимное уважение, доверие

Снятие проблемы (часто на внешнем уровне), ощущение учеником беспомощности перед будущими проблемами

Отношение

к средствам

Средства используются как возможность для личностного роста, самоопределения  в процессе их применения → самоценность и значимость средств

Средства используются только для достижения цели и решения проблемы.

Характер и содержание выбора

Свободный выбор смысла, отношения, позиции по отношению к проблеме и к себе в ней

Предопределенный, ограниченный, несвободный выбор. Суть проблемы влияет на выбор средств и способов деятельности

Положение

помощника

Рядом с учеником, оказавшимся

в проблемной ситуации

Внутри ситуации, вместе с учеником. Педагог берёт на себя решение проблемы или её части

Роль помощника

Понять человека, признать его способность решать проблемы, помочь разобраться в себе, смысле происходящего

Активное решение всей или определенной части возникшей задачи

Основной метод

Диалогические методы взаимодействия

Преобладание директивных (часто манипулятивных) методов



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моделирование системы тьюторского сопровождения обучающихся в гимназии

Слайд 2

Городская экспериментальная площадка « Развитие познавательного интереса младших школьников средствами тьюторского сопровождения»

Слайд 3

Объект исследования — познавательный интерес младших школьников. Предмет исследования — способы тьюторского сопровождения как средство развития познавательного интереса младших школьников.

Слайд 4

Цель исследования: выявить способы тьюторского сопровождения, адекватные возрастным особенностям младших школьников, обеспечивающие развитие их познавательного интереса.

Слайд 5

Гипотеза исследования: Если тьюторское сопровождение младших школьников построить в соответствии с этапами развития познавательного интереса, его компонентным составом и характерными для каждого этапа способами работы педагога и ученика, то будет происходить развитие познавательного интереса.

Слайд 6

методы научно-педагогического исследования: теоретические: анализ литературных источников и образовательной практики; методы сбора первичной и вторичной педагогической информации, опросно-диагностические методы (анкетирование, беседы), изучение педагогической документации, наблюдение (контролируемое, включенное, систематическое), анализ продуктов ученической и педагогической деятельности; методы математической обработки полученных в ходе исследования результатов .

Слайд 7

Этапы исследования: Этап Задачи Результаты Сроки 1.Подготовительный Постановка цели эксперимента, разработка программы работы экспериментальной площадки: Проектирование продуктов эксперимента План работы ГЭП, изучение и осмысление проблемы исследования, составление структуры педагогического исследования. Изучение принципов педагогического руководства саморазвитием личности учащегося, методов и форм тьюторского сопровождения Распределение функций между участниками эксперимента. Август 2010 – ноябрь 2010

Слайд 8

Этапы исследования: Этап Задачи Результаты Сроки 2. Практический Проведение экспериментальной деятельности и её мониторинг (начальный, промежуточный, итоговый) Результаты диагностики (начальной, промежуточной, итоговой) развития личностных качеств учащихся; Внедрение в образовательный процесс технологий: тьютерского сопровождения, расширение зон индивидуального развития гимназистов. Декабрь 2010-апрель 2012

Слайд 9

Выстаивая систему тьюторского сопровождения…

Слайд 10

Тьюторство – это не роль учителя, который знает ответы на вопросы, которые ребенок ему не задавал. Деятельность тьютора во многом заключается в том, чтобы понять, а в чем детский вопрос … А.И.Адамский, ректор Института проблем образовательной политики «Эврика»

Слайд 11

Тьюторство для меня – это одна из форм посреднического действия, с помощью которой человек строит свой собственный образ . Б.Д.Эльконин, д.пс.н., зав.лабораторией психологии развития Института психологии РАО

Слайд 12

Тьютор – герой другой педагогики. Это прямой антипод традиционному педагогу, отрицающий не только конкретную технологию школоцентрированной педагогики, но и идеологию, которая обосновывает и поддерживает существование педагогического воспроизводства. П.Г.Щедровицкий, к.ф.н., философ, методолог

Слайд 13

Тьюторская практика обеспечивает сопровождение процесса проектирования и построения с подопечным его индивидуальной образовательной программы. «Нельзя сопровождать стоящего, а только идущего» Т.М.Ковалева,д.п.н., профессор МГПУ

Слайд 14

Поставьте себе оценку (один пункт – 10 баллов) за умение осуществлять перечисленные функции: 1) Мотивация 2) Целеполагание, 3)Планирование 4) Коммуникация 5) Контроль 6) Диагностика 7) рефлексия 8) Методическая 9) Управленческая 10) Коррекция.

Слайд 15

Результаты теста: 90-100 баллов. Вы настоящий тьютор 50-89 баллов. Прежде чем использовать что-то новое, вы привыкли во всем досконально разбираться. Изучите технологию. 10-49 баллов. Ваш огромный педагогический опыт не позволяет вам оказывать предпочтение этой технологии.

Слайд 16

Таблица различий между поддержкой и помощью Аспект сравнения Поддержка Помощь Направленность Человек Проблема Цель Принятие учеником ответственности за решение проблемы на себя Совместное решение проблемы при направляющей и определяющей роли педагога Содержание деятельности Создание условий для осознания человеком своей ведущей роли в решении проблемы, осознания необходимости самостоятельного выбора пути решения субъектом этой проблемы Проектирование решения проблемы, представление ее готового решения, достижимость результата Основной метод Диалогические методы взаимодействия Преобладание директивных (часто манипулятивных) методов

Слайд 17

Аспект сравнения Поддержка Помощь Сущность результата Личностный рост субъектов проблемной ситуации (педагога и ученика), взаимное уважение, доверие Снятие проблемы (часто на внешнем уровне), ощущение учеником беспомощности перед будущими проблемами Отношение к средствам Средства используются как возможность для личностного роста, самоопределения в процессе их применения → самоценность и значимость средств Средства используются только для достижения цели и решения проблемы. Характер и содержание выбора Свободный выбор смысла, отношения, позиции по отношению к проблеме и к себе в ней Предопределенный, ограниченный, несвободный выбор. Суть проблемы влияет на выбор средств и способов деятельности Положение помощника Рядом с учеником, оказавшимся в проблемной ситуации Внутри ситуации, вместе с учеником. Педагог берёт на себя решение проблемы или её части Роль помощника Понять человека, признать его способность решать проблемы, помочь разобраться в себе, смысле происходящего Активное решение всей или определенной части возникшей задачи

Слайд 18

Ученик будет знать, что существует, ребенок научится ходить сам по проторенному пути, а подопечный тьютора научится создавать путь. Рыбалкин Н.В. «Тьюторство: идеи и идеология»

Слайд 19

Принципы: дифференциация индивидуализация непрерывность гибкость открытость

Слайд 20

Тьюторская техника диагностика состояния и процесса обучения обучающихся; осуществление целеполагания; мотивация и вовлечение обучающихся; управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся; коррекция деятельности обучающихся; презентация полученных результатов; совместный анализ; рефлексия деятельности (своей и обучающихся).

Слайд 21

Ориентиры деятельности тьютора поощрение учеников к использованию внешкольных предметных знаний и умений; возможность проб и исправления ошибок, признание их ценности; установление ситуации общения и контакта с учеником; наличие коммуникации и позитивного отношения участников друг к другу в ситуации совместной деятельности; ориентация на открытость образовательного пространства ученика, возможность его изменения, достраивания, переструктурирования

Слайд 22

Советы учителю, осваивающему тьюторску технику Не сдерживайте инициативу учащихся в самостоятельном решении проблем исследования. Поощряйте самостоятельность школьников, избегайте прямых инструкций. Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно. Не спешите с вынесением оценочных суждений. Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать. Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую информацию.

Слайд 23

Педагогические технологии методы активного обучения - дискуссии в малых группах мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, тренинги кейс-метод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе

Тьюторское сопровождение  исследовательской деятельности школьников позволяет им активно использовать открытое образовательное пространство и обеспечивает успешность их  работы. В материале ...

Технология тьюторского сопровождения

Тьюторское сопровождение предпрофильной группы обучающихся, методы и приемы...

Роль тьюторского сопровождения в процессе построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося (на примере бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Алтай "Республиканский классический лицей")

Тьюторское сопровождение обучающихся лицея осуществляется в течение двух последних лет. Это небольшой срок, но наработанный опыт уже позволяет сделать первые выводы о роли тьюторского сопровожде...

Тьюторское сопровождение процессов самоопределения и выбора учащимися средней школы

опыт тьюторского сопровождения курса по профильному самоопределению учащихся 7 класса...

Система тьюторского сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития.

Структура тьюторского сопровождения включает в себя три элемента: руководитель занятий, обеспечивающий учебу учащихся; моральный наставник, отвечающий за жизнь в самом широком смысле этого слова; тьют...

Система тьюторского сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития.

Структура тьюторского сопровождения включает в себя три элемента: руководитель занятий, обеспечивающий учебу учащихся; моральный наставник, отвечающий за жизнь в самом широком смысле этого слова; тьют...

Система тьюторского сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития.

Структура тьюторского сопровождения включает в себя три элемента: руководитель занятий, обеспечивающий учебу учащихся; моральный наставник, отвечающий за жизнь в самом широком смысле этого слова...