« Инновационные методы и приемы преподавания литературы Бурятия» ( Из опыта работы)
статья

Кудряшова Елена Владимировна

В данной статье дано описание опыта работы  в преподавании  курса "Литература Бурятии "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_buryatii_statya_.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Инновационные методы и приемы преподавания литературы Бурятия»

( Из опыта работы)

      В условиях современного образования объективной необходимостью  становится  учителем  на уроках инновационных технологий при обучении детей. Сегодня не должно быть такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: “Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?    

   Что же такое “инновационное обучение” и в чём его особенности?

Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий..

   И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Актуальность инновационного обучения состоит в использовании личностно-ориентированного обучения, а также поиске условий для раскрытия творческого потенциала ученика.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:   развивающее обучение;  проблемное обучение;  развитие критического мышления;  технология “Метод проектов”; дифференцированный подход к обучению; создание ситуации успеха на уроке; информационные технологии.

Использование данных технологий на уроках имеет большие преимущества. Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.

При использовании инновационных технологий в обучении литературе я , как и многие мои коллеги,  успешно применяю на своих уроках следующие приемы:  ассоциативный ряд;  опорный конспект; мозговая атака;групповая дискуссия; синквейн;  эссе; ключевые термины ;кластеры перепутанные логические цепочки  дидактическая игры; исследование текста; работа с тестами; задания поискового характера; нетрадиционные формы домашнего задания.

Но сегодня мы говорим о преподавании предмета « Литература Бурятии»

В Законе РФ «Об образовании» одним из важнейших принципов является принцип защиты системой образования национальных культур, традиций в условиях многонационального государства. Перед системой образования ставятся задачи возрождения культурного потенциала каждого этноса и сохранения его посредством системы образования, ориентации содержания образования на сохранение и развитие этнических традиций в процессе учебно-воспитательной деятельности учреждений образования. Поэтому актуальной становится проблема формирования, развития личности, способной усвоить коды нескольких культур, готовой к этническому самоопределению, саморазвитию в новых политических, социально-экономических условиях на основе сотрудничества и диалога.

     Формирование этнокультурной толерантности личности средствами литературы способствует решению важнейшей социальной задачи, направленной на обеспечение созидательного межкультурного диалога и мирного сосуществования представителей разных этнокультурных сообществ  . Читая произведения, включенные в программу, учащиеся углубляют знания по истории, теории литературы, совершенствуют навыки сопоставления, сравнения, анализа, оценки художественных произведений. Это поможет учащимся глубокому усвоению, восприятию и осознанию различных фольклорных жанров, приобщению их к нравственным ценностям, формированию личности, являющейся носителем идей сотрудничества и диалога. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

 Я работаю в Турунтаевской районной гимназии  Прибайкальского района.    По учебному плану МОУ « Турунтаевская районная гимназия» на курс «Литература Бурятии » отводится  34 часа  1 час в неделю

          Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  •   Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  •  Выразительное чтение;
  •  Различные виды пересказа;
  •  Заучивание наизусть стихотворных текстов;
  •  Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
  •  Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
  •   Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
  •   Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
  •   Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
  •   Сопоставление произведений  бурятской и русской литературы, выявление сходства нравственных идеалов, национального своеобразия их художественного воплощения.

   Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд  бурятской литературы .и русской литературы   Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям

Поскольку проблема чтения, формирования читателя, духовного мира продолжает быть самой актуальной проблемой, в методической науке предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим целостность восприятия художественного текста, глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя. Не случайно основой базового компонента литературного образования названы чтение и изучение художественного произведения, его толкование. 
В практике своей работы я использую нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации. 
Метод чтения вслух .Он предполагает работу с текстами  непосредственно. Данный метод занимает исключительно важное и совершенно особое место в развитии личности учащегося. По сути - это творческий акт, в котором процесс развития школьника направлен на воспроизведение исторически оформившихся человеческих свойств, способностей и способов поведения, через освоение культурных ценностей и модели культуры. Задача учителя при работе данным методом – ставить перед детьми проблему . Но ставить так, чтобы это была их проблема.  Для самого ученика метод выступает как способ исследования своей личности.
Метод творческого самочувствия. Он включает в себя игры и задания по развитию произвольной регуляции и навыков произвольного поведения, чувства партнера, воображения, наблюдательности и др. Особое место здесь занимает использование элемента «театрализации» и «драматизации» , приводящее субъект к социальной адаптации и повышающее уровень его коммуникабельности. Метод ведет к эффективному раскрепощению собственной индивидуальности, проявлению творческой активности и самостоятельности, дает основу для развития способности к анализу проблемных ситуаций. 
Метод творческого самовыражения . Смысл данного метода заключается в том, чтобы привести каждого ученика в соприкосновение с собственным творчеством, дать ему возможность почувствовать сопричастность к миру, помочь ему найти точку опоры в своей уникальности. Реализуется этот метод через литературное творчество, творческое общение с искусством, литературой, наукой.  Идея метода – помочь найти своих поэтов, писателей и пр. Найти себя как читателя, зрителя. 
Метод дискуссии. Этот метод решает многие внутриличностные проблемы ученика , обладает возможностями для поиска и закрепления позитивных эталонов в коммуникативном поведении и в отношении к себе, играет большую роль в развитии ребенка, в организации его самопознания. Дискуссионные методы развивают умение слушать, субъективную активность ,показывают, что большинство проблем имеют многозначное решение, дают возможность аргументировать свои идеи , удовлетворяют потребность в самоуважении. 
Игровые методы, экскурсии  , выезды в театры республики , участие в этнографических НПК .

Из опыта работы хочу привести пример сопоставления изучения произведений  бурятский  и русских писателей и поэтов

Произведения Бурятской литературы

Произведения русской литературы

Бурятский фольклор, его особенности, его связь с шаманством, буддизмом и мифологией монгольских народов.  Исторические и лирические песни бурят.

Русский фольклор , его особенности

Исторические и лирические песни русских

Бурятские легенды и предания, их связь с происхождением бурят.

Легенды и предания  народов России

Бурятские народные песни, загадки, пословицы, поговорки, благопожелания.

Русские народные песни . загадки . пословицы , поговорки , потешки

Бурятский героический эпос «Абай Гэсэр» (фрагменты из ветви третьей, пятой, седьмой)

Сказители-улигершины: П. Тушемилов, А. Тороев,     Ц. Ж. Жамцарано

Певцы – сказители в русском фольклоре

Бурятская литература периода Великой Отечественной войны.

Номтоев И.Н. « Вечный огонь»

« Клятва сталинградцев»,

«Моему земляку»

Х..Намсараев  « Луч победы»  

В Быков « Сотников»,

Б. Васильев « А зори  здесь тихие»

М Шолохов « Судьба человека»

Х. Намсараев, очерк жизни и творчества. Стихотворения: «Благословение матери»,

Художественный мир Б. Мунгонова. «Хилок наш бурливый» - роман о современной бурятской деревне.

А. Солженицын «Матренин  двор»

В Распутин « Прощание с Матерой»

 Применение инновационных методик обучения на уроках литературы включает обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, связанную с анализом, синтезом, оценкой; а также формировать такие качества высокоразвитой языковой личности, как способность исследовать текст в различных аспектах, извлекать необходимую информацию из различных источников, создавать устные и письменные высказывания, отвечающие целям и условиям коммуникации.

      Самыми ценными работами, завершающими изучение какой-либо темы, являются детские работы творческого характера.  

     А моя организация учёбной деятельности даёт возможность каждому ребёнку проявить заложенное в нём   от природы творческое начало. Дети участвуют вместе с учителем в открытии знаний, учатся планировать свою работу, оценивают итоги выполнения поставленных целей и задач, у них повышается успеваемость, так как они осознанно подходят к выполнению заданий.

       Таким образом ,руководящей идеей в моей педагогической практике является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения путём приобщения к бурятской и русской классической литературе на уроках литературы  Бурятии

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

инновационные методы и приемы развития речи дошкольников на музыкальных занятиях

Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Исследования показывают, что музыка включает в себя различные элементы, являющиеся также компонентами языка. Музыка развивает способность различать звуки на слух, ра...

Эффективные методы и приемы преподавания иностранного языка в старших классах.

При анализе методов  и приемов преподавания иностранного языка в средней школе можно выделить приемов организации урока, без которых сложно добиться  качества знаний по предмету:...

Эффективные методы и приемы преподавания иностранного языка в старших классах

Эффективные методы и приемы преподавания иностранного языка в старших классах...

Использование инновационных методов и приемов на уроках русского языка и литературы

Использование инновационных методов и приемов на уроках русского языка и литературы...

Инновационные методы и приемы работы с непроверяемыми орфограммами в классах среднего звена

Проблема повышения орфографической грамотности учащихся является социально-значимой, поскольку российская школа должна подготовить всесторонне развитого выпускника, владеющего своей речью, способного ...

Инновационные тенденции в преподавании иностранного языка (из опыта работы)

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении современных технологий в образовательном процессе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый под...

Инновационные методы и приемы работы с учащимися на уроках профильного труда (швейное дело)

Инновационные методы и приемы работы на уроках профильного трудаУчителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. Мы все с вами разные. Но есть что-то, что нас всех объединяет – это ст...