«Способы интеграции образовательных областей в педагогическом процессе».
методическая разработка
Игра «А я еду» (на сплочение коллектива, для поднятия настроения):
Присутствующие садятся в круг, один стул должен быть лишним. Первый участник (ведущий) пересаживается на свободный стул со словами «А я еду», второй участник садится на место первого со словами «А я рядом», третий участник садится на место второго со словами «А я зайцем», четвёртый – на место третьего со словами «А я с…….» и называет кого-то из играющих по имени и отчеству. Игра продолжается до тех пор, пока ведущий не окажется на своём месте.
Начнём с того, что выясним, что же такое интеграция? (ответы педагогов). Верно, интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дополнительного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Она должна охватывать все виды деятельности.
В качестве результата интеграция выступает как форма, которую обретают объекты, вступая во взаимодействие друг с другом. Как форма могут быть представлены
интегративные программы,
интегративные виды детской деятельности,
интегративные формы организации психолого-педагогической работы, различные технологии.
Интеграция содержания позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах.
Важно, что педагогический процесс, выстроенный на принципах интеграции содержания, способствует более тесному контакту всех специалистов (методист, педагог дополнительного образования и др.). Интегрированное содержание не только объединяет педагогов, но и развивает способности детей в комплексе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Способы интеграции образовательных областей в педагогическом процессе».
Цель: дать теоретическое обоснование способов интеграции образовательных областей в педагогическом процессе ОУ.
Игра «А я еду» (на сплочение коллектива, для поднятия настроения):
Присутствующие садятся в круг, один стул должен быть лишним. Первый участник (ведущий) пересаживается на свободный стул со словами «А я еду», второй участник садится на место первого со словами «А я рядом», третий участник садится на место второго со словами «А я зайцем», четвёртый – на место третьего со словами «А я с…….» и называет кого-то из играющих по имени и отчеству. Игра продолжается до тех пор, пока ведущий не окажется на своём месте.
Начнём с того, что выясним, что же такое интеграция? (ответы педагогов). Верно, интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дополнительного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Она должна охватывать все виды деятельности.
В качестве результата интеграция выступает как форма, которую обретают объекты, вступая во взаимодействие друг с другом. Как форма могут быть представлены
интегративные программы,
интегративные виды детской деятельности,
интегративные формы организации психолого-педагогической работы, различные технологии.
Интеграция содержания позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах.
Важно, что педагогический процесс, выстроенный на принципах интеграции содержания, способствует более тесному контакту всех специалистов (методист, педагог дополнительного образования и др.). Интегрированное содержание не только объединяет педагогов, но и развивает способности детей в комплексе.
Основополагающий принцип ФГТ (федеральные государственные требования) к структуре основной общеобразовательной программы дополнительное образования – принцип интеграции образовательных областей. Их десять, среди них есть известные в практике, привычные, традиционные области: «Физическая культура», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы». В большинстве комплексных программ они являлись соответствующими разделами воспитания и обучения в детском саду.
«Нетрадиционность» других образовательных областей весьма условна. Так, например, образовательная область «Безопасность» уже в течение 3-х лет целенаправленно и весьма успешно реализуется в доме детского творчества на основе парциальных программ и авторских методических разработок.
«Художественное творчество» интегрирует в одну образовательную область опять таки традиционные для российского образования лепку, рисование, конструирование, аппликацию и художественное конструирование. Основанием для их объединения является понятие продуктивной деятельности.
«Коммуникация» - это не только и не столько традиционное «Развитие речи», сколько развитие общения, в т.ч. и речевого. Происходит серьёзное смещение акцентов: развитие словаря детей, воспитание звуковой культуры речи, формирование её грамматического строя, развитие связной речи являются не самоцелями, а средствами для развития у детей навыков общения.
Образовательная область «Познание» объединяет в себе направления связанные с формированием у детей основных математических представлений, развитием его сенсорной культуры, кругозора, познавательно-исследовательской деятельности в природе, окружающем его мире.
Одним из оснований, по которым составлялся перечень образовательных областей – деятельностный подход. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо деятельности:
«Физическая культура» - двигательная деятельность
«Социализация» - игровая деятельность
«Труд» - трудовая деятельность
«Познание» - познавательно-исследовательская деятельность
«Чтение художественной литературы» - восприятие художественной литературы
«Музыка» - музыкально-художественная деятельность
«Художественное творчество» - продуктивная деятельность
Исключение «из деятельностного подхода» составляют две образовательные области – «Здоровье» и «Безопасность». Наряду с образовательными задачами эти области предусматривают, прежде всего, решение оздоровительных и профилактических задач, направленных на охрану жизни и здоровья детей.
Как осуществить интеграцию образовательных областей? Что для этого нужно сделать?
Игра «Осенняя корзина».
Цель игры: Практически показать понятие «Интеграции», на примере «осенней корзины».
Время игры:20-30 мин..
Ведущий: Тема «Осенняя корзина». Каждый специалист, педагог могут предложить формы и методы работы по данной теме.
В течение 5 -10 минут придумайте, учитывая возраст ваших воспитанников, как через разные виды деятельности можно внедрить данную тему в различные образовательные области.
А, теперь, возьмите лист, фломастер. Я называю образовательную область, а Вы записываете, как можно там раскрыть данную тему, потом подписываете возрастную группу, специальность. Затем складываете листочек, закрывая свой текст и передаёте по кругу соседу справа.
Называются образовательные области: («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»).
После этого листы открываются и зачитываются по очереди каждым педагогом.
Подводятся результаты, делаются выводы.
Игра закончена.
Спасибо, мы с вами представили понятие «интеграция» в Новой образовательной программе.
Слайд «Интеграция на основе задач образовательной области «Социализация».
Сейчас на примере образовательной области «Познание» осуществите интеграцию в различных формах деятельности с другими образовательными областями.
Познание - Чтение художественной литературы
Коммуникация
Художественное творчество
Музыка
Социализация
Безопасность
Физическая культура
Здоровье
Труд
Анализ справочной литературы и выше упомянутых исследований позволяет следовать следующему определению: интеграцию рассматривать как процесс объединения несоизмеримых частей в целое и их координирование.
Способом мы называем действия, которые позволяют реализовать принцип интеграции, т. е. обеспечить восстановление, восполнение целого, целостного в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
В рамках заявленной темы мы определили понятие «способ интеграции» как основополагающую характеристику структурных компонентов объединения и координирования, включающую в себя два основных признака: характер взаимоотношений оснований (задачи образовательных областей, виды детской деятельности) и степень их взаимопроникновения (взаимоотношений, взаимосвязей).
Определение позволяет выделить два способа применительно к интеграции образовательных областей: объединение и координирование.
Объединение («соединение») – это способ интеграции, содержащий в себе все элементы нескольких исходных образовательных областей; получение из нескольких объектов одного целого; состоящего из нескольких элементов; позволяет использовать средства одной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области или основной общеобразовательной программы дополнительного образования в целом.
Координирование («приведение в соответствие», согласованность, приведение в соответствие») – это способ интеграции, который позволяет устанавливать связи, соотношения между задачами образовательных областей, видами детской деятельности, формами образовательной работы для решения психолого-педагогических задач двух и более образовательных областей.
Анкетирование педагогов:
Анализ работы методического объединения:
Мне запомнилось… | ||
Мне понравилось… | ||
У меня возник вопрос… | ||
Результативность занятия МО: | - сформированы новые знания, умения, навыки. | |
- сформированы положительные мотивы дальнейшей работы. | ||
- заседание методического объединения ничего мне не дало. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция образовательных областей в проектной деятельности.
В данном докладе отражена интеграция образовательных областей в проектной деятельности в соответствии с Ф Г Т ....
Доклад на методическом объединении учителей-логопедов и дефектологов. Тема: «Интеграция образовательных областей «Социализация» и «Познание»
В этой работе раскрыты основные направления развития детей и образовательных областей. Широко представлена интеграция образовательных областей «Социализация» и «Познание» с другими образовательн...
Интеграция образовательной области "Речевое развитие" с другими образовательными областями.
Образовательная область «Речевое развитие» взаимодействует со всеми остальными образовательными областями. Ни одна образовательная область не может существовать без словесного взаимодействия педагога ...
Конспект занятия по хореографии «Движение – это жизнь» (интеграция образовательных областей: «Физкультура», «Здоровье», «Музыка») для младшего школьного возраста
Конспект занятия по хореографии «Движение – это жизнь»(интеграция образовательных областей: «Физкультура», «Здоровье», «Музыка») для младшего школьного возраста...
Интеграция образовательной области «Физическое развитие» с коммуникативной деятельностью детей
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных об...
Конспект НОД . Интеграция образовательных областей Познавательное развитие (ознакомление с социальным миром) - Художественно - эстетическое развитие (рисование) Старшая логопедическая группа Тема: "Веселые матрешки"
Расширять кругозор детей, развивать свободное общение, формировать эмоциональную отзывчивость, содействовать патриотическому воспитанию дошкольников, продолжать знакомить с предметом народного творчес...
Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)
Содержание общего образования характеризуется современными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...