«Способы интеграции образовательных областей в педагогическом процессе».
методическая разработка

Игра «А я еду» (на сплочение коллектива, для поднятия настроения):

Присутствующие садятся в круг, один стул должен быть лишним. Первый участник (ведущий) пересаживается на свободный стул со словами «А я еду», второй участник садится на место первого со словами «А я рядом», третий участник садится на место второго со словами «А я зайцем», четвёртый – на место третьего со словами «А я с…….» и называет кого-то из играющих по имени и отчеству. Игра продолжается до тех пор, пока ведущий не окажется на своём месте.

Начнём с того, что выясним, что же такое интеграция? (ответы педагогов). Верно, интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дополнительного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Она должна охватывать все виды деятельности.

В качестве результата интеграция выступает как форма, которую обретают объекты, вступая во взаимодействие друг с другом. Как форма могут быть представлены

интегративные программы,

интегративные виды детской деятельности,

интегративные формы организации психолого-педагогической работы, различные технологии.

Интеграция содержания позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах.

Важно, что педагогический процесс, выстроенный на принципах интеграции содержания, способствует более тесному контакту всех специалистов (методист, педагог дополнительного образования и др.). Интегрированное содержание не только объединяет педагогов, но и развивает способности детей в комплексе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Способы интеграции образовательных областей в педагогическом процессе».

Цель: дать теоретическое обоснование способов интеграции образовательных областей в педагогическом процессе ОУ.

Игра «А я еду» (на сплочение коллектива, для поднятия настроения):

Присутствующие садятся в круг, один стул должен быть лишним. Первый участник (ведущий) пересаживается на свободный стул со словами «А я еду», второй участник садится на место первого со словами «А я рядом», третий участник садится на место второго со словами «А я зайцем», четвёртый – на место третьего со словами «А я с…….» и называет кого-то из играющих по имени и отчеству. Игра продолжается до тех пор, пока ведущий не окажется на своём месте.

Начнём с того, что выясним, что же такое интеграция? (ответы педагогов). Верно, интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дополнительного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Она должна охватывать все виды деятельности.

В качестве результата интеграция выступает как форма, которую обретают объекты, вступая во взаимодействие друг с другом. Как форма могут быть представлены

интегративные программы,

интегративные виды детской деятельности,

интегративные формы организации психолого-педагогической работы, различные технологии.

Интеграция содержания позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах.

Важно, что педагогический процесс, выстроенный на принципах интеграции содержания, способствует более тесному контакту всех специалистов (методист, педагог дополнительного образования и др.). Интегрированное содержание не только объединяет педагогов, но и развивает способности детей в комплексе.

Основополагающий принцип ФГТ (федеральные государственные требования) к структуре основной общеобразовательной программы дополнительное образования – принцип интеграции образовательных областей. Их десять, среди них есть известные в практике, привычные, традиционные области: «Физическая культура», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы». В большинстве комплексных программ они являлись соответствующими разделами воспитания и обучения в детском саду.

«Нетрадиционность» других образовательных областей весьма условна. Так, например, образовательная область «Безопасность» уже в течение 3-х лет целенаправленно и весьма успешно реализуется в доме детского творчества на основе парциальных программ и авторских методических разработок.

«Художественное творчество» интегрирует в одну образовательную область опять таки традиционные для российского образования лепку, рисование, конструирование, аппликацию и художественное конструирование. Основанием для их объединения является понятие продуктивной деятельности.

«Коммуникация» - это не только и не столько традиционное «Развитие речи», сколько развитие общения, в т.ч. и речевого. Происходит серьёзное смещение акцентов: развитие словаря детей, воспитание звуковой культуры речи, формирование её грамматического строя, развитие связной речи являются не самоцелями, а средствами для развития у детей навыков общения.

Образовательная область «Познание» объединяет в себе направления связанные с формированием у детей основных математических представлений, развитием его сенсорной культуры, кругозора, познавательно-исследовательской деятельности в природе, окружающем его мире.

Одним из оснований, по которым составлялся перечень образовательных областей – деятельностный подход. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо деятельности:

«Физическая культура» - двигательная деятельность

«Социализация» - игровая деятельность

«Труд» - трудовая деятельность

«Познание» - познавательно-исследовательская деятельность

«Чтение художественной литературы» - восприятие художественной литературы

«Музыка» - музыкально-художественная деятельность

«Художественное творчество» - продуктивная деятельность

Исключение «из деятельностного подхода» составляют две образовательные области – «Здоровье» и «Безопасность». Наряду с образовательными задачами эти области предусматривают, прежде всего, решение оздоровительных и профилактических задач, направленных на охрану жизни и здоровья детей.

Как осуществить интеграцию образовательных областей? Что для этого нужно сделать?

Игра «Осенняя корзина».

Цель игры: Практически показать понятие «Интеграции», на примере «осенней корзины».

Время игры:20-30 мин..

Ведущий: Тема «Осенняя корзина». Каждый специалист, педагог могут предложить формы и методы работы по данной теме.

В течение 5 -10 минут придумайте, учитывая возраст ваших воспитанников, как через разные виды деятельности можно внедрить данную тему в различные образовательные области.

А, теперь, возьмите лист, фломастер. Я называю образовательную область, а Вы записываете, как можно там раскрыть данную тему, потом подписываете возрастную группу, специальность. Затем складываете листочек, закрывая свой текст и передаёте по кругу соседу справа.

Называются образовательные области: («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»).

После этого листы открываются и зачитываются по очереди каждым педагогом.

Подводятся  результаты, делаются выводы.

Игра закончена.

Спасибо, мы с вами представили понятие «интеграция» в Новой образовательной программе.

Слайд «Интеграция на основе задач образовательной области «Социализация».

Сейчас на примере образовательной области «Познание» осуществите интеграцию в различных формах деятельности с другими образовательными областями.

Познание - Чтение художественной литературы

Коммуникация

Художественное творчество

Музыка

Социализация

Безопасность

Физическая культура

Здоровье

Труд

Анализ справочной литературы и выше упомянутых исследований позволяет следовать следующему определению: интеграцию рассматривать как процесс объединения несоизмеримых частей в целое и их координирование.

Способом мы называем действия, которые позволяют реализовать принцип интеграции, т. е. обеспечить восстановление, восполнение целого, целостного в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

В рамках заявленной темы мы определили понятие «способ интеграции» как основополагающую характеристику структурных компонентов объединения и координирования, включающую в себя два основных признака: характер взаимоотношений оснований (задачи образовательных областей, виды детской деятельности) и степень их взаимопроникновения (взаимоотношений, взаимосвязей).

Определение позволяет выделить два способа применительно к интеграции образовательных областей: объединение и координирование.

Объединение («соединение») – это способ интеграции, содержащий в себе все элементы нескольких исходных образовательных областей; получение из нескольких объектов одного целого; состоящего из нескольких элементов; позволяет использовать средства одной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области или основной общеобразовательной программы дополнительного образования в целом.

Координирование («приведение в соответствие», согласованность, приведение в соответствие») – это способ интеграции, который позволяет устанавливать связи, соотношения между задачами образовательных областей, видами детской деятельности, формами образовательной работы для решения психолого-педагогических задач двух и более образовательных областей.

Анкетирование педагогов:

Анализ работы методического объединения:

Мне запомнилось…

Мне понравилось…

У меня возник вопрос…

Результативность занятия МО:

- сформированы новые знания, умения, навыки.

- сформированы положительные мотивы дальнейшей работы.

- заседание методического объединения ничего мне не дало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей в проектной деятельности.

В данном докладе отражена интеграция образовательных областей в проектной деятельности в соответствии с Ф Г Т ....

Доклад на методическом объединении учителей-логопедов и дефектологов. Тема: «Интеграция образовательных областей «Социализация» и «Познание»

В этой работе раскрыты основные направления развития детей  и образовательных областей. Широко представлена интеграция образовательных областей «Социализация» и «Познание» с другими образовательн...

Интеграция образовательной области "Речевое развитие" с другими образовательными областями.

Образовательная область «Речевое развитие» взаимодействует со всеми остальными образовательными областями. Ни одна образовательная область не может существовать без словесного взаимодействия педагога ...

Конспект занятия по хореографии «Движение – это жизнь» (интеграция образовательных областей: «Физкультура», «Здоровье», «Музыка») для младшего школьного возраста

Конспект занятия по хореографии «Движение – это жизнь»(интеграция образовательных областей: «Физкультура», «Здоровье», «Музыка») для младшего школьного возраста...

Интеграция образовательной области «Физическое развитие» с коммуникативной деятельностью детей

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных об...

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...

«Интеграция образовательных областей в процессе развития дошкольников

В данной статье интегративный подход используется для рассмотрения практических вопросов, связанных с организацией образовательного процесса. В ней представлены характеристики самого понятия, рассмотр...