Развитие воображения и творческих способностей детей по средствам конструирования. 09.04.2019
презентация к уроку
Доклад
на тему: "Развитие воображения и творческих способностей детей по средствам конструирования".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_razvitie_voobrazheniya_i_tvorcheskih_spasobnostey_detey_seminar.pptx | 2.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: продолжать повышать компетентность педагогов, позволяющую им осуществлять развитие творческих способностей дошкольников, по средствам конструирования. Задачи : - дать понятие - «воображение», «творчество», «творческие способности»; - определить специфику взаимодействия педагогов и детей в процессе развития творчества; - выделить условия, задачи по развитию творческих способностей, - познакомить с видами конструирования.
Воображение есть форма активности, выражающаяся в изменении, перекомбинировании элементов опыта и позволяющая использовать его гибко и точно. Воображение есть элемент символической функции и складывается вместе с речью в совместных действиях ребенка и взрослого по механизму социального наследования. Важнейший момент воображения - создание (видение) целостного образа раньше его частей. Конструирование - важнейший вид деятельности детей дошкольного возраста, связанный с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструирования ребенок овладевает навыками моделирования пространства, знакомится с отношениями, существующими между находящимися в нем предметами, учится преобразовывать предметные отношения различными способами - надстраиванием , пристраиванием, комбинированием, конструированием по заданию взрослого, по собственному замыслу. В раннем возрасте у нормально развивающихся детей конструирование тесно связано с сюжетной игрой. Поэтому в детскую конструктивную деятельность из строительных материалов включаются разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт. Педагоги дошкольных учреждений создают развивающую систему обучения детей от подражательной деятельности к самостоятельной, творческой.
Слово «творчество» происходит от слова «творить». Творить – это создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте индивидуальном или общественном. Творчество – это исследование. Творчество предполагает новое видение, новый подход, новое решение, т.е. готовность к отказу от привычных стереотипов восприятия, мышления и поведения. Человеческая индивидуальность всегда неповторима, а следовательно, само её появление есть уже появление чего – то нового. Т.о ., творческие проявления ребёнка – это те его проявления, в которых ему удалось реализовать свою уникальную индивидуальность.
Конструктивная деятельность — это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами. Дети конструируют разные конструкции, модели из строительного материала и деталей конструкторов; создают поделки из бумаги, картона и бросового материала; конструируют художественные композиции из бумаги, картона и бросового материала. В художественном конструировании, помимо умственного развития ребенка, осуществляется развитие его художественных способностей . При правильно организованной деятельности дети приобретают: 1. конструктивно-технические умения: сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д. делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д. 2. обобщенные умения: целенаправленно рассматривать предметы сравнивать их между собой и расчленять на части видеть в них общее и различное находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей делать умозаключения и обобщения.
Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений: Речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.) , которые в других видах деятельности употребляются редко; дети упражняются в правильном употреблении понятий. (Высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький) . в точном словесном указании направления. (Над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе) . Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.
Изготовление детьми различных поделок и игрушек. Подарки маме, бабушке, сестре, или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к родным. Желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение. Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе: - умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) ; - работать дружно, не мешая друг другу.
Цели обучения Лего -конструированию в детском саду, конкретные задачи и приёмы Лего -технология — пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования : Развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали. Развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства. Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.). Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.
Задачи Лего -методики Младший дошкольный возраст (2–4 года): учить различать и правильно называть детали Лего -конструктора (кирпичик , мостик, основа машины, полукруг, овал и т. д.); знакомить с элементарными умственными операциями анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, учить сравнивать предметы; создавать простейшую конструкцию по образцу и оговорённым условиям, например, забор для фермы, гараж для машинки; пополнять словарь новыми словосочетаниями: длинная (короткая), широкая (узкая) дорожка синего цвета; развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора. Средний дошкольный возраст (4–5 лет): формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого; учить конструированию с использованием Лего -карточек; запоминать и свободно использовать в речи названия Лего -деталей. Старшая и подготовительная группы: стимулировать детское техническое творчество; обучать моделированию по чертежу и собственному замыслу; формировать умение самостоятельно решать технические задачи; познакомить с основами компьютерного моделирования.
Месяц, № п/п Тема Кол-во часов Дата Примечание сентябрь Мониторинг 1-2 неделя 1 «Поможем Феде построить забор для огорода» 1 20.09. 2018 2 «Построим в саду дорожку красного цвета» 1 27.09.2018 октябрь 3-4 «Строительство дорожек разной ширины в осеннем парке» 2 04.10.2018 11.10.2018 5-6 «Избушка для трех медведей» 2 19.10.2018 26.10.2018 ноябрь 7-8 «Построим шкаф для одежды» 2 01.11.2018 08.11.2018 9-11 «Шкаф для посуды» 3 15.11.2018 22.11.2018 29.11.2018 декабрь Перспективный план работы технопарка Лаборатория «Мир Лего » гр. №3 « Каруселька » на 2018-2019г.
12-13 «Построим зимнюю детскую игровую площадку» 2 06.12.2018 13.12.2018 13-14 «Новогодняя елочка» 2 20.12.2018 27.12.2018 январь 16-17 Создание модели любимого животного 2 10.01.2019 17.01.2019 18-19 «Веселый петушок» (модель петушка) 2 24.01.2019 31.01.2019 февраль 20-21 Конструирование легковой машины по образцу 2 07.02.2019 14.02.2019 22-23 Конструирование грузовой машины 2 21.02.2019 28.02.2019 март 24-25 «Моделирование фигур людей - «Я и моя сестра» 2 07.03.2019 14.03.2019 26-27 «Сооружение одноэтажного домика» 2 21.03.2019 28.03.2019 апрель 28-29 Конструирование предметов мебели по собственному замыслу 2 04.04.2019 11.04.2019 30-31 Цветы (Конструирование по замыслу) 2 18.04.2019 25.04.2019 май 32-33 Моделирование бабочки по картинке 2 02.05.2019 09.05.2019 Мониторинг 1-2 неделя
Месяц Взаимодействие с родителями: Сентябрь Консультация: «ЛЕГО – нужная игра!». Рекомендации: беседа с детьми «Строительство забора» (конструкция, прочность и т.д .) Октябрь Рекомендации: - Придумать варианты дорожек (расположение кирпичиков, цветовая гамма) Беседа: «Как выбрать конструктор для детей младшего дошкольного возраста» Ноябрь 1. Совместный проект «У нас дома» (долгосрочный) 2. Консультации: «Игра в жизни ребёнка». Декабрь 1. Рекомендации: Придумать варианты зимних построек (горки, лабиринты и т.д.) 2. Выставка - конкурс «Новогодняя игрушка из LEGO – конструктора» Январь 1. Рекомендации и индивидуальные беседы по возникшим трудностям и вопросам по игре с LEGO – конструктором Февраль 1. Консультации: «Формирование и развитие элементарных математических представлений с помощью LEGO – конструктора»; 2. Фото-выставка «Вот как мы умеем!» (фото с занятий) Март 1. Консультации : «Формирование и развитие элементарных математических представлений с помощью LEGO – конструктора»; Выставка детских работ, посвящённая Международному женскому дню . Родительское собрание на тему «Мои первые успехи в LEGO – конструировании». Апрель Беседа: «Советы для заботливых родителей» (предварительная работа перед игрой в LEGO – конструктор) Май Анкетирование родителей «Использование ЛЕГО в домашних условиях» Консультации: «Использование LEGO-конструктора в разных видах деятельности», «Успехи детей в первый год общения с ЛЕГО конструктором»
Особенности практического использования с учётом возраста детей: С малышами 3–4 лет используются Лего -наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей. С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям. В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды Лего -конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания. Формы реализации Лего -методики в детском саду: Плановые занятия (10–15 минут в младшей группе, 20 минут в средней, 25–30 минут в старшей и подготовительной). Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут): подготовка ребёнка к конкурсу; работа с одарёнными или отстающими детьми. Долгосрочные и краткосрочные проекты, участниками которых могут являться: воспитатель; дети и родители. Повседневное самостоятельное конструирование, строительная игра в свободное от плановых занятий время. Фестивали, конкурсы, викторины. Кружковая работа, которая проводится педагогами детского дошкольного учреждения.
Приёмы работы с детьми на занятиях по конструированию из блочного конструктора В процессе обучения используются такие педагогические приёмы : Вступительная беседа , с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия. Например, в начале занятия в подготовительной группе педагог рассказывает увлекательную сказку о доброй птичке, с которой никто не хотел дружить из-за её большого клюва. Проблемная ситуация , которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в активную конструктивную деятельность. Сюжетно-ролевая игра. Как правило, Лего -конструирование переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели железнодорожных станций, кораблей, машин и т. д. в ролевых играх, а также играх-театрализациях, когда ребята сначала строят декорации, создают сказочных персонажей из конструктора Дидактическая игра. Пример упражнений, направленных на усвоение сенсорных и пространственных понятий с помощью Лего -технологии: «Найди деталь, как у меня»; «Построй с закрытыми глазами»; «Найди такую же постройку, как на карточке»; «Разложи по цвету»; «Собери фигурку по памяти» (из 4–6 деталей). Задание по образцу , сопровождаемое показом и пояснениями педагога. Конструирование с использованием технологических карт и инструкций. Творческое конструирование по замыслу или по нарисованной модели. Такие занятия практикуются в работе со старшими дошкольниками, которые уже освоили основные приёмы, и им можно предложить работу по картинкам, фотографиям с изображением объекта на любимую тему.
Способы конструирования, актуальные для дошколят Способы обучения дошкольников конструированию: по образцу; по модели; по условиям; по карточкам-схемам; по свободному замыслу; тематическое конструирование.
Какие бывают занятия по Лего -конструированию Ознакомительное — педагог проводит теоретическое знакомство дошкольников с новыми Лего -деталями и приёмами конструирования в зависимости от комплектации набора (в младшей и средней группах — набор «Дупло», со старшего дошкольного возраста — набор « Дакта »). Занятие по схеме — изучение основ моделирования по схематическому пошаговому алгоритму. Занятие по памяти — помогает закрепить и усовершенствовать полученные базовые умения и навыки, предоставляет возможность тренировать зрительную память. Тематическое — конструирование по определённой тематике, стимулирующее развитие творческого воображения. Примеры тем: «Многоэтажный дом», «Пожарная машина», «Мостик через речку», «Мебель для куклы», «Крыши и навесы», «Человек», «Кораблик», «Волшебные рыбки», « Лего -мозаика». Занятие в рамках темы проекта — коллективная свободная творческая деятельность поискового характера. Каждый ребёнок участвует в планировании будущей постройки, отвечает за свой участок выполняемой работы (мостик, светофор, машинка и т. д.), имеет возможность высказывать своё мнение о содержании и целях данного проекта. Контрольное — позволяет педагогу после изучения сложной темы провести мониторинг знаний и умений воспитанников и выявить детей, которые нуждаются в индивидуальной помощи. Конкурсное — соревнование, которое проводится в игровой форме. Дети по жребию или по желанию разбиваются на 3 команды, выбирают главного конструктора или архитектора и приступают к творчеству. Темами конкурсного занятия могут стать: «В гостях у сказки», «Город будущего» и т. д. Комбинированное — решает несколько разноплановых учебных задач, например, «Мир сказок», «Раз, два, три или строим цифры», «Геометрическое домино», «Домашние животные», «Подводный мир», «Городской транспорт». Итоговое — обобщает результаты определённого учебного периода (полугодие, год), чаще всего проходит в виде презентации творческих работ.
Таким образом, можно сделать вывод: Конструктор – это не только интересно, но и полезно! Современные дети предпочитают общению со сверстниками и любимой игрушкой компьютерные игры, которые негативно действуют на психику и развитие дошкольника. Как уберечь ребенка от компьютера? Игра с конструктором – с одной стороны увлеченное занятие, с другой – всестороннее развитие ребенка. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание системы работы по применению творческих игр для развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Развитие речевой активности, активизация мыслительной деятельности, творческого воображения...
Мастер класс «Развитие воображения и творческих способностей воспитанников на занятиях изобразительной деятельностью»
Повышение интереса, развитие творческих способностей на занятиях объединения «Разноцветная капель» с помощью выполнения развивающих упражнений....
Методические рекомендации по развитию воображения и творческих способностей детей на примере обучения бисероплетению
Данные рекомендации направлены на методику раскрытия эффективных вариантов проведения занятий по декоративно-прикладному творчеству, выбранных на основе положительного опыта работы с бисером и для фор...
Методические рекомендации по развитию воображения и творческих способностей детей на примере обучения бисероплетению
Данные рекомендации направлены на методику раскрытия эффективных вариантов проведения занятий по декоративно-прикладному творчеству, выбранных на основе положительного опыта работы с бисером и для фор...
Статья "Возможности выявления творческих способностей детей мигрантов средствами педагогического сопровождения"
Анализ адаптации детей мигрантов...
Презентация на тему:" Развитее творческих способностей детей по средствам занятий хореографий"
Развитие творческих способностей детей по седствам занятия хореографии Через занятия хореографией дети учатся передавать свои чувства и свою индивидуальность посредством танцевальных движени...
Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности в условиях Центра социальной реабилитации
Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности в условиях Центра социальной реабилитации...