Использование элементов народных промыслов на занятиях в т/о «Юный дизайнер»
методическая разработка
Я работаю по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности «Юный дизайнер», здесь переплетается современное искусство, дизайн с изучением народных промыслов, ремесел, народной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_promysly_v_t.docx | 26.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование элементов народных промыслов на занятиях в т/о «Юный дизайнер»
Здравствуйте, я Екатерина Валерьевна Коробова - педагог дополнительного образования детей Центра дополнительного образования детей города Димитровграда. Моё творческое объединение называется «Юный дизайнер». Стаж мой всего 8 месяцев. Но я уже с уверенностью могу сказать, что выбрала именно ту профессию, о которой мечтала. Работать с детьми и для детей, что может быть лучше? Сегодня я хочу поделиться с вами своим небольшим опытом, хочу рассказать, как знакомлю своих учеников с элементами народных промыслов на занятиях в творческом объединении «Юный дизайнер». Как открываю для них красоту хохломской росписи, неповторимость и филигранность Гжели. Даю возможность оценить уникальность Дымковской игрушки и простоту игрушки Каргопольской. В течении года я постараюсь научить их отличать яркость и лаконичность Городецкой росписи, от Жостовской росписи. Познакомлю с удивительной точной прорисовкой элементов Палеховской росписи. Тема моей презентации Использование элементов народных промыслов на занятиях в т/о «Юный дизайнер»
Я работаю по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности «Юный дизайнер», здесь переплетается современное искусство, дизайн с изучением народных промыслов, ремесел, народной культуры.
Цель:
Воспитывать у обучающихся интерес и патриотическое отношение к истории родной страны, знакомство детей с основами народного художественного творчества, овладение приемами росписи, приобщение детей к народному декоративно-прикладному творчеству, раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка.
Задачи:
- Сохранять, возрождать и развивать интерес к народным художественным промыслам России;
- способствовать формированию у детей основ целостного восприятия эстетической культуры через развитие исторической памяти, интереса к национальной культуре;
- познакомить с историей народных промыслов, особенностью ее возникновения, материалом, способом изготовления;
- формировать у обучающихся знания, умения и навыки в области народного декоративно-прикладного творчества;
- воспитывать эмоциональный настрой, эстетическое восприятие, внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество;
- творчески использовать полученные знания.
Сейчас мы познакомимся с одним из блоков моей программы – это изучение народных промыслов в т/о «Юный дизайнер». Большой наглядной базой, откуда я беру образцы, где провожу экскурсии при ознакомлении с новым видом народного промысла, является музейная комната «Горница». Которую с удовольствием посещают дети не только нашего центра, но и других образовательных организаций города.
В наш век наряду с увлечением техническими формами дизайна чувствуется тяготение широких масс населения к народному искусству, в том числе к одному из его проявлений - изделиям народных художественных промыслов. Причина этого - в желании разнообразить, индивидуализировать свой быт предметами ручного исполнения, сделать своё окружение уютнее и теплее.
Духовное развитие масс, рост культуры и эстетических потребностей по-новому раскрывают людям художественную ценность произведений народного искусства, делают привлекательными и желанными эти предметы не столько за их практические бытовые качества, сколько за эмоциональное содержание, возможность украсить свой интерьер или костюм, сделать хороший подарок близким. Широко распространилось частное коллекционирование произведений мастеров и художников промыслов
Большинство известных сегодня русских народных промыслов зародились как минимум несколько веков назад.
Современные художественные промыслы развиваются на основе традиций декоративно-прикладного искусства. Поэтому, чтобы понять природу и сущность такого явления, как народные художественные промыслы, необходимо уяснить, что такое народное искусство.
Народным называют искусство широких масс. Главной, определяющей чертой народного искусства является коллективный характер. Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаментику, художественные образы, сюжеты, передаваемые им родителями, односельчанами, учителями. Старые мастера обучали молодежь искусству, как вырезывать ложку, расписывать прялку, ткать узорные полотна, шить одежду, плести кружево. Из поколения в поколение сохранялись традиции художественного творчества. За каждым народным мастером стоит, таким образом, коллективный опыт многих поколений людей, которые являются как бы соавторами в изготовлении того или иного предмета.
А сейчас я хочу вам рассказать о самых знаменитых промыслах России, с которыми я в первую очередь решила познакомить своих детей.
Это - Хохлома
В нашей академии декоративно-прикладного творчества, для наглядного ознакомления для детей были представлены изделия с различными видами хохломской росписи — бочки, мисочки, ковши, ложки, вазы, тарелки, иллюстрации с изображением хохломских предметов. Воспитанники с нескрываемым удовольствием продолжили знакомство с хохломской росписью, ее историей, назначением, с расписанными предметами, учились видеть и выделять характерные элементы росписи — ягоды, цветы, завиток, трава; с цветовой гаммой.
Хохлома — один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.
Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.
К традиционным элементам росписи относятся: красные ягоды рябины и земляники, их элегантно и нежно окутывают золотые ветки, листья и цветы, нередко можно встретить животные мотивы.
В нашем центре есть возможность для хохломской росписи, делать заготовки из фанеры с обработанными краями.
После ознакомления детей с хохломской росписью мы принимаемся за работу, для начала мы учимся прорисовывать отдельно каждый элемент росписи, а далее покрываем дощечки черным фоном и наносим элементы росписи – ягоды, цветы, завитки, травку. В завершении работу покрываем лаком и дети, довольные своей работой спешат домой, чтоб поделиться с родителями своими успехами, порадовать своими поделками.
Также с детьми, но на современный лад, мы делали декупаж на стаканчиках, в технике хохлома. После чего использовали эти стаканчики для посадки растений. Тем самым дети изготовили не только красивый предмет для интерьера, но и получили возможность самостоятельно вырастить растение.
Следующее занятие я посвятила - Городецкой росписи
В селениях, расположенных вокруг Городца - старейшего города Нижегородского края, в середине XIX века становится известным как художественный промысел оригинальный вид росписи на бытовых предметах. Это были лукошки и коробки для пряжи из коры липы, детские стульчики и каталки, дуги для конской упряжи. Особую славу имели городецкие расписные прялки. Прялка, как приспособление для прядения нити, была известна во всем мире, в том числе и на Руси, с древнейших времен. Мы же с детьми по традиции расписываем дощечки. Только для этой росписи мы их не покрываем краской, а сразу наносим основные элементы, по завершению работа покрывается лаком.
Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.
Следующий вид народного промысла это ГЖЕЛЬ
Ознакомление с Гжелью так же началось с посещения музея, затем презентация
Гжель - русский народный промысел, вид русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики.
Самый известный крупный народный художественный керамический промысел - подмосковная гжель. Этот район из 30 сел и деревень бывших Бронницкого и Белгородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район), давно славился своими глинами и гончарами. В 19 веке гжельские мастера стали выпускали полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.
Многие считают, что русское художественное искусство не наделено лаконичностью и легкостью. Если вы тоже так считаете, тогда вы ничего не знаете о гжели! Сегодня это не только народные орнаменты и узоры, а целое стилистическое направление, которое используется не только в производстве керамики, но также при оформлении интерьера и даже в одежде.
Характерные черты росписи следующие:
- глазурирование поверхности;
- снежно-белый фон;
- узор, выполненный в синих или голубых тонах;
- сложный растительный орнамент или узор в русском народном стиле;
- неизменно ручная работа.
Наша Россия всегда славилась народными умельцами. И моя цель, как педагога, наполнить сердца своих учеников любовью, почитанием, восхвалением и желанием продолжать вековые народные традиции и промыслы наших предков. Думаю, любя наше прошлое, у детей будет больше стремления создавать свое яркое творческое будущее.
Русские народные промыслы, несмотря на свой солидный возраст, по сей день не теряют актуальности. Значимость народного искусства в современной культуре поистине неоценима. Мы не знаем в каком направлении будут развиваться традиционные народные промыслы через несколько десятилетий но с уверенностью можно утверждать одно: народное искусство будет процветать и совершенствоваться не одно столетие вопреки веяниям моды и желанию молодых педагогов возрождать народные промыслы и делиться своими знаниями с учениками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Орг – проект занятия из раздела программы «Юный дизайнер»
Орг – проект занятия из раздела программы «Юный дизайнер» Тема: « Маска, мы тебя знаем!»Цель: Знакомство с историей возникновения и применения масок в культуре наро...
Использование элементов сказкотерапии на логопедических занятиях.
Сюжеты сказок для проигрывания их на логопедических занятиях с детьми при помощи настольных игрушек....
Формирование и использование элементов ритмопластики на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
Актуальность проблемы: В наше время прерогативой является сохранение здоровья ребенка и поэтому актуальность темы очевидна. Она направлена на решение вопросов музыкального и физическ...
"Использование элементов психогимнастики на музыкальных занятиях"
Здоровьесбережение...
Использование элементов оздоровительной гимнастики на занятиях хореографии
В данной статье рассматривается необходимость проведения занятий оздоровительной гимнастики на занятиях хореографии. Рассматриваются проблемы нарушения осанки, плоскостопия, слабости мышечного ко...
Опыт работы «Использование элементов народного танца в работе с детьми»
В публикации представлен опыт работы педагога по развитию музыкально-ритмических движений с детьми 4-5 лет и методическая разработка разработка организованно-обраховательной деятельности "Матрёшк...
Использование элементов народной педагогики на уроках ненецкого языка.
Использование элементов народной педагогики на уроках ненецкого языка....