Проектная методика
материал
Семинар на тему "Проектная методика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_seminar_proektnaya_metodika.doc | 220 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная методика как способ повышения мотивации и развитии творческих способностей при обучении английскому языку .
В чем суть проектного обучения?
Проектный метод появился в 1919 году в Америке. В основе этого метода лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и других американских ученых.
Главная идея состоит в следующем:
1. С большим увлечением выполняется ребенком та деятельность, которая выбрана им самим свободно;
2. Деятельность строиться иногда не в русле учебного предмета.
3. Лозунг этой деятельности: " Все из жизни, все для жизни".
Проект - это самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игры, путешествия, спасения попавших в беду людей и т.д.).
Проект - это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш и объявлений, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями, картой и так далее.
В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как индивида, и как члена проектной группы. Самое важное то, что учащийся, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация.
В результате своей работы я выделила основные принципы проектной работы:
1. Вариативность
Вариативность деятельности на уроке предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы. Что же касается текстов, то это могут быть диалоги, письма, таблицы, описания.
2. Решение проблем
Проблемы заставляют детей думать, а думая, они учатся.
3. Учение с увлечением.
Учащиеся многое усваивают, если им нравится процесс обучения. Получение удовольствия - это одно из главных условий эффективности обучения, поэтому включаю в учебный процесс игры, загадки, шутки.
4. Личностный фактор.
Посредством проектной работы обучающимся предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах, увлечениях, творчески подходить к решению той или иной проблемы.
5. Адаптация заданий.
Нельзя предлагать ученику задание, которое он не может выполнить. Задания должны соответствовать уровню, на котором находится обучаемый.
Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности. Основным содержанием этих уроков является представление, обсуждение, защита и оценка ребятами проектов.
В современных действующих УМК, (в частности, УМК « Английский язык » под редакцией В. П. Кузовлева, а так же УМК «Английский с удовольствием» (Биболетова) проекты включены в учебный процесс. Рекомендации в этом УМК по выполнению того или иного проекта не ограничивают свободы учителя, не сковывают его инициативы и не исключают возможности выполнять другие проекты. Так, в 3 А классе за основу я взяла лексику по теме дни недели и продукты и учащимся был предложен проект «Menu». Как показала практика ребятам было очень интересно работать над этим проектом и были представлены разнообразные меню в соответствии их интересами и своим видением этого вопроса.
Выделяю несколько этапов работы над проектом:
1. ПОДГОТОВКА ПРОЕКТА.
Предложение темы исследования. Темы могут быть предложены в рамках учебника, выбранного учителем в качестве основного, ее может сформулировать сам учитель с учетом учебных и воспитательных задач, а также сами учащиеся. Чаще темы проектов относятся к какому–то практическому вопросу, актуальному для жизни школьника в социуме, требующему привлечения его собственного опыта.
Начинаем работу над проектом с ознакомления с памяткой:
Творческий проект – это интересно!
• Прежде всего выбери такой проект, который интересен для тебя. Если ни один из предложенных не интересен тебе, предложи свой.
• Если проект выполняется в группе, старайтесь распределить роли и обязанности так, чтобы они соотносились с интересами и возможностями каждого, но помните, что успех любого проекта зависит от дружной совместной работы над ним.
• Основная цель выполнения проекта – не только получить отметку за него, но и удовольствие в процессе подготовки. Старайся сделать свой проект не только содержательным, но и красиво оформленным. Все твои идеи, оригинальные мысли, использование дополнительных источников будут заслуженно оценены твоими одноклассниками и учителем.
• Помни, важно не только подготовить занимательный проект, но и уметь представить его на английском языке в интересной форме.
• Потренируйся дома, как ты будешь представлять свой проект или его часть в классе.
Затем мы отрабатываем языковые клише, необходимые для защиты и обсуждения проекта.
Подготовка проекта ведётся с самого первого урока. Я знакомлю учащихся с названиями проектов на первом уроке новой темы, чтобы они могли постепенно накапливать материал для своего проекта. Каждый учащийся (или каждая группа) выбирает ту тему, которая больше нравится, распределяются роли, намечается работа над проектом. Учащиеся берут интервью, делают видеозаписи, собирают печатный и иллюстративный материал. Ребята используют все четыре вида речевой деятельности: чтение, письмо, говорение, аудирование. Чтобы помочь учащимся в сборе информации, советую им определиться, где лучше найти нужную информацию, как записать полученные данные, проанализировать и объединить индивидуально собранные материалы членами группы в единое целое.
Согласование общей линии разработки проекта. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом. Обсуждение путей сбора информации и осуществление путей сбора информации и осуществление поисковой работы. Обсуждение первых результатов в группе.
2. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА
Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования. Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты. Именно здесь происходит основная работа учителей английского языка со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком , они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося. В работе над проектом на начальных этапах дети осваивают лексико-грамматический материал в рамках учебника
3. ЗАЩИТА ПРОЕКТА.
Промежуточный контроль. Обсуждение способа оформления проекта. Документирование проекта. Презентация результатов проекта. Подведение итогов проекта.
Учащиеся сами выбирают форму представления проектов. Я стремлюсь к тому, чтобы все учащиеся, которые работали в группе, принимали участие в представлении. Принимаю доброжелательно все, что ученики сделали. Это важное условие дальнейшей творческой работы, действенный источник мотивации , средство воспитания уверенности в себе.
Устная презентация всегда включает определенную долю риска для учащихся, поэтому для некоторых из них нужны предварительные репетиции, чтобы помочь им исключить ошибки, добиться успеха, избежать разочарований.
4. ОЦЕНКА ПРОЕКТА.
Роль учителя заключается в организации обсуждения содержания и формы представленной работы, а также роли каждого учащегося в представлении проекта. Оценка проектной работы - нелегкое дело. С моей точки зрения, есть два принципа оценки проектной работы.
1. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Оценку за проект следует выставлять в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, четкость презентации.
2. Проект обычно представляет собой работу, в которую вложено очень много усилий, и, возможно, ученики захотят сохранить ее для себя. Не делаю исправления красным цветом. Это привлекает внимание к тому, что в проекте неправильно, и отвлекает от положительных моментов. Чтобы избежать ошибок, советую ученикам делать черновой вариант проектной работы. Проверяю его. В итоге в конечном варианте ошибок не будет.
5. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА
(в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках и т.д.)
Работая по методу проектов, можно убедиться, насколько меняется роль учителя. Деятельность учителя в методе проекта ответственная и трудоемкая. Необходимо подвести ученика к умению пользоваться информацией, работать с нею, в том числе и отбирать нужные сведения. Самостоятельной работе учеников предшествует кропотливая работа преподавателя. Самое сложное для учителя - это роль независимого консультанта. В ходе консультаций важно не только отвечать на возникающие вопросы учащихся, но и, по возможности, воздерживаться от подсказок. Учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
Метод проектов меняет и роль учеников: они выступают активными участниками процесса. Ученики учатся работать по-новому: видеть, ставить и формулировать проблему, отбирать нужную им информацию. Работа в 'малых группах помогает им научиться работать в «команде». При этом неизбежно происходит формирование конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения.
Наиболее полно метод проекта можно использовать во внеклассной работе, когда используется широкий спектр проблемных, поисковых, исследовательских приёмов, чётко ориентированных на реальный практический результат.
Особая ценность метода проектов заключается в том, что он предоставляет старшеклассникам возможность на практике проявить свои личностные качества, взгляды и убеждения. Именно практическая деятельность и будет критерием истинности ценностных ориентаций учащихся. Поэтому проект должен быть актуальным и социально-значимым. Главная задача проекта в данном случае, чтобы никого не оставить равнодушным.
Проектное обучение поощряет и усиливает мотивации со стороны учеников, потому что оно:
• личностно-ориентировано;
• использует множество дидактических подходов - обучение в деле, независимые занятия, совместные учения, «мозговой штурм», ролевая игра, эвристическое и проблемное обучение, дискуссия, командное обучение;
• самомотивируемо, потому что оно способствует возрастанию интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
• поддерживает педагогические цели на всех уровнях - знание, понимание, применение, анализ, синтез;
• позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
• приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.
Первые два-три года изучения английского языка мои учащиеся выполняют мини- проекты: составляют тематические проекты, коллажи, рисуют постеры и открытки.
В старших классах предпочтение отдается творческим проектам, которые выполняются в форме издания совместной газеты, написания сочинений-рассуждений, создания видеофильма, проекта закона, справочника
Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Однако оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и так далее.
Особенно эффективны такие проекты в рамках диалога культур. Нравится учащимся 10 класса участвовать в проектах, связанных с проблемами молодежи, молодежными группами и субкультурами. Например, "Youth movements", "Parents and children ", "An ideal youth group".
Работа над проектом является преимущественно командной работой: учащиеся получают возможность больше общаться, отстаивать свою точку зрения и уважать мнение других.
Наблюдения за учащимися в процессе работы над групповым проектом определили необходимость учета правил и принципов коллективной работы:
• Все члены группы активно вовлечены в активную исследовательскую деятельность
• Все члены группы (команды) равны
• В процессе работы группы не соревнуются.
• Все члены группы (групп) должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнёров».
• Ответственность за конечный результат несут все члены группы (групп), выполняющие проектное задание.
У любого ребенка есть интересующий его предмет, тема, вопрос, на который он с большим желанием готов создавать проект. Работая в учебных проектах, они учатся проводить исследования, а, действуя за компьютером, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, отсылать и получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать поступающую к ним информацию и представлять новые идеи. Для оформления результатов или выступления ему потребуется компьютер с его возможностями, и тогда вместе с добыванием знаний по предмету, он будет получать знания и умения по информатике.
Исходя из вышесказанного, необходимо сделать следующий вывод: проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную активно- познавательную практическую деятельность учащихся при решении личностно-значимой проблемы, в процессе которой происходит открытие основных закономерностей научной теории и их глубокое усвоение.
Школьное образование должно быть направлено, в соответствии с этим, на решение следующих задач.
1. Формирование готовности к решению различных проблем. Очевидно, что в зависимости от ситуации, решение конкретно возникающей проблемы будет опираться на целый спектр знаний, навыков, умений в разных предметных областях.
2. Совершенствование билингвальной коммуникативной компетенции в устном и письменном общении с учетом социокультурных отличий современного мира.
3. Развитие стремления учиться всю жизнь, обновляя и совершенствуя полученные знания, умения и навыки применительно к изменяющимся условиям.
Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении – знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании.
Признаками проектной методики как новой личностно-ориентированной технологии являются:
1. Наличие концептуальной идеи автора – личностно-деятельностный подход к обучению ИЯ.
2. Точность и предсказуемость результатов, осознание путей их достижения.
3. Нацеленность на создание конкретного речевого продукта (диалог, монолог и т.д.), воплощенных в видах и формах учебной и внеучебной деятельности (коллаж, комикс, сценарий, дневник, стенгазета).
4. Связь идеи проекта с реальной жизнью: наличие связей между теорией и практикой.
5. Самоорганизация и ответственность участников проекта. Консультационно- координирующий характер деятельности учителя.
6. Обоснованная технология обучения коммуникативной компетенции
(языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной, учебной), которая является главным условием развития межкультурной коммуникации в целом.
Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме. Многое в проектах идет от мечты, от фантазии, но основой фантастического развития мысли остается реальное осознание сегодняшней жизни. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы.
Проект – это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка .
Проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая обеспечивает:
1. значительное повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности;
2. повышение уровня внутренней мотивации учащихся;
3. повышение уровня самостоятельности учащихся, уровня сплоченности коллектива;
4. повышение общего интеллектуального развития учащихся.
Проектная методика основана на личностно-деятельностном подходе и в большей степени способствует формированию вторичной языковой личности, развитию и совершенствованию первичной языковой личности, а значит и совершенствованию иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенции школьников в целом.
Проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень владения языковым материалом, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников и сплоченность коллектива, а также общее интеллектуальное развитие учащихся. Компьютерные технологии с использованием мультимедийных ресурсов необходимы для построения эффективной коммуникации всех участников проекта.
Развить творческие способности одарённых детей мне помогает привлечение учащихся к проектной и исследовательской работе. Это делает процесс обучения
• интересным;
• расширяет познания за пределы темы;
• придают учебному процессу динамичность и привлекательность;
• учащиеся становятся творческими исследователями;
• получают удовлетворение от работы.
Работая над проектом, повышается мотивация обучения, у учащегося формируются творческие и исследовательские способности, способности к самообразованию, самовоспитанию. Проектная деятельность позволяет учитывать интересы и направленность учащихся при выборе содержательной области проектов, способствует раскрытию и реализации своей внутренней фантазии с помощью компьютерных технологий. При создании учебно-профессиональных проектов реализуется творческое сотрудничество учителя и ученика, интеллектуальное партнерство, активная деятельность со стороны обучаемого. Это сотрудничество имеет деловой, научный и личностный характер, а положительная эмоциональная окраска общения способствует созданию условий для успешности учебного процесса.
Во время презентации и обсуждения проектной работы создаётся атмосфера творческого поиска, возникает ощущение радости открытия, чувство причастности к коллективу. При этом развивается мотивация к дальнейшему изучению английского языка и исследовательской деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная методика как фактор повышения качества образования в обучении иностранному языку
Проектная методика является альтернативным подходом в современ- ной системе образования, новой педагогической технологией, представляющей собой ди- дактическое средство активизации познавательной де...
Статья "Проектная методика как форма работы с одаренными детьми"
Перед педагогами сейчас встает новая проблема – подготовить подрастающее поколение к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде. Решение этой проблемы невозможно без ...
Проектная методика
В данной презентации представлена методика проектной работы. Проектная форма работы является одной из актуальной технологий, позволяющей учащимся применять накопленные знания по предмету. Учащиеся рас...
Применение проектных методик в обучении английскому языку
Методические рекомендации по применению проектов в начальной школе....
Учебно - методический материал "Проектная методика на уроках иностранного языка"
Предлагается теоретический и практический материал, используемый на уроках немецкого языка по методу проектов...
Проектная методика обучения английскому языку в начальной школе
Данная работа посвященна проектной методике преподавания английского языка в начальной школе, показана теоретическая и практическая часть работы....
Использование проектной методики на уроке немецкого языка
Цель: воспитывать и развивать самостоятельно мыслящих, умеющих добывать и обрабатывать информацию, анализировать полученные знания, делать выводы и аргументированно доказывать свою точку зрения,облада...