Доклад. Тема: «Создание здоровьесберегающей образовательной среды»
материал
Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую
жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но, учитывая, что дети проводят в
школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги.
Важно пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье. Насыщенная, интересная
и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования
здорового образа жизни. Чтобы получение образования учащимися происходило без
ущерба для здоровья, а также воспитание у учащихся культуры здоровья, под которой мы
понимаем не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в вопросах обучения,
но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_sayt.docx | 17.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад. Тема: «Создание здоровьесберегающей образовательной среды»
Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую
жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но, учитывая, что дети проводят в
школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги.
Важно пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье. Насыщенная, интересная
и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования
здорового образа жизни. Чтобы получение образования учащимися происходило без
ущерба для здоровья, а также воспитание у учащихся культуры здоровья, под которой мы
понимаем не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в вопросах обучения,
но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни.
Среди многочисленных факторов, оказывающих влияние на показатели здоровья и
заболеваемости, факторы школьной среды составляют до 30 %.
Какие же сегодня существуют проблемы в построении и реализации
здоровьесберегающей функции школы?
Наряду с традиционно отмечаемыми проблемами, так называемыми «факторами
риска», такими, как – усложнение образовательного стандарта, отсутствие повсеместного
должного мониторинга здоровья, социально – экономические условия жизни детей,
можно отметить и такую проблему как систематическое превышение дозировки
домашних заданий, жесткие формы опроса, манипуляции школьной оценкой, что в итоге
вызывает у ребёнка школьный стресс, являющийся сегодня причиной «школьного зоба»
как результат борьбы детского организма против дидактогенного стресса.
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной
особенностью всей образовательной системы. Поэтому, всё, что относится к
образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень
педагогической культуры учителей, содержание образовательных программ, условия
проведения учебного процесса и так далее – имеет непосредственное отношение к
проблеме здоровья учащихся.
Стратегия нашей школы в здоровьесбережении учащихся направлена на:
-интегративный характер психолого – медико – педагогических действий;
-формирование активной жизненной позиции участников учебно - воспитательной
работы, формирующей установку личности на ценность здоровья.
Учителями физкультуры, технологии, ОБЖ разрабатывается коллективный
творческий проект «Хочешь быть здоровым – будь им».
Они стараются реализовать следующие цели:
-научить ребёнка мыслить, трудиться;
- сформировать устойчивые качества творческой личности и подготовить её физически,
психологически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно
изменяющихся условиях общества и природной среды.
В учебных кабинетах оформлены уголки «В здоровом теле – здоровый дух», «Уголки
здорового питания».
Здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная особенность которой –
приоритет здоровья среди других направлений работы школы. Она включает
последовательное формирование в школе здоровьесберегающего пространства, с
обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как
качественную характеристику любой образовательной технологии, её сертификат
безопасности здоровья, и как совокупность тех принципов, приёмов, методов
педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и
воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
В образовательных технологиях постановка цели является главной проблемой. Цель
должна ставиться так, чтобы её было возможно диагностировать и проверить.
Применительно к здоровьесберегающей технологии - это уровень здоровья учащихся и
изменение его качественных признаков.
В нашей школе разработана программа «Здоровье».
Её цель: формирование благоприятных тенденций в состоянии здоровья
подрастающего поколения, создание доверительной и безопасной атмосферы для
учащихся.
Основные задачи программы «Здоровье» заключаются в:
-пропаганде здорового образа жизни среди учащихся и их родителей;
-воспитании негативного отношения к вредным факторам, влияющим на здоровье.
В своей школе мы стараемся на должном уровне поставить мониторинг
здоровья учащихся. По сравнению с этим учебным годом число таких
распространенных в наше время заболеваний, как ОРЗ, ангина у нас сократились. Если в
прошлом учебном году ОРЗ болело 27% учащихся, то в этом учебном году процент болевших ОРЗ составил 18 %. В прошлом учебном году ангиной переболело -3%учащихся, а в этом году этот процент снизился до 1%. Большую роль в этом
сыграли такие здоровьесберегающие мероприятия, как витаминизация, которая
заключается в добавлении в чай аскорбиновой кислоты, отвара плодов шиповника, а
также проведение валеологических перемен, зарядки по утрам – особенно для
школьников младшего звена, применяется релакс – терапия глаз – она снимает
физическое утомление, а также предупреждает агрессивность и неадекватное поведение
у учащихся. Проводятся физминутки – которые являют составной частью урока – их норма
составляет – на 15 – 20 минут урока по 1 минуте из 3 – х лёгких упражнений с 3 – 4
повторениями каждого. Очень важен эмоциональный климат во время упражнений.
Кроме этого учащиеся посещают спортивные секции волейбола, баскетбола, лёгкой
атлетики, проводятся традиционные спортивные соревнования – мини-футбол, Весёлые
старты, «Папа, мама, я – спортивная семья», первенства по волейболу, баскетболу,
лыжным соревнованиям, легкоатлетическому кроссу и т. д. Проводятся Дни здоровья,
Уроки здоровья с приглашением медицинского работника, профилактические беседы с
учащимися. Школьники обеспечены горячим питанием.
При проведении здоровьесберегающих мероприятий мы стараемся привлекать и
родителей. Так, в этом учебном году во время очередного общешкольного
родительского собрания, куда приглашались и учащиеся 8,9, 11 - классов, был
проведён круглый стол на тему «Воспитание в семье», где акцентировалась такая
проблема как «Подросток и вредные привычки». Такие совместные мероприятия
формируют доверительные отношения между учителями, детьми и их родителями, что
немаловажно в формировании здорового образа жизни школьника.
Из этого следует, что целью здоровьесберегающей образовательной среды должно
выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного
комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья школьников,
формированию культуры здорового образа жизни.
Итак, исходя из слагаемых здоровья, каждый педагог ОУ должен осознать проблему
негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости её
разрешения, признать свою солидарную ответственность за неблагополучное состояние
здоровья школьников, обрести компетенции в здоровьесбережении, внедрить
инновационные здоровьесберегающие технологии в деятельность школы, организовать
взаимодействие специалистов друг с другом, с учащимися и их родителями.
В заключении хочется сказать о том, что здоровье – это бесценное достояние не
только каждого человека, но и всего общества. При встречах и расставаниях с близкими
людьми мы желаем им доброго здоровья, так как это основное условие и залог
полноценной и счастливой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер - класс « Формирование здоровьесберегающей образовательной среды учебного заведения »
Мастер – классучителя биологии МБОУ «Киреевская гимназия»Ивановой Марины ВикторовныТема: « Формирование здоровьесберегающей образовательной среды учебного заведения »...
Формирование здоровьесберегающей образовательной среды
Обобщение опыта работы по теме самообразования "Формирование здорового образа жизни обучающихся с ОВЗ"...
Обеспечение здоровьесберегающей образовательной среды школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО
В Концепции модернизации Российского образования определена важнейшая задача деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого проц...
Статья на тему: «Создание личностно ориентированной образовательной среды при обучении предмета технологии с одаренными учащимися.»
Высокий уровень методической подготовки, глубокое знание педагогики и психологии, творческий подход к своей работе позволяют мне строить учебный процесс в соответствии с требованиями государственных о...
Организация здоровьесберегающей образовательной среды в условиях ФГОС
Актуальность и практическая значимость проекта "Организация здоровьесберегающей образовательной среды в условиях ФГОС" обучловлена тем, что одним из главных стратегический целей образования , которые ...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ...
методическая разработка по организации здоровьесберегающей образовательной среды в образовательной организации
методическая разработка посвящена нормативно-правовым документам по организации здоровьесберегающей образовательной среды в образовательной организации...