Доклад. Тема: «Создание здоровьесберегающей образовательной среды»
материал

       Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую

жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но, учитывая, что дети проводят в

школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги.

Важно пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье. Насыщенная, интересная

и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования

здорового образа жизни.  Чтобы получение образования учащимися происходило без

ущерба для здоровья, а также воспитание у учащихся культуры здоровья, под которой мы

понимаем не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в вопросах обучения,

но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_sayt.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

        Доклад. Тема:  «Создание здоровьесберегающей образовательной среды»

       Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую

жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но, учитывая, что дети проводят в

школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги.

Важно пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье. Насыщенная, интересная

и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования

здорового образа жизни.  Чтобы получение образования учащимися происходило без

ущерба для здоровья, а также воспитание у учащихся культуры здоровья, под которой мы

понимаем не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в вопросах обучения,

но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни.

Среди многочисленных факторов, оказывающих влияние на показатели здоровья и

заболеваемости, факторы школьной среды составляют до 30 %.

Какие же сегодня существуют проблемы в построении и реализации

здоровьесберегающей функции школы?

      Наряду с традиционно отмечаемыми проблемами, так называемыми «факторами

риска», такими, как – усложнение образовательного стандарта, отсутствие повсеместного

должного мониторинга здоровья, социально – экономические условия жизни детей,

можно отметить и такую проблему как систематическое превышение дозировки

домашних заданий, жесткие формы опроса, манипуляции школьной оценкой, что в итоге

вызывает  у ребёнка школьный стресс, являющийся сегодня причиной «школьного зоба»

как результат борьбы детского организма против дидактогенного стресса.

     Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной

особенностью всей образовательной системы.   Поэтому, всё, что относится к

 образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень

педагогической культуры учителей, содержание образовательных программ, условия

проведения учебного процесса и так далее – имеет непосредственное отношение к

проблеме здоровья учащихся.

     Стратегия нашей школы в здоровьесбережении учащихся  направлена на:

-интегративный характер психолого – медико – педагогических действий;

-формирование активной жизненной позиции участников учебно - воспитательной

работы, формирующей установку личности на ценность здоровья.

     Учителями физкультуры, технологии, ОБЖ разрабатывается коллективный

творческий   проект «Хочешь быть здоровым – будь им».

     Они  стараются реализовать следующие цели:

-научить ребёнка мыслить, трудиться;

- сформировать устойчивые качества   творческой личности и подготовить её физически,

психологически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно

изменяющихся условиях  общества и природной среды.

    В учебных кабинетах оформлены уголки «В здоровом теле – здоровый дух», «Уголки

здорового питания».

    Здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная особенность которой –

приоритет здоровья среди других направлений  работы школы. Она включает

последовательное формирование в школе здоровьесберегающего пространства, с

обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий.

     Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как

качественную характеристику любой образовательной технологии, её сертификат

безопасности здоровья, и как совокупность тех принципов, приёмов, методов

педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и

воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

     В образовательных технологиях постановка цели является главной проблемой. Цель

должна ставиться так, чтобы её   было  возможно диагностировать и проверить.

Применительно к здоровьесберегающей технологии -  это  уровень здоровья учащихся и

изменение его качественных признаков.

     В нашей школе разработана программа «Здоровье».

Её цель:  формирование благоприятных тенденций в состоянии здоровья

подрастающего поколения, создание доверительной и безопасной атмосферы для

учащихся.

      Основные задачи программы «Здоровье» заключаются в:

-пропаганде здорового образа жизни среди учащихся и их родителей;

-воспитании негативного отношения к вредным факторам, влияющим на здоровье.

      В своей школе мы стараемся на должном уровне поставить мониторинг

здоровья учащихся.  По сравнению с этим учебным годом число таких

распространенных  в наше время  заболеваний, как ОРЗ, ангина  у нас сократились. Если в

прошлом учебном году ОРЗ болело 27% учащихся, то в этом учебном году процент болевших ОРЗ составил  18 %.  В прошлом учебном году ангиной переболело -3%учащихся, а  в этом году этот процент снизился до 1%. Большую роль в этом

сыграли такие здоровьесберегающие мероприятия, как витаминизация, которая

заключается в добавлении в чай аскорбиновой кислоты, отвара плодов шиповника, а

также проведение валеологических  перемен, зарядки по утрам – особенно для

школьников младшего звена,  применяется  релакс – терапия глаз – она снимает

физическое утомление, а также предупреждает агрессивность и неадекватное поведение

у учащихся. Проводятся физминутки – которые являют  составной частью урока – их норма

составляет – на 15 – 20 минут урока по 1 минуте из 3 – х  лёгких упражнений с 3 – 4

повторениями каждого. Очень важен эмоциональный климат во время упражнений.

Кроме этого учащиеся посещают спортивные секции волейбола, баскетбола, лёгкой

 атлетики, проводятся традиционные спортивные соревнования – мини-футбол, Весёлые

старты, «Папа, мама, я – спортивная семья», первенства по волейболу, баскетболу,

лыжным соревнованиям, легкоатлетическому кроссу и т. д. Проводятся Дни здоровья,

Уроки здоровья с приглашением медицинского работника, профилактические беседы с

учащимися.   Школьники обеспечены горячим питанием.

        При проведении здоровьесберегающих мероприятий мы стараемся привлекать и

родителей.  Так, в этом  учебном году  во время очередного общешкольного

родительского собрания, куда  приглашались  и учащиеся 8,9, 11 -  классов, был

проведён круглый стол на тему «Воспитание в семье», где акцентировалась такая

проблема как «Подросток и вредные привычки». Такие  совместные мероприятия

формируют доверительные отношения между учителями, детьми и их родителями, что

немаловажно в формировании здорового образа жизни школьника.

Из этого следует, что целью здоровьесберегающей образовательной среды должно

выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного

комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья школьников,

формированию культуры здорового образа жизни.

       Итак, исходя из слагаемых здоровья, каждый педагог ОУ  должен осознать проблему

негативного  воздействия  школы  на  здоровье учащихся и необходимости её

разрешения, признать свою солидарную ответственность за неблагополучное состояние

здоровья школьников, обрести компетенции в здоровьесбережении,  внедрить

инновационные здоровьесберегающие технологии в деятельность  школы, организовать

взаимодействие специалистов друг с другом, с учащимися и их родителями.

          В заключении хочется сказать о том,  что здоровье – это бесценное достояние не

только каждого человека, но и всего общества. При встречах и расставаниях с близкими

людьми мы желаем им  доброго здоровья, так как это основное условие и залог

полноценной и счастливой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс « Формирование здоровьесберегающей образовательной среды учебного заведения »

Мастер – классучителя биологии МБОУ «Киреевская гимназия»Ивановой Марины ВикторовныТема: « Формирование здоровьесберегающей образовательной среды учебного заведения »...

Формирование здоровьесберегающей образовательной среды

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Формирование здорового образа жизни обучающихся с ОВЗ"...

Обеспечение здоровьесберегающей образовательной среды школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО

В Концепции модернизации Российского образования определена  важнейшая задача деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого проц...

Статья на тему: «Создание личностно ориентированной образовательной среды при обучении предмета технологии с одаренными учащимися.»

Высокий уровень методической подготовки, глубокое знание педагогики и психологии, творческий подход к своей работе позволяют мне строить учебный процесс в соответствии с требованиями государственных о...

Организация здоровьесберегающей образовательной среды в условиях ФГОС

Актуальность и практическая значимость проекта "Организация здоровьесберегающей образовательной среды в условиях ФГОС" обучловлена тем, что одним из главных стратегический целей образования , которые ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ...

методическая разработка по организации здоровьесберегающей образовательной среды в образовательной организации

методическая разработка посвящена нормативно-правовым документам по организации здоровьесберегающей образовательной среды в образовательной организации...