Модель формирования патриотических ценностей школьников среднего звена общеобразовательной школы
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_formirovaniya_rabota.docx | 120.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа №2
с углубленным изучением отдельных предметов
п.г.т. Усть-Кинельский г.о. Кинель
_____________________________________________________________________________
п.г.т. Усть-Кинельский, ул. Спортивная, д. 9 +7 (84663) 46-1-53
Регистрационный номер №
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СОШ №2
_________Ю.А. Плотников
(подпись, печать)
Растим патриотов
модель формирования патриотических ценностей школьников
среднего звена общеобразовательной школы
Срок реализации: 3года
Возраст детей: 11–14 лет
Разработчик:
Верещагина Нина Ивановна, учитель истории и обществознания
пгт Усть-Кинельский 2019
Кинельская епархия
Самарская митрополия
+7 (84663) 46-1-53
kinel_school2@mail.ru
Оглавление
Введение 3
Описание модели формирования патриотических ценностей школьников среднего звена общеобразовательной школы и ее результаты 5
Заключение 23
Список литературы 24
Введение
Актуальность. Современные глобальные вызовы, политическая и социально-экономическая ситуация в стране и в мире выдвигают перед российским обществом проблему, связанную с воспитанием патриотизма.
Патриотизм – это базовая национальная ценность. Патриотизм в документах характеризуется как «чувство любви к России, к своему народу, к своей малой Родине, как активная гражданская позиция, готовность к служению Отечеству» [7, с.18; 16].
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России патриотизм определен как «базовая национальная ценность» [7, с.7]. Воспитание патриотизма − это одна из основных задач государственной политики в области образования. В Государственной программе «Развитие образования на 2013-2020 годы» приоритетным направлением названы гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.
Актуальным является высказывание Бориса Тимофеевича Лихачева, педагога и психолога, о том, что «будущее России, ее положение внутри страны и в мире будет зависеть не от политиков, дипломатов, а от того, насколько успешно удастся разработать шкалу воспитательных ценностей, программу воспитания и реализовать их в формировании личности российского ребенка, потенциального сознательного гражданина России» [19, с.77].
В связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов особое внимание уделено формированию личностных универсальных учебный действий, в которые входят когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты. «В когнитивный компонент личностных универсальных учебных действий патриотического содержания включены: знания основных исторических событий Отечества, представления о государственной символике, праздниках, традициях народов России и другие.
В рамках ценностного компонента формируются такие ценности, как патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну, уважение к истории, культурным и историческим памятникам и другие.
Деятельностный (поведенческий) компонент означает готовность и способность к участию в школьном самоуправлении, к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика» [12, с.23-24] и другие.
Целью реализации модели является воспитание патриотических ценностей школьников, будущих граждан России, без воспитания которых у общества нет будущего.
Задачи направлены на формирование знаний школьников об истории Отечества, малой Родины, традициях народов России, истории Крещения Руси, организации Русской Православной Церкви и т.п.; воспитание у школьников духовно-нравственных ценностей, таких, как: «патриотизм», «любовь к Родине», «любовь к семье», «долг», «честь», «ответственность» и др.; формирование опыта патриотического поведения школьников, складывающегося из добрых и полезных людям, обществу поступков.
Образовательное пространство современной российской школы должно наполняться ценностями, общими для всех россиян. Одним из традиционных источников нравственности является патриотизм как любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству.
Модель по воспитанию патриотических ценностей школьников среднего звена общеобразовательной школы востребована современным обществом. Во многих школах работа по воспитанию патриотизма не имеет системы, аналитической базы. Разработанная модель по воспитанию патриотических ценностей выполняет цели, задачи и достигает результатов.
Описание модели формирования патриотических ценностей школьников среднего звена общеобразовательной школы
Для того чтобы организовать работу по патриотическому воспитанию, внедрить в сознание школьников устойчивые патриотические знания и ценности, необходима систематическая работа в этом направлении.
Разработанная модель имеет структуру, в которую входят следующие элементы:
1) цель (воспитание патриотических ценностей школьников);
2) структурные компоненты личностных универсальных учебных действий патриотического содержания (когнитивный, ценностный и поведенческий компоненты);
3) подходы к патриотическому воспитанию школьников (культурологический, аксиологический и деятельностный);
4) направления деятельности учителя по патриотическому воспитанию (1-формирование знаний школьников об истории Отечества, малой Родины, традициях народов России, о государственных символах и др.; 2-приобщение школьников к ценностям «патриотизм», «любовь к Родине», «долг», «честь», «достоинство» и др.; 3-формирование опыта патриотического поведения школьников);
5) содержание процесса патриотического воспитания учащихся (урочная и внеурочная деятельность);
6) формы, методы, технологии (урок сообщения новых знаний, кино-урок, урок-экскурсия, урок-игра и др.; проблемный диалог, викторина, классные тематические часы, акция «Бессмертный полк», фестиваль военной песни и др.; технологии: системно-деятельностная, игровая, информационно-коммуникативная и др.);
7) прогнозируемый результат (воспитание у школьников знаний, ценностей, опыта патриотического содержания) (схема 1).
Схема 1. Модель формирования патриотических ценностей школьников
среднего звена общеобразовательной школы
Предметы «История», «Обществознание», мероприятия внеурочной деятельности обладают большим потенциалом патриотического воспитания и учат детей на конкретных примерах как защищать Родину, отстаивать свободу, помогать людям, обществу, природе, стране и совершать добрые, полезные обществу поступки. Курс «История России» в шестом классе знакомит с историческими фактами принятия христианства на Руси, показывает, что духовной и культурной основой жизни русского общества было православие.
Формирование знаний школьников об истории Отечества, защитниках Родины, государственной символике (и т.п.) осуществляется на уроках истории и обществознания, с помощью таких методов, как: проблемный диалог, сообщение, решение проблемных заданий, викторины, работа с источником и другие.
Патриотизм, любовь к Родине, − одна из православных ценностей.
При изучении темы «Правление князя Владимира. Крещение Руси» ученики называют причины принятия Русью христианства в его восточном, православном варианте, выясняют, как происходило Крещение Руси, оценивают значение принятия Русью христианства.
На уроке «Русское государство при Ярославе Мудром» дети рассуждают, почему период правления Ярослава Мудрого считается временем расцвета Древнерусского государства, осуждают усобицы, борьбу за власть сыновей Владимира, в результате которой были убиты Борис и Глеб. Ученики читают отрывок из «Сказания о Борисе и Глебе», отвечают на вопрос: «Как вы думаете, почему именно Борис и Глеб стали первыми русскими святыми?». Дети приходят к выводу, что Ярослав Мудрый многое сделал для распространения христианства: строил новые церкви, поощрял перевод церковных книг с греческого языка на славянский, составлялись библиотеки, при нем монах Антоний основал Киево-Печерский монастырь.
На уроках истории ученики знакомятся с деятельностью первого русского митрополита Иллариона, который в XI веке сформулировал национальную идею о защите Православной веры и земли Русской. Школьники понимают, что еще на заре становления государственности предки заботились и берегли родную землю. Читая отрывки из «Повести временных лет», уникального памятника русского летописания, дети раскрывают для себя ценностные ориентиры в решении проблем русского национального самосознания. Знакомясь с историческими фактами правления княжеской династии Рюриковичей, феодальной раздробленностью и другими фактами, школьники находят в документе обоснование достойного места Руси среди христианских стран Европы наравне и в единстве с самой Византией, осуждение феодальных усобиц, нанесших вред государству. Подростки делают вывод, что русские люди воспринимали государственные интересы страны, не отделяя их от личных проблем.
Приобщение школьников к патриотическим ценностям происходит в процессе использования элементов игровой технологии (ролевой игры, деловой игры), защиты и обсуждений сообщений, проектов, ситуаций морального, нравственного выбора, классных тематических часов, участия в акциях, фестивалях военной песни и др.
Формирование опыта патриотического поведения школьников организуется с помощью таких методов, как: социальное проектирование, выполнение школьниками поручений, участие в дежурствах, трудовых десантах, экскурсиях, походах, мероприятиях патриотической направленности, встречах с интересными людьми, авторами книг и др.
Особую роль в процессе воспитания патриотизма школьников выполняет курс «История России». Предмет «История» составляет «вертикаль гуманитарного знания» [13, с.5] и играет ключевую роль в патриотическом воспитании школьников. В процессе воспитания патриотических ценностей особую роль школьников выполняет курс «История России», изучение которого начинается в шестом классе. В учебных материалах по «Истории Отечества» есть множество примеров истинного патриотизма и честного служения Родине. Особенно значимы такие темы, как: «Правление князя Владимира. Крещение Руси», «Батыево нашествие на Русь», «Куликовская битва», «Смутное время» и др.
Так, в шестом классе на уроке по теме «Становление Древнерусского государства» у учащихся формируются знания об образовании государства у восточных славян, о первых русских князьях. Школьники знакомятся с первым князем Древнерусского государства Олегом, при котором был совершен грандиозный поход на Царьград. На примере деятельности киевского князя Олега ученики осознают, что русские были храбрыми воинами, а трусость считалась наибольшим позором.
При изучении темы «Культурное пространство Европы и культура Руси» школьники выделяют главные особенности древнерусской культуры: влияние византийской культуры, развитие устного народного творчества (песен, сказок, былин), создание письменности монахами Кириллом и Мефодием, написание летописей монахами и др. На уроке дети рассуждают, что благодаря Византии Русь познакомилась с христианской культурой. Из Константинополя приглашались мастера для строительства храмов, создания икон и росписей. Но со временем русские мастера стали отходить от копирования византийских учителей, стремились отразить в своих произведениях думы и настроения жителей Руси. Главным мотивом древнерусского искусства дум патриотизм, призыв к объединению сил против врагов. Школьники читают отрывок из произведения историка Н.И. Костомарова «О древнерусском храме» и отвечают на вопросы: «Где находится описанный Н.И. Костомаровым храм, в Киеве или в Новгороде?», «Каковы были особенности древнерусского храмового зодчества?» и другие.
На уроке «Батыево нашествие» школьники размышляют над содержанием стихотворения «Евпатий» [8, с.13], приходят к выводу, что одной из причин завоеваний монголо-татарами Руси была феодальная раздробленность, которая привела к ослаблению обороноспособности Русского государства. Дети понимают, что такие нравственные ценности, как сплоченность, коллективизм, выполнение долга перед Родиной, умение поставить общие интересы на первое место перед частными, выполняли решающую роль при защите государства от внешних врагов.
В шестом классе школьники узнают, какую роль в жизни страны играла Православная церковь. При изучении темы «Общественный строй и церковная организация на Руси» работают с пунктами текста учебника «Церковная организация. Храмы и богослужение», «Монастыри», «Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые». Ученики выполняют задания и отвечают на вопросы: «Почему Церковь играла большую роль в жизни людей?», рисуют в тетради схему «Церковная организация на Руси», «Какую роль в жизни Руси играли монастыри?», составляют тезисы к сообщению «Жизнь в монастыре». В конце урока школьники делают вывод, что духовной и культурной основой жизни русского общества было православие.
На уроке «Политическая раздробленность на Руси» ученики осмысливают роль Церкви в условиях распада Руси в XII веке. Именно Русская православная церковь выступала за объединение страны. Православная церковь призывала людей к сплочению, за преодоление розни и прекращении усобиц, духовенство говорило о необходимости защиты и сохранения веры предков, единого Отечества. Ученики отмечают другую особенность политической раздробленности Руси − развитие культуры в каждом отдельном княжестве: архитектуры, живописи, строительство храмов, создание летописей, икон. Дети рассматривают изображения Успенского и Дмитриевского соборов во Владимире-на-Клязьме, храмов Новгорода, Пскова, Чернигова, церкви Покрова на Нерли, дворца Андрея Боголюбского в Боголюбове, иконы «Дмитрий Солунский» и др.
На уроках истории используются информационно-коммуникативные технологии иллюстративные материалы, визуальные источники обучения. Показ электронных презентаций является важнейшим обучающим средством при сообщении новых исторических знаний. При создании презентаций используются сайты: Архив учебных программ и презентаций; Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов; Образовательные ресурсы в помощь школьникам, учителям, родителям и другие.
Так, на уроке по теме «Новгородская республика» знакомятся основными категориями населения Новгорода. Используя иллюстративный метод, внимание школьников обращено на репродукцию картины А.М. Васнецова «Новгородское вече» [6, с.119]. Ученики на основе репродукции составляют устный рассказ о проведении народного собрания − вече, на котором выбирали должностных лиц: посадника, тысяцкого, владыку. Глава Русской православной церкви в Новгороде − владыка (епископ, архиепископ) хранил казну, возглавлял церковный суд, руководил внешней политикой, вел летопись.
В седьмом классе, например, на уроке по теме «Внешняя политика Ивана IV» используются интерактивные технологии с показом электронной презентации, сообщаются знания о взятии Казани при царе Иване Грозном.
Воспитанию патриотизма способствует изучение деятельности выдающихся исторических персоналий и определение их роли в истории России. Например, на уроке по теме «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом» ученик рассказывает биографию князя Александра Невского. Затем шестиклассники рассуждают о том, как в битвах на реке Неве и Чудском озере проявились полководческий талант Александра и его нравственные качества (преданность Родине, смекалка, отвага и др.).
На уроке по теме «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва» учащиеся знакомятся с деятельностью князя Дмитрия Ивановича, прозванным Донским за победу в Куликовской битве. Лейтмотивом размышлений школьников о причинах победы над врагом является мысль В.А. Сухомлинского о том, что «человечество уже в седой древности убедилось, что кроме силы физической у человека есть сила духовная − верность своим убеждениям, уверенность человека в своей правоте, непоколебимость перед трудностями, бесстрашие» [15, с.32].
Целью урока по теме «Окончание Смутного времени» является ознакомление учащихся с выдающимися патриотами России К. Мининым, Д. Пожарским, И. Сусаниным. Учитель, используя материалы электронной презентации, раскрывает главную идею урока – показать борьбу русского народа за независимость Родины в тот момент, когда государство было на краю гибели и потери независимости. Педагог объясняет, что благодаря развернувшемуся по всей России всенародному патриотическому движению, происходило укрепление в народе чувства гордости за страну, формировалось национальное достоинство и национальное самосознание русского народа. Школьники понимают, что героическая борьба, проявление патриотизма и гражданственности русского народа, деятельность К. Минина, Д. Пожарского стали причинами победы над иноземными захватчиками и восстановления российской государственности.
На уроках применяется метод работы с источниками, историческими документами. Ученики учатся логически мыслить, рассуждать, извлекать информацию, получать новые знания. Так, на уроке в шестом классе по теме «Куликовская битва» ученики читают в учебнике отрывок из источника «Сказание о Мамаевом побоище» [8, с.53-54], самостоятельно готовят вопросы к этому документу и отвечают на них.
Развитие представлений школьников о патриотизме, проявленном русскими воинами во время Полтавской битвы, происходит на уроке по теме «Северная война» в седьмом классе (в 2018-2019 уч. году в восьмом классе). Ученики изучают текст из приказа Петра I, проникнутый патриотизмом: «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество!» [5, с.109]. Ученикам задаются вопросы: «Как вы понимаете смысл слов Петра I?», «Что, на ваш взгляд, явилось главной причиной победы русской армии под Полтавой?». Школьники говорят о мужестве русских воинов, умелых действиях Петра I, Б. П. Шереметева, Н.П. Репнина и др.
Проведение дидактических игр − один из эффективных методов процесса патриотического воспитания. Например, в шестом классе к повторительно-обобщающему уроку по теме «Политическая раздробленность на Руси» учащиеся заранее готовят игровые сюжеты, костюмы, распределяют роли и тексты. Так, первая группа учеников выходит к доске в качестве князей (в костюмах, гриме, с бородами, мечами, булавами), инсценируя важнейшее событие Руси конца XI века, съезд князей в г. Любече. Один из учеников в роли Владимира Мономаха призывает князей к сплочению в борьбе против половцев. Князья одобряют Владимира Мономаха и кричат: «Мы согласны!», каждый высказывает своё мнение, в конце обсуждений князья принимают решение: «Не дадим половцам разорять Русь, будем сообща бороться с врагом!».
Создание проблемной ситуации перед учениками приводит их к поиску информации, ее анализу. Так, в седьмом классе на уроке по теме «Внешняя политика Екатерины II» (в 2018-2019 учебном году – в восьмом классе) перед школьниками педагог ставит проблему: в чём причина побед России в войнах XVIII века? С помощью метода групповой работы класс делится на две команды: первая команда – «армия под командованием А.В. Суворова»; вторая – «эскадра под командованием Ф.Ф. Ушакова». Каждая команда работает с отрывками книг А.В. Суворова «Наука побеждать» [4, с.161-162] и Ф.Ф. Ушакова «Флотоводческое искусство» [14, с. 248-250]. Учащиеся анализируют источники и делают выводы, что одна из причин побед России в войнах XVIII века, – это умелое руководство армией и флота полководца А.В. Суворова и адмирала Ф.Ф. Ушакова. Жизнь и деятельность А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова являются прекрасными примерами для подражания, для воспитания высоких нравственных качеств личности: мужества, честности, скромности, служения народу, Отечеству и др.
На уроках истории используются игровые задания − решение и составление кроссвордов, головоломок, викторин. Данный метод позволяет не только познать сведения по истории Отечества, «побудить учеников к активизации самостоятельной познавательной деятельности, но и обеспечить психологическую разгрузку учащихся» [1].
Уроки обществознания − главный инструмент развития гражданско-патриотической позиции ученика. На уроках обществознания школьники овладевают знаниями о человеке-личности, патриоте, службе в армии, защите Отечества; в процессе бесед, дискуссий школьники усваивают ценности патриотизма, справедливости, чести, долга и другие.
При изучении тем по обществознанию в пятых-шестых классах первый урок посвящен теоретическому изучению учебного материала, а второй − практическому применению полученных знаний.
Одна из задач урока по теме «Человек-личность» в шестом классе − показать на конкретных примерах особенности сильной личности, достойной уважения и общественного признания.
Изучение темы «Потребности человека» способствует развитию духовных потребностей, в том числе патриотических, как одних из самых высших потребностей человека. На этом уроке применятся метод проблемного диалога, задаются вопросы: «Какие потребности есть у человека? Что составляет духовный мир человека? Какие высшие чувства могут быть у человека?». В ходе урока ученики прослушивают песню «Священная война», читают рассказ об одной из самых трагических страниц истории Великой Отечественной войны, о блокаде Ленинграда, о том, как ученые Всесоюзного института растениеводства оберегали уникальную коллекцию семян, собранную со всего света академиком Н. И. Вавиловым. Измученные голодом, умирающие люди не съели ни единого зернышка. Бесценная коллекция была сохранена. Ученики приходят к выводу, что среди чувств особую группу составляют высшие чувства, в том числе патриотические: чувства долга, чести, преданности Родине, жертвенности и др.
Уроки-практикумы формируют поведенческий компонент.
На практическом уроке на тему «Общение» учащиеся осмысливают свой опыт общения со сверстниками, людьми старшего и младшего поколения. На этом уроке проводится игра «Чем закончилась история?». Игровые методы способствуют развитию коммуникативных навыков, умению высказывать свое мнение, строить взаимоотношения, предлагать помощь и сотрудничество. Класс делится на четыре группы. Каждая группа получает задания с неоконченными историями. Ребятам необходимо сочинить продолжение, после чего группы по очереди разыгрывают ситуации: «Двойка», «На уроке физкультуры», «На перемене» [11]. Ученики приходят к заключению, что человек, который неравнодушен к беде другого человека, – это хороший человек, он будет настоящим патриотом, любящим семью, людей, Родину.
На уроке по теме «Защита Отечества» школьники знакомятся с перспективами военной службы, с понятиями «регулярная армия», «долг», «обязанность», осознают необходимость подготовки к выполнению воинского долга.
Воспитанию патриотизма способствует осуществление проектного метода. Проектный метод применяется как на уроках истории, обществознания, так и во внеурочной деятельности. Метод проектов позволяет обеспечить «связь изучаемого материала с жизненным опытом школьников, социализировать подростков и воспитывать в них патриотические качества» [3].
В пятых классах школьники учатся навыкам проектной деятельности: ставить цель, распределять обязанности в группах, проводить опросы. Пятиклассники выполняли проекты: «Четыре сферы жизни нашего общества», «Как преодолеть страхи и помочь своим друзьям?», «Свод законов дружного класса», «Разобраться в себе и помочь другим», «По лестнице добра» и др.
В шестом классе ученики Данил К., Георгий П. подготовили проект «Быть смелым» о своих прадедушках, участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, рассказали одноклассникам о том, как их прадедушки воевали на фронтах войны, с гордостью показали фотографии родных, их ордена и медали.
В седьмых классах на уроках обществознания темы проектов связаны с выполнением гражданами России воинского долга, их готовностью к службе в армии и защите Родины. Так, ученики подготовили проекты «Дисциплина и закон», «Защита Отечества», «Кто стоит на страже закона», «Герой нашей семьи» и др. В ходе выполнения проектной деятельности у школьников воспитываются патриотические и нравственные ценности, способствующие становлению личности, человека-патриота.
Во внеурочной деятельности патриотической направленности используются такие формы и методы, как: конкурсы рисунков, экскурсии, патриотические акции («Читаем детям о войне», «Бессмертный полк», интернет-акция «Карта памяти» и др.), фестивали патриотической песни и др.
В рамках социального проекта «Я − гражданин России!» в разные годы были реализованы общешкольные проекты «Исполнить долг перед Отечеством!» [2], «Создание школьной летописи» и др.
Были разработаны программы по краеведению: «История Самарской области», «Страницы истории поселка Усть-Кинельский». В соответствии с учебным планом в пятых-седьмых классах проводилась внеурочная деятельность патриотического направления «Моя малая Родина», «Дорогою добра», в восьмом классе реализуется программа «Я – гражданин России!».
Школьники задействованы в различных проектах гражданско- патриотическое направления. Так, проект «Мы сильны, когда едины!», посвященный 4 ноября, Дню народного единства, ставил цели: расширить знания школьников об одной из героических страниц истории России, об освобождении Москвы от поляков народным ополчением во главе с К. Мининым и Д. Пожарским; воспитывать у обучающихся любовь к России, уважение к историческому прошлому и др. Со словами «С историей не спорят, с историей живут, она объединяет на подвиг и на труд!» ученики шестого «Б» класса (в 2016-2017 учебном году) показали презентацию и провели викторину по истории праздника Дня народного единства.
Проведение классных часов – эффективный метод патриотического воспитания школьников. Темы классных часов: «Трагедия в Беслане», «О нормах и правилах поведения в школе», «Основной закон страны» (12 декабря – День Конституции Российской Федерации), «Ледовое побоище, 1242 год», «9 мая − День Победы» и др. Уроки Мужества: «1 сентября – День Мира», «К 100-летию Первой мировой войны», «О Параде 7 ноября 1941года в г. Куйбышеве», «День неизвестного солдата» и др.
Одним из методов воспитания патриотизма у школьников является проведение экскурсий. Так, школьники пятых классов посетили краеведческий музей при Самарской государственной сельскохозяйственной академии. Особый интерес у пятиклассников вызвала экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне. Ребята долго рассматривали стенд «Боевой путь 356-й стрелковой дивизии от стен СХИ до Берлина», трогали старые предметы: гильзы, телефонные аппараты, фляги, шелк Боевого знамени стрелковой дивизии.
С целью формирования бережного отношения к родной природе в 5 классе была проведена экскурсия по родным местам поселка в форме похода «По родным тропам». Поход − небольшое приключение по родным местам, маршрут которого был проложен от пункта «А» (школы) до пункта «Б» (до берега реки Большой Кинель) через четыре остановки. Ребятам предстояло отгадать, что это за остановки и где они находятся. Во время похода пятиклассники пели песни о дружбе, помогали друг другу, проявили взаимовыручку, сплоченность, смекалку. Для учащихся пятых-шестых классов была организована экскурсия по родным местам. Школьники познакомились с краткой историей строительства здания агрономического факультета, основания в родном поселке Селекционной станции ученым – селекционером П.Н. Константиновым. Пятиклассники были удивлены, что здание церкви родного поселка является уникальным памятником – частью архитектурного комплекса Алексеевского среднего сельскохозяйственного училища, на основе которого был создан сельскохозяйственный институт в 1918 году.
Были проведены экскурсии в г. Самару на военно-исторический объект «Бункер Сталина». Учащиеся узнали много рассекреченных фактов по поводу строительства самого глубокого в мире бункера. После посещения объекта школьники делились эмоциями и чувствами гордости, восхищения, вызванными героизмом и выносливостью тружеников запасной столицы в годы Великой Отечественной войны.
Формирование знаний о культуре, быте, традициях русского народа происходило во время посещения музейного комплекса в селе Ширяево. Ученики шестого класса вместе с родителями побывали в доме-музее художника И. Репина, где создавалась картина «Бурлаки на Волге», в доме- музее поэта А. Ширяевца и усадьбы купца Вдовина. Школьники увидели этнографическую экспозицию, в которой представлены образцы русской деревянной резьбы, колодцы, телеги и другие предметы старины.
Во время экскурсии в г. Казань дети знакомились с памятниками национальной культуры Татарстана и православной культуры. Ребята посетили Благовещенский собор Казанского Кремля, выдающийся памятник русской архитектуры XVI века, Петропавловский Собор, Церковь святой великомученицы Параскевы Пятницы, съездили в Раифский Богородицкий монастырь, где познакомились с историей основания монастыря, увидели красоту архитектурного ансамбля, поклонились иконе Божьей Матери «Грузинская», задумались над смыслом жизни.
Подростки побывали в парке Победы, где увидели макеты танков, самолетов, подводной лодки периода Великой Отечественной войны и современной военной техники. Школьники приобщились к традициям многонационального народа Российской Федерации, учились уважать исторические памятники и культуру народов страны.
Каковы результаты по воспитанию патриотических ценностей?
До начала реализации модели, в 2015-2016 учебном году среди учеников пятых классов (69 человек) было проведено анкетирование с целью выяснения, насколько они владеют знаниями о понятиях, ценностях патриотического содержания. Школьникам были заданы вопросы: «Какой смысл Вы вкладываете в содержание понятий: “патриотизм”, “Родина”, “долг”, “честь”, “ответственность”, “патриот”, “любовь к Родине” и др.»; «Какие государственные символы России вы знаете?», «Какие патриотические праздники России вы знаете?» и др.
В результате анализа данных выяснилось, что большинство пятиклассников не обладают теоретическими знаниями о патриотических понятиях и ценностях. У многих пятиклассников отсутствовали представления о таких понятиях, как: «достоинство» у 51% пятиклассников; «честь» у 46% опрошенных школьников; «любовь к Родине» у 35% учеников; «патриотизм» у 28% пятиклассников; «патриот» у 22% опрошенных школьников и т.п. На вопрос, «Что такое патриотизм?», менее половины пятиклассников (42%) ответили, что это «любовь к Отечеству (к Родине, к своей стране)». Большинство школьников не понимали, в чем проявляется любовь к Родине. Для них чувство любви к Родине − это «некая абстракция». Пятиклассники не осознавали, что патриотом может быть сам школьник, т.е. патриот – это другой человек, «некто», но не сам ученик.
На вопрос, «Какие государственные символы России вы знаете?», правильно указали три символа (герб, флаг, гимн) половина опрошенных пятиклассников. Некоторые учащиеся отнесли к государственным символам такие, как: «СССР, козел, коза, церкви, дворцы» (7%), «жезл, шапка Мономаха, скипетр, держава, орел» (6%). При этом 10% опрошенных не назвали ни одного символа.
На задание «Назовите имена великих исторических деятелей и укажите их вклад в историю страны» третья часть опрошенных пятиклассников не дали ответа. 25% учащихся назвали Петра I, 23% − К. Минина и Д. Пожарского, 12% − В. В. Путина.
На вопрос, «Какие великие события исторического прошлого России вам известны?», 65% пятиклассников смогли указать разные события. Среди великих событий 30% участников опроса отметили «Победу над фашизмом, День Победы», 25% опрошенных – «Мировую войну (Первую, Вторую). По одному ответу (всего 9%) указали: «Ледовое побоище», «создание г. Санкт-Петербурга», «отмена крепостного права», «битва за Москву», «возврат Крыма» и др.
Только одна треть опрошенных школьников знают какой-либо факт из исторического прошлого малой Родины, родного поселка Усть-Кинельский. Так, 12% пятиклассников написали, что «Самара являлась запасной столицей в годы войны, в Куйбышеве был построен бункер Сталина». 9% учащихся указали, что «в нашем поселке во время войны был тыл, работал госпиталь, мужчины ушли на войну» и т.п.
Школьникам был предложен список патриотических ценностей, которые пятиклассники ранжировали по субъективной для себя значимости. В шкале ценностей «патриотизм» в целом был поставлен на седьмое место (таблица 1).
Таблица 1. Что является наиболее значимым для вас в настоящее время?
№ п/п | Ценности | Ранг |
1. | Любовь к Родине | 1 |
2. | Мир как отсутствие войны, терроризма | 2 |
3. | Долг | 3 |
4. | Добро | 4 |
5. | Честность | 5 |
6. | Уважение | 6 |
7. | Патриотизм | 7 |
8. | Совесть | 8 |
9. | Честь | 9 |
10. | Ответственность | 10 |
11. | Верность | 11 |
12. | Природа | 12 |
13. | Достоинство | 13 |
14. | Требовательность к себе | 14 |
Результаты анкетирования привели к выводу о том, что знания и представления пятиклассников о патриотизме, государственных символах России и др. фрагментарны, поверхностны, патриотические ценности не упорядочены, «не внедрены» в сознание пятиклассников.
Спустя два учебных года, после реализации модели по формированию патриотических ценностей, в 2017-2018 учебном году, было проведено повторное анкетирование учащихся седьмых классов, ныне учащихся восьмых классов. Одним из значимых результатов является то, что сократилось число школьников, которые затруднялись ответить на вопросы: «Какой смысл Вы вкладываете в содержание понятий: “патриотизм”, “Родина”, “ответственность”, “патриот” (и др.)?». Если раньше у 28% пятиклассников отсутствовало представление о понятии «патриотизм», то через два года не дали ответа уже 13 % школьников. Теперь большинство школьников (87%) указали, что патриотизм – это «нравственный и политический принцип человека, который любит Родину, защищает её интересы, готов и умеет постоять за Родину, совершает добрые поступки для Родины». Если раньше 6% учеников указали, что патриотизм проявляется в «добрых, полезных действиях, поступках для Родины», то через два года так ответили 17% опрошенных.
Ценность «патриотизм» поднялась с седьмого места на пятое, ценность «природа» − с двенадцатого на шестой ранг, ценность «ответственность» − с десятого на восьмой ранг, ценность «добро» − с четвертого на третий ранг. Теперь ученики понимают, что человек, который любит Родину, природу, творит добро, ответственен, заслуживает уважения и признания обществом. Ученики теперь знают, что патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, и, зарождаясь из любви к своей малой Родине, перерастает в общегосударственное патриотическое самосознание. Чувство любви к Родине – это не абстракция, а реальное отношение школьника к семье, самым близким людям, к матери, отцу, бабушке, дедушке. Подростки стали понимать, что любовь к Родине начинается с любви к семье, малой Родине. Любовь к Родине − это «корни, связывающие человека с родным домом и ближайшим окружением» [10, с.7]. Школьникам был предложен список патриотических ценностей, которые пятиклассники ранжировали по субъективной для себя значимости. В шкале ценностей «патриотизм» был поставлен на пятое место (таблица 2).
Таблица 2. Что является наиболее значимым для вас в настоящее время?
№ п/п | Ценности | Ранг |
1. | Мир как отсутствие войны, терроризма | 1 |
2. | Любовь к Родине | 2 |
3. | Добро | 3 |
4. | Верность | 4 |
5. | Патриотизм | 5 |
6. | Природа | 6 |
7. | Честность | 7 |
8. | Ответственность | 8 |
9. | Совесть | 8 |
10. | Долг | 9 |
11. | Уважение | 10 |
12. | Честь | 11 |
13. | Достоинство | 12 |
14. | Требовательность к себе | 13 |
Заключение
Если раньше любовь к Родине понималась пятиклассниками абстрактно, на уровне деклараций, и школьники не знали, в чем она проявляется, то через два года большинство семиклассников (ныне восьмиклассников) знают, что любовь к Родине проявляется в виде добросовестного отношения к учебе, бережного отношения к окружающей среде, участия в полезных мероприятиях. Ценности для школьников становятся внутренним регулятором поведения, определяются сознанием, формируются в ходе обретения личного опыта. Школьники перестают противопоставлять самих себя и человека-патриота. Школьник и патриот – не разные люди, патриот – это сам школьник.
Таков итог работы по воспитанию патриотических ценностей школьников в рамках реализации описываемой модели. Это не окончательный результат. Воспитательный процесс продолжается. Реализация модели в перспективе представляет возможности применять различные формы и методы работы по воспитанию патриотических ценностей школьников среднего звена. Это: организация встреч с интересными людьми, священнослужителями, проведение интегрированных уроков предметов «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и «История Отечества», «Обществознание», организация взаимодействия с общественными структурами родного поселка, шефская помощь ветеранам, малышам детских садов, учащимся первых−четвертых классов, создание странички на сайте школы, издание газеты и многое другое.
Список использованной литературы
1. Верещагина Н.И. Артпедагогика как метод развития творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания /Н.И. Верещагина //Поиск: научно-педагогический журнал ГБОУ СОШ №2 п.г.т.Усть-Кинельский.− 2014.− №5. − С.14 –17.
2. Верещагина Н.И. Историко-краеведческая композиция по материалам проекта «Я − гражданин России» «Исполнить долг перед Отечеством» (сценарий выступления команды МОУ СОШ №2 г.о. Кинель на общешкольном мероприятии, посвященном Дню Победы) /Н.И. Верещагина // Гражданско-патриотическое воспитание в образовательном учреждении: проблемы, опыт, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 11 декабря 2015 г. /сост. и науч. ред. Е.И. Тихомирова. − Самара: «Научно-технический центр», 2016. − С. 180–183.
3. Верещагина Н.И. Проектная деятельность на уроках обществознания в 5−6 классах в рамках реализации ФГОС /Н.И. Верещагина // Поиск: научно-педагогический журнал ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский. − 2015. − №6. − С.12–16.
4. Григорьев Сергей. Александр Суворов. – В кн.: Григорьев С.– Исторические повести.– М.: Молодая гвардия, 1951.– 608 с.
5. Данилов А.А. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 240 с.
6. Данилов А.А. История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 /А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 128 с.
7. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. − М.: Просвещение, 2009. − 29 с.
8. История России. 6 класс. [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций: в 2 ч. − Ч.2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 127 с.
9. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках). − Самара: Издательство СИУ, 1997. – 85 с.
10. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. − М.: ТЦ Сфера, 2010. − 96 с.
11. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, Т.Е. Лискова и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 111 с.
12. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. − М.: Просвещение, 2011. − 342 с.
13. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2011. − 94 с.
14. Равич Н. А. Две столицы. – М.: Советский писатель, 1982. – 303с.
15. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника (подросткового и юношеского возраста). − М.: Учпедгиз, 1961. – 223 с.
16. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. − М.: Просвещение, 2011. − 79 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка проектной технологии при обучении информатике в среднем звене общеобразовательной школы
Курсовая работа по теме "Разработка проектной технологии при обучении информатике в среднем звене общеобразовательной школы"...
Программа родительского всеобуча в среднем звене общеобразовательной школы по поддержке и развитию детей, имеющих признаки одаренности
Создание условий для взаимного сотрудничества родителей и педагогов по поддержке и развитию детей, имеющих признаки одаренности....
Рабочие программы по технологии для классов среднего звена общеобразовательных школ
В представленный материал включены рабочие программы по технологии для учащихся (девочек) 5-8 классов общеобразовательных школ. Программы расчитаны на 2-х часовое и 1-но часовое преподавание...
Формирование патриотических ценностей подростков на уроках словесности и во внеклассной работе
В работе рассматривается материал о формировании патриотических ценностей подростков....
Формирование патриотических ценностей подростков на уроках словесности и во внеклассной работе
В работе рассматривается материал о формировании патриотизма на уроках русского языка и литературы, а также во внеклассной работе....
Роль волонтерского движения в формировании патриотических ценностей.
Роль волонтерского движения в формировании патриотических ценностей....
Выступление «Эффективность музейной педагогики в формировании патриотических ценностей у старшеклассников
Российское общество хочет видеть молодых граждан своей страны развитыми личностями, творческими людьми, инициативными и самостоятельными. Поэтому цель деятельности музеев заключается в воспитании у шк...