Выступление «Эффективность музейной педагогики в формировании патриотических ценностей у старшеклассников
статья
Российское общество хочет видеть молодых граждан своей страны развитыми личностями, творческими людьми, инициативными и самостоятельными. Поэтому цель деятельности музеев заключается в воспитании у школьников активной гражданской позиции, бережному отношению к историческим памятникам, культурным традициям и любви к своей Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_effektivnost_muzeynoy_pedagogiki.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на городском семинаре «Эффективность музейной педагогики в формировании патриотических ценностей у старшеклассников»
Дата выступления: 6.12.2023г.
Слайд 1.
Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас на городском семинаре «Школа и музей : единство образовательного пространства».
Слайд 2.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается формирование у учащихся любви к своей Родине, чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Патриотизм - это чувство любви у человека к местности, где он родился
либо проживает, к людям, живущим на родной земле, к разнообразным традициям, присущим его родине. Это любовь ко всему, что связано с родным краем.
Слайд 3.
Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от них, сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашей страны. На мой взгляд, современная школа независимо от ее статуса остро нуждается в школьном музее как факторе воспитания патриотизма, духовно-нравственной культуры личности, без чего невозможно представить себе наше будущее.
Школьный музей - это место, где дети могут проявить себя, где видят работы, которые вызывают чувство уважения к его свершениям и достойным
страницам прошлого и настоящего. Они могут прикоснуться к истории…
Слайд 4.
Уникальная среда школьного музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, педагогические технологии и методы деятельности, знания различных научных областей, формировать предметные, межпредметные и ключевые компетенции школьников, развивать навыки межличностной коммуникации. Деятельность музея значительно расширяет кругозор учащихся, развивает интеллектуальную, эмоциональную, творческую сферы личности.
Слайд 5.
Когда мы говорим о школьных музеях, в первую очередь имеем в виду именно музейную педагогику. Музейная педагогика сегодня – ключевое звено воспитательного процесса, т.к. музеи обеспечивают поиск, сбор, хранение, изучение и сохранение культурного наследия, коллективной памяти человечества. Если рассматривать образование как механизм межпоколенной трансляции ценностей истории и культуры, то роль школьного музея становится ключевой в этом процессе.
Слайд 4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р (далее – Стратегия развития воспитания), является ориентиром для обновления воспитательного процесса любой ОО.
Стратегия ориентирована на качественно новый общественный статус социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, предусматривающих культурно-исторический системно-деятельностный подход к социальной ситуации развития личностного потенциала детей и подростков.
Одна из идей концептуального обновления модели воспитания ОО связана с организацией воспитательного процесса и одной из форм является событийный подход.
Сегодня перед нами стоит задача развития приоритета индивидуальности ребенка, активного социального взаимодействия взрослых и детей в сфере их совместного бытия (со-бытия).
Слайд 5.
Чем же «воспитательное событие» отличается от «мероприятия»? В энциклопедическом словаре педагога, под мероприятием понимается «условное обобщенное название всякого более или менее организованного взаимодействия детей и педагогов, имеющего цель, содержание и соответствующую ему методику осуществления». Мероприятия включают в себя праздники, развлечения, тематические вечера и т.д. Встал вопрос, каким образом сделать учеников активными участниками воспитательного взаимодействия? И тут на помощь приходит идея событийного подхода, заимствованная из педагогической системы А.С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события, вызывающие позитивный эмоциональный отклик.
Сущность воспитательного события заключается в том, что организуются специальные условия для создания «продукта совместной деятельности», в ходе которого дети, совместно с родителями проживают значимое событие, получают опыт, знания, проявляют инициативу, самостоятельность, радуются своим успехам и удачам других. Любой из участников воспитательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого свои смыслы, своя деятельность, свои переживания.
Воспитательное событие – это
- Значимая творческая деятельность
- Открытие смысла происходящего для каждого участника
- возможность импровизации, для чего используются игра, диалог, метод проектов, погружения, путешествия, арт-технологии и т.д.
- то, что развивает и то, что развивается.
- то, что вместе создается, но индивидуально понимается.
Слайд 6.
Рассмотрим подробнее технологию событийности. Её авторы: Троицкий Ю.Л., Тюпа В.И. и др. Эту технологию относят к гуманитарным технология
Как уже было сказано выше, событийный подход нашел отражение в педагогической деятельности А.С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события.
Суть событийной технологии состоит в обогащении личного опыта и ценностных отношений обучающихся. Для того чтобы процесс воспитания стал событийным, его содержание должно быть представлено в виде воспитательных событий.
Воспитание имеет смысл, если оно наполнено событиями, так как главный признак события – это наличие смысла, обусловленного памятью и опытом прошлого, а также и целями и мечтами будущего. Человек без цели, без мечты пуст, у него нет настоящего, жизнь его не наполнена событийностью, а, стало быть, он не накапливает мудрости и опыта.
Жизнь ребёнка взрослые пытаются занять мероприятиями, цели которых известны и ясны только взрослым. Эти цели не прожиты, не прочувствованы ребёнком, они «спущены» взрослыми, они ими навязаны, а навязанные цели освобождают от ответственности за их достижение.
В этом и есть разница между воспитанием событиями (они наполнены смыслом, так как их цели ясны и приняты ребёнком, а, значит, порождают опыт и мудрость) и воспитанием мероприятиями (их цели либо не ясны, либо навязаны ребёнку, а смысл ясен лишь взрослым; их отбывают, а не проживают).
Роль педагога заключается в управлении событийностью как инструментом воздействия. Событие связывает учителя, ученика и ситуацию в единое целое. Воспитательное воздействие осуществляется не только непосредственными отношениями, а также контекстом, который задается ситуацией или событием. С этой точки зрения задача учителя содержит в себе организацию именно тех событий, которые оказывают позитивное влияние на личность.
Школьный музей является очень хорошей площадкой для проведения воспитательных событий.
Слайд 7-9
Остановлюсь на опыте проведения некоторых событий, которые прошли в прошлом учебном году в нашем школьном музее «Армейская слава».
- Урок Памяти. Освенцим. Молчаливый диалог.
- Во имя жизни и любви
- Афганистан: время выбрало нас
Слайд 10
Российское общество хочет видеть молодых граждан своей страны развитыми личностями, творческими людьми, инициативными и самостоятельными. Поэтому цель деятельности музеев заключается в воспитании у школьников активной гражданской позиции, бережному отношению к историческим памятникам, культурным традициям и любви к своей Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музейная педагогика и патриотическое воспитание
Статья о деятельности школьного музея....
Формирование патриотических ценностей подростков на уроках словесности и во внеклассной работе
В работе рассматривается материал о формировании патриотических ценностей подростков....
Формирование патриотических ценностей подростков на уроках словесности и во внеклассной работе
В работе рассматривается материал о формировании патриотизма на уроках русского языка и литературы, а также во внеклассной работе....
Роль волонтерского движения в формировании патриотических ценностей.
Роль волонтерского движения в формировании патриотических ценностей....
Формирование нравственных ценностей у старшеклассников 9,10,11 кл
Формирование нравственных ценностей у старшеклассников9,10,11 кл...
Модель формирования патриотических ценностей школьников среднего звена общеобразовательной школы
Модель включает такие элементы, как: цель, компоненты личностных универсальных учебных действий патриотического содержания (когнитивный, ценностный и поведенческий компоненты), подходы к воспитанию п...
Формирование нравственно-патриотических ценностей средствами музейной педагогики
Представлен опыт работы руководителя школьного комплексно-краеведческого музея по формированию нравствено-патриотических ценностей...