Программа по профилактике аутодеструктивного поведения подростков
рабочая программа

Засыпалова Анна Анатольевна

Профилактика аутодеструктивного поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_profilaktike_autodestruktivnogo_povedeniya.docx41.35 КБ

Предварительный просмотр:

        

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ

 «Специальная школа №53»

                ___________ М.В. Полянцев

   «____»_____________2017г.

ПРОГРАММА

 ПРОФИЛАКТИКИ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО

ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Составители:

Романенко Анастасия Олеговна,

 педагог-психолог

Аксенова Анна Анатольевна,

педагог-психолог

Новокузнецк, 2017г.


                                               

ПРОГРАММА

«ПРОФИЛАКТИКИ АУТОДЕСТРКУТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»     по оказанию индивидуально ориентированной комплексной помощи подросткам и  семьям, находящимся в социально опасном положении.

                                 
      

     Пояснительная записка

Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств  среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств  среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.

Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель настоящей программы в формировании у подростков позитивной жизненной позиции, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

      - изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями;

      -  выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния;

      -  изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении;

      - создание системы психолого-педагогической поддержки обучающихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе  так и в период трудной жизненной ситуации.

               - привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

        - формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа с детьми и подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.

Работа с детьми и подростками, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.

Работа с неблагополучными семьями.

4. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.

Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.

Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.

Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).

Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.

Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.

Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.

Толерантность –  способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.

5. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Принцип ценности личности, заключающийся в само ценности ребенка.

Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.

Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого студента.

Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

6. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту подростков, снизить количество детей с аутодиструктивным  поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в подростково - родительской среде.

    Оказание помощи классному руководителю, воспитателю, строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся.

Создание условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, педагога-психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление подростка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.

              7. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 


п/п

Наименование

мероприятия

Дата

проведения

Ответственный

Работа с обучающимися

1

Выявление и учет склонных к суициду подростков,
разработка плана индивидуальной профилактической работы

в течение года

Классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог

2

Тренинг «В мире с собой и с другими» для подростков.

в течение года

Педагог-психолог

3

           Акция "Я люблю тебя, Жизнь!":

- конкурс рисунков "Мир, в котором я живу, называется мечтой!",

- конкурс сочинений "Как прекрасен этот мир!",

-конкурс рисунков на темы: «Победа над конфликтом», «Выбор в пользу жизни» «Мир без наркотиков»

В течение года

Заместитель директора по ВР,  классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги организаторы.

4

Организация внеурочной деятельности обучающихся в период каникул

Январь, июль, август

Заместитель директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог,  

5

Вовлечение подростков в кружки, секции в целях предупреждения аутодиструктивного поведения

в течение года

Классные руководители, педагоги дополнительного образования, социальный- педагог, педагог- психолог

6

Классный часы с элементами тренинга:

 "Телефон
доверия" как одна из форм получения своевременной помощи в стрессовой ситуации,

«Мир в моей семье»

«Как сказать НЕТ!»

«Правила безопасного интернета. Опасность ухода в иллюзорный мир»

«Сложный мир подростка»

«Способы выхода из конфликтов»

«Мои планы на будущее»

«О вреде употребления алкогольных напитков»

в течение
года

Классные руководители,

Педагог-психолог

7

Выявление несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации

в течение
года

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог.

8

Составление базы данных по социально неблагополучным семьям

сентябрь

Классные руководители, социальный педагог.

9

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями «группы риска»

в течение года

Классные руководители, социальный педагог, педагог – психолог

10

Психолого-педагогическая поддержка обучающихся во время экзаменов

Апрель - май

Педагог-психолог, классные руководители

11

Проведение профилактических бесед по профилактике

-алкоголизма

-табакокурения

-употребления ПАВ

в течение года

Педагог-психолог

Работа с педагогами

1

Своевременное информирование органов опеки и КДН о случаях суицида и суицидальных попыток.

в однодневный
срок

Администрация

2

Семинар для классных руководителей «Возрастные особенности подростков с ОВЗ»

«Аутодиструктивное поведение детей и подростков. Причины. Признаки»

«Меры безопасности детей в интернет-пространстве»

Круглый стол «Как бороться со стрессом

Семинар классных руководителей «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними»

сентябрь-март

Педагог-психолог

3

Индивидуальные консультации классных руководителей «Благоприятный психологический климат в классе»

Сентябрь-ноябрь

Педагог-психолог

Работа с родителями

1

Общешкольное родительское собрание «Осторожно-дети в интернете!»

«Профилактика безнадзорности детей», «Жестокое обращение в семье»

в течение
года

Педагог-психолог

Социальный  педагог

2

Информационные папки:

- возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток, старший школьник)

- наказание и поощрение

- психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки

- признаки, мотивы, профилактика аутодиструктивного поведения                                    

- трудный возраст или советы родителям

- уголовная ответственность родителей и несовершеннолетних

- как помочь ребенку при подготовке к экзаменам

в течение
года

Педагог-психолог

Социальный  педагог

3

Круглый стол для родителей по теме "Семейная поддержка" (теоретические занятия и тренинги)

в течение
года

Педагог-психолог

4

Информационно -  пропагандистская акция "Родители! Будьте внимательны к детям!"

в течение
года

Заместитель директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог

5

Консультации родителей «Психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки»

сентябрь

Педагог-психолог

8. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Амбрумова А.Г. Диагностика суицидального поведения. - М., 1980. - 48 с.                 
  2. Волкова А.Н. Психолого-педагогическая поддержка детей суицидентов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1998. - №2. - С. 36-43.
  3. Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков. // Вестник психосоциальной работы. - 1994. - №1.
  4. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю. Детский суицид: психологический взгляд. – СПб. КАРО, 2006.
  5. Морозов А.В. Социальная психология-М.: Академический Проект,2003
  6.  Игры, обучение, тренинг, досуг. Педагогические игры. /Под ред. В.В. Петрусинского. - М.: «Новая школа», 1994.
  7. Неверова Л.В., Поляшова Н.А., Сироткина Е.С. Нормативно-правовые и методические основы деятельности социального педагога в современных условиях-Н.Новгород: Нижегоролский институт развития образования, 2014.
  8. Целевая программа «Нижегородская семья» на 2011-2014 годы (утверждена постановлением от 18.08.2010г. № 513).
  9. Шнейдман Э. Десять общих черт самоубийств и их значение для психотерапии // Хрестоматия по суицидологи / Сост. А.Н. Моховиков. - Киев, 1996.
  10. Фурман Э. Некоторые трудности диагностики депрессии и суицидальных тенденций у детей // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2003. - №1.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный праздник по профилактике асоциального поведения подростков.

Цель данного мероприятия - профилактика алкоголизма в молодежной среде и пропаганда здорового образа жизни....

Работа с родителями по профилактике аутодеструктивного поведения учащихся в ОУ

Раскрывает понятие аутодеструктивное поведение, основные формы и методы работы с родителями и семьями по профилактике данного поведения...

Профилактика аутодеструктивного поведения среди подростков

Причины аутодеструктивного поведения подростков Признаки рискаПоведенческие проявленияКак родители могут помочь ребенку в тяжелой эмоциональной ситуации...

«ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ» Актуализации чтения среди подростков

БИБЛИОТЕЧНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ Библиотеки являются общедоступными информационными и культурно-досуговыми центрами, где создается особая коммуникационная среда, необходимая при ре...