Программа по профилактике аутодеструктивного поведения подростков
рабочая программа
Профилактика аутодеструктивного поведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_profilaktike_autodestruktivnogo_povedeniya.docx | 41.35 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ
«Специальная школа №53»
___________ М.В. Полянцев
«____»_____________2017г.
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Составители:
Романенко Анастасия Олеговна,
педагог-психолог
Аксенова Анна Анатольевна,
педагог-психолог
Новокузнецк, 2017г.
ПРОГРАММА
«ПРОФИЛАКТИКИ АУТОДЕСТРКУТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» по оказанию индивидуально ориентированной комплексной помощи подросткам и семьям, находящимся в социально опасном положении.
Пояснительная записка
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель настоящей программы в формировании у подростков позитивной жизненной позиции, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:
- изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями;
- выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния;
- изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении;
- создание системы психолого-педагогической поддержки обучающихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации.
- привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
- формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа с детьми и подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
Работа с детьми и подростками, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
Работа с неблагополучными семьями.
4. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.
Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.
Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).
Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.
Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.
Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.
5. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Принцип ценности личности, заключающийся в само ценности ребенка.
Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого студента.
Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
6. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту подростков, снизить количество детей с аутодиструктивным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в подростково - родительской среде.
Оказание помощи классному руководителю, воспитателю, строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся.
Создание условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, педагога-психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление подростка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.
7. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
№ | Наименование мероприятия | Дата проведения | Ответственный |
Работа с обучающимися | |||
1 | Выявление и учет склонных к суициду подростков, | в течение года | Классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог |
2 | Тренинг «В мире с собой и с другими» для подростков. | в течение года | Педагог-психолог |
3 | Акция "Я люблю тебя, Жизнь!": - конкурс рисунков "Мир, в котором я живу, называется мечтой!", - конкурс сочинений "Как прекрасен этот мир!", -конкурс рисунков на темы: «Победа над конфликтом», «Выбор в пользу жизни» «Мир без наркотиков» | В течение года | Заместитель директора по ВР, классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги организаторы. |
4 | Организация внеурочной деятельности обучающихся в период каникул | Январь, июль, август | Заместитель директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог, |
5 | Вовлечение подростков в кружки, секции в целях предупреждения аутодиструктивного поведения | в течение года | Классные руководители, педагоги дополнительного образования, социальный- педагог, педагог- психолог |
6 | Классный часы с элементами тренинга: "Телефон «Мир в моей семье» «Как сказать НЕТ!» «Правила безопасного интернета. Опасность ухода в иллюзорный мир» «Сложный мир подростка» «Способы выхода из конфликтов» «Мои планы на будущее» «О вреде употребления алкогольных напитков» | в течение | Классные руководители, Педагог-психолог |
7 | Выявление несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации | в течение | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог. |
8 | Составление базы данных по социально неблагополучным семьям | сентябрь | Классные руководители, социальный педагог. |
9 | Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями «группы риска» | в течение года | Классные руководители, социальный педагог, педагог – психолог |
10 | Психолого-педагогическая поддержка обучающихся во время экзаменов | Апрель - май | Педагог-психолог, классные руководители |
11 | Проведение профилактических бесед по профилактике -алкоголизма -табакокурения -употребления ПАВ | в течение года | Педагог-психолог |
Работа с педагогами | |||
1 | Своевременное информирование органов опеки и КДН о случаях суицида и суицидальных попыток. | в однодневный | Администрация |
2 | Семинар для классных руководителей «Возрастные особенности подростков с ОВЗ» «Аутодиструктивное поведение детей и подростков. Причины. Признаки» «Меры безопасности детей в интернет-пространстве» Круглый стол «Как бороться со стрессом Семинар классных руководителей «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними» | сентябрь-март | Педагог-психолог |
3 | Индивидуальные консультации классных руководителей «Благоприятный психологический климат в классе» | Сентябрь-ноябрь | Педагог-психолог |
Работа с родителями | |||
1 | Общешкольное родительское собрание «Осторожно-дети в интернете!» «Профилактика безнадзорности детей», «Жестокое обращение в семье» | в течение | Педагог-психолог Социальный педагог |
2 | Информационные папки: - возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток, старший школьник) - наказание и поощрение - психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки - признаки, мотивы, профилактика аутодиструктивного поведения - трудный возраст или советы родителям - уголовная ответственность родителей и несовершеннолетних - как помочь ребенку при подготовке к экзаменам | в течение | Педагог-психолог Социальный педагог |
3 | Круглый стол для родителей по теме "Семейная поддержка" (теоретические занятия и тренинги) | в течение | Педагог-психолог |
4 | Информационно - пропагандистская акция "Родители! Будьте внимательны к детям!" | в течение | Заместитель директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог |
5 | Консультации родителей «Психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки» | сентябрь | Педагог-психолог |
8. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Амбрумова А.Г. Диагностика суицидального поведения. - М., 1980. - 48 с.
- Волкова А.Н. Психолого-педагогическая поддержка детей суицидентов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1998. - №2. - С. 36-43.
- Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков. // Вестник психосоциальной работы. - 1994. - №1.
- Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю. Детский суицид: психологический взгляд. – СПб. КАРО, 2006.
- Морозов А.В. Социальная психология-М.: Академический Проект,2003
- Игры, обучение, тренинг, досуг. Педагогические игры. /Под ред. В.В. Петрусинского. - М.: «Новая школа», 1994.
- Неверова Л.В., Поляшова Н.А., Сироткина Е.С. Нормативно-правовые и методические основы деятельности социального педагога в современных условиях-Н.Новгород: Нижегоролский институт развития образования, 2014.
- Целевая программа «Нижегородская семья» на 2011-2014 годы (утверждена постановлением от 18.08.2010г. № 513).
- Шнейдман Э. Десять общих черт самоубийств и их значение для психотерапии // Хрестоматия по суицидологи / Сост. А.Н. Моховиков. - Киев, 1996.
- Фурман Э. Некоторые трудности диагностики депрессии и суицидальных тенденций у детей // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2003. - №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный праздник по профилактике асоциального поведения подростков.
Цель данного мероприятия - профилактика алкоголизма в молодежной среде и пропаганда здорового образа жизни....
Работа с родителями по профилактике аутодеструктивного поведения учащихся в ОУ
Раскрывает понятие аутодеструктивное поведение, основные формы и методы работы с родителями и семьями по профилактике данного поведения...
Методическое обеспечение работы по формированию жизнестойкости и профилактике аутодеструктивного поведения. Формирование навыка самостоятельного принятия решений у обучающихся
Формирование навыка самостоятельного принятия решений у обучающихся...
Профилактика аутодеструктивного поведения среди подростков
Причины аутодеструктивного поведения подростков Признаки рискаПоведенческие проявленияКак родители могут помочь ребенку в тяжелой эмоциональной ситуации...
«ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ» Актуализации чтения среди подростков
БИБЛИОТЕЧНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ Библиотеки являются общедоступными информационными и культурно-досуговыми центрами, где создается особая коммуникационная среда, необходимая при ре...
Рекомендации родителям по вопросам профилактики аутодеструктивного поведения школьников.
Рекомендации для родителей...