Эффективность уроков СБО в плане социализации учащихся с ОВЗ .
статья

Одним из механизмов социализации является социальная адаптация, которая позволяет воспитанникам коррекционных учреждений  активно включаться в разные структурные элементы социума, посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальным нормам, культуре общения в группах, устраивать свой быт в соответствии с требованиями и правилами общежития. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида, в частности предмет «Социально-бытовая ориентировка»,  помогает ребенку ориентироваться в окружающей жизни, сформировать образ будущей семьи, выбрать свой путь, свой взгляд на мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_mo.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

   Эффективность уроков СБО в плане социализации

учащихся с ОВЗ .

 

     Одним из механизмов социализации является социальная адаптация, которая позволяет воспитанникам коррекционных учреждений  активно включаться в разные структурные элементы социума, посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальным нормам, культуре общения в группах, устраивать свой быт в соответствии с требованиями и правилами общежития. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида, в частности предмет «Социально-бытовая ориентировка»,  помогает ребенку ориентироваться в окружающей жизни, сформировать образ будущей семьи, выбрать свой путь, свой взгляд на мир.

      Большая часть детей , обучающихся в нашей школе,  проживает в школе-интернате в течение шести дней в неделю, на воскресенье дети  уезжают домой. Многие дети не имеют постоянных поручений в семье, редко посещают различные учреждения и организации, то есть большую часть своей жизни дети  проводят в отдалении от своей семьи, общества. А дети, которых забирают только в каникулярный период, вовсе лишены семьи и возможности приобретать опыт семейных и социальных взаимоотношений. Поэтому роль уроков СБО в процессе обучения и воспитания выпускников коррекционных школ неоценима. Задача уроков социально-бытовой ориентировки - сформировать правильное представление и дать необходимые знания по вопросам создания благополучной семьи, распределения семейных обязанностей, о защите своих прав, правилах коммуникации, этикета и поведения в обществе.

     В нашей школе-интернате  оборудован  кабинет СБО. В  условиях учебно-воспитательного учреждения для детей, оказавшихся  в ситуации дефицита общения с родителями, становится актуальным принцип зонирования пространства. В кабинете учебное оборудование располагается  по зонам: «Учебная», «Кухонная», «Санитарно- гигиеническая», «Жилая комната».

I зона – «Учебная». Здесь находятся столы и стулья для практических работ; классная доска, магнитно-поворотная, передвижная, рабочее место учителя, компьютерное оборудование.

II зона – «Кухонная» оборудована кухонной мебелью,  электрической плитой, холодильником и т.д..На кухне имеется часть  необходимой посуды, приборы и инструменты, а также бытовая техника. Для всех учащихся есть фартуки и косынки, прихватки и полотенца.

III зона – «Санитарно-гигиеническая». В ней установлены стиральная машина-автомат, гладильная доска, шкаф для хранения  инвентаря.

IV зона –«Жилая комната» оборудована набором современной мебели. Материально-техническая база кабинета соответствует требованиям, предъявляемым к кабинету СБО. Полноценность и разнообразие оборудования кабинета СБО как нельзя лучше расширяет кругозор детей, улучшает общий уровень их развития, стимулирует познавательную деятельность, решает не  только коррекционные, но и воспитательные задачи, обеспечивает формирование трудовых и бытовых навыков.

       Программа СБО составлена  по концентрическому принципу, в течение всего времени изучения предмета с 5 по 9 класс основные  разделы («Личная гигиена», «Уход за одеждой», «Питание», «Жилище», «Медицинская помощь », «Бюджет», «Транспорт»,  «Торговля» и др.) повторяются из года в год, дополняясь новыми сведениями. Это способствует более прочному усвоению изучаемого материала. Почти каждый урок СБО включает в себя практическую работу учащихся, направленную на формирование и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни. На уроках СБО учащиеся учатся ориентироваться в задании,  планировать и контролировать  свою деятельность. Вначале учитель руководит деятельностью учащихся. Постепенно  помощь учителя сокращается, и старшеклассники самостоятельно выполняют контрольно-оценочные  действия. Это помогает учащимся в будущем лучше адаптироваться в социуме и быту.

         На уроках СБО используются разнообразные  методы обучения и формы организации деятельности, методические рекомендации известных авторов по коррекционной педагогике: А.Р. Маллера, Л.М. Шипицыной, Г.М. Дульнева, Т.А. Девятковой, А.М. Щербаковой, В.В. Гладкой, В.В. Воронковой, Е.Д. Худенко и др.  Интересно проходят уроки с проведением сюжетно-ролевых игр, например, при изучении правил поведения в транспорте, темы по уходу за грудным ребенком, правил вызова врача на дом и т.д. Моделируя, разыгрывая и разбирая различные ситуации на занятиях по социально-бытовой ориентировке, учащиеся расширяют свой социальный опыт. Наличие реквизита помогает воспроизвести необходимую обстановку и вызвать эмоциональный отклик у воспитанников.  Например, при  изучении темы «Торговля» в кабинете создается прилавок, на котором выставляются различные упаковки от продуктов, муляжи овощей и фруктов и т.д.  Учащиеся сначала на уроках в игровой форме учатся  общаться с работниками магазина,  находить нужный отдел, совершать покупку, брать чек, проверять сдачу. А во время учебной экскурсии  знания и умения, полученные на уроках, закрепляются в реальных условиях и приобретаются новые. В старших классах больше внимания уделяется  деловой игре. Сценарии деловых игр разрабатывает учитель. Например, изучая тему «Профориентация и трудоустройство», учащиеся под руководством учителя разыгрывают ситуацию обращения в отдел кадров для устройства на работу и упражняются в диалоге с работодателем. Такие занятия проходят с большим интересом у учащихся. Сначала одни выступают в роли работодателя, другие -  в роли работника, затем меняются ролями. Учащиеся получают удовлетворение от успешного овладения знаниями, так как игровые моменты чередуются с упражнениями по формированию знаний, становятся более любознательными.  Чем больше жизненных ситуаций рассматривается на уроках СБО, тем больше может быть уверенность  у учителя, что его выпускники используют полученные знания  в новой или измененной ситуации, что всегда является сложным для детей с недостатками интеллектуального развития.

    Изучение различных тем СБО происходит на  реальных объектах школы – интерната, что также способствует адаптации обучающихся в обществе. Изучая тему «Одежда и обувь», учащиеся  5 класса в раздевалке чистят свою  обувь  и обувь детей  младших классов, пришивают вешалки и пуговицы к одежде, зашивают распоровшиеся швы. Эти практические работы проходят в форме ролевых игр. Все ученики на время становятся  мастерами по ремонту обуви или портными. Учащиеся 7 класса на уроках СБО учатся, как можно оказать помощь  воспитателям и учителям в уходе за младшими детьми, разучивают тихие и подвижные игры, а затем помогают первоклассникам в одевании на прогулку, проводят с ними игры на динамической паузе. Изучая тему «Жилище»,  учащиеся в игровой форме в роли  работников фирмы «Чистый дом» ухаживают за школьной мебелью, убирают классы, кухню кабинета СБО, чистят раковины в кабинете и т.д.  

       Лучшим показателем адаптации учащихся учителю служат отзывы выпускников, которые приходят в школу и говорят слова благодарности за то, что их научили готовить борщ и другие вкусные блюда. Очень любят дети тему «Питание». Еще в начале учебного года они  живо интересуются, какие блюда  будут учиться готовить в новом учебном году. Ученики с удовольствием записывают рецепты приготовления блюд. На уроках под руководством учителя дети готовят бутерброды, салаты, первые и вторые блюда, выпечку, учатся делать заготовки на зиму.

        В современных условиях рыночных отношений проблема экономического воспитания умственно отсталых детей приобретает всё более важную значимость. Зарплаты выпускников специальных коррекционных школ VIII вида всегда низкие, конкурентоспособность на рынке  слабая. Поэтому уроки СБО очень необходимы для социально-экономической подготовки выпускников.   Начиная с 5 класса, при  изучении темы «Питание»  у учащихся постепенно начинают формироваться экономические знания и умения. Например, после приготовления блюда учащиеся проводят не только дегустацию блюд, но и подсчитывают стоимость приготовленного блюда.  В 7-9 классах при изучении темы «Экономика домашнего хозяйства» активно используются межпредметные связи СБО с уроками письма, математики: оформление деловых бумаг, решение задач с экономическим содержанием и др. Решение математических задач прикладного характера на уроках СБО вызывает интерес у учащихся более  чем решение обычных задач на  уроках математики.  Практические работы вызывают большой интерес у учеников, так как их содержание взято из реальной жизни. Например, выявление осведомленности о текущих ценах на продукты и промтовары, планирование крупных покупок, подсчет бюджета семьи на одну-две недели и др. Выполняя эти практические работы, учащиеся становятся социально взрослее.

       Занятия по СБО предусматривают активное включение учеников в окружающую жизнь. Этому способствуют учебные экскурсии, в ходе которых у школьников расширяются представления об окружающей действительности, формируются навыки делового общения с людьми вне школы. Учитель заранее планирует экскурсии, обстоятельно готовится к ним, знакомясь с работой учреждения, продумывая маршрут до места назначения, договариваясь с работниками этих учреждений о проведении экскурсии. От подготовленности экскурсии зависит то, как ребенок с недостатками интеллектуального развития усвоит учебный материал и сформирует представления об окружающем мире. Учащиеся школы – интерната в рамках учебных экскурсий посещают различные предприятия: почту, телеграф,  различные магазины, рынок, центр занятости, автостанцию, железнодорожный вокзал, предприятия службы быта, и т.д. В ходе этих экскурсий учащиеся становятся активными участниками той жизни и деятельности, которую они изучают, знакомятся с особенностями этих предприятий.  

       Достичь желаемых результатов в процессе социально-бытовой ориентировки детей с ОВЗ помогает воспитательная работа. Учитель СБО работает в тесном сотрудничестве с воспитателями школы-интерната. Во внеурочное время повторяются, закрепляются и расширяются знания и умения учащихся, полученные на уроках. Желательно, чтобы воспитатели  придерживаются тех же требований, что и учитель СБО.      

       Проведение внеурочных мероприятий по СБО совместно с воспитателями (проведение бесед, посещение концертов и кинофильмов, различные конкурсы, экскурсии по городу, на предприятия города) способствует социальной адаптации учащихся.

        Роль семьи в подготовке детей к самостоятельной жизни ограничена. Но родители совместно с педагогами должны формировать у детей ценности, нормы и правила поведения, принятых в обществе. В школе-интернате проводятся консультации с родителями,  родительские лектории  о семейном укладе, о значении семьи для ребенка,  о распределении семейных обязанностей, как правильно готовить детей к самостоятельной жизни и др.

       Изучение предмета СБО в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах-интернатах VIII вида является важным звеном  в жизни детей с недостатками интеллектуального развития. Как говорил Даниель Дефо: «Самая высокая степень человеческой мудрости - это умение приспособиться к обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним угрозам». Уроки социально-бытовой ориентировки помогают  детям  с ограниченными возможностями здоровья становиться более адаптированными к жизни, стрессоустойчивыми, открытыми к общению, способными к созданию полноценной семьи.


 Литература:

 

1.       В.В.Воронкова, С.А. Казакова. Социально –бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Владос,  2006.-  248 с.

2.       Гладкая В. В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Издание 2-е. Методическое пособие.- М.: Издательство НЦ «ЭНАС», 2006 .-192  с.

3.       Девяткова Т.А. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя».- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 304с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности урока английского языка через применение активных форм работы с учащимися на уроке

В данной публикации дается краткое описание активных форм работы, которые учитель применяет в своей деятельности. Как сформировать стойкую положительную мотивацию учащихся к изучению иностранного язык...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...