Рабочая программа - "Решаем конфликты мирным путем"
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа дополнительного образования. Нацелена на развитие коммуникативных процессов и обучению безконфликтного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_-_reshaem_konflikty_mirnym_putem.docx | 60.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 8
к дополнительной общеобразовательной программе
МБОУ СШ № 1 им. М.М. Пришвина
на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа модуля
«Решаем конфликты мирным путем»
- Планируемые результаты.
Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу дополнительной образовательной программы.
В процессе реализации Программы предполагается достижение определенных общих результатов обучения:
− когнитивные (знания, навыки, умения, полученные на занятиях);
− мотивационные (появление желания у ребенка заниматься данным видом деятельности);
− эмоциональные (развитие качеств позитивно положительного состояния – удовлетворенности, любознательности, стремление познавать и открывать новое и др.);
− коммуникативные (понимание и принятие норм и правил общения, поведения, взаимоуважения, доброжелательности, ответственности и обязательности, признания прав всякого человека на самостоятельность и независимость);
− креативные (творческое восприятие окружающей действительности, потребность создания нового, поиск нестандартного решения, получения удовлетворения от творческого процесса). Посредством блока дополнительного образования в школе создается воспитательно-образовательное пространство, новое качество школьного образования и воспитания, новые возможности для социализации личности.
Планируемые результаты изучения модуля:
По окончании курса обучающиеся должны знать:
- цели и задачи школьной службы примирения;
- принципы деятельности службы примирения;
- функции и полномочия школьной службы примирения;
- нормативно-правовую базу.
По окончании курса обучающиеся должны уметь:
- вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
- конструктивно разрешать конфликты;
- самостоятельно контролировать своё поведение в эмоционально-напряжённой обстановке и управлять им;
- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
- Содержание модуля
Содержание тем модулей Программы определено основной целью: формирование и развитие способностей по следующим сферам деятельности:
• интеллектуальная;
• академические достижения;
• творческое и продуктивное мышление;
• общение и лидерство;
• художественная;
• физкультурно-спортивная.
Модуль позволяет удовлетворить познавательные и коммуникативные интересы школьников.
Модуль включает в себя следующее содержание:
5-ые классы
- Медиация в школе.
Знакомство. Принятие правил работы в группе.
Понятие «медиация». Знакомство со школьной службой примирения.
Принципы деятельности школьной службы примирения.
Функции и полномочия школьной службы примирения.
Нормативно-правовые аспекты.
Модели организации служб примирения.
- Межличностное общение
Качества, важные для межличностного общения.
Механизмы общения: эмпатия, рефлексия, идентификация.
Вербальные и невербальные средства общения.
Правила эффективного общения.
Фазы общения.
Барьеры общения.
Способы коррекции барьеров общения.
Умение вести конструктивный диалог.
Эффективные приемы общения.
Язык «поддержки» и язык «подавления».
Деловое общение.
Речь говорящего и понимание слушателя.
Совершенствование навыков «слушания».
Совершенствование навыков устной речи. Техника речи.
Монолог. Диалог.
Совершенствование навыков устной речи. Полилог.
Совершенствование навыков устной речи. Дискуссия.
Проблемно-ценностная дискуссия.
Этика речевой коммуникации. Этика и речь. Формулы речевого этикета.
Этика и виды речевой деятельности.
Общение по телефону.
Психодиагностика коммуникативных и организаторских склонностей.
- Конфликты и их разрешения.
Причины агрессивного поведения.
Знакомство с понятиями «конфликт», «спор», «дискуссия».
Виды школьных конфликтов.
«Конфликтные привычки».
Способы урегулирования и профилактика конфликтов.
Отработка технологии группового взаимодействия. Умение слушать и конструктивно взаимодействовать.
Правила ведения спора.
Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».
IV. Познаю себя.
Я – неповторимый человек. Мои достоинства.
Как стать прилежным и старательным.
Семь моих «Я». Что знают обо мне окружающие.
Посеешь характер – пожнешь судьбу.
Мои недостатки и как их превратить в мои достоинства.
- Мир моих чувств и эмоций.
Мои чувства и эмоции.
Как выразить негативные эмоции: страх, гнев, злость, обиду».
Психодиагностика эмоционального состояния.
Итоговое занятие по курсу.
6-ые классы
- Медиация в школе.
Знакомство. Принятие правил работы в группе.
Понятие «медиация». Знакомство со школьной службой примирения.
Основные принципы восстановительного подхода.
Восстановительный подход в разрешении конфликтов.
Цель и задачи служб примирения (медиация).
Необходимые условия для деятельности служб примирения (медиация).
- Организация деятельности службы примирения (медиации).
Модели организации служб примирения (медиации).
Деятельность муниципальной службы примирения (медиации).
Этапы создания службы примирения (медиации).
Функции специалистов службы примирения (медиации).
- Нормативно-правовая основа деятельности служб примирения (медиации).
Законодательно-правовые акты и нормативные документы.
Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по работе с несовершеннолетними.
Рабочая документация по деятельности службы примирения (медиации).
- Мир моих чувств и эмоций.
Эмоциональность как свойство личности.
Понятие «эмоция», «чувство», «эмоциональное состояние».
Эмпатия. Гнев. Агрессия. Культура эмоций и чувств.
Пути саморегуляции.
Способы взаимодействия с отрицательными эмоциями.
Эмоциональная культура личности.
- Межличностное общение.
Общение и его функции.
Культура общения. Виды общения.
Коммуникативная культура личности.
Стили общения. Нормы этикета.
Механизмы взаимопонимания.
Роль умения слушать в личностном общении.
«Эффективные слушания».
Факторы «слушания». Три уровня «слушания».
Речь говорящего и понимание слушающего.
Барьеры между говорящим и слушающим.
Преодоление барьеров общения.
Язык «поддержки» и язык «подавления».
Совершенствование навыков «слушания».
Совершенствование навыков устной речи. Техника речи.
Монолог. Диалог.
Совершенствование навыков устной речи. Дискуссия.
Проблемно-ценностная дискуссия.
Этика речевой коммуникации. Этика и речь. Формулы речевого этикета.
Этика и виды речевой деятельности.
- Конфликты и их разрешения.
Знакомство с понятиями «конфликт», «спор», «дискуссия».
Виды школьных конфликтов.
«Конфликтные привычки».
Способы урегулирования и профилактика конфликтов.
Отработка технологии группового взаимодействия. Умение слушать и конструктивно взаимодействовать.
Правила ведения спора.
Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».
- Практическая значимость медиации.
Креативное решение трудностей.
Развитие внимания в рамках коллективной деятельности.
Овладение способами самоконтроля, саморегуляции.
Учимся договариваться.
Учимся решать проблемы вместе.
Итоговое занятие по курсу.
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы модуля (5 класс-11 лет)
№ п\п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Теори-тичес-ких | Прак-тичес-ких | Форма проведения занятия, виды работы |
I. Медиация в школе. | 7 | 6 | 1 | ||
1 | Знакомство. Принятие правил работы в группе. | 1 | Беседа. | ||
2 | Понятие «медиация». Знакомство со школьной службой примирения. | 1 | Лекция. Беседа. | ||
3 | Принципы деятельности школьной службы примирения. | 1 | Лекция. Беседа. Анализ материала. | ||
4 | Функции и полномочия школьной службы примирения. | 1 | Лекция. Беседа. Анализ материала. | ||
5-6 | Нормативно-правовые аспекты. | 1 | 1 | Лекция. Практикум. | |
7 | Модели организации служб примирения. | 1 | Беседа. | ||
II. Межличностное общение | 36 | 14 | 22 | ||
8 | Качества, важные для межличностного общения. | 1 | Лекция. Беседа. Анализ полученного материала. | ||
9-10 | Механизмы общения: эмпатия, рефлексия, идентификация. | 1 | 1 | Лекция. Практикум. | |
11-13 | Вербальные и невербальные средства общения. | 1 | 2 | Лекция. Анализ полученного материала. Практикум. | |
14-15 | Правила эффективного общения. | 1 | 1 | Лекция. Практикум. | |
16 | Фазы общения. | 1 | Лекция. | ||
17 | Барьеры общения. | 1 | Беседа. | ||
18 | Способы коррекции барьеров общения. | 1 | Тренинговые упражнения. | ||
19-20 | Умение вести конструктивный диалог. | 1 | 1 | Беседа. Практикум. | |
21-22 | Эффективные приемы общения. | 2 | Практикум. Ролевая игра. | ||
23-24 | Язык «поддержки» и язык «подавления». | 2 | Практикум. Викторина. | ||
25 | Деловое общение. | 1 | Беседа. | ||
26-27 | Речь говорящего и понимание слушателя. | 1 | 1 | Лекция. Анализ полученного материала. | |
28-29 | Совершенствование навыков «слушания». | 2 | Практикум. | ||
30-31 | Совершенствование навыков устной речи. Техника речи. | 2 | Практикум. | ||
32 | Монолог. Диалог. | 1 | Беседа. | ||
33-34 | Совершенствование навыков устной речи. Полилог. | 2 | Практикум. Ролевая игра. | ||
35-36 | Совершенствование навыков устной речи. Дискуссия. | 2 | Практикум. Ролевая игра. | ||
37 | Проблемно-ценностная дискуссия. | 1 | Лекция. | ||
38-40 | Этика речевой коммуникации. Этика и речь. Формулы речевого этикета. | 1 | 2 | Беседа. Ролевая игра. | |
41 | Этика и виды речевой деятельности. | 1 | Беседа. | ||
42 | Общение по телефону. | 1 | Беседа. | ||
43 | Психодиагностика коммуникативных и организаторских склонностей. | 1 | Тестирование. | ||
III. Конфликты и их разрешения. | 17 | 5 | 12 | ||
44-45 | Причины агрессивного поведения. | 1 | 1 | Лекция. Документальный фильм. | |
46-47 | Знакомство с понятиями «конфликт», «спор», «дискуссия». | 1 | 1 | Беседа. Практикум. | |
48-49 | Виды школьных конфликтов. | 1 | 1 | Беседа. Ролевая игра. | |
50 | «Конфликтные привычки». | 1 | Беседа. | ||
51-53 | Способы урегулирования и профилактика конфликтов. | 1 | 2 | Беседа. Практикум. | |
54-57 | Отработка технологии группового взаимодействия. Умение слушать и конструктивно взаимодействовать. | 4 | Практикум. Ролевая игра. | ||
58-59 | Правила ведения спора. | 2 | Практикум. | ||
60 | Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях». | 1 | Практикум. Ролевая игра. | ||
IV. Познаю себя. | 10 | 4 | 6 | ||
61-62 | Я – неповторимый человек. Мои достоинства. | 1 | 1 | Беседа. Самопрезентация. | |
63-64 | Как стать прилежным и старательным. | 1 | 1 | Беседа. Ролевая игра. | |
65-66 | Семь моих «Я». Что знают обо мне окружающие. | 2 | Самопрезентация. | ||
67-68 | Посеешь характер – пожнешь судьбу. | 1 | 1 | Беседа. Анализ полученного материала. Обсуждение. | |
69-70 | Мои недостатки и как их превратить в мои достоинства. | 1 | 1 | Дискуссия. Беседа. | |
V. Мир моих чувств и эмоций. | 6 | 1 | 5 | ||
71 - 72 | Мои чувства и эмоции. | 1 | 1 | Беседа. Практикум. | |
73-74 | Как выразить негативные эмоции: страх, гнев, злость, обиду». | 2 | Практикум. | ||
75 | Психодиагностика эмоционального состояния. | 1 | Тестирование. | ||
76 | Итоговое занятие по курсу. | 1 | Практикум. | ||
Итого 76 часов |
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы модуля (6 класс-12 лет)
№ п\п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Теори-тичес-ких | Прак-тичес-ких | Форма проведения занятия, виды работы |
I. Специфика и условия реализации восстановительного подхода в образовательных организациях. | 8 | 6 | 2 | ||
1 | Знакомство. Принятие правил работы в группе. | 1 | Беседа. | ||
2 | Понятие «медиация». Знакомство со школьной службой примирения. | 1 | Лекция. Беседа. | ||
3-4 | Восстановительный подход в разрешении конфликтов. | 1 | 1 | Лекция. Практикум. | |
5-6 | Основные принципы восстановительного подхода. | 1 | 1 | Лекция. Практикум. | |
7 | Цель и задачи служб примирения (медиация). | 1 | Лекция. | ||
8 | Необходимые условия для деятельности служб примирения (медиация). | 1 | Лекция. | ||
II. Организация деятельности службы примирения (медиации). | 6 | 4 | 2 | ||
9-10 | Модели организации служб примирения (медиации). | 1 | 1 | Лекция. Практикум. | |
11-12 | Деятельность муниципальной службы примирения (медиации). | 1 | 1 | Лекция. Практикум. | |
13 | Этапы создания службы примирения (медиации). | 1 | Лекция. | ||
14 | Функции специалистов службы примирения (медиации). | 1 | Лекция. | ||
III. Нормативно-правовая основа деятельности служб примирения (медиации). | 4 | 3 | 1 | ||
15 | Законодательно-правовые акты и нормативные документы. | 1 | Лекция. | ||
16 | Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по работе с несовершеннолетними. | 1 | Лекция. | ||
17-18 | Рабочая документация по деятельности службы примирения (медиации). | 1 | 1 | Лекция. Практикум. | |
IV. Мир моих чувств и эмоций. | 8 | 6 | 2 | ||
19 | Эмоциональность как свойство личности. | 1 | Беседа. | ||
20 | Понятие «эмоция», «чувство», «эмоциональное состояние». | 1 | Беседа. | ||
21 | Эмпатия. Гнев. Агрессия. Культура эмоций и чувств. | 1 | Беседа. | ||
22-23 | Пути саморегуляции. | 1 | 1 | Беседа. Практикум. | |
24 | Способы взаимодействия с отрицательными эмоциями. | 1 | Беседа. | ||
25-26 | Эмоциональная культура личности. | 1 | 1 | Беседа. Ролевая игра. | |
| 25 | 12 | 13 | ||
27 | Общение и его функции. | 1 | Беседа. | ||
28 | Коммуникативная культура личности. | 1 | Беседа. | ||
29-30 | Культура общения. Виды общения. | 1 | 1 | Беседа. Практикум. | |
31 | Стили общения. Нормы этикета. | 1 | Беседа. | ||
32 | Механизмы взаимопонимания. | 1 | Практикум. | ||
33 | Роль умения слушать в личностном общении. | 1 | Беседа. | ||
34 | «Эффективные слушания». | 1 | Практикум. | ||
35 | Факторы «слушания». Три уровня «слушания». | 1 | Беседа. | ||
36 | Речь говорящего и понимание слушающего. | 1 | Практикум. Ролевая игра. | ||
37-38 | Барьеры между говорящим и слушающим. | 1 | 1 | Беседа. Практикум. | |
39 | Преодоление барьеров общения. | 1 | Ролевая игра. | ||
40 | Язык «поддержки» и язык «подавления». | 1 | Лекция. | ||
41-42 | Совершенствование навыков «слушания». | 2 | Практикум. | ||
43-44 | Совершенствование навыков устной речи. Техника речи. | 2 | Практикум. | ||
45 | Монолог. Диалог. | 1 | Беседа. | ||
46-47 | Совершенствование навыков устной речи. Дискуссия. | 2 | Практикум. | ||
48 | Проблемно-ценностная дискуссия. | 1 | Беседа. | ||
49-50 | Этика речевой коммуникации. Этика и речь. Формулы речевого этикета. | 1 | 1 | Беседа. Практикум. | |
51 | Этика и виды речевой деятельности. | 1 | Лекция. | ||
| 15 | 4 | 11 | ||
52-53 | Знакомство с понятиями «конфликт», «спор», «дискуссия». | 1 | 1 | Беседа. Практикум. | |
54-55 | Виды школьных конфликтов. | 1 | 1 | Беседа. Ролевая игра. | |
56 | «Конфликтные привычки». | 1 | Беседа. | ||
57-59 | Способы урегулирования и профилактика конфликтов. | 1 | 2 | Беседа. Ролевая игра. | |
60-63 | Отработка технологии группового взаимодействия. Умение слушать и конструктивно взаимодействовать. | 4 | Практикум. Ролевая игра. | ||
64-65 | Правила ведения спора. | 2 | Практикум. | ||
66 | Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях». | 1 | Практикум. Ролевая игра. | ||
| |||||
67 | Креативное решение трудностей. | 1 | Беседа. | ||
68-69 | Развитие внимания в рамках коллективной деятельности. | 2 | Практикум. | ||
70-71 | Овладение способами самоконтроля, саморегуляции. | 2 | Практикум. | ||
72-73 | Учимся договариваться. | 2 | Практикум. | ||
74-75 | Учимся решать проблемы вместе. | 2 | Практикум. | ||
76 | Итоговое занятие по курсу. | 1 | Практикум. | ||
Итого 76 часов |
8 модуль «Решаем конфликты мирным путем» направлен на подготовку учеников к грамотному поведению в сложной ситуации с целью предотвращения острой конфронтации, улучшение межличностного взаимодействия, готовности к участию в переговорах в роли беспристрастных посредников (медиаторов), помогающих конфликтующим сторонам прийти к удовлетворяющему все стороны соглашению и сохранить впоследствии добрые отношения.
Школа является мини-социумом, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме. Если конфликты будут играть разрушительную роль в жизни ребенка - их негативные последствия скажутся и спустя десятилетия. Если же конфликтное взаимодействие в школьные годы научит его относиться к конфликту как к точке сборки, как к возможности выйти на уровень глубинного понимания своего оппонента, такой позитивный опыт может быть плодотворно использован в дальнейшем. Коммуникация не будет представлять для такого человека опасности, что значительно расширит его возможности и в профессиональной деятельности, и в личной жизни.
Исходя из выше сказанного, модуль «Решаем конфликты мирным путем» способствует формированию у всех участников воспительно-образовательного процесса навыков успешной социализации.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности:
- Требования к помещению.
Для проведения занятий требуется просторное помещение, чтобы можно было поставить стулья в круг. Количество стульев должно соответствовать количеству учащихся.
- Дидактические материалы.
Каждое занятие требует предварительной подготовки: листы бумаги, фломастеры или маркеры, доска, мелкий раздаточный материал (ручки, карточки по темам и т.п.). Музыкальный материал (песни о дружбе, фонограммы с релаксационной музыкой). Тексты сказок, притч, заданий для беседы, напечатанные на отдельных карточках.
- Технические средства
Компьютер, принтер, проектор.
Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы:
Справочно-библиографическая литература:
- И.А. Тренинг психологической безопасности в школе. – СПб.: Речь, 2002. – 251с.
- Григорьева Т.Г. и др. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. – Новосиб.: Новосиб. ун-та, М.: Совершенство, 1997. – 171 с.
- Григорьева Т.Г. и др. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. – Новосиб.: Новосиб. ун-та, М.: Совершенство, 1997. – 198 с.
- Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. – Новосиб.: Новосиб. ун-та, М.: Совершенство, 1997. – 171 с.
- Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. – СПб.: Речь, 2010. – 141 с.
- Ежова Н.Н. Научись общаться!: коммуникативные тренинги. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 249 с.
- Имею право. Сборник игр и задач для тебя и твоих друзей/ авторы – составители Мирошкина М.Р. и др. – М., 1999. – 72 с.
- Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 144 с.
- Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Тренинг для педагогов. - М.: Генезис, 2004. – 183 с.
- Куницина В.Н. и др. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
- Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинг для подростков и их родителей. – СПб.: Речь, 2007. – 368 с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психологоия. – М.: Пед-ое общ. России, 1999. – 442 с.
- Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений: методические разработки занятий. -М.: Новая школа, 1993. – 49 с.
- Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПБ.: Речь, 2003. – 175 с.
- Рвачева Е. Как стать мастером общения? 49 простых правил. – М.: Эксмо, 2010. – 128 с.
- Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с.
- Тримаскина И.В. и др. Тренинг эмоционального интеллекта и развития личной эффективности. – СПБ.: Речь, 2010. – 157 с.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии Часть 1,2,3. – М.: Генезис, 2005.– 167 с.
Цифровые образовательные ресурсы:
- www.nebej.ru
- Электронная библиотека
- www.litru.ru
- Журнал «PSYCHOLOGIES»
- www.psychologies.ru
- Блог школьного психолога
- http://schoolpsycholog.blogspot.com
- Открытый класс для психологов
- http://www.openclass.ru
- Единая коллекция ЦОР
- http://school-collection.edu.ru
- Интеллектуальная поисковая система
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительных занятий "На пути к ГИА"
Рабочая программа дополнительных занятий "На пути к ГИА"...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Гибкий путь»
Дзюдо - это вид единоборства, искусство, дисциплина и просто способ провести время с пользой для себя. Универсальность Дзюдо как вида спорта заключается в том, что им могут заниматься люди всех возрас...
Рабочая программа дополнительных занятий ««На пути к ОГЭ по русскому языку»
Рабочая программа дополнительных занятий ««На пути к ОГЭ по русскому языку»...
Памятка для подростков "Как решать конфликты мирным путём"
Памятка для подростков Как решать конфликты мирным путём...
Рабочая программа курса по ЗОЖ "Путь к успеху"
Программа курса «Путь к успеху» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее &ndash...
Рабочая программа внеурочной деятельности "На пути к ОГЭ"
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "На пути к ОГЭ" рассчитана на 34 часа, с расчетом 1 час в неделю....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Путь к грамотности» 5-9 классы
Программа курса «Путь к грамотности» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения у...