Использование бесплатного офисного пакета в педагогической деятельности
статья
Существующая педагогическая система преподавания нуждается в информатизации основных учебных процессов. В современном мире – цифровом мире, как успели его именовать многие жители нашей планеты, без цифровых технологий не обойтись. Практически каждый школьник пользуется мобильным телефоном, карманным компьютером и прочей информационной техникой. Интерес к компьютерным информационным технологиям в образовании у учащихся гораздо выше, чем к традиционным учебникам и тетрадям. Чего не скажешь о большинстве преподавателей, у которых работа с информационным оборудованием вызывает определенные трудности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_besplatnogo_ofisnogo_paketa_v_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx | 39.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование бесплатных офисных пакетов в педагогической деятельности
О.А. Петрова, старший преподаватель кафедры математики и информационных технологий БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии
О.В. Волкова, старший преподаватель кафедры математики и информационных технологий БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии
Существующая педагогическая система преподавания нуждается в информатизации основных учебных процессов. В современном мире – цифровом мире, как успели его именовать многие жители нашей планеты, без цифровых технологий не обойтись. Практически каждый школьник пользуется мобильным телефоном, карманным компьютером и прочей информационной техникой. Интерес к компьютерным информационным технологиям в образовании у учащихся гораздо выше, чем к традиционным учебникам и тетрадям. Чего не скажешь о большинстве преподавателей, у которых работа с информационным оборудованием вызывает определенные трудности. Эти трудности вызваны рядом следующих причин:
- информационной безграмотностью;
- необходимостью разработки комбинированных уроков с применением интернет технологий в образовании;
- необходимостью составления письменной отчетности и электронной, в случае если школьное учреждение подключено к единой образовательной системе.
Однако преодоление данных трудностей должно стать первоочередной задачей каждого педагога. Не стоит рассматривать интерактивные технологии в образовании, как нечто сложное и несовместимое с учебной деятельностью. В применении информационно-коммуникативных ресурсов можно найти множество преимуществ, которые выступят в качестве вспомогательного инструмента в учебном процессе. К числу преимуществ использования цифровых информационных технологий в образовании относят:
- широкий доступ к информационной базе данных;
- создание комбинированных и полноценных уроков;
- повышение уровня мотивации учащихся;
- возможность представления материала в графической, динамической и экспериментальной форме, что практически невозможно осуществить с использованием школьной доски и мела;
- возможность обмена опытом с другими местными школьными учреждениями либо зарубежными вузами;
- возможность одновременной проверки знаний учащихся и степени усвоения материала;
- одновременное воздействие на слуховые и зрительные рецепторы, что способствует более эффективному запоминанию информации.
При использовании различных цифровых технологий в учебном процессе огромное внимание необходимо уделять педагогически осознанному их применению. Подача теоретического материала с использованием цифровых технологий ученикам обладает рядом особенностей:
- Учащиеся выросли на телевизионных передачах и компьютерных играх, и приучены воспринимать зрительные образы. Поэтому, материал, сопровождаемый красочными иллюстрациями, вызывает больший интерес и лучше усваивается, чем изложение использование того же самого с помощью мела и доски. Таким образом, учитель начинает говорить на языке, понятном каждому ученику и учит его формулировать свои мысли кратко и четко.
- Разработка таких материалов развивает логическое мышление, учит отделять главное от второстепенного, структурировать информацию. Такие навыки очень полезны именно сегодня, в эпоху информационного бума.
Применение цифровых технологий:
- дает возможность оперативно модифицировать учебные материалы.
- позволяет многократно использовать и тиражировать в разных формах подготовленные материалы.
- делает учебные материалы доступными учащимся в любой момент и, возможно, из любого места, т.е. делает материалы мобильными и легко доступными.
- естественным путем знакомит учащихся с культурой информационного общества.
Как правило, для подготовки теоретического материала используется современный пакет офисных программ Microsoft Office, но тут мы сталкиваемся с относительно малознакомым понятием – бесплатный офисный пакет. Кому нужен бесплатный, но мощный офисный пакет? Он нужен любому, кто не имеет средств или желания платить за лицензионный пакет Microsoft Office или подобный ему. Бесплатный пакет может помочь сэкономить значительные средства вместо покупки платного офисного пакета. К примеру, стоимость годовой аренды пакета Microsoft Office, в версии, аналогичной по функционалу бесплатному LibreOffice, составляет около $500 за одно рабочее место. Кроме того, и особенно это касается государственных организаций, в том числе образовательных, легко может случиться проверка на предмет использования пиратского программного обеспечения. Поэтому организации в первую очередь переходят на использование бесплатных офисных пакетов. Например, по решению Правительства РФ с 2008 года этот пакет устанавливается во всех учебных заведениях. Такая крупная организация, как «Ростелеком» использует этот пакет еще с 2007 года. За границей этот пакет не менее популярен, скорее даже – более. Так, администрация Амстердама, полиция Франции, Министерство юстиции Бельгии, МИД Германии давно используют только этот пакет программ.
Как видим, это не такой уж маленький конкурент для Microsoft Office, который постепенно захватывает рынок офисных программ. Да к тому же регулярно появляются новые версии, еще более стабильные и удобные. Так что, если уж встанет вопрос о выборе бесплатного офисного пакета – следует ознакомиться с существующими предложениями в данном секторе.
LibreOffice - программа которая создалась как бесплатная альтернатива платному пакету офисных программ от корпорации Майркософт - Microsoft Office. Основой для LibreOffice послужил пакет OpenOffice, долгие годы разрабатывавшийся корпорацией Sun Microsystems. После того, как Sun Microsystems вошла в состав Oracle, будущее бесплатного OpenOffice оказалось под угрозой, и международная организация Document Foundation создала на его базе альтернативный продукт под названием LibreOffice, который стартовал в январе 2011 года.
В состав пакета программ входят: редактор html, текстовый процессор - аналог word, табличный инструмент - аналог exсel, программа для презентаций как powerpoint, программа по созданию и управлению базами данных как access и векторный редактор. LibreOffice распространяется с открытым исходным кодом и работает под такими системами как windows, linux, mac. В программе присутствует русскоязычный интерфейс. Интерфейс программ LibreOffice скромнее, чем в Microsoft Office, но их функционал достаточно богат
Writer – текстовый редактор, аналогичный MS Word. Функции Writer позволяют как оформлять относительно-простые офисные документы, так и составлять сложные многостраничные тексты, бюллетени, брошюры и книги. Документы, создаваемые во Writer, могут включать в себя графику и таблицы, содержать автоматическую нумерацию страниц и разделов. Как и Word, программа Writer позволяет проверять орфографию. Некоторым преимуществом Writer перед Word является довольно удобная функция авто-завершения начатых слов, аналогичная системе T9, распространённой на мобильных телефонах.
Calc – табличный редактор, повторяющий по функционалу MS Excel. Этот редактор позволяет создавать и производить статистический анализ сложных, многостраничных таблиц, содержащих расчёты по самым разнообразным формулам. Так же с помощью Calc можно строить самые разные типы диаграмм и графиков, в том числе и трёхмерные. Calc поддерживает возможность интеграции с внешними базами данных, например, FireBird, MSSQL или Oracle.
Impress – редактор презентаций позволяет создавать мультимедийные презентации, так же, как это делается в MS PowerPoint. В программу включено много шаблонов оформления презентаций, а дополнительные можно скачать из Интернета. Это обогащает процесс обучения, позволяет сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого
Draw – графический редактор. В состав MS Office не входит достаточно мощного графического редактора. Для этих целей с Microsoft Office педагогу придётся либо использовать простенький редактор Paint, встроенный в Windows, либо отдельно устанавливать бесплатный графический редактор Paint.NET, обладающий довольно широким функционалом. В составе LibreOffice имеется Draw - собственный штатный графический редактор. Draw позволяет создавать различные рисунки и иллюстрации, в том числе содержащие несложные анимационные эффекты, которые можно использовать при создании дидактического материала к урокам.
Base – настольная система управления базой данных, аналогичная по возможностям MS Access. Base позволяет создавать несложные приложения, с помощью которых сотрудники офиса могут заносить и редактировать различные данные в единой базе данных. Base позволяет импортировать или интегрировать информацию из баз данных других типов, в том числе MySQL, PostgreSQL, FireBird или Microsoft Access. На основе информации в базе данных можно строить различные отчёты и диаграммы.
Math – относительно простой редактор математических, химических, электрических и других научных уравнений. С его помощью можно быстро набрать красиво оформленную сложную формулу, для вставки в презентацию или текстовый документ.
Другие особенности LibreOffice:
Все программы пакета LibreOffice могут напрямую сохранять данные в формате PDF, без необходимости печатать их на виртуальном PDF-принтере, что позволяет педагогу не устанавливать дополнительные программы на компьютере.
LibreOffice абсолютно бесплатен. Им можно свободно пользоваться как на домашнем компьютере, так и на компьютерах в офисах коммерческих организаций. Благодаря лицензии LGPL, по которой LibreOffice распространяется, на его основе можно даже создавать собственные бесплатные программы.
Существует как обычная версия LibreOffice, устанавливаемая на ПК через инсталлятор, так и переносная portable-версия, которую можно запускать прямо из папки или, например, с флешки. Сейчас иметь с собой флешку, на которой установлены портативные программы, модно. Но не только тут дело в тренде - это еще и практично. Действительно - на ПК в офисе или интернет-кафе, как правило, отсутствуют те программы, которые нам нужны в той или иной ситуации. С хранением данных всё просто - они, как говорится, «в облаках», поэтому всегда под рукой, если, конечно, же, вы онлайн.
В качестве итога стоит сказать, что большинство рядовых пользователей используют всего 30-40% возможностей, предоставляемых офисными пакетами. Таким образом, несмотря на то, что самым популярным инструментов для работы с документами среди большинства пользователей бесспорно, уже многие годы является продукт Microsoft Office. внедрение в педагогическую деятельность альтернативных офисных пакетов с открытым кодом и распространяющихся совершенно бесплатно является актуальным. LibreOffice бесплатен как для частного, так и для образовательного или коммерческого использования. Все компоненты LibreOffice хорошо сочетаются и дополняют друг друга, предоставляя пользователю всё необходимое для ежедневной работы с документами, ввода, систематизации и анализа данных, маркетинга, проведения презентаций и обучения. LibreOffice прост в использовании и может использоваться без специальной подготовки всеми, кто уже однажды работал с какими-либо офисными программами.
Литература:
- Юрий Пономаренко. Кому он нужен, этот OpenOffice.org? Техника и интернет. 2012
- Г.И.Ишкова. "Офисные технологии" – методическая разработка. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
- http://tutasoft.com/libreoffice.html
- http://www.sovets.ru/repair/10535.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование информационных технологий в моей педагогической деятельности»
выступление на педагогическом совете...
«Использование возможностей офисного пакета MSOffice 2013 в работе педагога образовательного учреждения»
Программа Microsoft Office Word 2013 представляет собой мощный текстовый редактор. Отсюда следует её назначение: создание и обработка текстовых документов.Microsoft Office Word является основным редак...
Программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) "Особенности использования офисных приложений незрячими на примере использования офисного пакета MS Office 2016"
Пояснительная записка Целью предлагаемой программы, согласно общему направлению процесса социальной реабилитации инвалидов по зрению и интеграции их в обществе, является приобр...
Диплом за профессионализм и успешное использование современных информационных технологий в педагогической деятельности
Диплом за профессионализм и успешное использование современных информационных технологий в педагогической деятельности...
Мастер-класс "Эффективное использование медиаматериалов при подготовке самоанализа педагогической деятельности»
Цели мастер-класса:Расширить познания в области овладения ИКТ через использование мультимедийной программы AVS VIDEO EDITOR;Познакомить с приемами работы в программе AVS VIDEO EDITOR;Создать видеороли...
Конспект урока по теме: "Знакомство с офисным пакетом OnlyOffice"
Конспект урока разработан по теме "Знакомство с офисным пакетом OnlyOffice"Образовательная цель урока: формирование умений работы в офисном пакете OnlyOffice, знакомство с сервисами, в...
Участие во Всероссийском тестировании «Росконкурс Август 2023» Тест: Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности (Диплом победителя І степени)
Участие во Всероссийском тестировании "Использование информационно - коммуникационных технологий в педагогической деятельности" (Диплом победителя 1 степени)...