Педагогический проект "Одаренные дети"
материал
Педагогический проект "Одаренные дети"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proek_odarennye_deti.docx | 43.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"РЫБКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
САФОНОВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
_____________________________________________________________________
215525, Смоленская область, Сафоновский район, д. Рыбки, ул. Школьная, д.6
Тел. (48142) 6 01 13, e-mail: gurenkova1965@mail.ru
Педагогический проект
Одаренные дети
(физика)
предмет
Гуренкова В.А,
учитель физики
2016 год.
Цель:
создание благоприятных условий для развития талантливых обучающихся
Задачи:
- выявлять одарённых детей с использованием различных диагностик;
- отбирать средства обучения, способствующие развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
- разнообразно организовывать внеурочную и внешкольную деятельности по предмету;
- предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками и учителем через самостоятельную работу;
- использовать на уроках физики дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей.
Пояснительная записка
Педагогический проект работы с одарёнными детьми охватывает главные аспекты воспитания и обучения одарённых детей в условиях сельской малокомплектной школы, намечает перспективы, определяет приоритеты, содержит конкретные мероприятия данной деятельности.
Прогресс цивилизации зависит от людей творческих, людей одарённых. Важнейшая задача общества – сохранить и развивать одарённость каждого. Поэтому нам, педагогам, в своей повседневной практической деятельности приходится быть очень внимательными к каждому ребёнку, его особенностям, способностям. Статистика гласит, что 10% детей одарены от природы, а 80% обладают определёнными способностями, которые могут раскрыться в определённых ситуациях, при определённых методах работы педагога.
Исходя из выше изложенного, я считаю, что работа с одаренными детьми необходима. В современной школе для такой работы неограниченное поле деятельности. И всё же учитель должен верить, что каждый его подопечный одарён, но по-своему и идти к конечной задаче – предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.
Обычно обращают внимание и относят к одаренным: детей, отлично обучающихся в школе; детей, ярко проявивших себя в каком-либо виде деятельности (например, в музыке или в рисовании) и детей любознательных с оригинальным мышлением. Но в реальности одаренных детей гораздо больше.
Выделяют различные виды одаренности. Например, по видам деятельности:
– интеллектуальную – у ребенка повышенная любознательность, исключительная сообразительность, полное погружение в умственную деятельность и т.д.;
– творческую – легкость генерирования идей, способность предлагать качественно разные, неповторяющиеся решения, оригинальность мышления и т.д. (обратите внимание: это не художественно-эстетическая одаренность и не интеллектуальная одаренность, причем существуют различные точки зрения на взаимосвязь интеллектуальной и творческой одаренности);
– академическую, проявляющуюся в успешном обучении отдельным учебным предметам, в выраженной избирательности интересов ребенка (очень часто в ущерб другим учебным предметам);
– художественно-эстетическую: изобразительную, музыкальную, литературную, актерскую;
– социальную или лидерскую (наиболее поздно признанный вид одаренности и до сих пор вызывающий споры), связанную с легкостью установления контактов и высоким качеством межличностных отношений;
– психомоторную (т.е. спортивную) – характеризующуюся способностями человека иметь объективную информацию о своих движениях, точно контролировать свои движения и управлять ими (моторными, сенсорными и когнитивными способностями).
Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления заключается в том, что в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель. А ученики у нас разные. Не секрет, что в каждом классе есть ученики, различные по способностям: слабые, средние и способные, и, конечно же, «одаренные». Способные, а тем более одаренные дети быстро схватывают объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями.
Проектом предусмотрено осуществление инновационных преобразований в работе с одарёнными детьми, развитие непрерывного углублённого обучения творческих школьников, изменение массовых способов обучения в пользу интеллектуально ориентированных учебных систем.
Проект направлен на совершенствование образовательного процесса, который воссоздаёт и воспроизводит условия для учения одарённого ребёнка
Принципы работы с одарёнными детьми.
- Принцип комфортности в любой деятельности.
- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
- Возрастание роли внеурочной деятельности.
- Принцип развивающего обучения.
- Принцип добровольности.
Основные направления работы:
1. Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.
2. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых детей.
3. Развитие творческих способностей обучающихся.
4. Поощрение – стимулирование дальнейшей творческой деятельности.
Этапы реализации проекта
1 этап. Диагностико-прогностический; мониторинг одаренности
Создание
- банка данных по одарённым детям;
- банка творческих работ обучающихся;
- банка заданий повышенной сложности
Организация
- творческих конкурсов, олимпиад;
- внеклассной работы по предмету.
2 этап. Деятельностный:
- организация активной системы творческой деятельности обучающихся;
- активное использование проектной деятельности.
3 этап. Констатирующий.
- оформление портфолио обучающегося.
Формы работы с одаренными обучающимися
- конкурсы;
- интеллектуальные марафоны;
- участие в олимпиадах;
- работа с индивидуальным планом;
- предметная неделя;
- индивидуальные консультации;
-использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей.
Функции учителя
- Выявление одарённых детей.
- Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
- Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
- Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного, районного и всероссийского уровня.
В современном обществе самой большой ценностью признана свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в постоянно меняющемся мире.
Современная школа призвана создать условия для духовного, нравственного и интеллектуального развития учащихся, воспитывать в каждом школьнике потребности в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.
Одной из главных задач современной школы является выявление одаренных детей и организация системной работы с ними. В основе ФГОС лежит системно-деятельный подход, который среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества, учет индивидуальных особенностей учащихся, разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов, формирование в школьнике потребности в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.
В школе должны быть созданы благоприятные условия и творческая атмосфера для успешного развития способностей всех детей. Такие условия, возможно, создать, осуществляя личностно-ориентированный подход в обучении. Основной принцип такого подхода: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель. Не секрет, что в каждом классе есть ученики, различные по способностям: слабые, средние и способные.
Способный (одаренный) ребенок, какой он?
- Обладает:
- отличной памятью,
- высоким уровнем мышления и интеллекта,
- хорошо развитой речью,
- большим словарным запасом,
- широким кругозором
- Отличается любознательностью и наблюдательностью.
- Способен сосредоточиться на нескольких видах деятельности.
- Быстро схватывает новый материал.
- Самостоятельно достигает поставленной цели.
- Легко усваивает учебный материал и обладает коммуникативными умениями.
- Выполняет задания повышенной трудности.
- Умеет искать, анализировать, обобщать.
- Отличается:
- неприязнью к традиционным методам обучения,
- стремлением к лидерству,
- повышенным требованием к себе и окружающим,
- стремлением к совершенству во всем,
- нетерпимостью.
Основные подходы в работе с одаренными детьми:
- ускорение,
- углубление,
- обогащение,
- проблематизация.
- повышение уровня сложности заданий.
Технологии:
- технология коммуникативного обучения
- здоровьесберегающая технология
- проектные и информационно – коммуникативные технологии
- игровая технология
- технология критического мышления
Проектные и информационно-коммуникативные технологии
- делают процесс обучения интересным;
- расширяют познания за пределы темы;
- придают учебному процессу динамичность и привлекательность;
- учащиеся становятся творческими исследователями;
- получают удовлетворение от работы.
Ролевые игры
- Активизируют творческий процесс на уроке.
- Включают элементы драматизации.
- Дают возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями.
- Предполагают неформальное общение.
Дифференцированный подход
- Способным детям недостает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий.
- Они быстро утрачивают интерес к ежедневным однообразным занятиям. Если не занимать таких детей заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то такого ребенка можно потерять как ученика. Какие же творческие задания можно предложить таким ученикам?
- Придумать загадку;
- Составить чайнворд, кроссворд, ребус;
- Написать сочинение или рассказ и т.д.
Интеллектуальному развитию одаренных школьников и общему кругозору способствуют межпредметные связи с
- биологией и экологией
- физикой, химией, математикой
Мною создан
- банк творческих заданий и упражнений повышенной сложности (материалы прошлых олимпиад, интернет-ресурсы)
- банк контрольно – измерительных материалов базового и повышенного уровня и этот материал я широко использую на уроках и в качестве дополнительного материала для учащихся с особыми образовательными потребностями.
С одаренными детьми также необходимо проводить индивидуальную работу. Я считаю, своей основной задачей - на основе диалога и совместного поиска помочь таким детям выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста и разработать индивидуальный образовательный маршрут развития их способностей. Для таких детей я постоянно провожу консультации.
Внеурочная работа по предмету
Основной целью внеурочной деятельности является максимальное вовлечение всех заинтересованных учащихся, выявление «дремлющих» способностей, повышение мотивации к изучению предмета.
Что касается форм и методов внеурочной работы, то широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают конкурсы, привлечение учащихся к участию в различных олимпиадах и конкурсов вне школы и система внеурочной исследовательской работы учащихся. Здесь, работая в малых группах, я стараюсь максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работу с научной литературой, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей. Уже привычными стали следующие мероприятия:
- проведение дня физики;
- проведение олимпиад по физике;
- конференции;
- выполнение творческих информационных и исследовательских проектов,
- оформление наглядных материалов (стендов, выставок творческих работ, методических пособий)
В настоящее время активно использую ИКТ технологии, которые отвечают потребностям учащихся и дают возможность работать в различных режимах и на разных уровнях.
Сфера использования ИКТ технологий очень разнообразна.
Включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность с использованием ИКТ способствует закреплению ключевых понятий, воспитывает культуру речи, обеспечивает условия для проявления творческого начала. Данный вид работы позволяет детям принимать участие в конкурсах, творческих проектах школьного, районного, областного и всероссийского уровней.
Современный мир отличается большим потоком информации. И не всегда интересные школьникам факты являются полезными. Зачастую бесполезные занятия кажутся им привлекательнее, чем учёба в школе. Такая тенденция не способствует эффективной работе с одарёнными детьми. Для достижения высоких результатов по предмету важно сформировать у обучающихся устойчивую внутреннюю мотивацию. Перед каждым педагогом стоит задача перевести учащихся с уровня отрицательного и безразличного отношения к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному.
Мотивация – это сложный, многоуровневый регулятор поведения и деятельности человека. При работе с одарёнными детьми важно делать акцент именно на внутреннюю мотивацию, поскольку она направлена на содержание учебного процесса и обладает высокой побудительной силой. В каждом возрасте следует опираться на разные мотивы обучающихся. На младшей ступени – это познавательные мотивы (интерес к новым знаниям, фактам, учебным умения и навыкам), на средней ступени – позиционные мотивы (стремление занять свою позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет), на старшей ступени – социальные мотивы (место в обществе, профессия, семья).
Приёмы, способствующие формированию мотивации, разнообразны. Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, в том числе:
- включение в коллективные формы деятельности,
- привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки.
- сотрудничество ученика и учителя,
- поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы,
- занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и опыт).
Развитию мотивационной и познавательной сферы учащихся способствует умелое сочетание различных методов, средств и организационных форм, используемых учителями при обучении. К информационным методам обучения можно отнести демонстрацию, экспертизу, сообщение, видео-показ, инструктаж, анализ различных носителей информации, экскурсии, интервью. Операционные методы – работа с учебниками, опорные схемы, технологические карточки, тренинги, программирование обучения, эксперименты, самостоятельная работа – активизирует учащихся на уроках разных предметов. Применяются различные творческие формы обучения, проектирование и исследование.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО педагоги должны обладать высоко развитой компетентностью в области мотивирования обучающихся. Уровень развития этой компетентности определяется на основе следующих критериев:
- демонстрация учащимся возможности использования тех знаний, которые они освоят на практике;
- демонстрация знаний приёмов и методов, направленных на формирование интереса учащихся к преподаваемому предмету и теме урока;
- использование знаний об интересах и потребностях обучающихся в организации учебной деятельности, при постановке учебных целей и задач, выборе методов и форм работы;
- планирование использования различных заданий так, чтобы ученики почувствовали свой успех;
- предоставление возможности учащимся самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы.
Таким образом, можно сказать, что в современной школе мотивация является неотъемлемой частью работы с одарёнными детьми. Учебный процесс не может проходить без искреннего интереса и желания обучающегося. Поэтому педагогам необходимо постоянно совершенствовать методы и находить всё новые приёмы вовлечения школьников в изучение предмета. Большое внимание необходимо уделять психологической атмосфере в классе, использовать авторитет учителя не для подавления, а для заимствования этой силы для решения своих проблем, достижения целей. Оценивая, указывать на положительные моменты. За ошибки не отчитывать одного отдельного ученика, а обобщать наиболее распространённые неверные моменты и разбирать их вместе с классом. Важно создавать для одарённых детей ситуацию успеха, чтобы поддерживать их талант и развивать. Наряду с традиционными формами работы, надо больше использовать необычные уроки в своей педагогической деятельности: уроки-конкурсы, уроки-КВН, уроки-эстафеты знаний, уроки-праздники, уроки-путешествия, уроки-телемосты, уроки-заседания.
Использование ИКТ и интернета также положительно повлияет на интерес школьников. Они отличаются своей доступностью и особенно актуальностью. Всё новое привлекает внимание, поэтому можно использовать разную расстановку парт в классе, проводить уроки на свежем воздухе, в актовом или спортивном зале. Можно объединять группы, приглашать старшеклассников в среднее и младшее звено на уроки, чтобы одарённые дети стремились узнать больше и видели перспективу своей деятельности.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады.
Они способствуют:
- выявлению способных учащихся для дальнейшей поддержки и развития их творческих способностей и интереса к научной деятельности, созданию необходимых условий для поддержки одаренных детей.
- расширению образовательной информационной среды для укрепления личностных и метапредметных результатов освоения образовательной программы.
Хочется отметить несколько важных принципов олимпиад и конкурсов:
- Доступность и массовость. Каждый ребенок может принять участие в предметной олимпиаде (на школьном уровне и во всероссийских заочных конкурсах).
- Укрепление интереса. Если учитель выявил одаренного ребенка, то необходимо поддерживать интерес, предлагая ему разные новые задания или конкурсы
- Поощрения. Каждый ученик нуждается в похвале, а уж тем более тот, который принимает участие в олимпиадах, любое достижение должно быть оценено по достоинству (выставление дополнительных оценок за участие и победу, получение дипломов для Портфолио)
- Посильность. Учащиеся участвуют в олимпиадах среди сверстников.
В рамках Недели науки у нас в школе проходят различные мероприятия, которые тоже направлены на выявление, поддержку и развитие одаренных учащихся.
- Физические опыты
- Викторины. Праздники.
- Конкурс проектов
- Интеллектуальный марафон.
- Выставки поделок, газет, рисунков
Мои учащиеся активно участвуют во всех мероприятиях, получают дипломы и благодарности.
Станет ли ребёнок талантливой личностью с признаками одарённости? Это зависит от широкого спектра причин и факторов. Важную роль в этом играют взрослые, перед педагогом стоит нелегкая задача по созданию максимально благоприятных, комфортных условий для всестороннего развития ученика, формированию ситуации успеха, которая будет положительно мотивировать и стимулировать творческую активность одарённых школьников.
Организация работы с одаренными детьми на уроках физики
В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении физики. Не вызывает сомнений то, что одаренные дети требуют специальных условий обучения, а также и то, что их высокие познавательные возможности и потребности часто не реализуются в традиционной школе. Это необходимо учитывать каждому учителю и планировать свою работу с одаренными детьми так, чтобы обучение и воспитание одаренного ребенка стали способами развития гармоничной личности, а не “накачкой” его готовой информацией и знаниями. Правильный акцент при работе с такими детьми может быть сделан только в том случае, если учителем разработана специальная программа, индивидуальная траектория развития такого ребенка, ведь многие одаренные дети, обладая нестандартным мышлением, не принимают консервативных методов и подходов к любому делу. Им необходимы индивидуальные занятия, специальные курсы и программы. Важными инструментами становятся программы тьюторского сопровождения образовательной деятельности и педагогические технологии развивающего обучения.
Цели и задачи, направленные на работу с одаренными детьми:
- коммуникативные и проектные методики с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
- деление учащихся на группы, это позволяет разнообразить формы взаимодействия педагога с учениками при работе в относительно маленьком коллективе, с учетом их интересов, склонностей и способностей.
- актуальны индивидуальные занятия-консультации и внеклассная творческая и проектная деятельность по предмету.
Говоря в целом о работе с одаренными детьми, необходимо отметить три основных момента, которые представляются очень важными.
- Эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Но при этом самое главное - не подавить в ребенке его индивидуальность, те черты и особенности, которые, собственно говоря, и делают его другим.
- Педагоги, работающие с такими детьми, должны быть профессионально и психологически готовы работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя. Эта ситуация должна приниматься учителем без внутреннего протеста.
- Сверхзадачей педагогов в этом вопросе вовсе не является подготовка специалистов инжинерных профессий.
Именно эти положения я учитываю, организовывая свою работу с учащимися, проявляющими способности и интерес к изучению моего предмета.
Моя инновационная деятельность, апробация и внедрение новых форм, методов и средств обучения, включая информационно - коммуникационные технологии, оказывает положительное воздействие на результаты моих учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете "Модель психолого педагогической помощи детям с нарушениями развития"
В материале даны рекомендации по сопровождению детей с нарушениями в развитии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида....
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
«Социально-педагогическая реабилитация «педагогически запущенных» детей в условиях реабилитационного центра».
Деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми, их педагогическая реабилитация....
Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"
Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...
Профилактическая психолого-педагогическая Программа работы педагога-психолога ГБПОУ РО «ТМПТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.
Цель программы: содействие социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности, фор...
Социально-педагогическое сопровождение процесса формирования социальной активности педагогически запущенных детей. ВКБР.2019.
Социально-педагогическое сопровождение процесса формирования социальной активности педагогически запущенных детей. ВКБР.2019....
Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся "Механизм психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования" на 2018-2019 года
В данном материале описан механизм взаимодейвия учреждения в сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования на 2018-2019 учебный год....