Методический семинар. Презентация
презентация к уроку
Материал к конкурсу "Учитель года - 2019"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar.parshina_e.i.pptx | 2.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология «Диалог культур» как средство формирования культурно-языковой компетенции обучающихся на уроках эрзянского языка языка Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний. М. М. Бахтин
Тема «Технология «Диалог культур» как средство формирования культурно-языковой компетенции обучающихся на уроках эрзянского языка» является актуальной : - во-первых , в ней отражено одно из приоритетных направлений ФГОС, основанное на формировании коммуникативной компетенции ; - во-вторых , обучающиеся не только имеют возможность развивать универсальные учебные действия, но и приобретают осознание того, что если я хочу, значит, я смогу (целеполагание становится основным мотивом деятельности школьника); - в-третьих , технология «Диалог культур» позволяет осмыслить языковую картину мира иной культуры, увидеть сходства и различия между разными языковыми картинами мира, приобщиться к иноязычной личности через новое для неё средство социальной коммуникации, к иной картине мира, овладеть навыками межкультурного диалога в духе толерантности, сформировать диалогическое сознание и мышление.
Цель педагогической работы: показать целесообразность использования технологии «Диалог культур» как средства формирования культурно-языковой компетенции обучающихся на уроках эрзянского языка. Задачи: - на основе анализа философской, психолого-педагогической литературы теоретически обосновать сущность, содержание и целесообразность реализации технологии «Диалог культур» в образовательном процессе; - использовать различные приёмы технологии «Диалог культур» для формирования культурно-языковой компетенции обучающихся; - развивать такие базовые качества личности, как коммуникативность, креативность, мобильность, толерантность, ответственность; - воспитывать у обучающихся культуру общения, уважение к другим традициям, образу мышления и поведения, способность к пониманию языковой картины мира иной культуры.
История развития исследований в области диалогического взаимодействия в образовании связана с именами ведущих философов, педагогов и психологов ( Сократ, Платон, Ж.-Ж. Руссо, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, А. Камю, М. М. Бахтин и др.).
История возникновения технологии «Диалог культур» Технология «Диалог культур» появилась во второй половине XX века. Основные её положения были сформулированы советским и российским философом, культурологом В. С. Библером , а идея применения диалога на уровне содержания обучения и воспитания, на уровне методов целостного педагогического процесса наиболее полно были реализованы учителем-экспериментатором С. Ю. Кургановым . Технология «Диалог культур» предполагает обучение анализу и принятию других, иных ценностей и смыслов посредством взаимодействия между участниками образовательного процесса, способствует формированию диалогового пространства, креативного мышления, так как сравнивать и выбирать – значит творить . Сам диалог при этом предстает не только как средство обучения, а как сущностная характеристика интегративной технологии, определяющая и ее цель, и ее содержание.
Педагогические технологии как средство формирования культурно-языковой компетенции обучающихся : - системно- деятельностный подход; - технология «Диалог культур» ; - исследовательская деятельность; - проектная деятельность; - игровая технология; - ИКТ-технологии .
Функции технологии «Диалог культур» в преподавании эрзянского языка средство формирования умения жить и общаться в многонациональной стране средство осознания учащимися многообразия духовного и материального мира средство признания и понимания учащимися ценностей другой культуры средство осознания уникальности родной культуры средство формирования культурно-языковой компетенции средство познания национальной (иной)культуры
Методы технологии «Диалог культур» концептный историко-культурологического комментирования сравнительно-сопоставительный
Приёмы технологии «Диалог культур» - создание «точек удивления»; - игровые сосредоточения; - проблемные вопросы; - работа в малых группах; - практические задания с затруднением; - применение полученных знаний в новой ситуации.
Построение урока на основе технологии «Диалог культур» 1) Диагностика готовности обучающихся к диалогическому общению. 2) Поиск опорных мотивов. 3) Переработка учебного материала в систему проблемных вопросов и задач. 4) Продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога. 5) Проектирование возможных ролей и условий их восприятия обучающимися, выявление зон импровизации (таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников).
Уровень овладения культурно-языковой компетенцией обучающихся 2-3 классы - уметь поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться, кратко рассказать о себе, о своей семье, описать простую картину, составлять простые речевые фразы; - знакомство с творчеством мордовских детских писателей, поэтов, с детским эрзянским журналом «Чилисема». 4-5 классы - уметь выразительно читать и переводить, составлять небольшой текст (4-5 предложений), работать в паре, в группе, правильно списывать слова, анализировать, сравнивать и делать выводы; - знакомство с традициями и обычаями мордовского народа, национальным костюмом, изучение народно-декоративного творчества. 6-7 классы - уметь свободно читать по учебнику, выполнять различные грамматические устные и письменные задания, составлять тексты из 10-12 предложений на заданную тему, переводить тексты, составлять и задавать вопросы, воспринимать на слух речевые высказывания учителя, обучающихся, пересказывать небольшой текст, участвовать в диалоге; - подробное изучение традиций и обычаев мордовского народа, мифологии, костюма, устного народного творчества, произведений мордовских писателей, поэтов, работа с журналом « Сятко ».
Уровень овладения культурно-языковой компетенцией обучающихся
Результаты участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах разного уровня
Результаты участия в профессиональных конкурсах
Участие в инновационной (экспериментальной) деятельности
Проведение открытых уроков, мастер-классов, мероприятий
Выступления на семинарах, секциях, заседаниях РМО Год Наименование мероприятия Тема выступления 2014 Августовское секционное мероприятие с руководителями и педагогами общеобразовательных учреждений Лямбирского муниципального района Познавательная активность на уроках эрзянского языка 2015 Заседание РМО учителей эрзянского языка Проектная деятельность как способ формирования способностей учащихся на уроках эрзянского языка 2016 Районный семинар учителей эрзянского языка Использование технологии критического мышления на уроках эрзянского языка 2017 Заседание РМО учителей эрзянского языка Взаимодействие школы и семьи по формированию гражданственности школьника на уроках мордовского языка 2017 Курсы в МРИО « Актуальные проблемы преподавания русского, родных языков и мордовской литературы в школах РМ и мордовской диаспоры в условиях перехода на ФГОС ОО» Мастер – класс по теме «Игровые технологии на уроках эрзянского языка»
Наличие публикаций, включая интернет-публикации
В современном мире нет, и не может быть изолированных культур, «все они живут и развиваются только в диалоге с другими культурами». Способность культуры осваивать и принимать достижения другой – показатель ее жизнеспособности. Следовательно, обучение эрзянскому языку посредством технологии «Диалог культур» не только формирует культурно-языковую компетенцию обучающихся, но и способствует развитию поликультурной личности, стремящейся к межкультурному диалогу в духе толерантности, к сохранению своего языка и культуры, а также к познанию и осмыслению иных языков и культур. Родной язык нам нужно беречь, Не будет его – не будет народа... Сохраним вместе эрзянскую речь, Богатство её, красоту и свободу! Воспитаем беспредельную любовь К родным местам, к родному слову. Возродим в сердцах духовность вновь: Она для будущего – прочная основа!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка методического семинара (+ презентация)
«Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении иностранным языкам, но это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию...
Конкурс "Учитель года". Методический семинар: презентация (начало)
Рассмотрены методы и приемы построения урока по ФГОС...
Конкурс "Учитель года". Методический семинар: презентация (продолжение)
рассмотрена специфика реализации ФГОС...
Методический семинар.Презентация
Материал к конкурсу "Учитель года - 2016"...
"Методический семинар" презентация
презентация...
методический семинар, презентация
Презентация отражает опыт использования ИКТ на уроках истории и обществознания....
Материал на конкурс "Учитель года". Конкурсное задание "Методический семинар". Презентация педагогического опыта.
Конкурсное задание "Методический семинар". Презентация педагогического опыта на тему: "Проектно-исследовательская деятельность на урок...