Эссе. Я - учитель
статья

Паршина Екатерина Ивановна

Материал к конкурсу "Учитель года - 2019"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.parshina_e.i.docx101.78 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

Паршина Е. И.,

МОУ «Большеелховская СОШ»

Лямбирского муниципального района

Я – учитель

C:\Users\Admin\Desktop\fc445dabb040546c3ff28ef43f44e376.jpg

Родной язык нам нужно беречь,

Не будет его – не будет народа...

Сохраним вместе эрзянскую речь,

Богатство её, красоту и свободу!

Воспитаем беспредельную любовь

К родным местам, к родному слову.

Возродим в сердцах духовность вновь:

Она для будущего – прочная основа!

Превратившиеся в руины города... Мёртвые языки... Забытые народы... Потерянные цивилизации... Всё на Земле подвержено временному изменению, а иногда и вовсе исчезновению. Задумываясь над этим вопросом, я прежде всего беспокоюсь о своём родном языке, своём народе, ведь, к сожалению, современный мир подвержен глобализации, а значит, мне как носителю мордовской культуры необходимо сохранять и преумножать накопленный ею многовековой национальный опыт, стремиться, чтобы язык моих предков жил и процветал. Главное – сохранить национальный язык,  ведь язык есть дух народа. А что такое дух? В моём понимании дух – это сакральное древо мордвы, посаженное во времена его основания, язык – его корни, которые позволяют дереву расти и давать всё новые и новые плоды, образовывать молодые побеги. И чем сильнее будут корни, тем больше будет новых деревьев, а значит – мой народ не исчезнет в коридорах времени. Именно это желание определило мою дальнейшую судьбу, я мечтала о педагогической деятельности. Окончив школу, я точно знала, что стану учителем эрзянского языка, так как мои родители с малых лет прививали мне личным примером чувство ответственности не только за себя, но и за свой народ.

Еще одним фактором, повлиявшим на выбор будущей профессии, является моя жизненная позиция. Когда я была ребёнком, мама говорила: «Главное – совершать добрые поступки и помогать людям». Эти слова стали девизом моей жизни. Для себя я сделала вывод: учитель – это такой человек, который должен нести в мир доброту, делать его лучше, помогать нуждающимся, забывая о себе и личных интересах. В детстве я прочитала произведение В. Г. Распутина «Уроки французского», именно образ главной героини остался у меня в памяти как пример самоотверженности учителя. Лидия Михайловна имела талант не только к преподаванию иностранного языка, но и к обучению школьников урокам доброты, честности, щедрости и других качеств, свойственных только настоящим людям. Анализируя рассказ, я думала, как важно, чтобы рядом был неравнодушный человек, способный изменить что-то в нас, что-то, что сделает наши мысли и нашу жизнь светлее, наполнит их особым смыслом. И чего только стоят слова, в которых заключен итог учительского труда: «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то, что сталось с нами после». В жизни каждого человека есть учитель, который в большей степени повлиял на становление его мировоззрения, который является для него образцом нравственного поведения. Образ этого педагога предостерегает его от определённых поступков, пробуждает в нём голос совести и ведёт по тернистому пути жизни. Об этом на протяжении всего периода существования человечества писали философы древности, об этом в своих научных трудах очень точно рассуждает И. А. Ильин: «Учитель в тебе, во мне, в нас».  

Как и любой человек, я хочу идти в ногу со временем, а может быть, даже где-то опережать его. На мой взгляд, школа – это именно то пространство, в котором даже время особое. Современную образовательную организацию я бы сравнила со скоростным экспрессом, который мчится так быстро, что всё, что его окружает, словно стоит на месте. А значит, моя профессия позволяет мне быть всегда впереди всех, раньше других узнавать всё новое и делиться этими знаниями с моими учениками.  

Моя детская мечта сбылась. Я уже пятый год работаю учителем эрзянского языка и горжусь этим. С каждым годом учительская практика  позволяет мне получать определённый опыт, делать выводы, исправлять ошибки и совершенствовать своё педагогическое мастерство. Теперь я знаю, что для меня это не только работа, это моё призвание, это моя судьба, это мой образ жизни, ведь как сказал Р. Рождественский в одном из своих стихотворений: «Учителем надо родиться и только после этого – стать».

Современная система образования предъявляет к педагогу высокие требования, поэтому быть учителем – это большая ответственность. Недаром восточная мудрость гласит: «Труд педагога есть страна мудрого и  вечного: на сцене  человеческие сердца, за кулисами  человеческие души, в зрительном зале человеческие судьбы». Каково же предназначение учителя в наше время, в чём заключается его миссия? Рассуждая над этим вопросом, я обратилась к славянской азбуке, в которой в каждой букве заложен определённый смысл. Понятие «учитель» – это сочетание следующих образов:

у – «Ук» – сила, которая может вести в разные стороны;

ч – «Червль» – прекрасный, красивый;

и – «Иже» – Вселенная, система мироздания, все существующие в природе миры;

т – «Твердо» – твёрдость, утверждение свыше, указание;

е – «Есть» – утверждённая направленность;

л – «Люди» – люди мира;

ь – «Ерь» – новопознание, постижение новых миров.

Следовательно, учитель – это сила, ведущая по прекрасной Вселенной, твердо направляющая людей на познание новых миров. Это и есть миссия педагога во все времена. А кого же мы ведём по этой Вселенной? Конечно же, ученика. Данное понятие будет отличаться только двумя образами:

н – «Наш» – внутреннее состояние человека, нечто родное, близкое;

к – «Како» – объем любой величины, вместилище.

Таким образом, ученик для учителя родной, некий сосуд, «объем любой величины» которого учитель как сила должен заполнить. А вот чем он будет заполнять, это зависит от его профессионализма, педагогического таланта и личных качеств.  

Безусловно, сегодня, как и во все века, учитель – это проводник в мир нового, ещё не изведанного, верный и надёжный спутник, хранитель сакральных знаний, культуры, национального духа. Данная профессия позволяет мне как представителю мордовского этноса вложить частичку нашего национального самосознания в каждого ребёнка, погрузить его в культурно-языковую среду эрзянского народа, воспитать стремление вести культурно-языковой диалог, сформировать способность понимать особенности души человека другой ментальности, быть толерантным по отношению к представителям иной национальности, так как в современном мире данная проблема является актуальной, и основная роль в её решении принадлежит сфере образования. Кроме этого, нужно не допустить исчезновения национальных языков, поскольку они  не только воплощают душу и духовное богатство данных народов, но и питают, подобно многочисленным подземным источникам, огромное безбрежное море, именующееся «русским языком». Чтобы достигнуть поставленной цели,  я как учитель эрзянского языка использую в своей педагогической деятельности технологию «Диалог культур», так как в современном мире нет, и не может быть изолированных культур, «все они живут и развиваются только в диалоге с другими культурами».  

Таким образом, работа в школе для меня – безграничные возможности, которые позволяют мне не только сохранять, обогащать и развивать свой родной язык, но и способствуют развитию поликультурной личности, стремящейся к межкультурному диалогу в духе толерантности, к познанию и осмыслению своего языка и своей культуры, а также иных языков и культур. Ведь если хочешь с уважением относиться к представителям других национальностей, изучай культуру своего народа, так как посредством родного слова от каждого детского сердца протягиваются нити к тому великому и вечному, имя которому – народ, к тайнам его языка, его культуре, славе его многочисленных поколений. Он соединяет человеческие души и жизнь предков с нашей жизнью. Об этом в своих научных трудах очень точно сказал К. Д. Ушинский, придававший родному языку воспитательное и познавательное значение: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьёт духовную жизнь и силу родной груди родного слова».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Эссе «Я – учитель» в рамках муниципального этапа всероссийского конкурса "Учитель года-2016"

Работа раскрывает мотивы выбора учительской профессии, отражает собственные педагогические принципы и подходы к образованию,  понимание миссии педагога в современном мире....

Эссе "Я - учитель" (для конкурса "Учитель года Ромненского района - 2016")

Эссе "Я - учитель" на районный конкурс педагогического мастерства "Учитель года Ромненского района - 2016"...

"Учитель года 2016" Эссе "Я - учитель"

Знаю лишь одно, что моё призвание – школа, ученики, которым я отдаю свою любовь, и радость общения с ними.И как бы ни складывалась моя жизнь дальше, но любовь и уважение моих учеников и их родителей -...

Участие в областном конкурсе "Учитель года 2016". Эссе "Я - учитель"

Данное эссе написано для участия в конкурсе "учитель года". В нём подводятся некоторые итоги учительской деятельности. Основные темы для рассуждения: роль сельской школы в развитии ребёнка, её место в...