Эссе "Я учитель"
статья
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Адыгея
Администрация муниципального образования «Город Адыгейск»
Управление образования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5» х.Псекупс, г.Адыгейска
Эссе «Я –учитель».
Работа учителя истории
МБОУ «СОШ№5» Хут Фатимы Ахметечевны
х.Псекупс, г.Адыгейск,2019г
Нет более благородного и ценного занятия,
чем человек, обучающий подрастающее поколение.
Цицерон.
Прозвенел звонок. Ребята восьмого класса после шестого урока гурьбой устремились на улицу. Это мои ребята, мой класс. Домой спешат. Я осталась проверять в классе тетрадки этих ребят, только что выбежавших на улицу. Листаю не спеша тетрадки. А в них со мной разговаривают их обладатели. Кто они? «Чего вы ждёте от меня, мои родные сердца?» На этот вопрос я буду отвечать всю жизнь. Это просто дети, с разными характерами и взглядами на жизнь. Вот беру первую тетрадь, это тетрадь Дарины Хараху. Начинаю листать неспеша. Очень аккуратно и прилежно выполненная работа, без единой ошибки. Я горжусь этой девочкой! У меня сразу возникают мысли, кем же она станет, какую профессию выберет? На кого пойдет учиться? Уже в восьмом классе они должны знать, каким путем должны пойти по жизни, что выбрать для себя? Может учителем? У неё мама учитель. Будет династия учителей заложена. Но это всё мысли. В такие моменты я вспоминаю себя в этом возрасте, когда я сама стояла перед выбором своего будущего.
Родилась я в простой семье, где мать работала на комбинате, а отец был механизатором в совхозе. Они не подозревали, что я выберу профессию учителя. Я всегда знала, что хочу стать только им – учителем. На вопросы «Кем ты хочешь стать?» я уверено отвечала: «Учителем!». На выбор профессии в моей жизни повлияла моя первая учительница. Я даже не могу сказать, чем она меня так увлекла в эту профессию. Её зовут Разиет Исмаиловна Нехай. Придя домой проговаривала все, что говорила она на уроке. Мне хотелось быть такой как она, стоять у доски, постоянно что-то рассказывать, записывать. Мы были у неё первым набором. Почти как свои дети. В классе все восемнадцать детей были как одна семья. Она умела нашими сердцами управлять, мы были в её мире знаний как послушные моряки, а она наш смелый и опытный капитан. Осознание того, что я хочу стать учителем пришло именно тогда, в первом классе. Время шло. Я стала учителем двадцать два года назад. Нашла ли я свое место в жизни? Думаю, да. Я с удовольствием иду на работу, с радостью встречаю детей, строю планы на будущее, наше общее будущее – моё и учеников. Ежедневно я погружаюсь в прекрасный мир детства, раскрываю тайны человеческих сердец, учусь быть добрее и мудрее. И практически ежедневно задаю себе вопрос: «Правильно ли я сделала, выбрав профессию учителя?» Казалось бы, ответ предельно прост и ясен. Но, как это ни парадоксально, вместо ожидаемого ответа возникают новые вопросы. Я -учитель, но моя задача не только научить, но и воспитать. Именно я, как учитель, несу личную ответственность за выбор ценностей, критериев в воспитании. Перед каждым педагогом стоят сейчас одни и те же вопросы: как воспитывать сегодня? Это непросто, да и человеком быть непросто. Главная цель моей педагогической деятельности – давать каждому ребенку шанс для самоутверждения, помочь преодолеть трудности и стать хорошим человеком. Пытаюсь глубже понять жизнь детей, моих учеников. Дети должны уметь и любить мечтать, а затем стремиться воплощать мечты в реальность. Убеждена, что, если и есть на свете место, где воспитывают лучшие человеческие чувства, так это школа. Я не мыслю себя без этого. Воспитание в процессе обучения начинается там, где учитель относится к ребёнку с уважением и достоинством. Воспитывать – значит возвышать ум и характер, вести к вершинам. Мне представляется важным, чтобы мои ученики сердцем ощутили справедливость слов поэта «людей неинтересных нет», поверили в то, что каждый человек – это великая тайна, это целый том, если знаешь, как прочесть его. Школа начинается с любви. Иначе зачем она? Школьные годы - часть жизни каждого человека, совпадающая с детством и юностью. А для человека, судьба которого навсегда связана со школой, -это практически вся жизнь. Учителя в школу приходят по-разному, и по-разному складываются их судьбы. Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, помочь ребёнку осознать себя личностью, пробудить интерес в познании себя, мира и окружающих. Я считаю, что от учителя зависит, какой будет судьба его учеников, поэтому я часто задаю себе вопросы: Смогу ли я раскрыть способности и задатки моих учащихся? Получится ли у меня увидеть искру души и зерно разума, посадить его в благодатную почву и взрастить готовую к жизни личность?
Знаю, что каждый ребенок в школе хочет быть принятым и понятым, мечтает об интересной школьной жизни. Поэтому на уроках создаю доброжелательную творческую атмосферу, побуждаю к желанию думать и сотрудничать, открывая новое. Сколько таких открытий было за эти годы! Самое удивительное то, что уже в моем классе есть дети моих первых учеников. Радостно, приятно! И мысль: сколько же лет прошло в школе, а я и не заметила...
Радуюсь, когда мои уроки открывают им мир, помогают осознать себя в этом мире. И всегда искренна. Мои ученики знают обо мне почти все: что я люблю и что мне интересно, что ценю в людях, как отношусь к тому, что происходит вокруг. Не боюсь признаться ребятам, что чего-то не знаю. Не боюсь признаться, что порой сама не могу оценить поступки героя, что и сама оказываюсь перед трудным жизненным выбором. Стараюсь воспринимать детей как соавторов педагогического творчества. Я искренне удивляюсь их мыслям, приветствую вопросы детей, их гипотезы. Мои ученики - мои соратники, мы поровну разделили ответственность в процессе воспитания. Мне не нужно громогласно и назидательно доказывать свою правоту, идти на хитрости, добиваться понимания, авторитета, так как главное в наших отношениях –взаимоуважение. Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, учить трудиться, найти себя в счастливой и полноценной жизни –к этому и стремимся мы с учениками в меру сил и способностей. Считаю, что каждый ребенок неповторим и наделен от природы особым сочетанием возможностей и способностей. Главное для меня – сделать ребенка добровольным заинтересованным соратником, единомышленником, равноправным участником педагогического процесса, ответственным за его результаты. У каждого времени есть свой путь к познанию. У нашего – личностный, творческий, коммуникативный. Придерживаюсь принципа: творчество учителя должно стать творчеством ученика. Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Сегодня учитель должен быть не только источником знаний, но и активным участником учебного процесса. Вовлечь каждого ребёнка в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать его своим ассистентом, посмотреть глазами ученика на волнующую его проблему – вот задача учителя. Только хорошо владеющий методикой педагог может правильно организовать педагогическую деятельность, подготовиться к уроку. Познавательная мысль всегда должна перерастать в обучающую, творческую, а сама урок - в умение вести за собой. Стараюсь передавать ученикам не только знания, но о культуру общения, манеру, поведения, сердечность. В моём профессиональном опыте было много различных ситуаций, эмоций, чувств: и радость, чувство гордости за достижения моих учащихся, и боль, чувство несостоятельности в результате каких-то неудач, но никогда я не испытывала чувство скуки и пустоты. Я думаю, наша профессия настолько «живая», деятельная, что это не позволяет нам стоять на месте, а требует постоянно быть в курсе всех событий, начиная от глобальных мировых и заканчивая изменениями в молодёжном сленге, моде, музыке и. т.д. Бывали моменты, когда очередной педагогический успех или успех детей давал силы и за спиной как будто вырастали крылья, хотелось творить ещё, поделиться всем, что знаешь, подарить частичку себя. Бывали минуты, когда опускались руки и, казалось, что всё, все мои возможности исчерпаны, но, придя в школу и увидев детей, я понимала, что нужна им, что нужно работать над собой и искать новые пути и подходы в работе с ними.
По словам Сухомлинского В.А. «Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитание». Учение — это воспитание характера. Обучать ребенка – значит дать ему сумму знаний и воспитать нравственным. Одно из главных направлений в воспитательной работе это патриотическое воспитание, воспитание любви к малой родине – школе, городу, республике, а через эту любовь – формирование гордости за свою страну, любви к ней, готовности разделить её беды и радости, страстное желание активно включиться в работу по созданию новой России. И только школа может воспитать граждан, знающих историю своей страны, гордящихся ею, принимающих эстафету поколений с осознанным достоинством. Сегодня уроки нравственности нужны не только учителям, школьникам и их родителям. В первую очередь они нужны всему нашему обществу. Если мы сегодня не воспитаем поколение патриотов своей страны, то в чьих руках страна окажется завтра? Не опоздать бы…
Очень часто близкие и знакомые спрашивают меня, трудно ли работать учителем. Вряд ли кто-то скажет, что легко. Да и я не исключение. Лучше всего это понимают педагоги и ученики. Многие родители, приходя в школу, видят этот мир по-другому, и дети, и учителя раскрываются по -новому. У Ш.А. Амонашвили есть памятка с заповедями для учителя: «Будь осторожен. Не ошибись. Не навреди. Дари себя детям. Будь надеждой для школьника. Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке». К этим заповедям я бы хотела добавит еще такие слова: «Сделай так, чтобы школа стала для каждого ученика вторым домом. Относись к каждому ученику так, как бы ты сам относился к себе самому. Люби школу и детей».
Школа –самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг –это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени на второстепенное и ненужное. Важно не проглядеть, не упустить время, не опоздать! Я стараюсь успеть. Время –величайшая ценность, его нельзя тратить на пустяки. Учиться надо всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться – не сможешь учить. Ни одна профессия в мире не даёт столько разнообразных возможностей для саморазвития. Разве это не счастье – быть учителем? Говорят, что педагогом нужно родиться. Не буду противоречить прописным истинам. Но то, что учитель должен быть целеустремлённым и талантливым человеком, это моё личное убеждение. Учитель - не карьерист, даже если он и занимает определённую должность. Он приходит в школу учителем и уходит из неё тоже учителем. Учитель - артист. Его роль длится не час и не два, а многие долгие годы. Он играет свою роль, полностью погружаясь в неё, живя в ней, жертвуя собой ради других. Учитель – профессия, самая главная на Земле. Она является источником радости, дает нам радость человеческого общения, счастье погружения в мир детства, чувство причастности к рождению нового в этой жизни, возможности заглянуть в будущее. Профессия эта уникальна тем, что через ум, сердце и душу учителя проходит в своем развитии все человечество. И те, кто решил посвятить свою жизнь обучению и воспитанию детей, должен обладать нравственными принципами. «Не навреди» – заповедь не только врача, но и педагога. Учитель -врач. Врач, который лечит не тело, а душу. Многих своих "пациентов" он лечит годами, многие не хотят и не стремятся лечиться. Может пройти и десяток лет, прежде чем твой бывший пациент осознает то, что дал ему учитель, и скажет спасибо. Учитель. Для меня это не профессия, это образ жизни, а мастерство - не случайная удача, а систематический поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями, неудачами и победами. В чем кроется успех учителя? На этот вопрос хочется ответить словами Конфуция: «Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь». И я верю, что успехов в моей жизни будет больше, чем неудач. Ведь признание приходит к тем, кто знает, чего он хочет, верит в себя и упорно достигает намеченных целей. Я очень рада, что стала учителем. Ведь каждый день, проведенный в школе, возвращает нас в детство. Хотя нам порой бывает нелегко, мы сеем в детях разумное и вечное. Из года в год мы становимся мудрее, набираемся опыта. Вместе с нами растут наши дети.
Для счастья, по-моему, немногое нужно человеку: иметь дом, семью, работу, возможность реализоваться.
Я счастлива! Я родилась в хорошей семье. Наш дом всегда был добрым, гостеприимным. Мои родители не смогли получить образование, поэтому всегда поддерживали меня в желании узнать новое: покупали книги, пластинки, брали с собой в поездки по городам, водили в музеи и на выставки.
Я счастлива – я жена и мать. Рядом есть человек, который меня любит, поддерживает и уважает мой труд. Мои дети рядом. Вместе мы строим дом, в котором тепло и уютно.
И, наконец, у меня есть любимая работа…На мне лежит ответственность за воспитание нового поколения России, от которого зависит судьба нашего Отечества. Возможно, именно мои слова станут для них главными и в становлении характера, и в выборе нравственных ценностей, и в поиске жизненного пути.
Учитель… Лишь семь букв, но сколько же всего за ними! Это и безграничное трудолюбие, и непрерывный творческий поиск, порой это и бессонные ночи, и слёзы радости побед своих учеников… Бывают и слёзы печали, когда у любимых учеников что-то не получается… Это и бесконечный шелест книжных и тетрадных страниц, и свет в окне, часто не гаснущий и после полуночи, и охапки цветов, и поздравительные открытки, и простое приветливое «Здравствуйте!» учеников, родителей и просто односельчан.
Я - Учитель! И в моих руках не только тетрадки, в моих руках – сердца и умы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам
Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...
Эссе «Я – учитель» в рамках муниципального этапа всероссийского конкурса "Учитель года-2016"
Работа раскрывает мотивы выбора учительской профессии, отражает собственные педагогические принципы и подходы к образованию, понимание миссии педагога в современном мире....
Эссе "Я - учитель" (для конкурса "Учитель года Ромненского района - 2016")
Эссе "Я - учитель" на районный конкурс педагогического мастерства "Учитель года Ромненского района - 2016"...
"Учитель года 2016" Эссе "Я - учитель"
Знаю лишь одно, что моё призвание – школа, ученики, которым я отдаю свою любовь, и радость общения с ними.И как бы ни складывалась моя жизнь дальше, но любовь и уважение моих учеников и их родителей -...
Участие в областном конкурсе "Учитель года 2016". Эссе "Я - учитель"
Данное эссе написано для участия в конкурсе "учитель года". В нём подводятся некоторые итоги учительской деятельности. Основные темы для рассуждения: роль сельской школы в развитии ребёнка, её место в...
Эссе "Я - учитель!" на конкурс Учитель года Кубани 2016 в номинации педагогический дебют
эссе на конкурс учитель года...