Программа объединения дополнительного образования "Эрудит"
календарно-тематическое планирование

Костькина Галина Степановна

Программа разработана для обучающихся 5-8 классов, предназначена для интеллектуального развития обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа кружка "Эрудит"30.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Атюрьевская средняя общеобразовательная школа № 1»

        

  «Согласовано»          

  заместитель директора

 по воспитательной работе

МБОУ «Атюрьевская СОШ №1»

   ______________                                                                    

    /Малкина Н.Г./

Программа

объединения дополнительного образования

«Эрудит»

Составитель: руководитель Костькина Г.С.

2018 — 2019 учебный год

Пояснительная записка.

     Каждый хочет найти свое место в жизни. Кто-то создает гениальную музыку, кто- то летит в космос, создает теории, кто-то просто хочет стать врачом, все ищут свое место в жизни — любимое дело на многие годы.

     Школьное объединение «Эрудит» является важным шагом в создании детского пространства, позволяющего заполнить свободное время школьников педагогической целесообразной деятельностью, отвлечь их от улицы и прочих негативных факторов современной жизни. В школьное объединение может прийти любой желающий, независимо от уровня подготовленности. Надо только хотеть познавать. Детское объединение  создано на базе МБОУ «Атюрьевская средняя общеобразовательная школа №1». Членами кружка могут стать учащиеся среднего звена (5-8 классы), признающие рабочую программу кружка и выполняющие обязанности членов, принятых в ней.

 Программа кружка «Эрудит» направлена на интеллектуально-познавательное развитие школьников и предусматривает решение некоторых важных проблем саморазвития личности: обучение умению мыслить творчески и интенсивно, создание действенных стимулов для саморазвития (чтение книг, интерес к культуре и т. д.), умение ценить коллективное творчество, работать совместно с другими людьми для достижения общего успеха. Интеллектуальные игры формируют атмосферу сотрудничества, взаимного доверия и уважения.

    Данный кружок может послужить отличной формой общения для умных и интересных людей, или тех, кто хочет стать умным и интересным.

     В кружке формируются команды для районных и республиканских игр «Что? Где? Когда?».

      Разработка программы обусловлена потребностью:

-более глубокой подготовки к участию обучающихся в интеллектуальных и предметных конкурсах и олимпиадах;

-потребность в творческих и интеллектуально развитых личностях;

-самосовершенствовании личности школьника.

      В соответствии с целями и задачами нашего обучения игра может выполнять следующие задачи: развитие у воспитанников объединения коммуникативной компетентности и готовности к самообразованию.

     А именно:

- поиск, отбор, анализ информации по сети интернет и другим источникам, что позволит развить такие навыки, как способность самостоятельно мыслить, принимать решения;

-исследовательскую деятельность (подбор источников информации), работа со справочными материалами, частично-поисковые задания (мини-исследования);

-выполнение практических заданий, направленных на разнообразные варианты работы с различными источниками информации;

-обсуждение промежуточных и итоговых результатов в группах, что способствует развитию таких навыков, как коммуникабельность, умение работать в коллективе, умение обосновывать свою точку зрения.

  Игра — это естественное состояние и ребенка и взрослого человека. Потребность в игре сохраняется на всем протяжении жизни человека, необходимы лишь формы, в которых эта потребность могла реализовываться.

       В ходе реализации программ интеллектуальных игр формируются ключевые компетенции учащихся, что в условиях модернизации системы образования является одной из основных задач. С позицией компетентного подхода интеллектуальные игры призваны научить обучающихся определять цели своей познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы решения поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, прислушиваться к чужому мнению, ценить и уважать чужой интеллект, и при этом, не стесняясь, высказывать свое мнение.

    Участие в играх, где наряду с ограниченностью во времени, на воспитанников действует множество отвлекающих факторов, является хорошим тренингом психологической защищенности, умения отстраниться и сосредоточиться на главном.

Цель работы кружка:

Создание условий для интеллектуального развития обучающихся.

Задачи:

-знакомство с различными видами заданий на смекалку и логику;

-расширение кругозора;

-развитие логического, образного и креативного мышления;

-развитие умения работать в команде;

-развитие скорости мышления и эрудированности;

-развитие патриотизма, толерантности, этической культуры.

Принципы работы кружка:

-культуросообразности, предполагающий приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентацию на общечеловеческие культурные ценности;

-индивидуально-личностного подхода, означающий непременную направленность воспитания на выявление, сохранение и развитие индивидуальности, самобытности ребенка, на поддержку  процессов саморазвития, самовоспитания;

-ценностно-смыслового подхода, направленный на создание условий для приобретения ребенком смысла своего учения, жизни, на воспитание личностных смыслов всего происходящего в его общении с природой, социумом, культурой;

-сотрудничества, предусматривающий объединение целей детей и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь, взаимную поддержку и общую устремленность в будущее;

-личностно-ориентированного подхода — обращение к субъектному опыту обучающегося, т.е к опыту его собственной жизнедеятельности, признание самобытности и уникальности каждого ученика;

-природосообразности, учитывая возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающее выполнение заданий различной степени сложности;

-свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации.

Нормативно-правовое обеспечение программы

  1. Конституция РФ
  2. Закон РФ «Об образовании»
  3. Конвенция «О правах ребенка».
  4. Устав образовательного учреждения
  5. Учебный план

Место программы в плане развития школы

Программа кружка «Эрудит» способствует интеллектуальному развитию обучающихся и следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы ОУ.

Методы обучения:

-объяснительный;

-репродуктивный;

-деятельностный;

-эвристический;

-исследовательский.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

Конечным результатом по программе кружка «Эрудит» является:

-развитие мотиваций к интеллектуально- познавательной деятельности;

-развитие коммуникативных способностей обучающихся;

-развитие навыков игрового взаимодействия;

-формирование команд для участия в интеллектуальных играх района и республики.

Обучающиеся должны знать:

-виды интеллектуальных игр и их отличительные особенности и правила;

-правила работы с литературой, текстом;

-принципы работы в команде.

Уметь:

-составлять и классифицировать вопросы;

-работать с книгой;

-распределять командные роли.

Способы проверки результатов:

-оценка каждого обучающего отдельно, наблюдение педагога;

-оценка работы сложившихся команд, наблюдение за игрой.

Формы подведения итогов

-участие в школьных, районных, республиканских интеллектуальных играх;

-проведение внутрикружковых интеллектуальных игр.

Девиз членов объединения.

Никогда не унывать,

И как можно больше знать.

 Совет дела.

Совет дела — это временное  объединение ребят для проведения мероприятий.

Законы объединения.

1. Закон дружбы и товарищества.

2. закон дела.

3. Закон взаимопомощи.

4. закон толерантности.

5. Не ущемлять личность членов  объединения.

Структура объединения.

   Детский кружок «Эрудит» состоит из команд и Совета дела. Состав команды — 6 человек. Обучающиеся сами выбирают капитана. Обязательно название команды. В каждом классе, по желанию обучающихся могут формироваться несколько команд.

Права и обязанности членов объединения.

 

Член кружка имеет право:

- принимать участие в играх и подготовке мероприятий;

- поощряться и награждаться;

- вступать в объединение и дать самоотвод на добровольной основе.

Член кружка обязан:

- соблюдать Устав кружка «Эрудит»;

- выполнять его законы.

Работа объединения.

   Члены объединения играют в интеллектуальные игры, соревнуются классами (5-6 и 7-8), играют в игру «Что? Где? Когда?» на районном и республиканском уровне. Помогают вожатой в проведении интеллектуальных игр. Также предусмотрены обсуждения за круглым столом, чтение энциклопедий, книг, решение сканвордов, шарад и т. д.

Программа рассчитана:

  На обучение детей 10-11 лет, состав постоянный, набор в кружок проводился свободно, требовалось письменное разрешение родителей. Наполняемость учебной группы – 20 человек.

Режим работы – 1 занятие в неделю, 38 часов в год.

            Система отслеживания и оценки результатов обучения детей

 Применение индивидуального и группового тестирования. Участие в школьных интеллектуальных играх, при хороших результатах – в районных, республиканских. Практические занятия: решение логических задач и составление вопросов.

Календарно-тематический план работы объединения «Эрудит»

на 2018 — 2019 учебный год

Кружок проводится 1 раз в неделю. Время занятий 1 академический час. Занятный день — четверг.

п/п

Вид деятельности

Количество часов

Дата проведения

Фактическая

1

Организационное заседание. Обсуждение и принятие устава и плана работы кружка

1

06.09

2

Игра «Вопросы на все случаи жизни»

1

13.09

3

Игра «Что? Где? Когда?»

1

20.09

4

Игра «Что? Где? Когда?»

1

27.09

5

Игра «Интеллектуальное казино»

1

04.10

6

Игра «Интеллектуальное казино»

1

11.10

7

Игра «Слабое звено»

1

18.10

8

Игра «Слабое звено»

1

25.10

9

Игра «Умники и Умницы»

1

01.11

10

Игра «Умники и Умницы»

1

08.11

11

Турнир капитанов

1

15.11

12

Игра «Интеллектуальное казино»

1

22.11

13

Игра «Интеллектуальное казино»

1

29.11

14

Игра  «Самый умный»

1

06.12

15

Игра «Великолепная семерка»

1

13.12

16

Игра «Великолепная семерка»

1

20.12

17

Игра «Что? Где? Когда?» в 4- ых классах

1

27.12

18

Игра «Что? Где? Когда?» в 4- ых классах

1

03.01.2018

19

Великие люди. Факты и открытия.

1

10.01

20

Особенности решения ребусов

1

17.01

21

Особенности решения перевертышей

1

24.01

22

Решение сканвордов

1

31.01

23

Решение кроссвордов

1

07.02

24

Игра «Что? Где? Когда?»

1

14.02

25

Игра «Что? Где? Когда?»

1

21.02

26

Игра «Интеллектуальный лабиринт»

1

28.03

27

Интеллектуальная игра «Загадки Вселенной»

1

07.03

28

Интеллектуальная игра «Крестики-нолики»

1

14.03

29

Игра «Сыскное бюро»

1

21.03

30

Интеллектуальный марафон

1

28.03

31

Зоомузыкальный КВН

1

04.04

32

Эрудит-шоу

1

11.04

33

Игра «Слабое звено»

1

18.04

34

Игровая программа «Тройка»

1

25.04

35

Игровая программа «Тройка»

1

02.05

36

«Что? Где? Когда?»

1

16.05

37

«Что? Где? Когда?»

1

23.05

38

Итоги. Награждение.

1

30.05

Информационная карта образовательной программы кружка «Эрудит»

Направленность

Социально-педагогическая

Вид образовательной деятельности

Игры интеллектуального характера

Сведения о составителе

Костькина Галина Степановна, старшая вожатая, руководитель кружка «Эрудит»

Год разработки

2018

Статус программы

Модифицированная

Аннотация программы

Возраст обучающихся

10-13 лет

Срок реализации программы

3 года

Цель и задачи

Цель: Создание условий для интеллектуального развития обучающихся

Задачи программы:

 -знакомство с различными видами заданий на смекалку и логику;

-расширение кругозора;

-развитие логического, образного и креативного мышления;

-развитие умения работать в команде;

-развитие скорости мышления и эрудированности;

-развитие патриотизма, толерантности, этической культуры.

Ожидаемые результаты

Список литературы:

  1. Непомнящий Н.Н., Низовский А.Ю. 100 великих кладов/Н.Н.Непомнящий, А.Ю.Низовский.- М.: Вече, 2011.-432 с.
  2. Нянковский М. Клуб эрудитов/М.Нянковский.-Ярославль: Изд-во Академия развития, 2004.-160 с.
  3. Журнал «Последний звонок».- Издания 2003 – 2016 года.
  4. Интернет порталы образовательной направленности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)

Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....

Программа объединения дополнительного образования "Очумелые ручки"

Вам представлена рабочая трехгодичная прграмма обьединения дополнительного образования "Очумелые ручки".  Программу отличают ее коррекционные и образовательные свойства. Предполагаемая методика р...

Программа объединения дополнительного образования "Пёстрый колпачок".

В объединении дополнительного образования "Пёстрый колпачок" занимаются дети из спецклассов от 7до 15лет. Предлагаю Вам рабочую программу. Она была написана на основе программы "Обучение детей с выра...

Авторская программа объединения дополнительного образования "Мой компьютер"

Авторская программа объединения дополнительного образования «Мой компьютер» построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с котор...

Программа объединения дополнительного образования "Занимательная математика" для 10 класса

Данная программа может быть использована учителями математики, работающими в 10 классах в случае, когда в учебном плане школы не заложены часы для проведения элективных курсов для подготовки учащихся ...

Образовательная программа объединения дополнительного образования по английскому языку «Английский язык – окно в мир»

Содержание программы «Английский язык – окно в мир» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МКОУ «Широкоярская СОШ». Отбор тематики и проблематики общения на дополни...

Программа объединения дополнительного образования " Цветоводство"

Срок реализации программы 2 года, рассчитана на учащихся 11-14 лет. Включает пояснительную записку, содержание программы, учебно- тематический план, календарно- тематическое планирование, методическое...