Программа объединения дополнительного образования "Эрудит"
календарно-тематическое планирование
Программа разработана для обучающихся 5-8 классов, предназначена для интеллектуального развития обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Эрудит" | 30.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Атюрьевская средняя общеобразовательная школа № 1»
«Согласовано»
заместитель директора
по воспитательной работе
МБОУ «Атюрьевская СОШ №1»
______________
/Малкина Н.Г./
Программа
объединения дополнительного образования
«Эрудит»
Составитель: руководитель Костькина Г.С.
2018 — 2019 учебный год
Пояснительная записка.
Каждый хочет найти свое место в жизни. Кто-то создает гениальную музыку, кто- то летит в космос, создает теории, кто-то просто хочет стать врачом, все ищут свое место в жизни — любимое дело на многие годы.
Школьное объединение «Эрудит» является важным шагом в создании детского пространства, позволяющего заполнить свободное время школьников педагогической целесообразной деятельностью, отвлечь их от улицы и прочих негативных факторов современной жизни. В школьное объединение может прийти любой желающий, независимо от уровня подготовленности. Надо только хотеть познавать. Детское объединение создано на базе МБОУ «Атюрьевская средняя общеобразовательная школа №1». Членами кружка могут стать учащиеся среднего звена (5-8 классы), признающие рабочую программу кружка и выполняющие обязанности членов, принятых в ней.
Программа кружка «Эрудит» направлена на интеллектуально-познавательное развитие школьников и предусматривает решение некоторых важных проблем саморазвития личности: обучение умению мыслить творчески и интенсивно, создание действенных стимулов для саморазвития (чтение книг, интерес к культуре и т. д.), умение ценить коллективное творчество, работать совместно с другими людьми для достижения общего успеха. Интеллектуальные игры формируют атмосферу сотрудничества, взаимного доверия и уважения.
Данный кружок может послужить отличной формой общения для умных и интересных людей, или тех, кто хочет стать умным и интересным.
В кружке формируются команды для районных и республиканских игр «Что? Где? Когда?».
Разработка программы обусловлена потребностью:
-более глубокой подготовки к участию обучающихся в интеллектуальных и предметных конкурсах и олимпиадах;
-потребность в творческих и интеллектуально развитых личностях;
-самосовершенствовании личности школьника.
В соответствии с целями и задачами нашего обучения игра может выполнять следующие задачи: развитие у воспитанников объединения коммуникативной компетентности и готовности к самообразованию.
А именно:
- поиск, отбор, анализ информации по сети интернет и другим источникам, что позволит развить такие навыки, как способность самостоятельно мыслить, принимать решения;
-исследовательскую деятельность (подбор источников информации), работа со справочными материалами, частично-поисковые задания (мини-исследования);
-выполнение практических заданий, направленных на разнообразные варианты работы с различными источниками информации;
-обсуждение промежуточных и итоговых результатов в группах, что способствует развитию таких навыков, как коммуникабельность, умение работать в коллективе, умение обосновывать свою точку зрения.
Игра — это естественное состояние и ребенка и взрослого человека. Потребность в игре сохраняется на всем протяжении жизни человека, необходимы лишь формы, в которых эта потребность могла реализовываться.
В ходе реализации программ интеллектуальных игр формируются ключевые компетенции учащихся, что в условиях модернизации системы образования является одной из основных задач. С позицией компетентного подхода интеллектуальные игры призваны научить обучающихся определять цели своей познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы решения поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, прислушиваться к чужому мнению, ценить и уважать чужой интеллект, и при этом, не стесняясь, высказывать свое мнение.
Участие в играх, где наряду с ограниченностью во времени, на воспитанников действует множество отвлекающих факторов, является хорошим тренингом психологической защищенности, умения отстраниться и сосредоточиться на главном.
Цель работы кружка:
Создание условий для интеллектуального развития обучающихся.
Задачи:
-знакомство с различными видами заданий на смекалку и логику;
-расширение кругозора;
-развитие логического, образного и креативного мышления;
-развитие умения работать в команде;
-развитие скорости мышления и эрудированности;
-развитие патриотизма, толерантности, этической культуры.
Принципы работы кружка:
-культуросообразности, предполагающий приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентацию на общечеловеческие культурные ценности;
-индивидуально-личностного подхода, означающий непременную направленность воспитания на выявление, сохранение и развитие индивидуальности, самобытности ребенка, на поддержку процессов саморазвития, самовоспитания;
-ценностно-смыслового подхода, направленный на создание условий для приобретения ребенком смысла своего учения, жизни, на воспитание личностных смыслов всего происходящего в его общении с природой, социумом, культурой;
-сотрудничества, предусматривающий объединение целей детей и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь, взаимную поддержку и общую устремленность в будущее;
-личностно-ориентированного подхода — обращение к субъектному опыту обучающегося, т.е к опыту его собственной жизнедеятельности, признание самобытности и уникальности каждого ученика;
-природосообразности, учитывая возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающее выполнение заданий различной степени сложности;
-свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации.
Нормативно-правовое обеспечение программы
- Конституция РФ
- Закон РФ «Об образовании»
- Конвенция «О правах ребенка».
- Устав образовательного учреждения
- Учебный план
Место программы в плане развития школы
Программа кружка «Эрудит» способствует интеллектуальному развитию обучающихся и следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы ОУ.
Методы обучения:
-объяснительный;
-репродуктивный;
-деятельностный;
-эвристический;
-исследовательский.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Конечным результатом по программе кружка «Эрудит» является:
-развитие мотиваций к интеллектуально- познавательной деятельности;
-развитие коммуникативных способностей обучающихся;
-развитие навыков игрового взаимодействия;
-формирование команд для участия в интеллектуальных играх района и республики.
Обучающиеся должны знать:
-виды интеллектуальных игр и их отличительные особенности и правила;
-правила работы с литературой, текстом;
-принципы работы в команде.
Уметь:
-составлять и классифицировать вопросы;
-работать с книгой;
-распределять командные роли.
Способы проверки результатов:
-оценка каждого обучающего отдельно, наблюдение педагога;
-оценка работы сложившихся команд, наблюдение за игрой.
Формы подведения итогов
-участие в школьных, районных, республиканских интеллектуальных играх;
-проведение внутрикружковых интеллектуальных игр.
Девиз членов объединения.
Никогда не унывать,
И как можно больше знать.
Совет дела.
Совет дела — это временное объединение ребят для проведения мероприятий.
Законы объединения.
1. Закон дружбы и товарищества.
2. закон дела.
3. Закон взаимопомощи.
4. закон толерантности.
5. Не ущемлять личность членов объединения.
Структура объединения.
Детский кружок «Эрудит» состоит из команд и Совета дела. Состав команды — 6 человек. Обучающиеся сами выбирают капитана. Обязательно название команды. В каждом классе, по желанию обучающихся могут формироваться несколько команд.
Права и обязанности членов объединения.
Член кружка имеет право:
- принимать участие в играх и подготовке мероприятий;
- поощряться и награждаться;
- вступать в объединение и дать самоотвод на добровольной основе.
Член кружка обязан:
- соблюдать Устав кружка «Эрудит»;
- выполнять его законы.
Работа объединения.
Члены объединения играют в интеллектуальные игры, соревнуются классами (5-6 и 7-8), играют в игру «Что? Где? Когда?» на районном и республиканском уровне. Помогают вожатой в проведении интеллектуальных игр. Также предусмотрены обсуждения за круглым столом, чтение энциклопедий, книг, решение сканвордов, шарад и т. д.
Программа рассчитана:
На обучение детей 10-11 лет, состав постоянный, набор в кружок проводился свободно, требовалось письменное разрешение родителей. Наполняемость учебной группы – 20 человек.
Режим работы – 1 занятие в неделю, 38 часов в год.
Система отслеживания и оценки результатов обучения детей
Применение индивидуального и группового тестирования. Участие в школьных интеллектуальных играх, при хороших результатах – в районных, республиканских. Практические занятия: решение логических задач и составление вопросов.
Календарно-тематический план работы объединения «Эрудит»
на 2018 — 2019 учебный год
Кружок проводится 1 раз в неделю. Время занятий 1 академический час. Занятный день — четверг.
№ п/п | Вид деятельности | Количество часов | Дата проведения | Фактическая |
1 | Организационное заседание. Обсуждение и принятие устава и плана работы кружка | 1 | 06.09 | |
2 | Игра «Вопросы на все случаи жизни» | 1 | 13.09 | |
3 | Игра «Что? Где? Когда?» | 1 | 20.09 | |
4 | Игра «Что? Где? Когда?» | 1 | 27.09 | |
5 | Игра «Интеллектуальное казино» | 1 | 04.10 | |
6 | Игра «Интеллектуальное казино» | 1 | 11.10 | |
7 | Игра «Слабое звено» | 1 | 18.10 | |
8 | Игра «Слабое звено» | 1 | 25.10 | |
9 | Игра «Умники и Умницы» | 1 | 01.11 | |
10 | Игра «Умники и Умницы» | 1 | 08.11 | |
11 | Турнир капитанов | 1 | 15.11 | |
12 | Игра «Интеллектуальное казино» | 1 | 22.11 | |
13 | Игра «Интеллектуальное казино» | 1 | 29.11 | |
14 | Игра «Самый умный» | 1 | 06.12 | |
15 | Игра «Великолепная семерка» | 1 | 13.12 | |
16 | Игра «Великолепная семерка» | 1 | 20.12 | |
17 | Игра «Что? Где? Когда?» в 4- ых классах | 1 | 27.12 | |
18 | Игра «Что? Где? Когда?» в 4- ых классах | 1 | 03.01.2018 | |
19 | Великие люди. Факты и открытия. | 1 | 10.01 | |
20 | Особенности решения ребусов | 1 | 17.01 | |
21 | Особенности решения перевертышей | 1 | 24.01 | |
22 | Решение сканвордов | 1 | 31.01 | |
23 | Решение кроссвордов | 1 | 07.02 | |
24 | Игра «Что? Где? Когда?» | 1 | 14.02 | |
25 | Игра «Что? Где? Когда?» | 1 | 21.02 | |
26 | Игра «Интеллектуальный лабиринт» | 1 | 28.03 | |
27 | Интеллектуальная игра «Загадки Вселенной» | 1 | 07.03 | |
28 | Интеллектуальная игра «Крестики-нолики» | 1 | 14.03 | |
29 | Игра «Сыскное бюро» | 1 | 21.03 | |
30 | Интеллектуальный марафон | 1 | 28.03 | |
31 | Зоомузыкальный КВН | 1 | 04.04 | |
32 | Эрудит-шоу | 1 | 11.04 | |
33 | Игра «Слабое звено» | 1 | 18.04 | |
34 | Игровая программа «Тройка» | 1 | 25.04 | |
35 | Игровая программа «Тройка» | 1 | 02.05 | |
36 | «Что? Где? Когда?» | 1 | 16.05 | |
37 | «Что? Где? Когда?» | 1 | 23.05 | |
38 | Итоги. Награждение. | 1 | 30.05 |
Информационная карта образовательной программы кружка «Эрудит»
Направленность | Социально-педагогическая | ||
Вид образовательной деятельности | Игры интеллектуального характера | ||
Сведения о составителе | Костькина Галина Степановна, старшая вожатая, руководитель кружка «Эрудит» | ||
Год разработки | 2018 | ||
Статус программы | Модифицированная |
Аннотация программы
Возраст обучающихся | 10-13 лет | |
Срок реализации программы | 3 года | |
Цель и задачи | Цель: Создание условий для интеллектуального развития обучающихся Задачи программы: -знакомство с различными видами заданий на смекалку и логику; -расширение кругозора; -развитие логического, образного и креативного мышления; -развитие умения работать в команде; -развитие скорости мышления и эрудированности; -развитие патриотизма, толерантности, этической культуры. | |
Ожидаемые результаты |
Список литературы:
- Непомнящий Н.Н., Низовский А.Ю. 100 великих кладов/Н.Н.Непомнящий, А.Ю.Низовский.- М.: Вече, 2011.-432 с.
- Нянковский М. Клуб эрудитов/М.Нянковский.-Ярославль: Изд-во Академия развития, 2004.-160 с.
- Журнал «Последний звонок».- Издания 2003 – 2016 года.
- Интернет порталы образовательной направленности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)
Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....
Программа объединения дополнительного образования "Очумелые ручки"
Вам представлена рабочая трехгодичная прграмма обьединения дополнительного образования "Очумелые ручки". Программу отличают ее коррекционные и образовательные свойства. Предполагаемая методика р...
Программа объединения дополнительного образования "Пёстрый колпачок".
В объединении дополнительного образования "Пёстрый колпачок" занимаются дети из спецклассов от 7до 15лет. Предлагаю Вам рабочую программу. Она была написана на основе программы "Обучение детей с выра...
Авторская программа объединения дополнительного образования "Мой компьютер"
Авторская программа объединения дополнительного образования «Мой компьютер» построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с котор...
Программа объединения дополнительного образования "Занимательная математика" для 10 класса
Данная программа может быть использована учителями математики, работающими в 10 классах в случае, когда в учебном плане школы не заложены часы для проведения элективных курсов для подготовки учащихся ...
Образовательная программа объединения дополнительного образования по английскому языку «Английский язык – окно в мир»
Содержание программы «Английский язык – окно в мир» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МКОУ «Широкоярская СОШ». Отбор тематики и проблематики общения на дополни...
Программа объединения дополнительного образования " Цветоводство"
Срок реализации программы 2 года, рассчитана на учащихся 11-14 лет. Включает пояснительную записку, содержание программы, учебно- тематический план, календарно- тематическое планирование, методическое...