Краеведческий квест как способ познания.
методическая разработка (8 класс)
Несомненен факт всё возрастающей роли молодёжи в государственном и национальном развитии страны. Сегодняшние школьники через 10-20 лет будут определять политическое и экономическое развитие нашей Родины, и от того, какие знания они получают сейчас, какие ценности считают важными для себя, зависит будущее нашей страны! Метод квестов позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения. Образовательный квест - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Знать историю родного края – это значит быть настоящим патриотом. Наша история – это то, что выделяет нас, делает особенными. Не зная ничего про свою малую родину, человек просто теряется в толпе, лишается своей индивидуальности. Современные подростки часто не готовы быть вовлеченными в предлагаемые мероприятия, направленные на изучение истории малой родины. Так как форма организации подобных мероприятий носит часто поучительный, назидательный характер информация не усваивается. Поэтому исторические квесты для учеников средних школ – это именно то, что нужно современным ученикам в наше время.
Новая форма должна быть и увлекательной и познавательной, содержать элементы соревнования, возможность творчески проявить себя, работать индивидуально и в команде, иначе говоря, быть одновременно предельно разнообразной и целостной. Этим критериям в полной мере отвечает так называемый «квест» или «игра-поиск».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest_kak_sposob_poznaniya.docx | 562.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Квест как способ познания
Корягина Л.Л., учитель истории и
обществознания МОБУ лицей №1
с.Большеустьикинское муниципального
района Мечетлинский район
Республики Башкортостан
Несомненен факт всё возрастающей роли молодёжи в государственном и национальном развитии страны. Сегодняшние школьники через 10-20 лет будут определять политическое и экономическое развитие нашей Родины, и от того, какие знания они получают сейчас, какие ценности считают важными для себя, зависит будущее нашей страны! Метод квестов позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения. Образовательный квест - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Знать историю родного края – это значит быть настоящим патриотом. Наша история – это то, что выделяет нас, делает особенными. Не зная ничего про свою малую родину, человек просто теряется в толпе, лишается своей индивидуальности. Современные подростки часто не готовы быть вовлеченными в предлагаемые мероприятия, направленные на изучение истории малой родины. Так как форма организации подобных мероприятий носит часто поучительный, назидательный характер информация не усваивается. Поэтому исторические квесты для учеников средних школ – это именно то, что нужно современным ученикам в наше время.
Новая форма должна быть и увлекательной и познавательной, содержать элементы соревнования, возможность творчески проявить себя, работать индивидуально и в команде, иначе говоря, быть одновременно предельно разнообразной и целостной. Этим критериям в полной мере отвечает так называемый «квест» или «игра-поиск».
Что такое «квест»? Очевидно, что в русский язык слово «квест» пришло из английского («quest» - «поиск»). Само это понятие происходит из средневековой литературы, где оно обозначало долгое и трудное путешествие героя, чаще всего рыцаря, за каким-либо предметом, обычно волшебным. На пути героя встречались многочисленные препятствия, которые он преодолевал благодаря своим физическим возможностям, интеллектуальным способностям или при помощи друзей.
Квест - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета, а также другие образовательные средства.
Объект исследования: учебно-воспитательная среда на ступени основной и средней общеобразовательной школы (5-11 классы).
Предмет исследования: использование активных методов обучения в форме метода квестов в образовательном процессе.
Цель исследования: сформировать теоретическую и практическую готовность педагогических работников к проектированию образовательного процесса на основе метода квестов, а учащихся – к активной подготовке и участию в них.
Основные задачи:
- формировать у учащихся навыки поиска полезной информации на различных носителях, ее обработки и использования;
- содействовать становлению у подростков эстетических и нравственных ценностей;
- способствовать развитию творческих способностей школьников, коммуникативности, умению взаимодействовать в команде;
- обеспечить формирование метапредметных умений обучающихся процесса на основе использования метода квестов;
- мотивировать учащихся к саморазвитию через освоение умений и навыков, необходимых для решения заданий квестов.
Гипотеза исследования: при условии организации образовательного процесса на основе метода квестов последний будет оказывать позитивное влияние на развитие, воспитание, обучение и профессиональное самоопределение обучающихся и рост профессиональной компетентности педагогов.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования; диагностический эксперимент, включающий целенаправленное наблюдение педагогического процесса, опросы школьников, беседы и конференции с обучающимися, сравнительный анализ полученных данных.
Новизна исследования: психолого-педагогические основы работы с одаренными детьми, методологические и методические особенности организации образовательного процесса для развития детской одаренности; технологии, методы, приемы, педагогические техники, обеспечивающие интерактивный режим обучения; технологию организации образовательного процесса на основе применения метода квестов.
Практическая значимость исследования заключается в умении проектировать образовательный процесс на основе интерактивного метода квестов, приемов, обеспечивающих самостоятельную познавательную деятельность учащихся; выбирать и выстраивать стратегии проведения квестов с учетом индивидуальных особенностей школьников разных возрастов, разрабатывать сценарии квестов по определенны темам.
Этапы работы над квестом:
- Начальный этап: обучающиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль.
- Ролевой этап: индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. В процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели.
- Заключительный этап: команда работает совместно, под руководством педагога. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится оценивание выполненных работ, критериями которого являются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, логичность, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность.
Результаты:
Подводя итоги квеста, нельзя не отметить, что организация и проведение подобного рода мероприятий дает убедительный импульс к изучению подростками родной истории через «живое» общение с ней, формированию настоящих исследователей-краеведов, которым в будущем, возможно, удастся вписать новые страницы в летопись села Большеустьикинское.
- Активизации интереса у подростков к истории малой родины, к учреждениям, занимающимся сохранением культурного наследия села.
- Развитию коммуникативных навыков и творческих способностей у подростков, умению находить полезную информацию, как из традиционных, так и нетрадиционных источников.
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Семенов С. В. Проектный подход // ИНФО. – 1997. - № 5. – с. 37.
2.Степанова И. Ю. Особенности организации обучения в условиях интенсивного освоения информационных технологий // Тезисы доклада на всероссийской научно-практической конференции "Российская школа и Интернет", Санкт-Петербург, 2001
3.Чечель И. Д. Метод проектов: Субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. – 1998. - № 4. – с. 3
Интернет-ресурсы
1. Быховский Я. С. Что такое образовательный веб-квест? http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php
2. Как создавать квест? http://uwle4enia.ucoz.ru/publ/uchitelju/kak_sozdat_veb_kvest/5-1-0-6
3. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство
развития навыков информационной деятельности учащихся. http://rcio.pnzgu.ru/vio/07/cd_site/Articles/art_1_12.htm
4.Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%EB%E5%F8%EC%EE%E1.
ПРИЛОЖЕНИЕ
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ 7г класса
1.Вам необходимо добраться до первого пункта своего маршрута, выполнив следующее задание: расшифруйте надпись.
9 апреля 1918 года
2.
В каком месте нашего села можно найти эти артефакты в одном месте?
3. Вы должны знать этого замечательного человека, встреча с которым вам сегодня предстоит. Он родился в 1870 году, прекрасно учился, во всех делах был заводилой. Впоследствии его жизнь и профессиональная деятельность привели к появлению нового государства на политической карте мира (подсказка: можно использовать Интернет).
4. Civil War. Догадайтесь, что связывает данные английские слова с селом Большеустьикинское. Найдите это место и сведения о нем.
5. Мустафа Сафич Каримов: как он связан с историей нашего села?
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ 8б класса
1.
В каком месте нашего села можно найти эти артефакты в одном месте?
2 Расшифруйте надпись.
9 апреля 1918 года
3. Мустафа Сафич Каримов: как он связан с историей нашего села?
4. Вы должны знать этого замечательного человека, встреча с которым вам сегодня предстоит. Он родился в 1870 году, прекрасно учился, во всех делах был заводилой. Впоследствии его жизнь и профессиональная деятельность привели к появлению нового государства на политической карте мира (подсказка: можно использовать Интернет).
5. Civil War. Догадайтесь, что связывает данные английские слова с селом Большеустьикинское. Найдите это место и сведения о нем.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ 8а класса
1. Вы должны знать этого замечательного человека, встреча с которым вам сегодня предстоит. Он родился в 1870 году, прекрасно учился, во всех делах был заводилой. Впоследствии его жизнь и профессиональная деятельность привели к появлению нового государства на политической карте мира (подсказка: можно использовать Интернет).
2 Civil War. Догадайтесь, что связывает данные английские слова с селом Большеустьикинское. Найдите это место и сведения о нем.
3. Мустафа Сафич Каримов: как он связан с историей нашего села?
4.Расшифруйте надпись:
9 апреля 1918 года
5.
В каком месте нашего села можно найти эти артефакты в одном месте?
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ 8в класса
1. Мустафа Сафич Каримов: как он связан с историей нашего села?
2 Вы должны знать этого замечательного человека, встреча с которым вам сегодня предстоит. Он родился в 1870 году, прекрасно учился, во всех делах был заводилой. Впоследствии его жизнь и профессиональная деятельность привели к появлению нового государства на политической карте мира (подсказка: можно использовать Интернет).
3. Civil War. Догадайтесь, что связывает данные английские слова с селом Большеустьикинское. Найдите это место и сведения о нем.
4.
В каком месте нашего села можно найти эти артефакты в одном месте?
5. Расшифруйте надпись.
9 апреля 1918 года
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ 8г класса
1. Civil War. Догадайтесь, что связывает данные английские слова с селом Большеустьикинское. Найдите это место и сведения о нем.
2. Вы должны знать этого замечательного человека, встреча с которым вам сегодня предстоит. Он родился в 1870 году, прекрасно учился, во всех делах был заводилой. Впоследствии его жизнь и профессиональная деятельность привели к появлению нового государства на политической карте мира (подсказка: можно использовать Интернет).
3.
В каком месте нашего села можно найти эти артефакты в одном месте?
4. Расшифруйте надпись.
9 апреля 1918 года
5. Мустафа Сафич Каримов: как он связан с историей нашего села?
1.
Куда едет автобус?
2.
3.Из этих 18 кружков только два совершенно одинаковы. Найдите их.
4.Какому закону подчиняются числа, размещенные в этих фигурах? Какое число надо вписать в свободный квадратик?
5. По некоторым поступившим в полицию города Сан-Франциско сведениям можно было сделать вывод, что готовится похищение драгоценностей жены миллионера миссис Андерсон. Миссис Андерсон жила в одном из первоклассных отелей. По-видимому, здесь же проживал и замысливший злодеяние преступник. Несколько дней дежурил детектив в номере миссис Андерсон в надежде схватить негодяя, но безрезультатно. Миссис Андерсон уже начала подшучивать над ним, как вдруг произошло следующее. Вечером кто-то постучал в дверь номера. Затем дверь открылась, и в комнату заглянул мужчина. Увидев миссис Андерсон, он извинился, сказав, что ошибся дверью. «Я был абсолютно уверен, что это моя комната, - смущенно проговорил он. – Ведь все двери так похожи одна на другую». Тут детектив вышел из засады и арестовал незнакомца. Что смогло убедить детектива в том, что перед ним злоумышленник?
6.Философ - первый слог шарады,
К нему союз прибавить надо,
Последний слог - местоимение.
Все - в музыке произведение.
ОТВЕТЫ:
1. Налево, потому что нет двери
2. 87 (нужно перевернуть рисунок)
3. 4 и 14
4. 16. Верхнее число делится на число, записанное справа внизу, и результат удваивается. Так получается число, поставленное в условном квадратике.
5. Если бы незнакомец действительно был уверен, что входит в свою комнату, он не стал бы стучать в дверь.
6.Кантата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Искусство - способ познания себя и мира""
Курс предлагается учащимся 7 кл. Программа явилась поиском новых путей эстетического воспитания средствами музыки, искусным владением слова....
Мифология как способ познания мира
Ресурс содержит материал по теме "Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях" (Боголюбов, Обществознание - 10 класс, профиль). Он предназначен для проведения первого урока по данно...
Урок английского языка для 9 класса по теме "Путешествие- способ познания мира"
Разработка урока для 9 класса по теме "Путешествие- способ познания мира"...
Презентация к уроку в 9 классе по теме "Путешествие-способ познания мира"
Презентация к уроку в 9 классе по теме "Путешествие-способ познания мира"...
ИГРА КАК ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, СПОСОБ ПОЗНАНИЯ МИРА
игра – это работа ребенка над самим собой. Ребенок просто исследует предмет. Вот тут-то незаметно для малыша и осуществляется большая работа изменения самого себя; весело, играючи осваивает он новые п...
Семинар по теме «Исследование – способ познания окружающего мира?»
В рамках президентской инициативы «Наша Новая Школа» работе с талантливыми детьми уделяется особое внимание. Выявление талантливых детей, предоставление возможностей для самореализации в форме самосто...
Музыка как способ познания культуры
Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме " Досуг молодёжи" раздела " Музыка"; совершенствовать знания, умения и навыки учащихся в устной речи, чтении и аудировании по данной т...