I Опрос. ?? ТЕРМИНЫ: Общественные науки – комплекс наук, изучающих общество и человека. Предмет науки – те связи и зависимости, которые непосредственно изучает наука. Социология – наука об обществе как целостной системе, о закономерностях его становления, функционирования и развития. Политология – комплекс дисциплин, всесторонне изучающих политику. Социальная психология – наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включённостью в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Фундаментальные науки – науки, раскрывающие объективные законы окружающего мира. Прикладные науки – науки, решающие проблемы применения полученных знаний на практике Философский плюрализм – многообразие философских школ и направлений. Умозрительная деятельность – вид деятельности, при которой философы опираются на особые способы аргументации, выходящие за рамки формальной логики. Философия (с древнегреческого – «любовь к мудрости») – наука о всеобщих законах природы, общества и мышления. ?? Специфика философского знания. ?? Карточки №2.1 – 2.8 II Объяснение нового материала. Проблемы общественного устройства волновали человека на протяжении всей его истории. И первый блок тем, с которым мы познакомимся, как раз и будет посвящён взглядам мыслителей прошлого на общество и человека. (1) Задание классу: прослушайте притчу. Какое отношение она имеет к теме нашего сегодняшнего урока? У дороги стояло засохшее дерево. Ночью прошел вор и испугался: он подумал, что это стоит, поджидая его, полицейский. Прошел влюбленный юноша, и сердце его радостно забилось: он принял дерево за свою возлюбленную. Ребенок, напуганный страшными сказками, увидев дерево, расплакался: он подумал, что это привидение. Но во всех случаях дерево было только деревом. Мы видим мир таким, каковы мы сами. Задание классу: практическая работа по теме. Задание 1. Уже на заре истории человек пытался объяснить окружающий мир и своё место в этом мире. Объяснения эти были во многом наивны, иррациональны. В этот период основным способом постижения человеком окружающей действительности стали мифы. Миф (от греч. mythos – сказание, предание) – древнее сказание о происхождении мира, о богах и героях. Мифология – способ понимания и представления действительности, характерный для ранних этапов развития общества. Задание 2. Задание классу: прочитайте отрывок из книги «Мифы народов мира», предложенный в учебнике, и ответьте на поставленные вопросы. ?? Чем сказка отличается от мифа? (сказка всегда рассматривалась как вымысел, миф содержит элементы конкретики и реалий) ?? Можно ли историческое предание отнести к разновидности мифа? Обоснуйте свой вывод. Задание классу: запишите краткий вывод на основе полученной информации. (н – р, в отличие от сказки, которая всегда рассматривалась как вымысел, миф содержит элементы конкретики и реалий; историческое предание можно отнести к разновидности мифа) При всём многообразии мифологических сюжетов, мифы разных народов удивительно схожи. Особенно это касается мифов о мироздании. Задание 3. Задание классу: определите, какие основные идеи лежат в основе библейского мифа о мироздании. Сделайте краткие записи. (идея творения и идея развития) Подобные же идеи лежат в основе мифов о мироздании, созданных другими народами. В основе мифов о мироздании лежат идеи творения (мир сотворён богом) и развития (мир постепенно развивался из хаоса). Задание 4. Задание классу: прочитайте приведённый ниже текст, ответьте на поставленные вопросы. Ильин И. – русский философ. Духовный смысл сказки …Сказка даёт и гораздо меньше и в то же время гораздо больше, чем дневное сознание. Природа и дневное сознание имеют свою естественную необходимость и свои естественные невозможности; а сказка не связана ни этой необходимостью, ни этими невозможностями. Она имеет свою «необходимость». Её необходимость иная, душевно-духовная, внутренняя, таинственная. Это необходимость сокровенного помысла, предчувствия и сновидения; и в то же время это необходимость национальной судьбы, национального характера и национальной борьбы. Сказка не повинуется законам вещества и тяжести, времени и пространства. Она повинуется законам художественной мечты и законам национально-героического…эпоса. Она повинуется законам всесильного волшебства и запросам сверхчеловеческой национальной силы: она слагается по указаниям пророческого сновидения, волевого порыва и созерцающего постижения. …Спрашивает человек сказку, а она отвечает ему о смысле земной жизни … …Что такое счастье? Само ли оно в жизни приходит или его надо добывать? И что нужно, чтобы добыть его? Неужели непременно нужны труды, испытания, опасности, страдания и подвиги, все эти «утруждения великими службами»? И как же слагаются эти испытания и подвиги? И есть ли на свете люди бездольные и бессчастные? И откуда эта бездольность и бессчастность? Можно ли её преодолеть или она суженая, роковая? И в чём же счастье человека? В богатстве ли? Или в любви к свободе? Или, может быть, в доброте и правоте? В жертвенной любви доброго сердца? …Что такое судьба? Что значит: умным горе, а дуракам счастье? И какие же это такие – дураки? Может они вовсе не дураки? Что это значит: «на роду написано»? И неужели судьбу нельзя одолеть и человеку остаётся покорно сидеть у моря и ждать погоды? Или всякий человек своему счастью кузнец? И как быть человеку в трудную минуту жизни, когда горько плачется и тужится, а ума ни к чему не приложить? Как бы человеку на распутье жизненных дорог, и на тропинках жизненного леса, в беде и в несчастье?.. …А можно ли жить и прожить кривдою на свете? И куда кривда ведёт? Не сильнее ли она, не выгоднее ли правды? Или правда лучше и всегда, в конце концов, победит? И в чём же тогда понятная таинственная сила правды? Почему содеянное зло всегда или почти всегда возвращается на голову виновника? А если не всегда, то где же справедливость? И почему это так бывает, что посеянное добро, хотя бы маленькое семечко добра, расцветает потом на пути посеявшего человека благоуханными цветами – то благодарности и ответного добра, то пожизненной преданности, то прямо спасения от лютой беды? А если не всегда так бывает, то почему? Не правит ли миром некая таинственная благая сила и каковы законы её?.. …Сказка есть первая, дорелигиозная философия народа, его жизненная философия, изложенная в свободных мифических образах и в художественной форме. Эти философские ответы вынашиваются каждым народом самостоятельно, по-своему, в его бессознательной национально-духовной лаборатории. И сказки различных народов отнюдь не повторяют друг друга. Сходны лишь образные темы , Ито лишь отчасти; но не сходны ни вопросы, ни ответы сказок. Каждый народ по-своему томится в земной жизни; накапливает свой особый, - и дорелигиозный, и религиозный опыт; слагает свою особую духовную проблематику и философию; вынашивает своё миросозерцание. И того, кто стучится у дверей, сказка уводит именно к истокам национального духовного опыта, русского человека по-русски укрепляя, по-русски утешая, по-русски умудряя… …В русских сказках русский народ пытался распутать и развязать узлы своего национального характера, высказать своё национальное мироощущение…, - разрешая лежавшие на его сердце жизненные, нравственные, семейные, бытовые и государственные вопросы. И сказки русские – просты и глубоки, как сама русская душа. Вопросы и задания: - В чём отличие сказки от науки?
- Какие черты роднят сказку и философию?
- Какие черты сказки и мифа дают основания говорить об их сходстве?
- Запишите краткий вывод на основе полученной информации.
В отличие от науки сказка «не повинуется законам вещества и тяжести, времени и пространства», у неё «необходимость» иная, душевно-духовная, внутренняя, таинственная, это необходимость сокровенного помысла. Как и философия, сказка размышляет над «вечными вопросами». Как и миф, сказка есть способ познания действительности. (2) Задание 5. Задание классу: на основе учебника (с.18 – 19) выпишите и охарактеризуйте особенности мифологического сознания. Особенности мифологического сознания: - Восприятие человека как части сообщества, а сообщества как части природы. Наделение всего сущего человеческими качествами.
- Восприятие не разделено на внешнее и сущее, на реальность и видимость.
- Поиск причины события сводится к поиску целенаправленной воли.
- Идея времени не абстрагировалась, время воспринималось через периоды и ритмы человеческой жизни и природы.
- Восприятие мира как арены борьбы сил добра и зла.
Задание 6. Задание классу: познакомьтесь с предложенным документом. Ответьте на поставленные вопросы. А. Ф. Лосев – русский философ и филолог. Диалектика мифа Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, всегда эмоционален, аффективен, жизнен. И тем не менее думают, что это – начало науки. Никто не станет утверждать, что мифология (та или иная, индийская, египетская, греческая) есть наука вообще, т.е. современная наука (если иметь в виду всю сложность ее выкладок, инструментария и аппаратуры). Но если развитая мифология не есть развитая наука, то как же развитая или неразвитая мифология может быть неразвитой наукой? Мифическое сознание совершенно непосредственно и наивно, общепонятно; научное сознание необходимо обладает выводным, логическим характером; оно не непосредственно, трудно усвояемо, требует длительной выучки и абстрактных навыков. Миф всегда синтетически жизнен и состоит из живых личностей, судьба которых освещена эмоционально и интимно ощутительно; наука всегда превращает жизнь в формулу, давая вместо живых личностей их отвлеченные схемы и формулы; и реализм, объективизм науки заключается не в красочном живописании жизни, но в правильности соответствия отвлеченного закона и формулы с эмпирической текучестью явлений, вне всякой картинности, живописности и эмоциональности. Вопросы и задания: - Что отличает и что сближает миф и науку?
- Заполните таблицу «Сходство и различия мифа и науки»
Сходство | Различия |
|
| Миф | Наука | И миф и наука есть способы познания окружающего мира
| Мифическое сознание совершенно непосредственно и наивно, общепонятно. Миф всегда синтетически жизнен и состоит из живых личностей, судьба которых освещена эмоционально и интимно ощутительно. Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, всегда эмоционален, аффективен, жизнен.
| Научное сознание необходимо обладает выводным, логическим характером; оно не непосредственно, трудно усвояемо, требует длительной выучки и абстрактных навыков. Наука всегда превращает жизнь в формулу, давая вместо живых личностей их отвлеченные схемы и формулы; и реализм, объективизм науки заключается не в красочном живописании жизни, но в правильности соответствия отвлеченного закона и формулы с эмпирической текучестью явлений, вне всякой картинности, живописности и эмоциональности.
|
III Закрепление ?? Каковы особенности мифологического сознания людей древности? ?? Сравните миф и науку, миф и сказку.
|