Мифология как способ познания мира
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме

Ресурс содержит материал по теме "Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях" (Боголюбов, Обществознание - 10 класс, профиль). Он предназначен для проведения первого урока по данной теме и раскрывает сущность мифологического сознания. Кроме конспекта урока (в форме практической работы с документами), ресурс содержит задания и карточки по теме, а также презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3p_mifologiya_kak_sposob_poznaniya.rar1.29 МБ

Предварительный просмотр:

Обществознание – 10 класс. Профильный уровень.

Урок 3: Мифология как способ познания мира

Цели:

 ~ обучающая (сформировать представление о мифе как наиболее раннем способе осмысления окружающего мира; показать особенности мифологического сознания);

 ~ развивающая (способствовать развитию мышления, речи, памяти, внимания, воображения, навыков работы с текстом учебника, документами);

 ~ воспитывающая (показать, что мифы являются первым шагом на пути к современным научным знаниям).

План.

I  Опрос.

II Объяснение нового материала (практическая работа с документами).

  1. Миф как способ постижения мира.
  2. Особенности мифологического сознания

III Закрепление.

Домашнее задание: §2 п.1, записи в тетради, термины (словарик).

Ход урока.

 

Беседа

 

Устно

Ин. зад.

РМ №1 – 6

Слайд 3

Запись

Запись

Учебник: с.25 – 26

Запись

Слайд 4

Запись

Запись

Учебник: с.18 – 19

Запись

Слайд 5

Беседа

Запись

Слайд 6

Беседа

I Опрос.

?? ТЕРМИНЫ:

Общественные науки – комплекс наук, изучающих общество и человека.

Предмет науки – те связи и зависимости, которые непосредственно изучает наука.

Социология – наука об обществе как целостной системе, о закономерностях его становления, функционирования и развития.

Политология – комплекс дисциплин, всесторонне изучающих политику.

Социальная психология – наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включённостью в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Фундаментальные  науки – науки, раскрывающие объективные законы окружающего мира.

Прикладные  науки – науки, решающие проблемы применения полученных знаний на практике

Философский плюрализм – многообразие философских школ и направлений.

Умозрительная деятельность – вид деятельности, при которой философы опираются на особые способы аргументации, выходящие за рамки формальной логики.

Философия (с древнегреческого – «любовь к мудрости») – наука о всеобщих законах природы, общества и мышления.

?? Специфика философского знания.

?? Карточки №2.1 – 2.8

II Объяснение нового материала.

      Проблемы общественного устройства волновали человека на протяжении всей его истории. И первый блок тем, с которым мы познакомимся, как раз и будет посвящён взглядам мыслителей прошлого на общество и человека.

 (1)

Задание классу: прослушайте притчу. Какое отношение она имеет к теме нашего сегодняшнего урока?

      У дороги стояло засохшее дерево. Ночью прошел вор и испугался: он подумал, что это стоит, поджидая его, полицейский. Прошел влюбленный юноша, и сердце его радостно забилось: он принял дерево за свою возлюбленную. Ребенок, напуганный страшными сказками, увидев дерево, расплакался: он подумал, что это привидение.

     Но во всех случаях дерево было только деревом.

     Мы видим мир таким, каковы мы сами.

Задание классу: практическая работа по теме.

Задание 1.

       Уже на заре истории человек пытался объяснить окружающий мир и своё место в этом мире. Объяснения эти были во многом наивны, иррациональны. В этот период основным способом постижения человеком окружающей действительности стали мифы.

Миф (от греч. mythos – сказание, предание) – древнее сказание о происхождении мира, о богах и героях.

Мифология – способ понимания и представления действительности, характерный для ранних этапов развития общества.

Задание 2.

Задание классу: прочитайте отрывок из книги «Мифы народов мира», предложенный в учебнике, и ответьте на поставленные вопросы.

?? Чем сказка отличается от мифа?

(сказка всегда рассматривалась как вымысел, миф содержит элементы конкретики и реалий)

?? Можно ли историческое предание отнести к разновидности мифа? Обоснуйте свой вывод.

Задание классу: запишите краткий вывод на основе полученной информации.

(н – р, в отличие от сказки, которая всегда рассматривалась как вымысел, миф содержит элементы конкретики и реалий; историческое предание можно отнести к разновидности мифа)

           При всём многообразии мифологических сюжетов, мифы разных народов удивительно схожи. Особенно это касается мифов о мироздании.

Задание 3.

Задание классу: определите, какие основные идеи лежат в основе библейского мифа о мироздании. Сделайте краткие записи.

(идея творения и идея развития)

        Подобные же идеи лежат в основе мифов о мироздании, созданных другими народами.

В основе мифов о мироздании лежат идеи творения (мир сотворён богом) и развития (мир постепенно развивался из хаоса).

Задание 4.

Задание классу: прочитайте приведённый ниже текст, ответьте на поставленные вопросы.

Ильин И. – русский философ. 

Духовный смысл сказки

…Сказка даёт и гораздо меньше и в то же время гораздо больше, чем дневное сознание. Природа и дневное сознание имеют свою естественную необходимость и свои естественные невозможности; а сказка не связана ни этой необходимостью, ни этими невозможностями. Она имеет свою «необходимость». Её необходимость иная, душевно-духовная, внутренняя, таинственная. Это необходимость сокровенного помысла, предчувствия и сновидения; и в то же время это необходимость национальной судьбы, национального характера и национальной борьбы.

Сказка не повинуется законам вещества и тяжести, времени и пространства. Она повинуется законам художественной мечты и законам национально-героического…эпоса. Она повинуется законам всесильного волшебства и запросам сверхчеловеческой национальной силы: она слагается по указаниям пророческого сновидения, волевого порыва и созерцающего постижения.

…Спрашивает человек сказку, а она отвечает ему о смысле земной жизни …

…Что такое счастье? Само ли оно в жизни приходит или его надо добывать? И что нужно, чтобы добыть его? Неужели непременно нужны труды, испытания, опасности, страдания и подвиги, все эти «утруждения великими службами»? И как же слагаются эти испытания и подвиги? И есть ли на свете люди бездольные и бессчастные? И откуда эта бездольность и бессчастность? Можно ли её преодолеть или она суженая, роковая? И в чём же счастье человека? В богатстве ли? Или в любви к свободе? Или, может быть, в доброте и правоте? В жертвенной любви доброго сердца?

…Что такое судьба? Что значит: умным горе, а дуракам счастье? И какие же это такие – дураки? Может они вовсе не дураки? Что это значит: «на роду написано»? И неужели судьбу нельзя одолеть и человеку остаётся покорно сидеть у моря и ждать погоды? Или всякий человек своему счастью кузнец? И как быть человеку в трудную минуту жизни, когда горько плачется и тужится, а ума ни к чему не приложить? Как бы человеку на распутье жизненных дорог, и на тропинках жизненного леса, в беде и в несчастье?..

…А можно ли жить и прожить кривдою на свете? И куда кривда ведёт? Не сильнее ли она, не выгоднее ли правды? Или правда лучше и всегда, в конце концов, победит? И в чём же тогда понятная таинственная сила правды? Почему содеянное зло всегда или почти всегда возвращается на голову виновника? А если не всегда, то где же справедливость? И почему это так бывает, что посеянное добро, хотя бы маленькое семечко добра, расцветает потом на пути посеявшего человека благоуханными цветами – то благодарности и ответного добра, то пожизненной преданности, то прямо спасения от лютой беды? А если не всегда так бывает, то почему? Не правит ли миром некая таинственная благая сила и каковы законы её?..

…Сказка есть первая, дорелигиозная философия народа, его жизненная философия, изложенная в свободных мифических образах и в художественной форме. Эти философские ответы вынашиваются каждым народом самостоятельно, по-своему, в его бессознательной национально-духовной лаборатории. И сказки различных народов отнюдь не повторяют друг друга. Сходны лишь образные темы , Ито лишь отчасти; но не сходны ни вопросы, ни ответы сказок. Каждый народ по-своему томится в земной жизни; накапливает свой особый, - и дорелигиозный, и религиозный опыт; слагает свою особую духовную проблематику и философию; вынашивает своё миросозерцание. И того, кто стучится у дверей, сказка уводит именно к истокам национального духовного опыта, русского человека по-русски укрепляя, по-русски утешая, по-русски умудряя…

…В русских сказках русский народ пытался распутать и развязать узлы своего национального характера, высказать своё национальное мироощущение…, - разрешая лежавшие на его сердце жизненные, нравственные, семейные, бытовые и государственные вопросы. И сказки русские – просты и глубоки, как сама русская душа.

Вопросы и задания:

  1. В чём отличие сказки от науки?
  2. Какие черты роднят сказку и философию?
  3. Какие черты сказки и мифа дают основания говорить об их сходстве?
  4. Запишите краткий вывод на основе полученной информации.

В отличие от науки сказка «не повинуется законам вещества и тяжести, времени и пространства», у неё «необходимость» иная, душевно-духовная, внутренняя, таинственная, это необходимость сокровенного помысла.

Как и философия, сказка размышляет над «вечными вопросами».

Как и миф, сказка есть способ познания действительности.

(2)

Задание 5.

Задание классу: на основе учебника (с.18 – 19) выпишите и охарактеризуйте особенности мифологического сознания.

Особенности мифологического сознания:

  1. Восприятие человека как части сообщества, а сообщества как части природы. Наделение всего сущего человеческими качествами.
  2. Восприятие не разделено на внешнее и сущее, на реальность и видимость.
  3. Поиск причины события сводится к поиску целенаправленной воли.
  4. Идея времени не абстрагировалась, время воспринималось через периоды и ритмы человеческой жизни и природы.
  5. Восприятие мира как арены борьбы сил добра и зла.

Задание 6.

Задание классу: познакомьтесь с предложенным документом. Ответьте на поставленные вопросы.

А. Ф. Лосев –  русский философ и филолог.

Диалектика мифа

        Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, всегда эмоционален,  аффективен, жизнен. И тем не менее думают, что это – начало науки. Никто не станет утверждать, что мифология (та или иная, индийская, египетская, греческая) есть наука вообще, т.е. современная наука (если иметь в виду всю сложность ее выкладок, инструментария и аппаратуры). Но если развитая мифология не есть развитая наука, то как же развитая или неразвитая мифология может быть неразвитой наукой? Мифическое сознание совершенно непосредственно и наивно, общепонятно; научное сознание необходимо обладает выводным, логическим характером; оно не непосредственно, трудно усвояемо, требует длительной выучки и абстрактных навыков. Миф всегда синтетически жизнен и состоит из живых личностей, судьба которых освещена эмоционально и интимно ощутительно; наука всегда превращает жизнь в формулу, давая вместо живых личностей их отвлеченные схемы и формулы; и реализм, объективизм науки заключается не в красочном живописании жизни, но в правильности соответствия отвлеченного закона и формулы с эмпирической текучестью явлений, вне всякой картинности, живописности и эмоциональности.

           Вопросы и задания:

  1. Что отличает и что сближает миф и науку?
  2. Заполните таблицу «Сходство и различия мифа и науки»

Сходство

Различия

Миф

Наука

И миф и наука есть способы познания окружающего мира

Мифическое сознание совершенно непосредственно и наивно, общепонятно.

 

Миф всегда синтетически жизнен и состоит из живых личностей, судьба которых освещена эмоционально и интимно ощутительно.

Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, всегда эмоционален,  аффективен, жизнен.

Научное сознание необходимо обладает выводным, логическим характером; оно не непосредственно, трудно усвояемо, требует длительной выучки и абстрактных навыков.

Наука всегда превращает жизнь в формулу, давая вместо живых личностей их отвлеченные схемы и формулы; и реализм, объективизм науки заключается не в красочном живописании жизни, но в правильности соответствия отвлеченного закона и формулы с эмпирической текучестью явлений, вне всякой картинности, живописности и эмоциональности.

III Закрепление

?? Каковы особенности мифологического сознания людей древности?

?? Сравните миф и науку, миф и сказку.

Миф (от греч. mythos – сказание, предание) – древнее сказание о происхождении мира, о богах и героях.

Мифология – способ понимания и представления действительности, характерный для ранних этапов развития общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Искусство - способ познания себя и мира""

Курс предлагается учащимся 7 кл.  Программа явилась поиском  новых путей эстетического воспитания  средствами музыки, искусным владением слова....

Урок английского языка для 9 класса по теме "Путешествие- способ познания мира"

Разработка урока  для 9 класса по теме "Путешествие- способ познания мира"...

Презентация к уроку в 9 классе по теме "Путешествие-способ познания мира"

Презентация к уроку в 9 классе по теме "Путешествие-способ познания мира"...

ИГРА КАК ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, СПОСОБ ПОЗНАНИЯ МИРА

игра – это работа ребенка над самим собой. Ребенок просто исследует предмет. Вот тут-то незаметно для малыша и осуществляется большая работа изменения самого себя; весело, играючи осваивает он новые п...

Семинар по теме «Исследование – способ познания окружающего мира?»

В рамках президентской инициативы «Наша Новая Школа» работе с талантливыми детьми уделяется особое внимание. Выявление талантливых детей, предоставление возможностей для самореализации в форме самосто...

Технологическая карта урока. Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»

Технологическая карта урока. 6 класс. ФГОС. УМК Босова Л.Л. Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»...

«Проектная работа как один из способов познания мира и развития творческих способностей»

Вашему вниманию предлагается статья, послужившая основой моего выступления в конкурсе "Педагогические надежды". Речь в ней идет о важности проектной работы для развития творческих способностей....