Программа передвижного лагеря
рабочая программа (8 класс)
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Тыва
Муниципальное бюджетное общеобразовательное «Средняя общеобразовательная школа
с. Эрги-Барлык» Барун-Хемчикского района Республики Тыва
ПРОГРАММА
ПЕРЕДВИЖНОГО ПАЛАТОЧНОГО ЛАГЕРЯ «ЮНЫЙ ЭТНОГРАФ»
с ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЕМ
Программа рассчитана для детей от 12 до 17 лет
срок реализации программы менее одного года
Автор программы:
Хомушку Надежда Курбазыровна
учитель тувинского
языка и литературы
Эрги-Барлык – 2016г.
ПРОГРАММА ПЕРЕДВИЖНОГО ПАЛАТОЧНОГО
ИСТОРИКО - ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ «ЮНЫЙ ЭТНОГРАФ»
Пояснительная записка:
Много возможностей для организации отдыха, а именно: укрепления здоровья, развития
творческого потенциала детей, совершенствования личных возможностей, удовлетворения
индивидуальных потребностей, саморазвития, самоопределения открывает профильный
передвижной историко-этнографический лагерь «Юный этнограф», с. Эрги-Барлык Барун-
Хемчикского кожууна Республики Тыва Российской Федерации.
Основа программы, как воспитательно-обучающая, позволяет объединить теоретическое и
практическое изучение в ходе совершѐнных экспедиций истории, духовной и материальной
культуры тувинского народа.
Предлагаемая программа способна привлечь значительные массы детей и подростков
в возрасте от 12 до 17 лет, занимающихся и интересующихся туризмом, краеведением, историей и
этнографией своей республики. Одним из условий комплектования лагеря является привлечение
детей состоящих на учѐте в ВШУ, ПДН, ТЖС.
Основой методики являются технология исследовательского обучения, игровые технологии,
ролевые игры, а также здоровьесберегающая технология.
Важная особенность лагеря – возможность постоянного общения с природой и "живое" общение
с людьми - носителями и хранителями традиций (скотоводами аалов, родителями-чабанами
учащихся школы, людьми, отдыхающими на аржаане Час-Адыр-Аксы, членами Совета отцов,
старожилами).
Воспитанники лагеря кроме исследовательской работы, участвуют в спортивных и туристических
соревнованиях, совершают экскурсии, походы (знакомятся с природой и достопримечательностями,
обычаями и традициями тувинского народа). Ведут практическую природоохранную
деятельность в форме экологического часа (очистка территории целебных источников - аржаанов,
лагеря, сакрального места «Оваа» и т.д.).
Оказавшись в контакте с дикой природой, учащиеся с самого начала
маршрута находятся под определенным воздействием величия и красоты нашей прекрасной
республики. Традиции быта тувинского народа, а также пример педагогического состава позволяет
привить навыки и приемы наиболее щадящего природопользования. Экологические часы, вечерние
беседы, легенды, предания, радиальные выходы к памятникам природы дадут возможность
воспитывать у детей чувство уважения к родной Земле и ее бессловесным обитателям.
Первым этапом работы программы «Юный этнограф»» является разработка и проведение
конкурсов-викторин для выявления среди школьников заинтересованных в работе историко-
этнографического направления. Ответы на вопросы и выполнение заданий является для участников
первым этапом их работы. Вторым уровнем конкурса будет проведение участниками
самостоятельной исследовательской работы и ее оформление в виде реферата, альбома, отчета …
Третий уровень рассчитан на изучение предметов материальной культуры, быта тувинского народа и
работу с ними (фотографирование, видеозапись с участниками).
На всех трех уровнях задачей организаторов является тщательный анализ работы участников,
выявление наилучших, содействие в улучшении результатов остальным.
Различные уровни программы позволяют ее участникам заниматься физическим воспитанием,
самостоятельно и под руководством воспитателей знакомиться с историей местностей, где
расположен лагерь, культурой, бытом, традициями и обычаями местных жителей.
Детский лагерь «Юный этнограф» является наиболее ярким этапом реализации программы и
привлекает большое количество участников, желающих знать историю, культуру и быт тувинского
народа.
Программа лагеря «Юный этнограф» разработана на основе примерной программы «Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании обучающихся МБОУ СОШ с. Эрги-Барлык»
Организаторы лагеря:
Управление образования администрации Барун-Хемчикского кожууна, МБОУ СОШ с. Эрги-Барлык
Цели программы: укрепление психического и физического здоровья детей, совершенствование системы взаимодействия семьи и школы, формирование высоконравственной, ответственной личности, способной духовно-нравственному развитию, самовоспитанию, осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе истории, национальных традиций, искусству тувинского народа, пропаганде традиционно-культурного наследия, приобщение учащихся к народной традиционной культуре тувинского народа
Актуальность программы
Пребывание в передвижном палаточном лагере историко-этнографического направления «Юный этнограф» особенно важно для детей, ограниченных в движении, в количестве физической работы, склонных к пассивному отдыху.
Для педагогов лагерь «Юный этнограф» – прекрасная возможность лучше узнать своих воспитанников, познакомиться с их миром, проблемами и увлечениями.
В лагере «Юный этнограф» ребенок учится быть самостоятельным, всю работу надо делать самим. Оставишь костер без дров, значит, все будут без обеда. Жизнь в природе диктует свои правила поведения.
Добрая атмосфера взаимовыручки, азарт в решении повседневных проблем, увлеченность общим делом, интерес к жизни палаточного лагеря втягивает любых, даже самых неподдающихся детей. Просто на них действует совершенно новая обстановка и люди, которые чувствуют себя очень уверенно в любых, даже экстремальных ситуациях.
Новизна проекта
- использование материалов краеведения в разработке и рекламе маршрутов с целью популяризации туристических ресурсов и в подготовке к районным конкурсам исследовательских краеведческих работ;
- формирование лидерских качеств детей посредством сочетания отдыха и интерактивной деятельности;
- использование технологии исследовательского обучения и игровой технологии в познавательной, игровой и проектной деятельности учащихся;
- создание благоприятного психологического климата, выработка стиля сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении детским лагерем;
- обеспечение полноценного, здорового и интересного летнего времяпровождение в лагере.
Основные целевые индикаторы:
профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в подростковой среде;
повышение мотивации подрастающего поколения вести здоровый образ жизни;
увеличение числа детей и подростков, занимающихся в спортивных секциях, кружке туризма и краеведения…, создание кружков по этнографическому направлению,
увеличение охвата детей и подростков различными формами летнего оздоровительного отдыха.
Задачи лагеря:
Образовательные: Овладение разнообразными научными методами исследований;
Приобретение практических навыков;
Углубление познания учащихся в истории, краеведении, формирование исторического сознания, развитие интереса к судьбам родного края;
Интеллектуальное развитие учащихся
Воспитательные:
Воспитание национального самосознания, любви к малой родине;
Всестороннее эмоциональное, физическое развитие;
Адаптация подростков к новой среде, новому коллективу;
Воспитание культуры поведения
Методы и механизмы реализации программы:
Программа лагеря обеспечивает полноценное, здоровое и интересное летнее времяпровождение в сочетании с воспитательно-образовательным процессом. Использование технологии исследовательского обучения, игровые технологии позволит детям более полно узнать прошлое народа: уклад жизни, материально-духовную культуру, героев эпоса и реальной истории.
Такой лагерь служит важным средством воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма, любви к своему краю, уважения к традициям и обычаям своего народа Работа ведется по следующим направлениям.
Первое - познавательное. Под руководством воспитателя участники проходят курс по истории и культуре тувинского народа, знакомятся с легендами и преданиями, национальными песнями и танцами, играми и обрядами, прикладным искусством, также им преподаются основы выживания в условиях дикой природы.
Второе направление - игровое. Использование здоровьесберегающей технологии позволит решить одно из важных направлений работы, как оздоровление детей. Она направлена на их физическое развитие. Ежедневные зарядки, экскурсии, походы, соревнования, купания, способствуют закаливанию организма, укреплению здоровья
По форме работы «Юный этнограф» относится к палаточным лагерям. Поэтому участникам предстоит заниматься и хозяйственными работами, чтобы обеспечить себя сухими дровами, водой, питанием. Трудовое воспитание является неотъемлемой частью программы работы лагеря.
Тип лагеря: профильный, передвижной, палаточный лагерь.
Количество и состав участников: 15 учащихся в возрасте от 12 до 17 лет, прошедшие медицинский осмотр, получившие вакцинацию против клещевого энцефалита.
Сроки реализации программы: менее одного года
Кадровое обеспечение: начальник лагеря, воспитатель, медицинский работник, повар.
Финансовое обеспечение программы: программа финансируется из средств местного бюджета, родительских взносов.
Техническое оснащение:
Ноутбук
Цифровой фотоаппарат
Формы работы творческих групп:
Экскурсии в чабанские стоянки к скотоводам, чабанам, старожилам… (фото и видеосъемка)
Работа с картами и документами
Обработка информации на ноутбуке.
Конкретные ожидаемые результаты
1. Укрепление психического и физического здоровья детей в лагере;
2. Уровень удовлетворенности детьми деятельностью лагеря не ниже среднего;
3. Накопление материала для участия в конкурсе исследовательских работ «Отечество», «Шаг в будущее».
4. Фото-отчет «Профильный передвижной палаточный лагерь «Юный этнограф – 2016»
5. Представление результатов деятельности в форме брошюр, фото-отчетов и презентаций.
План работы передвижного лагеря палаточного типа «Юный этнограф» МБОУ СОШ с. Эрги-Барлык июль 2016 год.
Дата проведения | Мероприятие | Ответственные |
1 день 15 июля | 1. Инструктаж по ТБ на тему: Соблюдение ТБ и ППБ в лагере, режим дня. 2. Информационная линейка (разделение на отряды, расселение) 3. Конкурс стенгазет «Мы любим свой родной край» 4. Составление плана экскурсионных объектов 5. Фотографирование памятников, экскурсионных объектов. Экскурсия на аржаан Час-Адыр-Аксы. 6. Эстафета 7. Вечер знакомства «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…» | Хомушку Н.К. Салчак У.Н. Хомушку Н.К. Хомушку Ш.С. Салчак У.Н. |
2 день 16 июля | 1. Инструктаж по ТБ на тему: Соблюдение ТБ при солнечном ударе, ПДД; 2. Обрядовый праздник «Почтение сакрального места Бурган-Тайга» (Бурган-Тайганын оваазын дагыыры) с местными скотоводами аалов 3. Сбор лекарственных растений и ягод (уургене, красная смородина, орехи) 4. Тренинг «Курить или жить?» 5. Соревнования по волейболу 6. Конкурс «Юный гитарист» | Хомушку Н.К. Салчак У.Н. Хомушку Ш.С. |
3 день 17 июля | 1. Инструктаж по ТБ на тему: Соблюдение ТБ и ППБ во время экскурсий, походов, во время купания. 2. Открытие лагеря 3. Игра-викторина «Моя республика и мой родной кожуун» 4. Конкурс песен военных лет на гитаре 5. Конкурс стихов о родине 6. Соревнование по футболу 7. Приготовление национальных блюд из молока и лекарственных растений (уургене) с участием многодетной матери Саая Марии Сериновны 8. Вечер | Хомушку Ш.С. Хомушку Н.К. Салчак У.Н. Хомушку Н.К. Хомушку Ш.С. Хомушку Н.К. |
4 день 18 июля | 1. Инструктаж по ТБ на тему: Соблюдение ТБ при проведении спортивных мероприятий, ТПТ, эстафетного ориентирования; 2. Прогулка-экскурсия на этно-гору Донгул - Тайга 3. Конкурс чтецов « Строки опаленные войной» 4. Экскурсия на летнюю стоянку «Один день у коневода» Саая Сергей Когеловича и Саая Светланы Кара-ооловны, приготовление национальных предметов для коня: кымчы, чонак…, национальной одежды: шыва тон… 5. Эстафетное ориентирование 6. Соревнования по национальной игре «Кажык» | Хомушку Ш.С. Хомушку Н.К. Хомушку Н.К. Хомушку Ш.С. Салчак У.Н. |
5 день 19 июля | 1. Инструктаж по ТБ на тему: Соблюдение ТБ, при изготовлении шнура. 2. Экскурсия на летнюю стоянку «Один день у сарлыковода» Саая Александр Балдан-ооловича и Саая Алдынай Кара-ооловны, приготовление шнура из шерсти яков (чеп эжери, мончар, челе кылыры) 3. КВН «Мой родной край» 4. Национальная борьба «Хуреш» | Хомушку Н.К. Салчак У.Н. |
6 день 20 июля | 1. Инструктаж по ТБ на тему: при укусе насекомых, животных, при угрозе терроризма; 2. Экскурсия на географический объект «Водопад» 3. Песни под гитару «Афган, Чечня и я» | Хомушку Н.К. |
7 день 21 июля | 1. Инструктаж по ТБ на тему 2. Спортивно-развлекательное мероприятие «Бодрячки-здоровячки!» 3. Сбор цветов для гербария 4. Закрытие лагеря 5. Отъезд домой «А на последок я скажу…» Отзывы детей о лагере. | Хомушку Н.К. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа деятельности лагеря «Улыбка» с дневным пребыванием детей.
Программа лагерной смены в школе, на 21 день. Можно использовать как идею для разработки своей программы....
Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием "Город Мастеров" при МОУ СОШ с. Вознесенское
программа летнего пришкольного лагеря...
Досуговая программа "Природный лагерь"
Досуговая программа «Природный лагерь» разработана с учетом более чем 15 летнего опыта педагогов Дома детского творчества «Павловский» (в первые дни июня) реализации концепции непрерывного...
Программа экологического лагеря "Ландыш"
Среди учащихся школы с одной стороны выделяется группа учащихся, увлеченных естественными дисциплинами, с другой стороны имеется группа социально незащищённых детей. Таким об...
Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей
Летний пришкольный лагерь - с одной стороны, является формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой стороны - пространст...
Программа пришкольного лагеря дневного пребывания детей «Радуга» профильная программа «Кинопоезд»
Лагерь «Радуга детства» – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая спортивно-оздоровительная и досуговая деятельность, отличная от типовой назид...
ПРОГРАММА летнего лагеря кратковременного пребывания детей и подростков «Тайна острова ОПЛОТ» (оздоровительный патриотический лагерь ответственных тазовчан)
Смена будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры «Тайна острова ОПЛОТ». Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленнос...