Работа с историческими источниками
материал
Работа с историческими источниками - неотъемлемая часть компетенции педагога. Источники способствуют более детально изучить процесс или явление, провести аналогии.
На уроках истории учащиеся могут знакомиться с документами, отражающими финансовую политику государства в разные эпохи. Тем самым подводить понимание детей событий эпохи, причинах войн, революций ит. д.
Немаловажно расширять кругозор учащихся во внеурочной деятельности и находить исторические образы, подкрепляющие эту взаимосвязь.
Работа с текстами помогает подготовиться к итоговой аттестации на ОГЭ и для написания сочинения по обществознанию и истории на ЕГЭ.
Использование заданий разного типа универсально. Их можно использовать как дифференцированный подход с сильными учащимися, как закрепительный материал к учебному модулю. Эта работа способствует развитию логического мышления, познавательной активности. Данные задания мною использовались на уроках истории для 7, 8 класса, уроках обществознания 10-11 классы, во внеурочной деятельности в курсе "Финансовой грамотности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_istoricheskimi_istochnikami.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с историческими источниками - неотъемлемая часть компетенции педагога. Источники способствуют более детально изучить процесс или явление, провести аналогии.
На уроках истории учащиеся могут знакомиться с документами, отражающими финансовую политику государства в разные эпохи. Тем самым подводить понимание детей событий эпохи, причинах войн, революций ит. д.
Немаловажно расширять кругозор учащихся во внеурочной деятельности и находить исторические образы, подкрепляющие эту взаимосвязь.
Работа с текстами помогает подготовиться к итоговой аттестации на ОГЭ и для написания сочинения по обществознанию и истории на ЕГЭ.
Использование заданий разного типа универсально. Их можно использовать как дифференцированный подход с сильными учащимися, как закрепительный материал к учебному модулю. Эта работа способствует развитию логического мышления, познавательной активности. Данные задания мною использовались на уроках истории для 7, 8 класса, уроках обществознания 10-11 классы, во внеурочной деятельности в курсе "Финансовой грамотности".
I.Исторические источники
Тема " Пенсионное обеспечение"
1 Работа с источниками . Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы.
"Роспись ратным людям 1681 г."
Наемная плата, «месячный корм», многочисленным иноземным полковникам и капитанам была очень высока и, когда они оставались на московской службе, превращалась в пожизненное жалованье, половина которого становилась после них их женам и детям. Рейтары, солдаты и драгуны, вербуемые больше из недостаточных классов, получали возвышенные денежные оклады, казенное вооружение и боевые припасы, а в походе казенное продовольствие. Стоимость армии на наши деньги с 3 миллионов рублей в 1631 г. возросла к 1680 г. до 10 миллионов. Значит, при численном увеличении армии почти в 2 1/2 раза стоимость ее возросла больше чем втрое.
О каком государственном обеспечении идет речь в документе?
Тема "Налоги и налогооблажение."
2. Работа с источниками . Прочитайте отрывки и ответьте на вопросы.
Это один из видов "специальных налогов", назначавшийся на особые потребности государства: таковы были деньги ямские, полоняничные и стрелецкие. Ямские деньги собирались на содержание ямской гоньбы для провоза послов, гонцов, должностных и ратных людей, для чего по большим дорогам ставились ямы . "Эта подать собиралась с посадских людей и с крестьян также по сошному письму и поступала в особое центральное учреждение, в Ямской приказ, который заведовал ямщиками, получавшими жалованье и прогоны...."
Что означает слово Ям и на что вводился этот налог? Какое название он имеет сейчас.?
3. Полоняничные деньги - подворная, а не посошная подать, Еще в царствование Михаила она собиралась временно по особому распоряжению правительства. Потом она стала постоянной и по Уложению 1649 г. собиралась ежегодно «со всяких людей», как тяглых, так и нетяглых, но не в одинаковом размере с людей разных состояний: посадские обыватели и церковные крестьяне платили со двора по 8 денег (на наши деньги около 60 копеек), крестьяне дворцовые, черные и помещичьи вдвое меньше, а стрельцы, казаки и прочие служилые люди низших чинов только по 2 деньги. По словам Котошихина, полоняничных денег в его время собиралось ежегодно тысяч по 150 (около 2 миллионов рублей на наши деньги). Эту подать собирал заведовавший ....полоняников Посольский приказ.
За что или кого брался этот вид налогов?
4.Работа с источниками .
Внимательно прочтите текст и вставьте пропущенное слово. Ответьте на вопросы.
"До 1646 г. казна взимала пошлины с пуда ... 5 копеек, приблизительно 60 копеек на наши деньги. По закону этого года ... пошлина была увеличена вчетверо, до 20 копеек с пуда, до полукопейки с фунта. Равняя по хлебным ценам тогдашнюю полукопейку 6 копейкам нынешним, видим, что только казенная пошлина вшестеро превышала нынешнюю рыночную цену фунта .... Целым рядом простодушно-грубых соображений указ оправдывал эту меру: будут отменены стрелецкие и ямские деньги, наиболее тяжелые и неравномерно распределяемые прямые налоги; пошлина будет всем равна; в избылых никого не будет; все будут платить сами собою, без правежа, без жестоких взысканий; будут платить и проживающие в Московском государстве иноземцы, ничего в казну не платящие.
Налог на это привел к народному волнению. Какое слово пропущено в тексте?
5.Работа с источниками
Внимательно прочтите текст и вставьте пропущенные слова. Все слова однокоренные
Указом 1705 г. ... была расценена посословно: дворянская и приказная - в 60 рублей (около 480 рублей на наши деньги), первостатейная купеческая - в 100 рублей (около 800 рублей), рядовая торговая - в 60 рублей, холопья, причетничья и т. п. - в 30 рублей; крестьянин у себя в деревне носил ... даром, но при въезде в город, как и при выезде, платил за нее 1 копейку (около 8 копеек). В 1715 г. установлен однообразный налог на православных ... и раскольников в 50 рублей. При ... полагался обязательный старомодный мундир. «... никакого иного платья не носили, как старое, а именно зипун со стоячим клееным козырем (воротником), ферези и однорядку с лежачим ожерельем»! Всякий, увидевший ... не в указном платье, мог его схватить и привести к начальству, за что получал половину штрафа да неуказное платье в придачу.
Ответ ( борода, бородачей, бороде ,бородача)
6. Работа с источниками . Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы.
Замена прямых налогов косвенными в 1656 г., когда оканчивалась победоносная первая война с Польшей и готовился разрыв со Швецией, в московской казне не хватило наличности на жалованье войску, и кто-то, говорили, близкий к царю Ф. М. Ртищев, подал мысль выпустить ... деньги с принудительным курсом серебряных. В денежном обороте не было ни туземной золотой, ни крупной серебряной монеты: рубль и полтина были счетные единицы. Ходячей монетой служили маленькие копейки, деньги - полукопейки и полушки - полуденьги, весом от 6 до 4 долей и менее. На рынке покупатели, остерегаясь карманников, обыкновенно держали эти мелкие неуклюжей чеканки и овальной, впрочем неправильной, формы монетки во рту за щеками. Не добывая своего серебра, московская казна выделывала эту монету из привозных немецких иохимсталеров, получивших у нас название ефимков. И при этой операции не забывали казенного интереса: ефимок на московском рынке ходил по 40 - 42 копейки, а переливался в 64 копейки, так что казна наживала от переливки 52 - 60%. Иногда переделка ограничивалась наложением штемпеля, «царской печати» на ефимок, и он из 40-копеечника становился 64-копеечником. Сначала эти металлические кредитки пользовались полным доверием.. Денежные мастера, люди небогатые, вдруг разбогатели и на глазах у всех начали сорить деньгами, пышно обстроились, разодели жен по-боярски, в рядах покупали товары не торгуясь. Богатые купцы, даже московские гости, , покупали сами ..., привозили ее вместе с казенной на Денежный двор, переделывали в кредитную монету и отвозили на свои дворы.
О каком историческом событии идет речь в документе?
Какое слово пропущено?
Что такое "ефимки".Почему был бурный рост обогащения лиц, связанных с ними?
(Чеканка медной монеты. Медь. Медные деньги. Фальшивомонетчество.)
Тема "Бюджет". "Доход. Расход."
7. Работа с источниками . Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы.
В Других налогах, окладных и неокладных, повторились те же явления: преувеличенные требования казны, внушенные нуждой и предрассудком, будто деньги всегда найти можно, и молчаливый ответ плательщика - огромный недобор. Прибыльщики поусердствовали в изобретении разных пошлин и поборов с промыслов и угодий, и оклады налогов этого разряда приблизительно с 1,5 миллиона первых годов столетия взогнаны были в 1720 г. почти до 2,6 миллиона, но поступления, даже за вычетом перебора, дали полмиллиона недобора, почти 20% против сметы. Финансовые успехи, достигнутые Петром, открываются из его последнего доходного бюджета за 1724 г., составившегося из подушной подати, которую начали собирать в этот год, и из прочих сборов, таможенных, кабацких, промысловых и т. п.
О каком финансовом доходе идет речь. Как по другому называется .
Ответ: бюджет, бюджетный профицит
II СОСТАВЛЕНИЕ И РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ
Задача 1.
Рассчитайте процент налога в XVII веке? Что означает пятая деньга?
В 1614 г., на другой год по избрании Михаила, этот собор приговорил собрать на ратных людей «от избытков по окладу, кто может от живота своего и промыслу на 100 рублев, с того взяти пятую долю - двадцать рублев, а кто может больше или меньше, и с того взять по тому же расчету». Ответ: (20%),)
Плательщики изнемогали. Они и жаловались, что им «тяжко вельми». Если прибавить к этому принудительную скупку казной наиболее прибыльных товаров, например, льна в Пскове по указной цене, мы поймем горечь жалобы местного летописца: «и цена невольная, и купля нелюбовная, и во всем скорбь великая, и вражда несказанная, и всей земли ни купити, ни продати не сметь никому же помимо». Особенно часты и тяжки были чрезвычайные поборы при царях Алексее и Федоре, когда продолжительные и разорительные войны с Польшей, Швецией, Крымом и Турцией требовали тяжелых жертв людьми и деньгами. В 27 лет (1654 - 1680) собирали по разу 20-ю и 15-ю деньгу пять раз 10-ю и дважды 5-ю деньгу .Соответственно (5% и 6,66%),(10% и 20%),
Задача 2.
Рассчитать примерный рост Петра I.
Петр был великан, без малого трех аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-либо стоять. Христосуясь на пасху, он постоянно должен был нагибаться до боли в спине.
Подсказка (1 аршин = 1/3 сажени = 4 четверти = 16 вершков = 28 дюймов = 0,7112 м;)
Ответ: аршин-0,7112 м 3= 21336 СМ.
III.Проведение аналогий
Соотнесите историческое трактование с современными понятиями.
В Судебнике 1558 говорится о денежных и имущественных правоотношениях. Прочитайте выдержки из исторического документа и подумайте, какое современное понятие точнее всего описывает этот сюжет.
А. Кредит банка | 1.С людей служивых взыскивать старые долги в течение пяти лет (от 1558 до 1563) без лихвы, а новые с половинными ростами или 10 на 100: ибо Государь отменяет навсегда старую тягостную лихву (20 на 100). |
Б.Дебиторская задолженность | 2."Взыскание по рядным грамотам должно быть для всех непременное и точное, но без ростов. |
В. Амнистия | 3."Кто не выкупит ручного заклада, того надобно известить, что срок минул, и назначить и к Целовальникам, продать честно, не без надежных свидетелей и взять долг с ростами, а лишнее отдать новый для платежа, неделю или две; ежели и после не выкупит, то нести заклад к Старосте должнику; если же вырученных денег мало для уплаты займа, то остальное взыскать с должника. |
Ответ: 1В, 2 Б, 3В. |
Используемые источники:
1. Н.И.Карамзин. История государства Российского кн.-1-2.
2. История государства российского в 12 т. Тома IX—x - Николай Карамзин - Google Книги
3. ru.wikipedia.org
О каком процессе говорят эти явления денежной реформы советского периода? Укажите годы этих реформ.
1.бумажные деньги были заменены устойчивыми банковскими билетами — червонцами — и устойчивыми разменными денежными знаками. Один рубль образца 1922 года приравнивался к 10 000 рублей в денежных знаках всех прежних выпусков.
2. Переоценка вкладов в Сбербанке осуществлялась следующим образом: суммы до 3 тыс. руб. менялись один к одному, по вкладам от 3 тыс. до 10 тыс. руб. за три старых рубля давали два новых. Если сумма вклада превышала 10 тыс. руб., то один новый рубль давали за два старых. (Деноминация )
Денежная реформа в СССР 1922—1924 годов ,1947 года
Вставь пропущенное слово :
1.Выпущенные бумажные деньги номиналом 20 и 40 рублей , в виде бутылочных этикеток, имеющих низкое качество, в народе получили название ..... (керенки.)
2.Какое название было применимо к первым бумажным деньгам по Указу Екатерины II в 1769г и просуществовавшее до 1843г. Эквивалент первых ... был очень высок от 98 до 101 копейки серебром. При Павле I из обращения было изъято и публично сожжено ... на сумму 6 миллионов рублей. (ассигнации)
3.Серебряная монета, выпущенная Еленой Глинской в 1535г., равная 1/ 2 "московки" и 1/ "новгородки" (новгородской денги или копейки) и установила для нее весовую норму 0, 17г. серебра называлась.... (полушка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь и быт крестьян -феодальные повинности(работа с историческими источниками
Исторические источники и тестовые задания по истории средних веков. Можно использовать при обьяснении нового материала и во время закрепления темы "Феодальное поместье"....
Работа с историческими источниками на основе использования кейс-метода
На основе урока "СССР накануне войны" автор знакомит с технологией кейс-метода, показывает, какие умения формируются у учащихся в рамках данной технологии....
Работа с историческими источниками на уроках истории 10 класс
Задания типа С1-С3 в формате ЕГЭ...
Описание опыта по теме "Работа с историческими источниками"
В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории. Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...
Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"
В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории. Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...
Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"
В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории. Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...
Работа с историческим источником на уроках истории. Лабораторные работы.
Статья рассказывает о развитии учебных специальных навыков при работе с истороическим источником на уроках. Описываются формы и методы работы с печатным историческим источником. Поступательное развити...