Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС на уроках»
материал

Давыдова Наталья Евгеньевна
Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС на уроках»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon davdova_esse_ovz_.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

КПК «Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС на уроках»

ЭССЕ

                                             

Выполнила: Давыдова Наталья Евгеньевна

социальный педагог

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 6»

города Ачинска Красноярского края


Для всех родителей ребенок –

Единственный, неповторимый, лучший,

Пусть даже мало у него силенок

И куча других разных злополучий.

А люди раньше, увидав «особых» деточек, косились,

А матери, стараясь спрятать боль,

Преодолевая трудности, сильнее становились,

Борца примеряя роль.

Но не все на свете равнодушны –

Больше тех, кто хочет  помогать,

За инклюзивное образование единодушны,

Но сложности внедрения ФГОС ОВЗ не сосчитать.

Вследствие влияния многих неблагоприятных факторов за последние два десятилетия резко повысилось число детей с разнообразными формами нарушений психического и соматического развития. Примерно 5—7 % из них — дети с нарушениями генетического характера, последствием которых являются характерные особенности их психического и интеллектуального развития. Наиболее распространенная форма таких нарушений (до 10 % из этих детей) — синдром Дауна. Отмечается существенное повышение количества детей с выраженными расстройствами аутистического спектра.

В последние годы в рамках общемирового процесса отмечается тенденция — родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учреждения интернатного типа и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады. Это желание родителей закреплено законодательно: образование детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) «может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

Одним из первых представлений об инклюзии являлось простое «перемещение» учащихся из специализированных школ в школы по месту жительства или из специальных классов — в классы общеобразовательные. В настоящее время поддержка программ по обеспечению социальной интеграции детей с ОВЗ, их равного доступа к образовательным услугам в детских садах и общеобразовательных школах наравне с их сверстниками, является показателем зрелой социальной политики современного развивающегося общества. Происходит переосмысление обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование.

Требования  ФГОС к результатам освоения ООП ООО заставляют пересмотреть привычные подходы к обучению детей с ОВЗ, признать активную роль обучающегося в учении,  изменение представлений о содержании взаимодействия учителя и ученика. Да, мы, несомненно, понимаем, что инклюзивное образование – это неотъемлемая часть образовательного процесса. Но в практике сталкиваемся с рядом трудностей, при организации уроков, когда дети ОВЗ интегрированы в общеобразовательный класс, сложно гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала. И самое важное необходимо снять психологический груз неприятия ФГОС. Поэтому тема курса очень актуальна на сегодняшний день, особенно его практикоорентированность.

Обучение ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида) в общеобразовательном учреждении в требует от администрации ОУ и педагогического коллектива специальных усилий и компетенций в создании условий для его образовательной и социальной интеграции.

В связи с этим разрабатываются и реализуются адаптированные образовательные программы для учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации (ИПР) инвалида в части создания специальных условий получения образования. Сроки усвоения АООП НОО от четырех до шести лет. Возможна смена образовательного маршрута, программ и условий получения начального общего образования на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО, заключения психолого-медикопедагогической комиссии (ПМПК) и мнения родителей (законных представителей).

Организационное обеспечение создания специальных условий образования для детей с ОВЗ, прежде всего, базируется на нормативно-правовой базе. ФГОС ОВЗ вариативен, для обеспечения эффективного образования детей с ОВЗ         предлагает четыре варианта образования (цензовые 1, 2 варианты, нецензовый и индивидуальный уровень), которые ориентированы на детей с ОВЗ с разной степенью дефекта. Специальный стандарт представлен в описании его вариантов, которые и являются интегральными характеристиками, прямо соответствующими наличествующему диапазону различий в возможностях и потребностях получения образования.

Изучая практические материалы, представленные в рамках курсовой подготовки и, применяя, собственный практический опыт, хотелось бы отметить, что для более эффективного обучения детей с ОВЗ необходимо осуществлять и воспитание, которое должно быть направлено на достижение детьми максимально возможной самостоятельности и независимости как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации. Педагогу, работающему в рамках инклюзивного образования, необходимо включать в образовательный процесс активные методы и приемы обучения, повышающие познавательную активность учащихся, развивающие их творческие способности, повышающие мотивацию к обучению, стимулирующие самостоятельную деятельность. Учителю следует использовать чередование различных видов работ, переключение внимания ученика с одного вида деятельности на другой, чтобы избегать переутомления, но в то же время не дать отвлечься от изучаемого материала и обеспечить его развитие. Также педагог должен дифференцированно подходить к обучению детей с ОВЗ, исходя из их психо-физического развития: разрешить использовать калькулятор; группировать сходные проблемы; размещать небольшое количество заданий на одном листе с упражнениями (например, от 4 до 6 заданий на странице); использовать малое количество заданий для получения оценки; применять листы большого формата для письменного обозначения проблемы; обеспечить каждого ученика визуальным числовым рядом; поэтапно представлять проблемные задания; использовать визуальные пособия (картинки, графики).

Проведя субъективную оценку готовности нашей школы к инклюзивному образованию согласно анкете «Карта оценки готовности образовательного учреждения к инклюзивному образованию», представленной в материалах курса, я понимаю, что мы еще не на 50 баллов (это наивысший балл, который можно набрать по анкете) готовы к данной образовательной деятельности.

Необходимо отметить, что нам еще немало придется работать по формированию инклюзивной культуры, принятия всех детей (людей) такими, какие они есть и эффективного взаимодействия, в том числе и с родителями, осваивая и применяя психолого-педагогические приёмы  преодоления внутреннего сопротивления родителей  при организации инклюзивного  образования детей.

Я считаю, инклюзивное образование наиболее приемлемо для детей с ОВЗ, с которыми рано стала применяться коррекционно-педагогическая работа.  Кроме того, ребёнок с нарушениями в развитии, обучаясь совместно с нормально развивающимися сверстниками, должен сопровождаться узкими специалистами: клиническим психологом, дефектологом и другими в соответствии с дефектом. Инклюзивное образование, в рамках «включённого образования», не должно быть массово, потому что ребёнок с ОВЗ поставлен перед необходимостью освоить стандарт наравне с нормально развивающимися сверстниками. А в действительности это под силу только детям с высоким уровнем психофизического развития, близким к норме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Слово – основная единица языка.

Цели урока: - способствовать освоению понятия слово через филологический анализ стихотворения; способствовать формированию уважительного отношения к родному языку....

Методическая разработка урока истории в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема урока: "Первобытные собиратели и охотники"

Методическая разработка урока истории в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема урока: "Первобытные собиратели и охотники" ...

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Практический опыт образования детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС на уроках математики

1.СодержаниеВведениеОсобенности детей с ограниченными возможностями здоровьяПрактический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС на уроках матема...

Проектирование и проведение современного урока с учетом практического опыта и рекомендаций по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС в олигофренопедагогике

Проектирование и проведение современного урока с учетом практического опыта и рекомендаций по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС в олигофренопедагогике...