Практический опыт образования детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС на уроках математики
материал по математике

Скрипнюк Наталья Андреевна

1.Содержание

  1. Введение
  2. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
  3. Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС на уроках математики
  4. Заключение
  5. Список использованной литературы

 

Введение

«Чтобы озарять светом других –

Нужно носить солнце в себе»

Самое ценное в жизни это наши дети. Для каждого родителя его ребенок – единственный, неповторимый, умный и  лучше всех на свете. Родителям хочется дать как можно больше своему ребенку – призвание, счастливую судьбу, чтобы нашел свое место в этом мире. Но существуют проблемы, которые ребенку надо преодолеть самому. Но есть такие дети, которым приходиться с самого рождения бороться сначала за жизнь, а потом за возможность нормального развития и образования. Это дети с ограниченными возможностями здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachetnaya_rabota_esse.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практический опыт образования детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС на уроках математики

Скрипнюк Н. А., учитель математики

МБОУ «СОШ №14 им. Б.И. Хохлова» г. Симферополя, Республика Крым

  1. Содержание
  2. Введение
  3. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
  4. Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС на уроках математики
  5. Заключение
  6. Список использованной литературы

Введение

«Чтобы озарять светом других –

Нужно носить солнце в себе»

Самое ценное в жизни это наши дети. Для каждого родителя его ребенок – единственный, неповторимый, умный и  лучше всех на свете. Родителям хочется дать как можно больше своему ребенку – призвание, счастливую судьбу, чтобы нашел свое место в этом мире. Но существуют проблемы, которые ребенку надо преодолеть самому. Но есть такие дети, которым приходиться с самого рождения бороться сначала за жизнь, а потом за возможность нормального развития и образования. Это дети с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо признать, что общество довольно жестоко обходится с такими детьми, не признавая их как полноценных своих членов, способных иметь достойную профессию и нормальную жизнь. Однако, если окружить детей с ОВЗ должным вниманием и обеспечить правильное обучение, они вполне способны адаптироваться и стать гармоничной частью современного общества.

В 2012 году дети с ограниченными возможностями здоровья, согласно закона РФ №273-ФЗ ст. 79 часть 4 «Об образовании в РФ», получили возможность обучаться в общеобразовательной школе: … «может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов таких детей (8% всей детской популяции), из них около 700 тысяч — дети с инвалидностью. Каждый год мы видим увеличение детей с ОВЗ, поэтому изучение данной темы является наиболее актуальной в данный момент.

Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

Проблеме особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья посвящали свои труды многие ученые, как в России, так и за рубежом.

Как правило, группы детей с ОВЗ неоднородны, в них входят дети с разноплановыми нарушениями: дефектами слуха, зрения, речи, проблемами с опорно-двигательным аппаратом, интеллектуальным отставанием, с эмоционально-волевыми расстройствами, а также с общей задержкой и нарушениями в развитии. Естественно, в такой ситуации первостепенное значение приобретает правильное воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье и индивидуальный подход во время обучения. Самое важное – прививать ребенку мысль о том, что он полноценен, что он сможет справиться со своей болезнью, сможет развиваться и быть самостоятельным человеком.

Широкие различия в развитии детей с ОВЗ. Некоторые из них развиваются практически нормально или испытывают лишь временные проблемы, другие больны тяжело и необратимо. Но самая главная проблема заключается в том, что дети с ОВЗ не только по физическим или умственным категориям отличаются от полностью здоровых детей, они и мыслят и чувствуют по-другому. Это необходимо учитывать и родителям и педагогам в построении процесса образования.

        Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС на уроках математики

        Каждый ребенок должен ходить в школу, изучать русский язык, математику, музыку, общаться со сверстниками. ОВЗ – не приговор, а лишь необходимость создания определенных условий, которые и были разработаны Федеральным Государственным Стандартом нового поколения. На слуху у педагога появились такие понятия как «инклюзия», «инклюзивное образование». Если «инклюзия» - это «включение», то «инклюзивное образование» - это включение детей с ОВЗ в общеобразовательный процесс в обычном классе общеобразовательной школы, но по адаптированной программе. Целью образования детей  с ОВЗ в общеобразовательном учреждении является их полноценное развитие, и освоение ими общеобразовательной программы, наряду со сверстниками с учетом их индивидуальных особенностей. Эти программы предполагают иную систему оценок. Да здесь и не должны гнаться за оценками – ни дети, ни учителя.

Я ставлю перед собой такие цели обучения математике для детей с ОВЗ:

  • Овладение комплексом минимальных математических знаний и умений;
  • Развитие логического мышления, пространственного воображения;
  • Формирование предметных основных общеучебных умений;
  • Создание условий для социальной адаптации учащихся.

По моему мнению, включение таких детей образовательный процесс обычного класса влечёт за собой ряд трудностей, которые приходится преодолевать учителю.

На практике при обучении детей с ОВЗ необходимо использовать активные приемы и методы обучения, тем самым  повышая познавательную активность детей, развивая их творческие способности, повышая мотивацию к обучению, стимулируя  самостоятельную деятельность.

Для меня главная трудность на уроке состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности детей с ОВЗ с необходимостью выполнения образовательного стандарта.

Работая в таком классе мне необходимо разработать поурочные планы для класса, а также для конкретного ребенка, уметь перерабатывать учебный план и адаптировать свои методы обучения к особенностям учеников с ОВЗ.

Поэтому на уроке я стараюсь чередовать разные виды деятельности:

а) урок начинается с заданий, которые тренируют внимание и память;

б) в середине урока решаем сложные интеллектуальные задания;

в) чередую задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления);

г) применяю игровые моменты, моменты соревнования, т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью.

Я также применяю на уроках методические приемы для обучения детей с ОВЗ: строго слежу за дозировкой содержания учебного материала, делю большие задания, поэтапно разъясняю задания, ученик последовательно выполняет этапы задания с обязательным контролем каждого этапа.

 Ход моего урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему. Если у всех учащихся класса тема общая, то изучение материала веду фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой.

Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для учеников (дифференцированные индивидуальные карточки, упражнения из учебника, тексты на доске, на слайдах презентации).

Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраиваю по следующей структуре (например): учащиеся с ОВЗ работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (в это время я работаю с остальными детьми, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме и детям с ОВЗ) или пока «обычные» учащиеся работают по карточкам на закрепление предыдущей темы, я провожу работу с «особенными» детьми по вспоминанию основных понятий, решения примеров касающихся темы предыдущего урока. Далее я объясняю новый материал всем учащимся. После этого предлагается выполнить практическое задание дифференцированного характера

При работе с карточками для детей с ОВЗ использую: наглядность (каждое действие или слово должно быть подкреплено картинкой, схемой); присутствует постоянное речевое сопровождение с моей стороны, я проговариваю само задание (т.е., что мы будем делать, как будем выполнять задание) – ребенок проговаривает задание после меня; здесь моя речь не насыщенная, а краткая и четкая, т.к. речевая информация усваивается этими детьми в малом объеме.

Само задание ребёнок выполняет пошагово по инструкции, проверяем вместе; учитываю ошибки, которые он допустил и озвучиваю их

Методы и приёмы, которые я использую:

  • словесный метод;
  • наглядный метод;
  • методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя;
  • методы контроля (как устный, так письменный);
  • методы самоконтроля и взаимоконтроля;
  • дифференцированная работа.
  • работа в группах

         Заключение

Работая с детьми с ОВЗ, считаю надо прежде всего учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, мотивировать ребенка к учебному процессу. Конспект урока составлять с учетом чередования умственной и практической деятельности, преподносит материал небольшими дозами, использовать интересный и красочный дидактический материал и средства наглядности. Не забывать про педагогический такт. Каждого ученика, а особенно ребенка с ОВЗ необходимо поощрять за успехи, своевременно и тактически помогать ребенку, развивать в нём веру в собственные силы и возможности. И только  единство совместной деятельности учитель – ученик  способствует успешной адаптации, реабилитации и личностный рост детей в социуме.

Список использованной литературы:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
  2. Статья 79 часть 4 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
  3.  Концепция Федерального Государственного Образовательного Стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 2013.
  4. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.– М.: ВЛАДОС, 2003.
  5. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002.
  6. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития. – М.: Педагогика. – 2004.
  7. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов – М.: Просвещение, 1986.
  8. Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: 2005.
  9. Сорокин, В.М. Специальная психология.– СПб.: Речь, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Слово – основная единица языка.

Цели урока: - способствовать освоению понятия слово через филологический анализ стихотворения; способствовать формированию уважительного отношения к родному языку....

Методическая разработка урока истории в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема урока: "Первобытные собиратели и охотники"

Методическая разработка урока истории в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема урока: "Первобытные собиратели и охотники" ...

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС на уроках»

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС на уроках»...

Система оценивания качества образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями ФГОС на уроках математики.

В данном докладе  читатель  познакомится с нормативными документами по вопросу оценки результатов образования (в частности с метапредметными УУД), а также  с системой  о...

Проектирование и проведение современного урока с учетом практического опыта и рекомендаций по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС в олигофренопедагогике

Проектирование и проведение современного урока с учетом практического опыта и рекомендаций по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС в олигофренопедагогике...