Открытый урок Буддизм
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Буддизм – древнейшая мировая религия»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: знакомство с мировой религией буддизм, с жизнью её
основателя.
Задачи урока:
Предметные: добиться прочного усвоения знаний о возникновении
мировой религии буддизм и её основателя. Изучить понятия Будда,
буддизм, срединный путь, четыре благородных истины.
Метапредметные: способствовать развитию умения сравнивать и
обобщать материал, создавать для учащихся комфортное творческое пространство, неформальную среду общения и возможности самореализации на уроке.
Личностные: организовать совместную деятельность обучающихся с целью формирования уважительного отношения к религиям и их представителям.
1. Эмоциональный настрой на урок.
Из глубокого колодца
Солнце медленно встаёт.
Свет его на нас прольётся,
Луч его нам улыбнётся,
Новый день оно начнёт.
С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным,
солнечным, как улыбки. Улыбнитесь друг другу.
2. Работа по теме урока.
1) Актуализация знаний
На предыдущих уроках мы говорили о духовных традициях, которые присущи каждому народу. Все они основаны на вечных ценностях: это добро, честь, справедливость, милосердие. Важнейшей частью духовных традиций является религия. Как вы понимаете это слово? Дайте ему определение.
(- Религия – это вера в Бога или богов, в духов и ангелов.
- Религия – это поведение людей, связанное с их верой в Бога.
- Религия – это вера в Бога и обряды, ритуалы, связанные с этой
верой)
На какие виды делятся религии? Слайд 2
(На мировые и национальные)
Дайте определение понятию мировая религия.
(Это религия, верующие которой живут в разных странах и
принадлежат к разным народам)
Что означает национальная религия? Слайд 3
(Верующие этой религии принадлежат к одному народу и живут в
одной стране)
Приведите пример.
(Иудаизм – это религия одного народа – евреев)
С какими мировыми религиями мы познакомились на уроках
ОРКСЭ?
( Христианство, ислам)
Поиграем в игру «Кто ни разу не ошибётся?» Слайд 4
Распределите слова на группы по религиям.
Иудаизм
Христианство
Ислам
Рождество, пророк Мухаммед, Библия, синагога, коран, Иисус Христос, мечеть, Аллах, церковь, Моисей.
Самопроверка Слайд 5
Мы познакомились со священными сооружениями разных религий. Слайд 6,7
Все они по-своему красивы, многие из них теперь уже являются не только памятниками религии, но и памятниками культуры.
Прослушайте стихотворение и назовите священное сооружение, о
котором идёт речь.
На Красной площади стоишь ты до сих пор
Вещая миру о могучей нашей силе
В честь военных побед, возведённый собор,
Красивейший из храмов России!
От имени Христа на колокольный звон
Благословил тебя митрополии Макарий,
Зодчим Барме и Постнику низкий поклон,
И царю за шедевр государев!
(храм Василя Блаженного на Красной площади в Москве) Слайд 8
- А какой храм в Санкт-Петербурге похож на храм Василия Блаженного? (Спас на крови). Слайд 9
(храм Кааба в Мекке Ка́аба (араб. الكعبة «куб») — мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе мечети Масджид аль-Харам (Заповедная Мечеть) в Мекке. Это одно из основных мест, собирающее, согласно кораническим предписаниям, паломников во время хаджа. Кааба носит символическое имя «аль-Бэйт аль-Харам», что означает в переводе с арабского «священный дом». ) ) ислам слайд 10
К стене я руку приложу
И тихо-тихо попрошу
Я попрошу для всех родных
Здоровья, радости и счастья,
Пусть мудрость их волос седых
Поможет нам в часы ненастья.
А для детей я попрошу
Всегда безоблачного неба
Чтоб страх не знали и нужду,
Чтоб оставались чище снега.
Для женщин мира попрошу
И в доме и на всей планете,
Чтоб отвели рукой беду,
Чтоб солнце встало на рассвете.
И для мужчин я попрошу
Побольше мудрости в решеньях,
Чтоб сохранили красоту
В животных, в людях и в растениях.
(Стена Плача – еврейская святыня, сохранившаяся небольшая часть стены древнего храма царя Соломона За́падная Стена́, Стена́ Пла́ча или А-Ко́тель (ивр. הַכֹּתֶל הַמַעֲרָבִי, hа-Котель hа-Маарави, Ашкеназское произношение:Косель) — часть (длиной 485 м) древней стены вокруг западного склона Храмовой Горы в Старом Городе Иерусалима, уцелевшая после разрушения Второго Храма римлянами в 70 году н. э. Величайшая святыня иудаизма вне самой Храмовой Горы. ) ) Слайд 11.
Скажите, можем ли мы в одном городе, в одном селе, увидеть
памятники различных мировых религий?
Почему так бывает?
(Потому что в нашей стране живёт много разных народов и у
каждого из них своя религия, свои обычаи)
Вы правы, ребята. В стране, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу. К примеру, в нашем городе проживают представители всех мировых религий.
Но все мы уважительно относимся к религиозным
традициям друг друга, потому что мы одна дружная семья народов
России.
21 век можно назвать веком встречи разных народов и культур.
Встречаясь, разные культуры, обогащают друг друга. Другая культура может быть похожа на нашу культуру или сильно отличаться от неё. Но эти отличия интересны и ценны: благодаря им мы узнаём что-то новое о других народах, других духовных традициях. Многообразие культур делает мир ярким и интересным.
- Работа над новым материалом
а) Рассказ об Индии
- Сегодня, ребята, я хочу вас познакомить с одной из древнейших
религий мира, и для этого мы совершим путешествие в удивительную страну с чарующим названием – Индия. Ребята, а вы слышали что-нибудь об Индии? Слайд 12.
Индия – это страна, которая расположена в Южной Азии и
соседствует с такими странами как Пакистан, Китай, Непал.
Индия – огромная страна. На северо-востоке Индии расположены
величайшие в мире горы – Гималаи, вершины которых сплошь покрыты льдами и снегами. Слайд 13.Эти горы защищают Индию от холодных ветров, поэтому здесь всегда тепло, даже зимой. Древние индийцы верили, что на вершинах этих гор живут боги. Слайд 14. Растительный мир Индии поражает разнообразием и тропической пышностью. В вечнозелёных лесах слайд 15 круглый год распускаются яркие душистые цветы. С восхода до заката слышится гомон птиц слайд 16. Удивительный народ живёт в этой стране. Индийцы первыми научились выращивать рис, хлопчатник и сахарный тростник, подарили миру шахматы и цифры.
2) Сообщение темы и цели урока. Слайд 17.
Здесь 25 веков назад родилась самая древняя религия на земле –
буддизм, сегодня на уроке мы познакомимся с этой религией, её
основателем и его учением. Запишите дату и тему нашего урока,
основные понятия.
Эту религию исповедуют в Китае, Тибете, Корее, Японии. Слайд.18
- На территории России как основная религия представлена в
Бурятии, Туве и Калмыкии.
Эта религия основана на учении Будды, как воплощение наивысшего духовного развития.
Я предлагаю вам посмотреть фильм о жизни этого удивительного
человека.
3) Физминутка « Индийский танец»
4) Проверка первичного восприятия. Беседа.
Какое предсказание сделали мудрецы при толковании сна царицы?
Расскажите о жизни Сиддхартхи во дворце. От чего пытался
предостеречь Сиддхартху отец?
О чём задумался принц после этих встреч?
На какой поступок решился царевич и почему?
Какой путь выбрал Сиддхартха?
Что он означает?
Расскажите, как Сиддхартха стал Буддой? Слайд 18., 19
Будда сформулировал четыре благородные истины. Слайд 20
Первая истина - в жизни существуют страдания.
Вторая истина – причина страданий заключается в желаниях.
Третья истина – страдания можно избежать путём отказа от желаний и страстей.
Четвёртая истина – существует путь, который ведёт к избавлению от страданий.
Понятие добра и зла в буддизме Слайд 21.
Священные книги слайд 22.
Храмы Слайд 23-26
Праздники слайд 27-28
Ребята, давайте определим значение слова страдание.
Подберите слова синонимы, которые имеют такое значение.
(Мучение, испытание, терзание, боль, пытка, переживание)
Заглянем в книгу мудрости толковый словарь С.И.Ожегова и
посмотрим определение этого слова.
Страдание – физическая, нравственная боль
Ребята, а знакомо ли вам чувство страдания? В каких случаях вы его испытывали?
(Когда получишь два по предмету, то очень страдаешь из-за того,
что стыдно перед классом и родителями.
Если поссоришься с близким другом, то очень страдаешь из –за
этого. Хочется поскорее помириться, чтобы не быть одиноким.
Когда умирают близкие люди: бабушка, дедушка, тоже
испытываешь сильные страдания.
Страдания можно испытывать, когда умирает любимый питомец:
кошечка, собачка. Очень жалко становится их терять, потому что
сильно привязываешься к ним)
Как вы думаете, ваши поступки могут стать причиной страдания
других?
(Я думаю, что жестокое отношение к животным, к людям может
стать причиной их страдания. Очень страшно, что люди часто
равнодушно смотрят на эти страдания)
Способны ли вы испытывать сострадание к другу? А к человеку,
который тебе неприятен или который тебя обидел?
Послушайте, как Будда учил поступать в таких случаях.
Притча.
Один из учеников спросил Будду:
-Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?
Будда ответил:
-Если на тебя с дерева упадёт сухая ветка и ударит тебя, что ты
должен делать?
Ученик сказал:
-Ничего. Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка.
Будда сказал:
-Так делай тоже самое. Кто-то был безумен, был в гневе и ударил
тебя. Это всё равно, что на тебя с дерева упала ветка. Пусть это не
тревожит тебя, просто иди своим путём, будто ничего не случилось.
Готовы ли вы последовать его совету?
Нужно постоянно работать над собой, внутренне совершенствоваться и только тогда человек может стать лучше.
Прочтите слова сказанные Буддой ученикам перед смертью. Слайд 29
8) Обобщение
Чему учит нас религия Буддизма?
(Быть добрее, милосердию, заботиться о тех, кто нуждается,
взаимопомощи, не нарушать заповеди, любить всё живое)
Тест слайд 30-37
В конце я хотела бы прочитать одну восточную притчу:
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в
котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить…
И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых
ладоней и подумал: « Спрошу ко я у мудреца: Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком сказал…
Ребята, как вы думаете, что сказал мудрец?
(высказывания детей)
…Всё в твоих руках.
Прав был мудрец – всё в наших руках. Человек может всегда сделать выбор. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. А для этого вы должны идти только дорогою добра, любви и милосердия.
3. Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание. Слайд 38
Я всех благодарю за тёплый доверительный разговор, за добрые,
умные мысли и предлагаю подвести итог нашей беседе закончив
предложения
Я запомнил,что…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Слайд 39
На память о нашем уроке я хотела бы подарить вам изображение лотоса, цветок, который считается символом Будды, на обратной стороне советы Будды. Следуйте им и вы увидите как мир вокруг вас изменится в лучшую сторону.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Конспект урока "Буддизм - философия и образ жизни" 7 класс
Урок "Буддизм - философия и образ жизни" составлен для обучающихся 7 класса в разделе "Художественная культура Древнего мира", знакомит детей с философией древней мировой религии, содержит разнообразн...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...