Исследовательская работа
материал

Дубкова  Светлана Владимировна

Исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dub_isl.doc465.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр эстетического воспитания детей»

«Бисероплетение как средство развития мелкой моторики младших школьников»

                                                                 

Автор: Дубкова Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «Центр эстетического

воспитания детей»

Ижевск, 2013

Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива.

В.А. Сухомлинский

Введение.

Какой родитель не хочет, чтобы его ребенок вырос настоящим интеллектуалом, знающим несколько языков? Будущим Ломоносовым стараются дать все самое лучшее: нанимают репетиторов, покупают компьютеры и обучающие фильмы, записывают сразу на несколько курсов. И чтобы чадо успевало поглощать этот громадный поток информации, заботливые мамы ограждают ребенка от физических нагрузок, домашних обязанностей и бесполезных хобби вроде лепки, рисования или плетения фенечек. Однако ученые уверены, что отсутствие элементарных навыков ручного труда пагубно сказывается на интеллектуальном развитии детей и подростков.

Сокращение в школах программ, обучающих навыкам ручной работы с различными по структуре и свойствам материалами, например тканями, глиной, деревом, металлом, пищевыми продуктами, по мнению специалистов, пагубно сказывается на развитии школьников. Известный британский психолог Арик Сигмэн провел исследование, в котором в течение нескольких лет велось наблюдение за освобожденными от ручного труда подростками. Оказалось, что у участников экспериментов уровень IQ, способность к концентрации и схематизации были ниже, чем у их сверстников, занимающихся в кружках бисероплетения, лепки и работы по дереву. При этом интеллектуальный разрыв не уменьшался и по прошествии времени — став взрослыми людьми, «лентяи» показывали худшие результаты интеллектуальных тестов, нежели «трудолюбивые».

«Мелкая моторика пальцев, развивающаяся посредством кропотливого ручного труда вроде, вышивания, вырезания, напрямую влияет на работу мозга, — рассказал РБК daily кандидат биологических наук, заместитель директора НИИ инновационных технологий обучения Николай Хвалько. – На кончиках пальцев расположены миллионы рецепторов, через которые в мозг поступают нервные сигналы. И чем тоньше будет ручная работа, тем быстрее будут проходить нервные импульсы, что как бы тренирует мозг. У детей нервные импульсы проходят быстрее, поэтому их мозг после упражнений на развитие мелкой моторики сразу откликается повышением когнитивных способностей. Однако даже если взрослые люди будут несколько часов в неделю посвящать ручному труду, показатели их памяти и скорости мышления заметно улучшатся».

Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Да и разве сама по себе хорошо развитая рука приносит мало пользы? Ведь именно благодаря ей, человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует, застегивает пуговицы и завязывает шнурки, и, наконец, работает на том же компьютере, поэтому, от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый "пинцетный захват" и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, требующих согласованных действий обеих рук. Но почему-то мало кто задумывается, что процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание и после того, как ребенок заговорил!

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Уровень развития мелкой моторики ― первый из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыка письма. Письмо ― это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в школьном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей младшего школьного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность, письмо, что способствует эффективности обучения.

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что при специальной организации обучения бисероплетению, построенного с учетом особенностей развития учащихся, у школьников будет быстрее развиваться мелкая моторика. При организации занятий по бисероплетению определенными условиями являются:

1. Создание развивающей среды.

2. Подбор специальных методов.

3. Отбор наиболее эффективных приемов.

Объект исследования: условия, обеспечивающие развитие мелкой моторики у детей 7-8 лет, занимающихся в объединении бисероплетение.

Предмет исследования: бисероплетение как средство развития мелкой моторики у учащихся 1 класса.

Цель исследования: выявить влияние декоративно-прикладной деятельности (бисероплетения) на развитие мелкой моторики у обучающихся 1 классов.

В соответствии с целью были определены основные задачи нашего исследования.

1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики в работах специалистов.

2. Выявить особенности развития мелкой моторики у учащихся.

3. Изучить влияние занятий бисероплетения на развитие мелкой моторики младших школьников.

4. Разработать рекомендации для педагогов, родителей по коррекции и развитию мелкой моторики у учащихся.

I. Теоретические основы изучения состояния мелкой моторики.

  1. Развитие мелкой моторики в работах специалистов.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями, пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, восприятием, вниманием ребёнка. Чем лучше развита мелкая моторика, тем эффективнее работает нервная система ребёнка. От развития мелкой моторики зависит ловкость и гибкость движений рук, скорость реакции ребёнка  на внешние раздражители.

Даже почерк каждого человека имеет свои особенности, связанные именно с развитием мелкой моторики рук!

Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.

Выдающийся русский физиолог Владимир Бехтерев доказал, что манипуляции рук напрямую воздействуют на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Простые движения рук помогают снять напряжение с речевого аппарата, улучшая произношение звуков и развивая речь ребенка. «Зона в мозге, ответственная за речевую моторику, расположена в непосредственной близости от зоны, отвечающей за пальчиковую моторику. Любые движения пальцами рук, активизируя зону пальчиковой моторики, также способствуют активизации речевой моторики», — рассказывает РБК daily старший научный сотрудник НИИ психологии и развития способностей Лариса Шелудченко.

Кроме того, именно последовательные занятия физическим и умственным трудом позволяют избежать нервных перегрузок, которые всегда влекут за собой снижение концентрации внимания, ухудшение памяти, нервные срывы и нежелание учиться».[1]

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное динамическое выполнение упражнений ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

  1. Роль развития мелкой моторики в развитии речи и письменности.

Многие учёные считают, что активность речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности. Ещё Ф. Энгельс писал: «Только благодаря труду, благодаря приспособлению к новым операциям, благодаря передаче по наследству достигнуто путём особого развития мускулов, связок, костей, благодаря новому применению этих переданных по наследству усовершенствований и перехода всё более сложным операциям, только благодаря этому человеческая рука достигла той высокой степени совершенства, на которой она могла, как бы силой волшебства вызвать к жизни картины Рафаэля, музыку Паганини». Иными словами Ф. Энгельс рассматривал труд и членораздельную речь, как главные стимулы, под влиянием которых развивался человеческий мозг, в процессе труда совершенствовалась правая рука и механизм речи, тесно связанные с трудовыми процессами.

И.М. Сеченов и И.П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: «Мне даже кажется, что я иногда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями». Павлов также говорил, что, речь, – это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Это навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.

Таким образом, развитие функций рук и речевой функции рук, выполнявших все более тонкую и дифференцированную работу, увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти руки) в коре головного мозга. Параллельно с этим, не без стимулирующего влияния активных движений рук, развилась и совершенствовалась и речевая функция человека. Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребенка (это уже убедительно доказано как специальными научными исследованиями, так и многолетней практикой работы дефектологов). Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.

Школьник может заблаговременно овладеть и рядом важных для письма двигательных навыков, которые позволят ему постепенно войти в школьную жизнь и успешнее овладеть письмом. Так, в процессе рисования, раскрашивания картинок, обводки трафаретов и контурных изображений ребенок научится соразмерять свои усилия, ограничивать движения, овладеет навыком легкого прикосновения карандаша к бумаге и скольжения по ней, навыком плавного «хода» руки при выполнении волнистых непрерывных линий и пр.

 Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития, на самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений

Сам процесс письма является чрезвычайно трудным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки: правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке и т.д.; орфографические навыки: обозначение звуков соответствующими буквами, соблюдение собственно орфографических правил.

Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма.


II. Организация работы по развитию мелкой моторики у детей 7-8 лет, занимающихся в объединении «Бисероплетение» в Центре эстетического воспитания детей.

Сегодня многие учителя отмечают, что у учащихся начальной школы часто возникают серьезные трудности в формировании навыков письма, поведения, эмоционально – волевой сферы и мышления. Причина чего, как правило – слабо развитая моторика рук и развитие пространственного и образного мышления.

Уровень развития мелкой моторики руки является одним из показателей школьной зрелости ребенка. Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, достаточно развиты внимание, память и связная речь.

В свою очередь недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, снижению мотивации к обучению, нарушению общения, повышения уровня школьной и общей тревожности, что в последствии может привести к школьной дезадаптации. Этот момент в дальнейшем оказывает негативное воздействие и в подростковом возрасте.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, мы решили провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с классными руководителями, психологом,  родителями.

Для изучения актуальности проблемы было проведено мониторинговое исследование развития мелкой моторики руки первоклассников в период с 2008/09 по 2009/10 учебные года в школе №69 и на базе Центра эстетического воспитания детей.

Результаты представлены в таблице № 1 (% от общего количества обследованных детей).

Таблица 1

Учебный год

Общее число первоклассников

Уровни развития мелкой моторики руки

Высокий

Средний

Низкий

2008/09

153

25 – 16%

82 – 54%

46 – 30%

2009/10

167

42 – 25%

111 – 66%

14 – 8%

Анализируя данные можно сделать следующие выводы:

  • процентное соотношение детей со средним уровнем развития мелкой моторики примерно одинаковое и колеблется в пределах от 54% до 68%;
  • значительные колебания отмечены в низком уровне: если 2008/09 уч. г. было снижение процентного соотношения детей с низкими показателями на 22%, то в 2009/10 уч. г. отмечено повышение данного показателя на 11%;
  • несмотря на улучшение % высокого уровня, в среднем 1/5 часть детей, поступающих в первый класс уже «запрограммированы» на неуспех.

Данные выводы подтвердили наличие остроты проблемы в формировании у первоклассников умений мелкой моторики.

С целью разрешения проблемы была разработана образовательная программа по «Бисероплетению», которая выступает одним из направлений совместной работы школы и учреждения дополнительного образования по коррекции качеств школьной зрелости.

Программа является одним из моментов, позволяющих детям со слабо развитой моторикой в адаптации к школьному обучению, способствует более успешному освоению навыков письма и развитию ручной умелости. В свою очередь это ведет к развитию речи и мышления, и как результат более успешной школьной и социальной адаптации.

Принципы построения программы:

  • использование максимально разнообразного материала по развитию мелкой моторики руки, использование бисера разной формы, фактуры;
  • принцип постепенности, плавного перехода от простых заданий к более сложным;
  • принцип индивидуализации (полнота реализации программы зависит от особенностей развития детей, темпа работы каждого ребенка, скорости выполнения тренировочных упражнений).

Разнообразные формы деятельности на развитие мелкой моторики руки учащихся, включенные в занятия, позволяют решать следующие задачи: 

  • сформировать внимание и контроль за собственными действиями, развивать умение строить свою деятельность по словесной инструкции;
  • сформировать умение регулировать движения руки; осуществлять зрительно-двигательный контроль;
  • развить умение анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов;
  • развить внимание, восприятие, воображения.

Контингент детей: учащиеся первых классов школы №69,в количестве 12 человек. Со слабо развитой моторикой - 54% учащихся (данные на сентябрь 2010 года), 26 % со средним уровнем развития мелкой моторики и 20% обучающихся с высоким уровнем.

Основные формы работы:

  • Занятия с детьми с использованием разнообразных форм работы для развития мелкой моторики руки;
  • консультативная работа с родителями и педагогами.

Методические приемы: игры и упражнения на тактильные ощущения, пространственную ориентировку и зрительно-моторную координацию, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Использование пальчиковой гимнастики, ниткописи, бисерографии, применение массажера “Каштан”.

Периодичность: занятия проводятся 2 раза в неделю по 90 минут с перерывами на физкульт – минутки и перемены. Количество занятий – 72 часа в год.

Дополнительно применяются современные информационные технологии. На сайте педагога регулярно размещаются образцы, схемы изделий из бисера для высокомотивированных детей и для тех, кто пропустил занятия по тем или иным причинам. Появилась возможность большего общения с родителями по виртуальной связи.

Мониторинг успешности программы проводится по показателям определенным в следующих диагностических методиках.

Методика

Цель

Источник

1

Тест Куглера

Диагностика наличия элементов легкой формы энцефалопатии

Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Ярославль, 1997 с.93

2

Бендер-тест

Исследование зрительно-моторной координации.

ИМАТОН. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах. Методика Л.Я. Ясюковой.

3

Дорисуй узор

Выявление умения анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов.

Ильина М.В. развиваем внимание и память. М., 2005 с.101

Ожидаемые результаты:

В процессе реализации программы учащиеся покажут положительную динамику развития мелкой моторики и научатся:

  • строить свою деятельность по словесной инструкции взрослого;
  • скорректируется зрительно-моторная координация;
  • анализировать образец и устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов.

Вследствие этого достигнут больших успехов школьной деятельности.

Структура занятия предусматривает:

  • Вступление (приветствие, работа с пиктограммой настроения, рефлексия предыдущего занятия)
  • Разминка (гимнастический комплекс для мышц рук)
  • Тренировочные упражнения на развитие мелкой моторики руки
  • Занятия по бисероплетению
  • Пальчиковая гимнастика
  • Упражнение на развитие восприятия, внимания, воображения
  • Итог занятия

В рамках реализации программы предполагается работа с родителями и педагогами.

Работа с родителями: первичное консультирование по диагностическому исследованию уровня развития мелкой моторики руки; рекомендации (в виде индивидуальных листов с заданиями); повторное консультирование (эффективность проведенной работы) и стратегия дальнейшего поведения родителя с ребенком (рекомендации). Так же предусматриваются совместные занятия родителей и детей, так как совместное занятие творчеством сближает и улучшает семейное взаимопонимание.

Работа с педагогом: индивидуальное консультирование по поводу индивидуальных особенностей развития учащегося (работа психолога учреждения), информация об индивидуальном продвижении учащегося; стратегия поведения педагога с ребенком в школе.

Экспериментальное исследование проходило на базе Центра эстетического воспитания детей Индустриального района города Ижевска в 2009/10 – 2010/11 уч. г.г.

В процессе экспериментального исследования мы использовали следующие методы: наблюдение, беседа с учителем, методики «Рисование ножницами», «Рисование по замыслу», «Деревья из бумажных лент».

Исследование проводилось в течение учебного года. На занятиях использовались индивидуальные, групповые, фронтальные методы работы. Предпочтение отдавалось индивидуальной форме работы в начале года, затем использовались групповые формы работы, так как коллектив детей сформировался, зачастую принимали участие в работе и родители.

Одним из основных методов исследований использовался метод наблюдения. С помощью данного метода осуществлялось наблюдение:

  • за реакцией каждого учащегося (данные поступали непосредственно от самих родителей и педагога);
  • за работой на занятиях по бисероплетению;
  • за реакцией на успешность и выполнение наиболее сложных изделий;
  • за предъявленным заданием и проявлением интереса к нему;
  • за утомляемостью, на поведенческие реакции: умение общаться, расторможенность или медлительность, активность или пассивность.

Из 12 испытуемых можно выделить 3 ученика, которые комфортно чувствовали себя во время выполнения задания, они адекватно реагировали на замечания педагога, в большинстве случаев с интересом относились к предъявленному заданию, старались самостоятельно достигнуть результата, легко шли на контакт со взрослыми, умеют общаться со сверстниками, помогают своим товарищам.

4 учащихся во время проведения эксперимента большой активности в ходе выполнения задания не проявляли, к некоторым заданиям имели интерес, другие выполняли неохотно. Умели пользоваться помощью взрослого, постоянно ждали похвалы. Не всегда адекватно реагировали на замечания педагога. У некоторых школьников наблюдалась быстрая утомляемость, гиперактивность. В основном учащиеся хорошо шли на контакт со взрослым, умеют общаться со сверстниками.

4 человека из 12 младших школьников с нарушением мелкой моторики не проявили интереса к выполнению задания. Они не умели пользоваться помощью взрослого, неохотно вступали в контакт, часто отказывались общаться.

Один учащийся отказывался от работы вообще.

Еще одним направлением экспериментально-практического исследования было наблюдение, целью которого явилось изучение особенностей развития мелкой моторики учащихся на занятиях по бисероплетению. Во время наблюдения было выявлено, что ребята с удовольствием выполняют интересные для них упражнения, с удовольствием слушают сказки – притчи, затем охотно их обсуждают.

Когда педагог использует различные формы работы с детьми, они раскрепощаются, чувство «неуспешности» не возникает. Каждый воспитанник с удовольствием демонстрирует и защищает свою работу.

При исследовании развития мелкой моторики у первоклассников в декабре 2010 года мы заметили динамику в развитии, получились следующие данные:

Данные, которые мы получили в ходе беседы с учителем, свидетельствуют о том, что в данном классе есть учащиеся, у которых показатель продуктивности работы в наибольшей мере приближается к показателям нормально развивающихся учеников. Отличия имеются преимущественно в повышенном количестве допускаемых учащимися ошибок при выполнении заданий в классе. При этом они начинают сами замечать допускаемые в работе ошибки.

Также необходимо отметить наличие того процента учащихся, у которых наблюдается низкий уровень развития мелкой моторики. Большое количество допускаемых ошибок сочетается у них с низкими показателями темпами работы. Их постоянно приходится побуждать к продолжению начатой деятельности.

Кроме того, имеются учащиеся, которые работают быстро, но крайне невнимательно, они часто отвлекаются. Периодически возникает необходимость организовать их деятельность. Эти ученики допускают ошибки, которые обычно остаются ими незамеченными.

Но результативность деятельности и проведение программных мероприятий на лицо.

Мы продолжили совместную работу, в которую были включены родители, дети, классный руководитель, психолог Центра и педагог дополнительного образования объединения «Бисероплетение». Так как данная работа развивает у ребёнка не только внимательность, но и так называемую зрительно - моторную координацию и мелкую моторику кисти рук. Для результативности занятий необходимо помнить, что совместная деятельность педагога дополнительного образования и классного руководителя должна быть системной и регулярной.

Для того чтобы, наша исследовательская деятельность носила наглядный, результативный характер, мы определили контрольную группу, из учеников 1-го класса, школы №69. Они не занимаются в системе дополнительного образования. Контрольной группой был определен класс с повышенным уровнем обучения, а класс, занимающийся в ЦЭВД – с более низким уровнем.

Сравнительный анализ на начало учебного года (2010-2011) показал результаты, что контрольная группа имеет результаты ваше, чем у испытуемых.

По результатам исследования развития мелкой моторики у учащихся можно сделать следующий вывод, что испытуемые действительно имеют слабо развитую мелкую моторику., однако, результаты декабря месяца 2010 года показывают следующее:

Как видно из диаграммы, при сравнительном анализе - контрольная группа имеет динамику развития мелкой моторики у первоклассников гораздо ниже, чем у испытуемых. При беседе с родителями отмечено, что дети испытуемой группы стали более внимательны, воспринимают устные указания и объяснения педагога, на занятиях усидчивы и собраны, психолог учреждения при диагностике отметил, что эмоционально волевая сфера учащихся развивается. Адекватно могут реагировать на замечания и критику, видят причинно-следственные связи.

На контрольном этапе повысилось количество учащихся выполнивших задание на высоком уровне. Количество данных учащихся составляет 4 это 33,3% от всего количества испытуемых. Эти школьники сосредоточенно и самостоятельно в течение определенного времени работали и не допустили ни единой ошибки. Улучшили свои результаты, внимательно проверяли сделанное, если допускали ошибки, то замечали их и исправляли самостоятельно. Сравнивая результаты контрольного и констатирующего этапа эксперимента, мы увидели, что уровень устойчивости и концентрации развития мелкой моторики на высоком уровне увеличился.

На среднем уровне 5 школьников, что составляет 41,7% от всего состава детей. При выполнении задания учащиеся работали самостоятельно, по ходу допускали немногочисленные ошибки. Улучшили свои результаты. Полностью приняв задание, удержали инструкцию до конца его выполнения. Количество допускаемых ими ошибок значительно уменьшилось. Следовательно, сравнивая результаты двух экспериментов, мы также увидели, что на среднем уровне развития мелкой моторики младших школьников произошли изменения.

Часть учащихся показали низкий уровень: 3 школьника из 12, что составило 25% от всего количества испытуемых. Эти учащиеся не проявили интереса к заданиям, в процессе работы допускали многочисленные ошибки. Так, например, Миша С., (8 лет) и Денис М., (8 лет) повысили свои результаты. Они до конца задания сохранили инструкцию, но из-за трудности сконцентрировать внимание на работе, допускали ошибки. Поэтому, сравнивая работу мы пришли к выводу, что у ребят, заметно улучшились навыки развития мелкой моторики.

Соответственно, можно сделать вывод, что предложенные нами занятия по «Бисероплетению» и совместная работа с классным руководителем начальной школы, а так же упражнения способствовали повышению уровня развития мелкой моторики младших школьников.

Таким образом, поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов мелкой моторики у учащихся являются актуальными и поэтому предлагаемые нами способы взаимодействия системы дополнительного образования и общего образования, системы дополнительной занятости детей окажут существенную помощь при исправлении недостатков развития мелкой моторики у младших школьников.

Сравнивая результаты контрольного и констатирующего этапов экспериментального исследования можно сделать вывод, что у учащихся 1_го класса во время формирующего этапа экспериментального исследования произошли значительные изменения в развитии мелкой моторики. По словам педагогов и родителей у детей, занимающихся бисероплетением значительно улучшился почерк, они стали более усидчивыми и внимательными, что значительно повлияло на их успеваемость. Ребята стали более раскрепощенными.

На основе результатов экспериментального исследования были разработаны рекомендации для педагогов по развитию мелкой моторики у младших школьников:

-Определять заранее, на какие процессы в развитии мелкой моторики будет направлено наибольшее воздействие в ходе уроков и занятий, и как лучше осуществлять регуляцию этого психического процесса в целях его совершенствования.

-Уделять особое внимание учебно-материальному обеспечению занятий с младшими школьниками (оснащение материалами и инструментами высокого качества).

-Обеспечить эстетические условия для осуществления коррекционно-воспитательной работы (оснащение учебного процесса наглядным материалом, который в наибольшей степени отвечает требованиям эстетики).

-Соблюдать охранительный режим, что оказывает положительное воздействие на учащихся, предполагает обеспечение на занятиях бисероплетения спокойной деловой обстановки, четко организованного и привычного хода работы.

-Разговаривать во время занятий ровным, спокойным, доброжелательным тоном, а педагогическим тактом, заинтересованным отношением к выполняемому учеником заданию создавать атмосферу творчества и взаимного понимания.

-Строить каждое занятие в тесном единстве с дидактическими, воспитательными и коррекционными целями.

-Приучать обучающихся видеть, прекрасное в окружающем, в искусстве педагог должен предполагать организацию наблюдений за окружающей действительностью, посещение музеев, выставок, просмотр кинофильмов и т.д.

-Проводить на заключительном этапе каждого занятия оценку работ учащихся.

-Использовать игры и упражнения, формирующие умения воспринимать и различать величину, форму, цвет, положение предметов в пространстве, а так же умение владеть техникой рисования.

-Уделять большое внимание творческой деятельности вне занятий. В школе, классе - нужно определить место, где во время перемены учащиеся могли бы порисовать, поплести, и т. д.

Таким образом, коррекция нарушений мелкой моторики, свойственных младшим школьникам осуществляется путем творческого воздействия на нарушенные или ослабленные функции детей, путем систематического воспитания и совершенствования у них организованности, точности и напряжения. Умение активно и сосредоточенно выполнять предложенные задания на уроках в школе.

Заключение

Анализ теоретических источников и результаты экспериментального исследования развития мелкой моторики у младших школьников показали, что проблема является актуальной.

Мелкая моторика в жизни и деятельности, учащихся выполняет много разных функций. Она активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает творческую и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.

Присущие младшим школьникам грубые нарушения мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении. В связи с этим актуальны поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов развития мелкой моторики у учащихся.

Проведенная нами исследовательская работа на констатирующем этапе эксперимента показала, что у учащихся 1 класса страдает развитие мелкой моторики. По результатам констатирующего эксперимента определили, что у младших школьников нарушены все свойства мелкой моторики, но не у всех учащихся одинаково. Многие ученики не в состоянии активно переключать внимание, и в большей степени страдает объем. Другие наоборот имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию.

На формирующем этапе нами были использованы программные занятия по бисероплетению и специально подобранные упражнения для развития мелкой моторики у учащихся младших классов.

Основная задача тренировочных упражнений состояла в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук на уроках в школе и на занятиях по Бисероплетению.

Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простых к более сложным для ребенка заданиям по мере овладения ими. Коррекция нарушений мелкой моторики, свойственных школьникам осуществляется путем избирательного воздействия на нарушенные или ослабленные функции детей, путем систематического воспитания и совершенствования у них организованности, точности и напряжения. Умение активно и сосредоточенно выполнять предложенные задания на занятиях бисероплетения.

На контрольном этапе нашего экспериментального исследования были сделаны контрольные срезы знаний по методикам констатирующего эксперимента. Сравнивая результаты этих двух этапов эксперимента, мы увидели, что под влиянием коррекционно-развивающей работы постепенно расширились возможности учащихся замечать, интенсивно выполнять несложную однообразную работу, обобщать и осмысливать воспринятое. Они становились более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их деятельность приобретала осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.

Таким образом, в ходе нашего экспериментального исследования рабочая гипотеза нашла свое частичное подтверждение.

Тем не менее, проблема развития мелкой моторики у учащихся младших классов остается актуальной на сегодняшний день. Поэтому считаем, что разработанные нами рекомендации, а так же программные занятия и подобранные упражнения по развитию творчества и бисероплетения, направленные на развитие мелкой моторики, окажут помощь педагогам, родителям, воспитателям в устранении данных нарушений у младших школьников.

Список литературы

Книги одного и более авторов:

  1. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. – М.: «Гном и Д», 2005.
  2. Гонеев А.Д., Мифенцева Н.И. Основы коррекционной педагогики. – М.: «Академия», 1999.
  3. Жукова Н.С. Формирование устной речи. – М.: Социально-политический журнал, 1994
  4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речиу дошкольников. – Екатеринбург: «Литур», 2006.
  5. Зайцева И.А., Кукушин В.С. Ларин Г.Г., Румега Н.А., Шатохина В.И. Коррекционная педагогика/ Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов. н/Д: «МарТ», 2002.
  6. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
  7. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
  8. Под редакцией Л.С. Волковой. Логопедия. – М.: «Владос», 2007.
  9. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Чиркина Т.В. Коррекция нарушения речи. – М.: «Просвещение», 2009.
  10. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: «Айрис пресс», 2008
  11. . Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., «Просвещение», 1989.
  12. 6. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.

Ссылки:

  1. http://proigrushku.ru/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej/
  2. Размещено на /http://xreferat.ru/71/465-2-specificheskie-osobennosti-melkoiy-motoriki-deteiy-doshkol-nogo-vozrasta-s-onr.html
  3. http://www.islamnews.ru/news-13545.html


[1] Статья «Отсутствие навыков ручной работы отрицательно сказывается на интеллекте детей» на сайте http://www.islamnews.ru/news-13545.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...