Выступление на МО " Профилактика зрения у учащихся"
консультация (5 класс)
В данном выступлении представлены способы профилактики зрения на уроках: физкультминутки, комплексы упражнений для глаз
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_zreniya.doc | 315.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа № 3»
Выступление на МО учителей начальных классов
«Профилактика нарушений зрения»
Подготовила
учитель Топчий Н.Д
2017 - 2018 учебный год
Актуальность. Жизнь человека - постоянное и активное взаимодействие с окружающей средой, которое невозможно без сложных и совершенных органов чувств, важнейшим из которых является зрение. Подсчитано, что 95% информации о внешнем мире мы получаем теперь благодаря зрению.
В настоящее время резкое сокращение двигательной активности современных школьников и увеличение зрительных нагрузок привели к серьезным заболеваниям и нарушениям зрения.
Установлено, что более 50% современных школьников страдает близорукостью, нарастают и возрастные изменения глаза, приводящие к дальнозоркости. Причем, тревожная тенденция увеличения нарушений зрения в настоящее время не только не уменьшается, но и не стабилизируется.
В чем же причина столь массовых отклонений в развитии зрительных функций у младших школьников?
Глаз как орган заканчивает свое структурно-функциональное формирование лишь к 11-12 годам. В возрасте 6-7 лет, т.е. к моменту начала школьного обучения, орган зрения ребенка находится в стадии интенсивного развития. Главная его особенность – наличие так называемой дальнозоркой рефракции. Наиболее физиологическая нагрузка для такого глаза – рассматривание удаленных объектов. А что мы наблюдаем в школе? Большую часть учебного времени дети работают с книгой, тетрадью, на близких от глаз расстояниях. Такие зрительные нагрузки для многих детей становятся непосильными. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем и структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи.
Возникает близорукость, т. е. глаз привыкает к работе на близких расстояниях (работа с книгой, тетрадью) и теряет способность к четкому видению отдаленных предметов. Следовательно, существующие противоречия между физиологическими возможностями зрительного анализатора детей и общепринятыми технологиями школьного обучения способствуют массовому возникновению зрительных расстройств. Выход из создавшейся ситуации видится нам в следующем: необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока.
Достичь этой цели можно при помощи приемов, один из них заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала, так называемый режим «зрительных горизонтов».
Следующая особенность проведения учебных занятий в режиме «зрительных горизонтов» - размер предъявляемого дидактического материала. (Сюжетные и предметные картинки, карточки с буквенным текстом, цифровой материал). Самые мелкие детали должны быть по высоте не менее 1см. Размер самых крупных изображений не должен превышать 2-3 см.
Можно проводить и специальные упражнения, которые, помимо тренировки зрения будут способствовать развитию ряда психических функций: зрительной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного и логического мышления.
Например, учитель демонстрирует в течение нескольких секунд 7-9 мелких изображений предметов, затем убирает их и просит детей произнести увиденное.
Следующий способ расширения зрительной двигательной активности - проведение физкультурных минуток для глаз с помощью расположенных в пространстве классной комнаты ориентиров. Физкультурные минутки выполняются через 10-15 минут напряженного зрительно труда на близких расстояниях.
Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органа зрения. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем (а детям особенно) в целях профилактики нарушений зрения.
Гимнастика для глаз. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину
(лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен
двигаться взгляд в. процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории
«восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 — коричневый, № 3 — красный, № 4 — голубой, №5 — зеленый.
Упражнения выполняются только стоя.
Можно рекомендовать и такие упражнения для глаз, которые хорошо сочетаются с физическими упражнениями. Например, игра в «веселых человечков». На карточках, которые показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения (наклоны головы и туловища, отведение рук или ног в стороны, приседание и т.д.) Размер изображения 1-2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движение.
Необходимо как можно чаще чередовать описанные приемы расширения зрительно-двигательной активности и эффект не замедлит сказаться.
Следует на каждом уроке выполнять специальные упражнения для сохранения зрения, по Э.С. Аветисову – это движение глазными яблоками во всех возможных направлениях вверх-вниз, в стороны, по диагонали, а также упражнения для внутренних мышц глаз. Их надо сочетать с общеразвивающими, дыхательными и корригирующими упражнениями. При выполнении каждого из них (особенно с движениями рук) можно выполнять и движения глазного яблока, фиксируя взгляд на кисти или удерживаемом предмете. Голова при этом должна быть неподвижной. Амплитуда движения глазного яблока максимальная, темп средний или медленный.
Важно строго соблюдать дозировку специальных упражнений. Начинать следует с 4-5 повторений каждого из них, постепенно увеличивая до 8-12. Исходное положение в двух первых группах – сидя.
Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.
Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.
Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.
Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4 раза.
Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуги и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.
Укрепление наружных мышц глаз.
а) Круги Мехта.
Диаметр = 30 см.
1 круг – волны,
2 круг – углы,
3 круг – ромбы,
4 круг – спирали.
б) Упражнение «Карты «Движение». Это упражнение способствует улучшению оптической координации обоих глаз, укреплению наружных прямых мышц глаз.
Методика выполнения: сесть свободно, не напрягаясь. Проделать движение глазами «по» и «против» часовой стрелки. Упражнение выполнить 5 раз. После каждого движения поморгать глазами несколько секунд.
Упражнения для активизации работы мышц глаза
Упражнения способствуют снятию статического напряжения, улучшают кровоснабжение, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости, совершенствуют координацию в горизонтальной плоскости, повышают устойчивость вестибулярных реакций, способствуют улучшению координации движения глаз и головы, улучшают
упругость век.
1. Сядьте, расслабьте тело. Широко открывайте и закрывайте глаза с интервалом в 30 с. Повторите 5—6 раз.
2. Вращайте глазами по кругу по 2—3 с. Повторите 3—4раза.
3.Быстро моргайте в течение 1—2 мин.
4.Смотрите вдаль 30—40 с. Переведите взгляд на палец на расстоянии 25—30 см от глаза и смотрите 3—5 с. Повторите З—5 раз.
5. Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхнее веко соответствующего глаза и подержите 1— 2 с. Повторите 3 — 5 раз.
6.Вытяните руки вперед, смотрите на конец пальцев вытянутой руки расположенной по средней линии лица. Медленно приближайте палец, не сводя е него взгляда. Повторите 3—4 раза.
7.Отведите полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону. Медленно передвигайте игрушку справа налево и следите за ней глазами, верните игрушку в исходное положение. Повторите 4 — 5 раз. Выполните упражнение для левой руки.
8. Поднимите глаза вверх. Опустите глаза. Поверните глаза в правую сторону. Поверните глаза в левую сторону. Повторите 3 — 4 раза.
9. Поверните голову назад и постарайтесь увидеть предметы, находящиеся сзади. Выполните упражнение 2—3 раза для правой и для левой стороны.
10. Возьмите мяч в руки. Поднимите мяч перед глазами, широко откройте глаза, посмотрите на мяч. Опустите мяч. Поднесите мяч к носу. Отведите в исходное положение. Следите глазами за мячом.
Повторите 4 — 5 раз.
11.Вытяните руки с мячом вперед. Раскачивайте руки влево, вправо и следите глазами за мячом. Повторите 5—8 раз.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ МЫШЦ ГЛАЗА
Комплекс 1
Способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшению кровообращения (и.п. - сидя).
1.Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза с интервалом 30 сек (5-6 раз).
Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо не поворачивая головы (3-4 раза).
Вращать глазами по кругу по 2-Зсек. (3-4 раза).
Быстро моргать (1 мин.).
Смотреть вдаль, сидя перед окном (3-4 мин.). •
Комплекс 2.
Способствует снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению мышц глаз (и.п. - стоя).
1.Смотреть прямо перед собой (2-Зсек.), поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-Зсек., опустить руку (4-5 раз).
2. Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты;
опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза).
3. Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле; отыскать в небе птиц или самолет и проследить за ними взглядом; назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.
Комплекс 3.
Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости, восстанавливает кровообращение (и.п. - сидя).
1.Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко одноименного глаза (1-2 сек.); отвести пальцы (3-5 раз).
2.Смотреть на концы пальцев вытянутой вперед руки (по средней линии лица); медленно приблизить указательный палец к лицу, не отводя от него взгляда (3 раза).
3.Отвести полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону; медленно передвигать игрушку справа налево, следить за ней двумя глазами; то же самое, но в обратную сторону (4-5 раз).
Точечный массаж.
В основе точечного массажа (акупрессуры) лежит механическое воздействие пальцами на биологически активные точки (БАТ). Биологически активные точки имеют рефлекторную связь с различными внутренними органами и системами. Самомассаж точек проводится в положении сидя или, что более желательно, лежа. Перед процедурой кончиком указательного пальца нащупайте данные точки. Массируйте одновременно каждую точку справа, кончиками указательного и больших пальцев. Движения пальцев вращательные или слегка вибрирующие. Общая процедура точечного массажа включает в себя последовательный массаж следующих точек:
ТОЧКА № 1 Расположена на внутренней поверхности предплечья на расстоянии трех пальцев выше складки запястья. Время массажа - 2-3 минуты.
ТОЧКА№2 Расположена на задней поверхности шеи между мышцами и затылочной костью. Время массажа 2-3 минуты.
ТОЧКА №3 Расположена на расстоянии 0,3 см от внутреннего угла глаза. Время массажа - 1 минута.
ТОЧКА № 4 Расположена на нижнем крае глазницы, на уровне зрачка. Время массажа - 1 минута.
ТОЧКА № 5 Расположена на расстоянии 0,5 см от наружного края глаза. Время массажа - 1 минута.
ТОЧКА №6 Расположена на расстоянии 0,5 см от наружного конца брови в углублении. Время массажа - 1 минута.
ТОЧКА № 7 Расположена в центре мочки уха. Время массажа - 1,5 минуты. Точечный массаж повторяется 2-3 раза в день. Общая продолжительность 2-3 недели, после чего перерыв 7-10 дней и повторный курс массажа.
Виды массажа для снятия напряжения и улучшения кровоснабжения глаз.
Массаж висков. Положить пальцы на виски, легонько надавливая, массировать круговыми движениями. Затем положить 4 пальца на край кости скулы: указательный возле уха, мизинец - у глаза. Надавить на кость каждым пальцем по очереди. Затем несколько минут подержать на висках листок фольги.
Массаж уха:
растирать мочку уха между большим и указательным пальцами
растирать мочку уха между ладонями (5-10 раз)
с силой массировать косточки за ухом
Массаж бровей.
Захватить бровь у носа между указательным и большим пальцами, разминать ее с усилием, медленно перемещая к концу брови.
Массаж мышц шеи.
Сидя верхом на стуле, руки положить на спинку и голову опустить на них. Массажист выполняет поглаживание, выжимание, разминание.
При поглаживании движение руки начинается от волосяного покрова вниз. Движения выполняются ритмично одной либо двумя руками без значительного давления 30-40 секунд. Затем - выжимание без большого давления - 20-30 секунд. Разминания одной рукой, затем «Щипцы» и двойное кольцевое (двумя руками) - 2-3 минуты. Можно применять вибрацию кулаком 10-20 секунд. Завершить поглаживанием- 4-6 движений.
Самомассаж. Сесть на стул ровно, облокотившись на его спинку, голову держать прямо. Поглаживать одной и двумя руками - 20-30 секунд. Растирать 4 пальцами по кругу - 1минута. Разминание одной и двумя руками («щипцы») - 1 минута
Зрительные паузы.
Зрительные паузы повышают остроту зрения у детей.
Расслабляющее упражнение для глаз «релакс».
Сесть прямо, медленно закрыть глаза, поднести ладони, сложенные «ковшиком» (пальцы плотно соединены, в центре ладони углубление), к глазам и накрыть их так, чтобы центр ладони не касался глазных яблок. Дыхание ритмичное. Устранить напряжение в пальцах, расслабить запястья, локти. Постепенно возникает ощущение темноты и теплоты, мышцы глаз расслабляются. Это упражнение можно повторять в течение дня многократно, особенно при значительных зрительных нагрузках.
Зрительная пауза с фонариком.
Проводится в зимнее время. Педагог водит фонариком (в темноте) по стенам, потолку, по полу. Дети прослеживают путь фонарика взглядом. На фонарик можно надеть цветную пленку, и тогда луч окрашивается. Если фонариков несколько, то можно поиграть в «догонялки».
Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, то он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации на своем уроке оздоровительные гимнастические минутки отдыха для души и тела ребенка. Помните, что 75% всех болезней ребенка заложено в детском возрасте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"
Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...
Классный час "Профилактика зрения"
Влияние цвета на организм. Профилактика зрения. Цель: донести до учащихся информацию о здоровьесберегающих технологиях.Задачи: показать, что здоровье людей зависит от знаний и самостоятельного об...
Гимнастика для профилактики зрения
Предложенный комплекс упражнения поможет укрепить мышцы глаз....
Комплекс упражнений для профилактики зрения
Комплекс может выполнять и ребёнок и взрослый...
Гимнастика для профилактики зрения
Гимнастика для профилактики зрения...
Гимнастика для профилактики зрения
Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях...