Маленький гражданин большой страны.
методическая разработка

Мячина Нина Николаевна

Дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства, зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.

Формирование ценностей, моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей – одна из важнейших задач.

В каждый возрастной период ребёнку необходимо предоставить максимально полный объём материальных и иных благ, которые требуются ему для нормального роста и полноценного развития, окружить его заботой и вниманием со стороны родителей и педагогов, учитывая самоценность детства в жизни человека.

Важной целью в воспитании маленького гражданина  большой страны является - формирование у детей основ социально- правового сознания. Обеспечить воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Педагогам представляю методический материал по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое занятие

«Маленький ребенок в большой стране»                                                                 (Дети под музыку забегают в зал,  садятся на стульчики)

Ведущий: 

  Дорогие ребята, родители, гости, уважаемые коллеги от всей души вас приветствуем на нашем празднике. Много лет подряд, (60 лет) 20 ноября весь мир отмечает светлый и добрый праздник – всемирный праздник День ребенка. Он посвящен дружбе, братству, взаимопониманию и благополучию детей во всем мире. От всего сердца поздравляем всех с этим замечательным праздником! Пусть наши дети будут всегда здоровы, веселы и счастливы!

Ведущий:                                                                                                                         
День осенний в ноябре -
Праздник на календаре!
День подарков и цветов,
Ты встречать его готов?

Протяни с улыбкой руку
Немцу, русскому, якуту,
Англичанину, эстонцу -
Пусть сияет ярче солнце!

Чтобы мирно жить смогли
Люди в радости, любви,
Взрослые на всей планете,
Нынче дарят праздник детям!

Ведущий 1: 

Много праздников на свете,
Всех не сосчитать!
Любят взрослые и дети,
Вместе их встречать!

Но сегодня День ребенка,
Празднует весь Мир,
От Парижа до Гонконга
Весть летит в эфир:

Поздравляем! Любим! Верим!
Мир вам сохраним!
Подрастайте! Улыбайтесь!
Мы вас защитим!

Песня «Детство»

Ведущий:

Если б люди не дружили,
Как бы мы на свете жили?
Ведь без дружбы с давних лет
Ничего на свете нет!

Светлое, искренне слово «Дружба»! а что это такое по-вашему?

Алиса:            – Что такое дружба?– спросила я у птицы.
Ярослав П.:   – Это когда коршун летает вместе с синицей.
Алиса:            – Спросила я у зверя: – Что такое дружба?
Денис:             – Это когда зайцу лисицу бояться не нужно.
Алиса:             –  А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?
                            Это что-то огромное, радостное, большое.
Кира:               –   Это когда ребята все сразу, все вместе играют.
Соня                 –  Это когда мальчишки девчонок не обижают.
Все дети:          –  Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.

Ведущий:

  - Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.

Викторина «Кто с кем дружит?»

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

 - Назовите пословицы о дружбе:

  • Дружба дороже денег
  • Друга ищи, а нашел, так береги
  • Старый друг лучше новых двух
  • Друг познается в беде
  • Сам пропадай, а друга выручай
  • Друг за друга держаться – ничего не бояться
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей
  • С добрым дружись, а злых берегись

Ведущий:

- А если вдруг настигнет беда,

С другом поссорились?

Это навсегда?

Пальчиковая игра «Мизинчик»

А из пальцев мой любимчик,
Самый маленький –
Мизинчик!
Потому что, если только,
С кем поссорюсь невзначай,
Попрошу его тихонько:
"Поскорее выручай!"
Кто обижен, кто обидчик –
Повернись друг к другу,
Подавай сперва мизинчик,
А потом всю руку:
- Мир, мир навсегда!
- Будем вместе?
- Да-да-да!
А. Пшеничный

Ведущий:

Все дети хотят, скорее, подрасти и стать взрослыми, а взрослые вспоминают свое беззаботное детство.

1реб.:

Детство – время золотое

И волшебные мечты.

Детство – это мы с тобою,

Детство – это я и ты.

2 реб:

Где чудеса живут,

Волшебники и феи.

Где ярче мир вокруг

И звонче птичьи трели.

3 реб:

Мы очень – очень дружные

Веселые послушные.

Песни распевальные

И очень танцевальные.

4 реб:

Мы весело танцуем,

И запеваем в лад,

Пусть радостно сегодня,

Детей глаза блестят.

Танец «Маленькие звезды»

Ведущий:

Чтобы дети были счастливы, наше государство заботится о детях

И строго следит, чтобы соблюдались права ребенка.

Какие ребята, вы знаете права?

Загадки о правах ребенка:

Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой,
Имеют полное право на …
(отдых)

***

Сказка учит нас, друзья,
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку,
Даже глупому мышонку. 
Ох, как нужно нам оно,
Это право на …
(жильё)

Чтобы вырасти успешным,
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны 
Право на …
(образование)

***

Знают  все на свете,

Знают взрослые и дети –

Имя каждому дано, 

И у каждого одно!

(имя)

Если дети заболели,
Плохо чувствуют себя,
И у них бронхит, ангина, 
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только …
(врач)

4 реб. :

Я имею право быть чёрным и белым.

Я имею право быть ловким и смелым.

Ты имеешь право иметь своё имя.

Ты имеешь право быть просто любимым.

Мы имеем право на всём белом свете.

Мы имеем право! Мы – дети!

«Если нравится тебе, то делай так»

5 реб:

Я хочу чтоб все смеялись

Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны,
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны.

Песня «Не отнимайте Солнце у детей»

Ведущий:

Пусть сегодня улыбки горят ярче огней.

 Этот день необычный, этот день для детей.

Чтоб «цветы» нашей жизни могли благоухать,

Нужно нам непременно их всегда «поливать»,

 «Удобрять» их заботой, добротой, уважением.

Не ругать за ошибки и хвалить достижения.

Относится как к взрослым, но не требовать много.

Приумножить их радость, разделить их тревоги.

Пусть не кончится праздник, как часам в полночь бить.

Детям нужно немного: понимать и любить!

Звучит музыка «Сюрприз»

Василиса:

Сладкоежки

Очень часто говорят:
" Дети любят мармелад,
Шоколадные конфеты,
Тоже важные приметы,
Торты, слойки и печенье,
Крем, домашнее варенье
И хрустящие орешки, -
Они просто сладкоежки".

Эрато Елена

Дарят киндеры

Дети расходятся под музыку.



Предварительный просмотр:

    Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

  В новом Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования процесс воспитания дошкольника должен пониматься, как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей, т.е. речь идет о формировании нравственного воспитательного идеала.

  Дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства, зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.

   Формирование ценностей, моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей – одна из важнейших задач.

   В каждый возрастной период ребёнку необходимо предоставить максимально полный объём материальных и иных благ, которые требуются ему для нормального роста и полноценного развития, окружить его заботой и вниманием со стороны родителей и воспитателей, учитывая самоценность детства в жизни человека.

   Проблема эта решается в двух направлениях: социально-правовом и психолого-педагогическом.

   Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребёнка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений; психолого-педагогическое – создание благоприятных условий соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.

   В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребёнка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребёнка во всём мире.image.png

1924г. –  в рамках Лиги Наций принята <<Женевская декларация прав ребёнка>>.

1948г. – Генеральная Ассамблея ООН приняла <<Декларацию прав человека>>, которая провозгласила, что дети имеют особое право на защиту и помощь.

1959г. – «Декларация прав ребёнка».

1989г. – «Конвенция в правах ребёнка».

1990г. – «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей».  

   В 1990 г. Россия ратифицировала важнейший международный документ – «Конвенцию о правах ребёнка», в которой впервые ребенок рассматривается  не  только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.

Конвенция ООН провозглашает ребёнка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребёнка на  нравственно-правовых нормах, в основе которых лежат подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребёнка, к его мнению и взглядам.

Конвенция ООН pravo_konvencia.gif

о правах ребёнка:

Статья 6.1.  Дети имеют неотъемлемое право на жизнь.

Статья 8.     Дети имеют право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9.     Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

Статьи 12,13,15. Дети имеют право выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

Статься 19. Дети имеют право на безопасные условию жизни, право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления.

Статься 23.1. Дети инвалиды имеют право на полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают их достоинство, способствуют уверенности в себе и облегчают их активное участие в жизни общества.

Статья 24.1. Дети имеют право на медицинский уход.

Статья 27.1. Дети имеют право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Статья 28-29. Дети имеют право на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечить подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе.

Статья 30. Дети имеют право говорить на своём родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

Статья 31. Дети имеют право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих их возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Статья 31. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

день-ребенка.jpg



Предварительный просмотр:

Знаете ли вы права ребенка?

(вопросы, задания, тесты для детей).

  1. Назовите имя, отчество, фамилию поэта, написавшего «Сказку о золотом петушке».
  2. Как звали летающего человечка, который очень любил, который очень любил сладости и жил на крыше?
  3. Как звали крокодила, который дружил с Чебурашкой?
  4. Как в русских народных сказках величают по имени и отчеству медведя?
  5. Большая ли у вас семья?
  6. Назовите всех членов вашей семьи по имени и отчеству.
  7. Есть ли у вас младшие братья и сестры?
  8. Расскажите о ваших обязанностях по дому.
  9. Помогаете ли вы по хозяйству маме, папе, бабушке, дедушке?
  10. Расскажите о своих любимых игрушках.
  11. Расскажите о своих домашних питомцах.
  12. Почему игрушки нужно проверять в специальных лабораториях?
  13. Почему говорят: «Все мы родом из детства»?
  14. Кого мы называем ребенком?
  15. Кто берет на себя воспитание ребенка, оставшегося без родителей?
  16. Почему по телевидению запрещено рекламировать алкогольные напитки и табачные изделия?
  17. Какие привычки называются вредными?
  18. Расскажите о своих полезных привычках.
  19. Чем полезен режим дня?
  20. Делаете ли вы утром зарядку?
  21. Как вы закаляетесь?
  22. Когда отмечают День защиты детей?
  23. От каких опасностей следует защищать ребенка?
  24. Почему детство называют «утром жизни»?
  25. Расскажите о правах ребенка в детском саду.
  26. Какие у вас обязанности  в семье?
  27. Есть ли у вас обязанности в детском саду?
  28. Гражданином, какой страны вы являетесь?
  29. На каком языке вы говорите?
  30. Расскажите о своей малой родине.



Предварительный просмотр:

 Глоссарий

1. Государство — это особая форма организации общества, обладающая определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливающая определённый порядок взаимоотношений между членами общества, установленная на определённой территории, и вовлекающая в свою деятельность всё население на данной территории.

2. Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Право есть система общепризнанных, формально определенных, гарантированных государством норм, т.е. правил поведения общего характера, выступающих в качестве регулятора общественных отношений. Право является средством организации государственной власти. Посредством юридических норм государство осуществляет необходимые функции, делает свои веления общеобязательными для всего населения.

3. Право – это система общеобязательных социальных норм. Право обеспечивает нам юридическую регламентацию общества и отношений внутри него.

4. Права человека – это небольшой по объему набор ценностей, ограничивающих власть и обеспечивающих развитие и бытие автономной человеческой личности. Именно поэтому права человека всегда индивидуальны и принадлежат человеку вне зависимости от включения его в какую-либо группу или структуру. Это общечеловеческая ценность, существующая вне гражданства, национальности, социального статуса и т.п.

5. Обязанности - круг действий, возложенных на кого - то и обязательных для выполнения.

6. Закон — набор правил или норм поведения, который определяет отношения между людьми, организациями, государством/государствами

7. Добро – это, прежде всего счастье всех людей (академик Д.С. Лихачев)

8. Зло - это результат отсутствия в сердце человека Божественной любви. Это вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света (Альберт Эйнштейн)

9. Правонарушение - это противоправное деяние, т. е. такое деяние, которое запрещено нормами права.

10. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным Кодексом под угрозой наказания.



Предварительный просмотр:

Сборник загадок о правах ребёнка

Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой,
Имеют полное право на …
(отдых)

***

Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос, 
Даже нашу козочку, 
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила,
Все имеют своё …
(имя)

***

Чтобы вырасти успешным,
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны 
Право на …
(образование)

***

Если дети заболели,
Плохо чувствуют себя,
И у них бронхит, ангина, 
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только …
(врач)

***

Сказка учит нас, друзья,
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку,
Даже глупому мышонку. 
Ох, как нужно нам оно,
Это право на …
(жильё)

***

Знают, знают все на свете,

Знают взрослые и дети –                                                   

Имя каждому дано, 

И у каждого одно!

(имя)



Предварительный просмотр:

Чтение сказки «Лиса и заяц».

  • Какое право было нарушено?

(право на труд, право на жизнь, право на неприкосновенность жилища)

  • Кто нарушает это право?
  • Нарисуйте схематично персонаж, который помог зайцу восстановить свои права.

Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

  • Какое право нарушила ведьма в этой сказке?

(право на жизнь, право на получение образования, право на владение имуществом).

  • Чьи права были нарушены в этой сказке?

Чтение  сказки «Гуси-лебеди»

  • Какое право нарушили гуси – лебеди, украв братца Иванушку?
 Право жить и воспитываться в семье. Право знать своих родителей, Право на их  заботу, совместное проживание с ними. Право на общение с родителями и другими родственниками.

Чтение сказки «Волк и козлята»

  • Какое право было нарушено?

Право жить и воспитываться в семье.  Всестороннее развитие и уважение  достоинства.



Предварительный просмотр:

Б.Житков   «Чудесное имя»

У белой кошки Феи родился котёнок. Весь беленький. Только самый кончик хвоста – чёрный. Очень похож на меня, - с гордостью говорил чёрный кот Нини. Да у неё лишь кончик хвоста твой, - сказала белая кошка Фея. Имя тоже моё! – заявил чёрный кот. Котёнка будут звать, как и меня, - Нини! Разве может котёнок зваться  «Нини», если из него никогда не вырастет кот? – спросила кошка Фея.

- Феей он зваться тоже не будет. Ни под каким видом!

 - А что ты, собственно, имеешь против Феи?

 - Одной Феи в доме достаточно, - отрезал Нини.

Фея обиделась.

Ну и родители у меня! – воскликнул беленький котёнок с чёрненьким хвостом. – Не успел я родиться, как они уже поцарапались из-за меня. Хотя по мне сразу видно, как меня зовут!

 - Видно? – удивились Нини и Фея.

Яснее ясного, - сказал котёнок. Кончик хвоста – Нини.

Всё остальное – Фея. Всё вместе получается – Нинифея!

Т.Шорыгина  «Похищенное имя»

Рыжий кот дремал на заборе и неодобрительно посматривал на играющих в футбол детей. Своими звонкими голосами, беготнёй, ударами по мячу они раздражали его. Особенно злил кота мальчуган по имени Максим. От него веяло добротой и весельем. Но кот думал: «Какое озорство!» - Максим! Пасуй! – Максим! Гони мяч сюда! – Максим! Бей по воротам!

«Максим! Максим! Максим!» - звенели детские голоса. По всему видно, Максим – общий любимец.

«Вот раскричались! Что в этом конопатом такого особенного? – раздражённо думал кот.- Несправедливо устроен мир! Одним - всё! Другим – ничего! Только пинки и затрещины, - размышлял рыжий воришка, имея в виду себя.

Наконец кот скрылся в кустах.

На другой день Максим и два его друга, Колька и Серёга, решили пойти на рыбалку. Накопали червей, взяли удочки и прибежали к речке Серебрянке.

Ребята устроились на мостках, закинули удочки и стали ждать. Вдруг кусты затрещали, и на тропинке показался незнакомец – рыжеволосый незнакомец с наглыми кошачьими глазами.  – Привет, пацанва! – громко произнёс парень.

- Привет! – неуверенно отозвались мальчики.

Как рыбка, ловится? – спросил рыжеволосый.

Да никак!

 - Ну-ка, дай мне удочку, Максим! – властно потребовал парень. Мальчик растерялся и протянул удилище незнакомцу.

Откуда ты знаешь, как меня зовут?

 - Ну, ты личность популярная. Кто ж тебя не знает! – небрежно бросил парень. Дёрнул удилище – и красавец – карась вылетел из воды.

- Здорово! – ахнули мальчишки. Рыжий заскромничал:

- Ерунда! Фокус – покус! Ну-ка, Серёга, теперь дай твою удочку!

Серёжа послушно дал Рыжему удилище. Фокус повторился, только на этот раз на леске трепыхался голавль. Ребята с восхищением смотрели на незнакомца:

- Как это у тебя получается?

- То ли ещё будет! – завоображал парень. – А что, ребята, может, в картишки перекинемся?

Мальчики замялись:

 - В карты? Да мы только в дурака умеем, и денег у нас нет!

- Причём тут деньги? У вас нет, зато у меня кое-что есть!- С этими словами незнакомец вытащил из кармана зажигалку в виде блестящего пистолетика.

- Классная вещица! – восхитился  Максим. Он давно мечтал о такой  зажигалке. Играть в карты с незнакомцем мальчишкам не хотелось, но они чувствовали какую-то странную власть этого Рыжего над собой.

- У нас ничего такого нет! – снова повторил Максим.

- Что ж, давайте сыграем на имя. Кто проиграет, тот отдаст мне своё имя.

- Имя? Как же можно его проиграть? Ведь имя человеку навсегда, на всю жизнь даётся,- заявил Серёжа.

- Значит, можно! – отрезал Рыжий.- Ну что, сыграем или струсили!

Он достал из кармана колоду и ловко перетасовал карты. Игра началась. Максиму всё время не везло и в конце концов он остался в  дураках. В глазах Рыжего блеснул недобрый огонёк. Он по – кошачьи потянулся и встал.

- Уговор дороже денег! Теперь Максим  - моё имя! Ну, пока, Рябой, ещё увидимся! Он махнул рукой и скрылся за кустами.

С тех пор кличка Рябой словно приклеилась к Максиму. В детстве мама говорила ему, что это капли солнышка попали ему в лицо, вот и появились веснушки.

Он объяснял ребятам:

 - Да не рябой я, веснушки это!

Но все его дразнили: Рябой да Рябой. Мальчик даже поссорился с Колькой и Серёгой и схлопотал двойку по поведению.

Но самое обидное, что и Олеся назвала Максима Рябым. Он убежал с уроков и побрёл к реке. На берегу, мальчик незаметно задремал. Он не слышал, о чём шепчутся струйки. Одна сказала: - Бедный паренёк – потерял своё имя!

 - Не потерял, - возразила другая, - а проиграл его злому волшебнику Юрлонгу!

 - Как же помочь мальчику вернуть имя? Давай плеснём на него водой, произнесём заклинание, и он окажется в стране Имён короля Юджина, и добрая волшебница поможет ему!

Когда мальчик открыл глаза, он увидел перед собой широкую реку, кругом цвели диковинные цветы, а на деревьях созревали странные плоды и ягоды.  – Где я? – испуганно спросил мальчик.

 -Ты в гостях у Короля Юджина! – ответил ему нежный голос.

Максим увидел женщину чудесной красоты, с добрыми глазами.

 - Я знаю, какая беда приключилась с тобой. Я помогу тебе вернуть твоё имя, которое похитил у тебя колдун Юрлонг, он же кот Рыжий вор, сказала волшебница. – Запомни: ты должен победить его на поединке, и тогда твоё имя вернётся к тебе. Ведь имя – не просто звук, вместе с ним ты получил в дар и свою судьбу. Но одолеть Рыжего Вора будет нелегко! Я дам тебе три амулета : камень аметист – он ослепит колдуна, лист ясеня станет твоим щитом, а кисточка из волосков норки поможет тебе в бою. Кстати, имя Максим значит «величайший». Так будь достоин своего имени!

Рыжий Вор прячет твоё имя в вороньем пёрышке. Если достанешь перо, сломаешь его – имя к тебе вернётся! Удачи тебе и прощай!

Волшебница плеснула на мальчика речной водой, и он снова очутился на берегу Серебрянки.

 - Какой странный сон! – подумал Максим, но увидел все три амулета. – Сегодня же вызову Рыжего Вора на поединок и верну своё имя! – решил мальчик.

Он побежал искать злодея и вечером встретил его возле школы.

 - Привет, Рябой! Соскучился по своему имени? – нахально выкрикнул парень.

 - Идём на пустырь за школу, будем драться, если я тебя одолею, вернёшь мне имя! – веско сказал Максим.

 - Как бы ни так! Ишь, чего захотел! …А, впрочем, пойдём! – передумал рыжий. – Я сделаю из тебя котлету!

Противники в сопровождении любопытных отправились на пустырь и бой закипел. Рыжий бросался на Максима, но тот ловко увёртывался, и сам норовил стукнуть Вора посильнее. В руках Рыжего появилась дубинка, он бросился на мальчика. Но Максим достал из кармана лист ясеня, он превратился в прочный щит и закрыл мальчика. От удара о щит дубинка сломалась. Вор отбросил её, но в руке у него блеснул нож. Ребята ахнули.

Рыжий двинулся на Максима, но мальчик не растерялся, а бросил в противника кисточку из волосков норки. Она вмиг превратилась в зверька, который вцепился Рыжему в физиономию. Тот взвыл от боли и стал отдирать цепкую норку. Нож выпал у него из рук.

Тут мальчик подскочил к разбойнику, вытащил из кармана перо и сломал его. Тут Рыжий уменьшился в размерах и превратился в кота. Ребята затаили дыхание от удивления.

Кот зашипел, и приготовился к прыжку. Но мальчик вовремя достал камень – аметист. Яркие лучи ослепили кота. Он заорал, и пустился наутёк. Мальчишки закричали, затопали ему вслед.

 - Ты победил его, Максим!

 - Максим, ты молодец!

 - Максим, Максим, Максим! – неслось со всех сторон. Друзья обнимали мальчика, жали ему руки.

А мальчик радостно воскликнул:

 - Я вернул своё имя! Ура!



Предварительный просмотр:

Список литературы:

  1. Конвенция о правах ребенка
  2.  Конституция Российской Федерации, 1993 г.
  3. Федеральный закон “"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
  4. Федеральный закон “Об образовании”
  5. Федеральный закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”
  6. Астахов П. Я и государство. М.: НП ЮКЦ “РЭНАСТ”, 2009г.
  7. Астахов П. Я и школа. М.: НП ЮКЦ “РЭНАСТ”, 2009г.
  8. Певцова Е. А., Кравченко А. И. Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2008г.
  9. Организация преподавания права в общеобразовательном учреждении (Серия “Организация правового образования”; выпуск 1). - М.: Изд. Дом “Новый учебник”, 2002.

    10. Доронова Т.Н. и др. – Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошк. образов. учреждений – М.: Просвещение, 2006.

    11. Зеленова Н. Г.,Осипова Л.Е. Я –ребенок, и я имею право.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009-96с

    12. Имя вашего ребенка. – СПб.; ООО «Виктория плюс», 2007

    13. Калинина Л.В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. - «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.

   14. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОР, 2007 6. Мячина Л.К., и др. Маленьким детям – большие права: Учебно - методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

   15. Соловьева Е.В., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Степина Н.М. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. (Развитие и воспитание дошкольника)

   16. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)

   17. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)

  18. Фарафонова И.И., Пасякина Л.В., Сухова Е.Г., Комова Т.М. Права ребенка (семейные проекты) – журнал «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.

  19. Русская народная сказка “Заюшкина избушка”

  20. Русская народная сказка “Три медведя”

  21. А.Н. Толстой “Золотой ключик или приключения Буратино”.- М.: АСТ, Астрель, 2006 г.

  22.Усачев А. Приключения маленького зеленого человечка. – М.: Самовар, 1994г

  23. Чтение сказки «Похищенное имя». Т.А. Шорыгина. Творческий центр «Сфера», Москва. 2007.

  24. О.Борисова. Журнал «Ребенок в детском саду»: Правовое   воспитание дошкольников, №5. 2002. саду», №3, №5

  25. Блинова Г.М.«Познавательное развитие детей» .Творческий центр  «Сфера». Москва. 2006.

26. Гризик. Т.И. «Познаю мир»,  Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.

  27. Ковалева Г.А.«Воспитывая маленького гражданина»  М., 2003 Обруч 2000, № 3

28. Пыжьянова Л. Права ребенка. Журнал «Ребенок в детском саду»,  №3, №4, №5. «Сфера». Москва. 2007

  29. Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребенка» Творческий центр

  30. Юдин Г. «Главное чудо света», - М.: «Педагогика», 1991.



Предварительный просмотр:

article18325.jpg

  Более 60 лет в конце ноября во всем мире отмечается День ребёнка.

 В 1954 году Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня ребенка как дня мирового братства и взаимопонимания детей, посвященного деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире.   Именно 20 ноября Ассамблея приняла в 1959 году Декларацию прав ребенка, а в 1989 году - Конвенцию о правах ребенка. 

  20 ноября - конец осени,  дает нам возможность отметить праздник в теплом семейном кругу или в привычном детском коллективе. 

  Дома рекомендуем устроить чаепитие или нескучные посиделки для детей и их друзей, побаловать ребят вкусным угощением или неожиданным подарком.

  В детском учреждении будут проведены тематические  мероприятия, приглашаем родителей к активному участию.



Предварительный просмотр:

Анкета интересов родителей.

Фамилия, имя родителей ------------------------------------   Дата --------------

Мы рады, что вы доверили воспитание и обучение вашего ребенка педагогам нашего детского сада. Наша программа ориентирована на активное участие родителей в работе групп. Мы рассчитываем на сотрудничество с вами. Чтобы мы имели представление о том, как именно вы могли бы участвовать в работе группы, заполните, пожалуйста, эту анкету, отметив в списке то, что вас привлекает.

Мне по силам (интересно, желательно) принимать участие в следующем:

- занятия с детьми в группах (укажите, пожалуйста, какие именно виды деятельности вам доставят особое удовольствие:

чтение -----------------;

изобразительная деятельность---------------------; музыка -----------------; игры --------------

- помощь в организации экскурсий

- помощь в организации праздников

- подбор дома нужных материалов

- придумывание с педагогами различных нововведений.



Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

«Как воспитать маленького патриота»

          Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.  Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

        1.  Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

        2. Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

  3. Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

        4. Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

       5. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

 6. Расширяйте собственный кругозор.

 7. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

  8. Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

        9. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.



Предварительный просмотр:

Опросный лист.

«Ценности вашей семьи».

Мы знаем, что каждая семья – это целый мир: своя культура, традиции, приоритеты в воспитании и развитии детей.

Мы хотим, чтобы наши усилия, направленные на работу с детьми, были взаимно приемлемыми, дополняющими друг друга.

  Пожалуйста, определите степень значимости для вас и вашей семьи таких качеств,  как:

Ум

Совесть

Оптимизм

Здоровье

Материальный достаток

Честь

Воспитанность

Образованность

Интеллигентность

Доброта

Послушание

Порядочность

Верность

Целеустремленность

Самостоятельность

Веселость

Умение находить выход в любой ситуации

Умение подчиняться

Ответственность

Умение управлять людьми и обстоятельствами

Находчивость.

Пожалуйста, прочитайте и продолжите фразы:

  1. В моей семье было важно………
  2. Если дети в нашей семье капризничали, то родители ………..
  3. В моей семье было запрещено ………..
  4. Свободное время в моей семье посвящалось ……………

              Спасибо за ваши ответы.



Предварительный просмотр:

ВИКТОРИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ НА ТЕМУ «ПРАВА РЕБЕНКА»

- Вы, ребята, запомнили свои права? Давайте проверим, как вы их запомнили. Для этого проведем сказочную викторину: я буду называть сказку, а вы постарайтесь вспомнить, какие права героев сказки нарушались или защищались.

Послушайте отрывок из произведения К.И.Чуковского «Айболит»

"...И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по животикам,
И всем по порядку
Даёт шоколадку,
И ставит и ставит им градусники!..."

- О каком праве здесь говориться (Медицинский уход, пища, чистая вода.)

- Нарушалось это право или защищалось? (Защищалось.)

Следующий отрывок из произведения Алексея Толстого «Золотой ключик»

   Вот кто я, поди-ка...

   Грозный Карабас,

   Славный Барабас.

   Куклы предо мною

   Стелятся травою...

   У меня есть плетка,

   Плетка в семь хвостов.

   Пригрожу лишь плеткой –

   Мой народец кроткий

   Песни распевает,

   Денежки сбирает

   В мой большой карман,

В мой большой карман...

- О каком праве я вам прочитала? (Дешевая рабочая сила. Жестокое обращение. Бесплатное образование.)

- Нарушалось это право или защищалось? (Нарушалось.)

Следующий отрывок из рассказа «Цветик- семицветик»

Лети, лети, лепесток,

Через Запад на Восток,

Через Север, через Юг,

Возвращайся, сделав, круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы Витя был здоров!

О каком праве идет речь в этом отрывке? (Дети-инвалиды имеют право на особую заботу, обучение и отдых и охраняется это право «Законом о защите инвалидов в Российской Федерации».)

Следующий отрывок из сказки «Золушка»

Дразнят Золушкой меня,

Оттого, что у огня,

Силы не жалея,

В кухне я тружусь, тружусь,

С печкой я вожусь, вожусь,

И всегда в золе я.

- О каком праве рассказывается в этом отрывке? (О праве на отдых.)

- Нарушалось это право или защищалось? (Нарушалось.)

- Какое право было нарушено в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? (Право на жизнь.)

Вопросы для детей:

- Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (На неприкосновенность жилища.)

- Кто нарушил это право? (Лиса.)

- А кто помог восстановить право? (Петух.)

- Какое преступление совершили гуси-лебеди в сказке, украв братца? (Похищение детей.)

Вспомните сказку Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». На какое право посягнула Царица, приказав Чернавке увести Царевну и бросить, связанной в лесу? (Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.)

Обратите внимание на иллюстрацию к сказке Дмитрия Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».

- Какое право уточки было нарушено? (Право человека на жизнь и личную неприкосновенность.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с нашей викториной потому, что вы хорошо поработали на занятии и помогали вам ваши верные помощники – герои прочитанных вами сказок.



Предварительный просмотр:

 

 

Портрет современного ребёнка старшего дошкольного возраста на фоне времени.

Современный дошкольник – маленький гражданин России, это:

Человек, осознающий себя гражданином не только в современном, но и историческом пространстве страны и города. Он любит свою родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее.

Носитель ещё оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей. Современный дошкольник неплохо ориентируется в ближайшем окружении, своём настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, эстетичности, познания. Современные дети в большей степени, чем их ровесники 80-90-х годов прошлого века, ориентированы на будущее. Они рассуждают о том, где и кем будут работать, сколько зарабатывать и тратить, какая у них будет семья, сколько детей, в каких условиях будут жить и как отдыхать.

Активный  деятель, внутренние резервы которого раскрываются в разных видах предпочитаемой деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной и др. Но в отличие от сверстников прошлых лет он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортнее и всё можно успеть. Он органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности. Он – носитель субкультуры, присущей только дошкольнику и отличающей его от детей другого возраста и взрослых.

Личность, чрезвычайно ориентированная на общение. Современный ребенок одинок, ему очень часто не хватает общения с родителями. Детский сад – вторая семья дошкольника, где он может реализовать свои потребности, где он должен благополучно и интересно жить.

Исследователь, ориентированный на познание человека и природы. Дети любят играть в людей разных профессий, рисовать себя и сверстников, рассматривать изображения сказочных персонажей, играть в дидактические игры, связанные с исследованием человека и его мира, задавать в связи с этим разные вопросы.

Современный человек, предпочтения и интересы которого во многом зависят от условий проживания. Жизнь ребёнка XXI века тесно связана с возможностями и интересами семьи. Дошкольник слушает и смотрит с родителями одни и те же передачи, ходит вместе с ними в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, ориентируется в марках автомобилей, в модной одежде. Современный дошкольник быстрее, чем взрослый осваивает мобильный телефон и компьютер.

Ребёнок, который любит играть, сочинять и фантазировать, радоваться и рассуждать.

 

Родители должны проявлять искренний интерес к любой деятельности ребёнка, уметь видеть все его достижения и проблемы, знать особенности своего ребёнка.

pochemuchki.gif



Предварительный просмотр:

Всемирный день ребенка – 20 ноября.

Золотое кольцо России.

Цель: Формирование у детей основ социально- правового сознания. Обеспечить воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи и программное содержание:

Направить познавательную активность детей на системное выявление важнейших мировоззренческих идей: взаимосвязь человека и природы, человека и семьи, человека и общества в целом.

Обеспечить условия по формированию основ гражданственности ребёнка и развития правового сознания у детей дошкольного возраста.

Добиться уточнения и усвоения знаний о прошлом и настоящем Родины, о людях разных национальных культур, создающих своим трудом ценности культуры и все необходимое человеку для удовлетворения материальных и духовных потребностей.

Обеспечить уточнение и расширение представлений у детей о

о многонациональном государстве России, территории России, древних городах Северо-Восточной Руси, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры России, центрам народных ремёсел.

Приобщение к истокам духовности, истории России. Способствовать развитию интереса к традициям русского народа.

Повысить компетентность родителей воспитанников по проблемам гражданского воспитания и семьи.

Обеспечить обогащение и активизацию словаря:

Использование образных выражений, пословиц и поговорок

Обогащение словаря антонимами:

Предполагаемый результат:

Дети имеют представления о правах и обязанностях, символике нашего государства.

Могут анализировать свои поступки, поступки окружающих, ориентироваться в ситуации, где необходимо постоять за себя и других, уметь высказывать и отстаивать свое мнение.

Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.(имя – имечко, квартира- квартирка, город –городок)

Образование относительных  прилагательных (государство – государственный, город – городской, право – правовой. ).

Согласование  относительных прилагательных с существительными в роде, числе

Преобразование словосочетаний прилагательное + существительное  единственного числа  во множественное и наоборот.

Практическое  употребление  словосочетаний существительное +  прилагательное  мн. числа в  родительном падеже  (много древних городов, старинных памятников).

.

Анализ простых распространённых предложений, составление графической схемы и обозначение слова – предмета, слова-действия, слова-признака, предлога.

Совершенствование  навыка  распространения  предложений  однородными  определениями, дополнениями, сказуемыми.

Закрепление навыка составления сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

Составление предложений с предлогами, с заданным количеством слов, с заданным порядком слов.

Совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах по данному или коллективно составленному плану, самостоятельно.

Пересказ

Б. Житков «Чудесное имя»

Т. Шорыгина  «Похищенное имя»

Методическое обеспечение:

- Сосчитай 

- Один - много

-  Назови ласково

Картотека стихов и загадок.

Картинный материал.

Презентация Power Point

«Детям о правах ребенка»

Ознакомление с художественной литературой: 
«Право на жизнь» 

Сказки: «Красная шапочка», «Кот, дрозд и золотой петушок», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Право на жилье и неприкосновенность

«Три поросенка», «Семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Морозко», «Приключения Чиполино»

Право на здоровье и медицинское обслуживание

«Айболит», «Мойдодыр»

Право на образование «Золотой ключик, или приключения Буратино»

Право на защиту от экономической эксплуатации

 Сказка «Маша и медведь», «Сказка о попе и работнике его Балде»

Право на отдых и досуг «Золушка»

Право на защиту от похищения

«Снежная королева», «Гуси-лебеди»

Русская народная сказка “Заюшкина избушка”

Русская народная сказка “Три медведя”

А.Н. Толстой “Золотой ключик или приключения Буратино”.- М.: АСТ, Астрель, 2006 г.

Усачев А. Приключения маленького зеленого человечка. – М.: Самовар, 1994г.

Б. Житков «Чудесное имя»

Т. Шорыгина  «Похищенное имя»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация "Права маленького гражданина"

Буклет по правам ребенка. Материал может быть использован классными руководителями на классных часах, и на уроках....

Исследовательская работа "Маленькая история большой страны" часть1 и часть2

Главный герой- труженик тыла и через призму его воспоминаний раскрывается судьба воина-отца, погибшего под Смоленском в 1941году....

Кодекс маленького гражданина города Белая Калитва

Кодекс маленького гражданина города Белая Калитва...

Статья: "Школа и семья как союзники в воспитании маленького гражданина".

Взаимодействие школы и семьи как важнейший фактор духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания....

урок по правам "Права маленького гражданина"

методическая разработка для педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов...

Классный час "Я маленький гражданин большой страны"

Классный час в форме развлекательно-познавательной игры для учащихся 5 класса...

"Маленькие липчане-патриоты большой страны"

МБОУ СОШ № 2п.Добринка Липецкоцй области принимала участие в реализации социально значимого проекта "Маленькие липчане - патриоты большой страны" реализуемого  Липецким региональным отд...